Проблемы детства с историко-педагогической точки зрения

Проблемы детства с историко-педагогической точки зрения

2

Содержание

Введение

Глава 1. Детство как основа развития человека

1.1.Периодизация детства и особенности развития детей

Глава 2. Педагогические мысли прошлого на развитие личности

2.1.Философско - педагогические воззрения

2.2. Педагогика как боговдохноленное искусство

2.3. Духовность как основа личности

Заключение

Литература

Введение

Этот вопрос все еще оспаривается: что такое детство? Судя по высказываниям Толстого, все-таки это, скорее, состояние души, ее свойство. Мне, например, такой взгляд кажется более правомерным. Да и как иначе, если одни из нас повто-ряют за Горьким: «В детстве у меня не было детства», а другие-- за Сент-Экзюпери: «Я пришел из детства, как из страны».

Удивительное это состояние, что может длиться годы, а может потрясти душу однажды, но запомниться навсегда. В первой повести Толстого в главе, давшей название книге, «детство» это чувство передано так верно, почти до физического осязания, что у читателя невольно возникает острое воспоминание некогда пережитого беспричинного восторга, душевной ясности и покоя.

Современный глубокий и тонкий писатель Виктор Астафьев в автобиографической повести «Последний поклон» рассказы-вает тоже о детстве, почти сиротском, голодном, босоногом, которое, естественно, отличается от того, что прожил и пережил Лев Толстой и его герой. Вот уж воистину: у одного похлебка жидкая, у другого -- жемчуг мелкий, а страсти вроде одинако-вые. Та же наполненность, чувство слияния со всем миром, неодолимая жажда впечатлений, впитывание терпких ароматов деревенской жизни. Богатству событий, что ежедневно проис-ходят на деревенской улице, мог бы позавидовать любой сыто-благополучный, но запертый, закупоренный в четырех стенах мальчишка. Да ведь и завидуют: разве мы все не замечали, как притягивает чрезмерно «одомашненных» ребятишек воля, коей пользуются «беспризорные» дети. Потому-то еще од-ной особенностью детства можно назвать потребность воли, простора для всяческого движения: физического, умственного, эмоционального.

Взрослых часто удивляют, ставят в тупик резкие переходы в поведении детей, перепады в их настроении. Это оттого, что мы для себя все решили: вот это -- вещи первостепенной важно-сти, это--третьестепенной, а этим можно и вовсе пренебречь. Ребенку неведома подобная жесткая классификация. Он может горько заплакать оттого, что исчез солнечный зайчик, и сча-стливо засмеяться тому, как красиво выглядит ловко подстри-женная им мамина чернобурка. А в другой раз реакция может быть обратной, потому что в тот момент у него будут иные желания и интересы, и солнечный луч в темной комнате может „казаться совсем некстати, если идет игра в «тайну», в «ужасную опасность». Значит, еще одна особенность детства: отсутствие «нормативного» отношения к миру. И еще неумение отличить мир реальный от выдуманного.

Наверное, каждый из нас наблюдал, как занятно знакомятся дети. Они открыто или прячась за взрослого разглядывают друг друга, потом вдруг доверчиво протягивают ладошки и говорят: «Давай играть», если только не отвергнут навязываемое знакомство решительно и бесповоротно. Что они такое узнают в тот краткий миг взаимоизучения, по какому признаку, по каким критериям оценивают незнакомца, нам неведомо. Мы, вырастая, забываем многое из того, что умели и знали в детстве. В том числе и это умение безанкетного выбора напарника в деле. Какое-то природное чутье подсказывает им, руководит ими в отношениях и со взрослыми: к кому-то они доверчиво кидаются, предаются целиком; кого-то отвергают, несмотря на соблазны. Если это чутье им изменяет--значит,»гирокомпас» уже испорчен, разрушен наставлениями взрослых: определять «качество» людей не по тому, лежит к ним сердце или не лежит, а по тому, отвечают ли они нормам «приличия»[4,92].

«Ребенок не разбирает звания людей, а всей душой чувству-ет, что в каждом человеке живет то, что одно и то же и в нем и во всех людях» («Путь жизни»)[6 ,85}.

Детская незлопамятность, умение прощать. Нас это часто и умиляет и раздражает. Наблюдая за играми детей, мы видим: сейчас они --друзья, не разольешь водой. Через минуту поссо-рились, подрались даже. Но вот прошли, высохли слезы -- и снова вместе. Такое впечатление, что в их отношениях отсут-ствует память о прошлом, совсем недавнем, как отсутствует и прогноз отношений. Будто они живут ощущением сей минуты. Но это нам так только кажется. Просто у них своя система оценки зла и добра. В рассказе, названном по-толстовски задиристо «Девочки умнее стариков», живописуется как раз такая ситуация. На деревенской улице повздорили две дев-чушки, обрызгали друг друга грязью и запачкали новые наря-ды. Матери их сцепились между собой, вмешались мужчины, затеялась большая уличная свара, остановить которую, каза-лось, уже будет невозможно. Но увидела старая женщина, что те, из-за кого разгорелся сыр-бор, давно мирно играют, забыв обиду и урон, причиненный друг другу, и пристыдила старушка скандалистов: «Умней они вас". А Толстой завершает рас-сказ излюбленной сентенцией: не будет вам счастья, если не будете, как дети. (Примечательно: последняя статья, над ко-торой трудился писатель, называлась «Детская мудрость».)

Ведь осердясь надолго, отказываясь от обще-ния, они потеряют гораздо больше --напарника своих занятий, а приобретают надутую скуку и спесь. Дети не умеют делать себе «на зло», лишь бы другому досадить, не умеют извлекать радость из отчуждения, противостояния. Как писала Крупская, детям не свойственна природная злонамеренность. Если и появляются среди них «злые мальчики», вроде героя одноимен-ного рассказа Чехова, то можно с уверенностью сказать, что здесь мы столкнулись с тем случаем, когда взрослые постара-лись лишить ребенка ценнейшего из детских свойств и весьма в этом преуспели. Потому что отсутствие гордыни, коварства злоумышления -- верный признак детства. Впрочем, это отнюдь не означает, что в их характерах нет самолюбия, само-уважения, желания постоять за себя. Но здесь часто срабаты-вает мудрое правило: наказан-- значит, прощен. Нет долгого преследования за один и тот же грех. Гордыня же и ковар-ство--это не поступок, это уже система отношений и поведе-ния.

Сколь же, действительно, прекрасно это состояние, имену-емое детством, и отчего бы людям не внять призывам мудрецов и не оставаться во веки веков детьми? Да оттого, что напрасны эти призывы, неисполнимо это желание, свойственное многим из нас: задержать наших ребятишек в счастливой поре детства. Ведь один из парадоксов жизни заключается в том, что неис-полнение такого желания только и обеспечивает возможность развития человечества в целом и человека в отдельности. Наиболее полные условия для проявления названных «детских-свойств как раз приводят к «овзрослению» человека. Чем шире выход в мир природы, людей, вещей, чем полнее удовлетворяется потребность ребенка в новых впечатлениях, тем меньше наивности, бессознательных движений души у него. Чем больше знаний, тем упорядоченной становятся его отношения миром и людьми.

Проблема детства заключается в том, что от того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в детстве, насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение с родителями и воспитателями, зависит весь дальнейший жизненный путь личности. Поэтому во все времена вопрос о воспитании и образовании детей звучал злободневно и занимал умы видных людей человечества. И тема исследования, следовательно, актуальна, т.к.тема «детство», «воспитание» переживает сейчас нелегкие времена , это период реформирования. И как гласит пословица «Новое - это хорошо забытое старое» т. е. чтобы найти что - то совершенное, надо обратиться к истории.

Цель данной работы - рассмотреть проблемы детства с историко - педагогической точки зрения.

Задачи:

- рассмотреть философско - педагогические воззрения;

- рассмотреть религиозно - педагогические воззрения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Детство как основа развития человека

1.1. Периодизация детства и особенности развития детей

К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес-кие показатели, особенности протекания физиологических процес-сов, качественные изменения роста, развитие психики эмоциональ-но-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нрав-ственной зрелости. В современных периодизациях детства отмеча-ются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоциональ-но-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологичес-кую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и соци-альную, в течение примерно 17--18 лет в различных формах соци-ального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следую-щую структуру.

1. От рождения до 1 года -- раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации.

2. От 1 года до 3 лет -- собственно младенчество. Один из наи-более плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

3. От 3 до 6 лет -- раннее детство -- период перехода из младен-чества в детство. Время интенсивного накопления социально значи-мого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирова-ния основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода -- от рождения до 6 лет -- называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-воле-вая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллек-туальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.

4. От 6 до 8 лет -- собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психо-логических структур головного мозга, дальнейшее накопление фи-зических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обес-печивающих готовность к полноценному систематическому учебно-му труду.

5. От 8 до 11 лет -- предподростковый период -- время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к от-рочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период име-нуется еще и младшим школьным возрастом.

6. От 11 до 14 лет -- отроческий, подростковый возраст -- но-вый качественный этап в становлении человека. Его самыми харак-терными чертами являются: в физиологическом отношении---поло-вое созревание, в психологическом -- личностное самосознание, со-знательное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

7. От 14 до 18 лет -- юношеский возраст -- период завершения физического и психологического созревания, социальной готовнос-ти к общественно полезному производительному труду и гражданс-кой ответственности. Девушки и юноши -- старшие школьники -- получают некоторую подготовку в области психологии и этики се-мейной жизни.

В каждый период возрастного становления ребенку важно дос-тигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофи-зиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Так, шес-тилетки к концу периода все же еще не готовы к систематическим занятиям в школе. А старшеклассники требуют более решительного и интенсивного вовлечения их в общественную жизнь и производительный труд для обеспечения-эффективного нравственного; физи-ческого и гражданского созревания. Всякие попытки формирования развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем возрасте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психи-ческим срывам. Оберегание от труда и гражданской ответственности в период юности ведет к социальной инфантильности, к срывам в духовно-нравственном формировании.

Характеризуя каждый из названных возрастных периодов разви-тия детей под углом зрения их духовно-нравственного становления, следует отметить ограниченность опыта реальных общественных от-ношений у дошкольников и младших школьников. Этим и объясня-ется их огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сори-ентироваться в жизни и утвердить себя. Дошкольники и младшие школьники способны оценить и ценят нравственные качества в дру-гом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Они оценивают эти качества утилитарно-практически, а чело-веческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосред-ственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступ-ках. Период дошкольного и младшего школьного детства является са-мым важным для развития эстетического восприятия, творчества и фор-мирования нравственно-эстетического отношения к жизни. В этом воз-расте осуществляется наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неиз-менном виде на всю жизнь.

Подростковый возраст наиболее сложный в жизни детей. Это воз-раст закрепления приобретенного в раннем детстве нравственно-эс-тетического багажа, его осмысления и обогащения. Важная особен-ность в том, что ребенок переживает половое созревание. Реальная сложность его жизни заключается в постепенно нарастающей волне самоосознания, самопознания, самооценки себя в системе социальных отношений, в развитии нравственно-эстетического сознания и мыш-ления. Если подросток ощущает и понимает, что гармонично вклю-чается в жизнь, находит удовлетворение своим потребностям, то и физиологические процессы протекают нормально. Если же он конф-ликтует со сверстниками и взрослыми, его интересы подавляются, одна за другой возникают противоречивые ситуации, то половое со-зревание усложняет угнетенное психическое состояние.

Подростки недалеко ушли от младших школьников, но уже пере-шагнули через барьер самосознания. Их еще очень сильно привлека-ет внешняя форма жизненных явлений, но уже интересует и их содержательное социальное наполнение. В восприятии нравственно-эстетического облика другого человека господствует функциональ-но-романтический подход. Подросток оценивает эстетически не толь-ко внешний вид, но и отдельные, привлекающие его нравственные качества. Он выделяет, например, отвагу и смелость, активность и верность, справедливость и решительность. И в зависимости от их наличия или отсутствия судит о человеке в целом: хорош он или плох. красив или некрасив. Подростка может увлечь и асоциальный тип поведения, псевдоромантический образ жизни людей, совершающих правонарушения. Все это делает подростковый возраст периодом осо-бого внимания со стороны взрослых и продуманного индивидуаль-ного подхода.

Не менее сложен и юношеский возраст. В этот период завершает-ся физическое созревание человека, реально возникают условия для его психической и нравственно-эстетической зрелости. Юноши и де-вушки уже готовы к участию в общественно-производственной дея-тельности, в производительном труде. Однако пока еще семья и шко-ла не обеспечивают необходимых условий, удерживают старшекласс-ников на положении подопечных, постоянно контролируемых людей, будто не способных к самостоятельным решениям, к ответственнос-ти за свое поведение и свои действия. Это препятствует развитию у юношей и девушек самодеятельности, становлению коллектива, осу-ществлению многосторонней деятельности общественных органи-заций, школьного ученического самоуправления.

Юноши и девушки способны к целостной нравственно-эстетичес-кой оценке человека в единстве его духовной и внешней физической красоты. Их сознание насыщено знаниями, впечатлениями, идеаль-ными стремлениями, максималистскими требованиями к нравствен-ному поведению человека. Отдельные старшеклассники, стремясь в своем максимализме к формированию в себе высоких нравственных качеств и общественных идеалов, не имеют возможности для их ре-ального осуществления. В результате они внутренне «перегорают», успокаиваются, склоняются к равнодушию и скептицизму, уходят в «неформальные» объединения. Другие, преодолевая жизненные пре-пятствия находят выход к реальным делам, ответственным обще-ственным отношениям и формируются как цельные личности. Тре-тьи проникаются мещанской житейской мудростью. В личной прак-тике они убеждаются, что совсем не выгодно быть самим собой. Нуж-но казаться, лицедействовать, изображать из себя общественника и тогда можно неплохо устроиться.

Основной способ формирования личности старшеклассников со-стоит в разрешении противоречия между их готовностью к полно-ценной социальной жизни и ограниченностью, отставанием от жиз-ни, содержания и организации их повседневной деятельности. Оно преодолевается на основе осуществляемого в условиях современной индустрии и передовых форм организации труда соединения обуче-ния молодого поколения с производственным трудом.

Особенность отроческого и юношеского возрастов состоит в том, что подростки, юноши и девушки не всегда считают нужным и спо-собным выразить свое нравственно-эстетическое отношение к жиз-ни в эстетической форме. В их среде можно столкнуться с фактами, когда хорошие ребята выглядят комичными и жалкими или внешне ведут себя вызывающе грубо. Важно помочь подросткам разобрать-ся в самих себе, найти адекватные формы самопроявления.

О сформированности у юного человека общественно ценного нравственно-эстетического отношения к жизни можно говорить тог-да, когда его нравственно-эстетическое чувство и сознание выступа-ют в качестве действенного стимула активной борьбы с безобразием, безнравственным и антиэстетичным. Это чувство и сознание превра-щаются во внутреннего контролера, не позволяющего переступить через нравственный закон. Оно становится совестью, средством са-мопрозрения и самонаказания, приносящим нравственное удовлет-ворение и душевное спокойствие или раскаяние и угрызение.

Так, для накопления жизненного опыта ощущений, эмоций и для их фиксаций есть известный период детства. Это -- период, когда ребенок стремится в своем ознакомлении с внешним миром упражнять органы внешних чувств. Ему необходимы предметы, обла-дающие сенсорными стимулами. В более старшем возрасте один только сенсорные стимулы не удовлетворяют ребенка и задерживают его внимание лишь ненадолго; здесь нужны стимулы, соответствующие стремлению ребенка к грамоте, счету, знакомству с природой, строением родного языка, общественной жизнью, различными видами труда и т.д. Внешний материал развития, соответствующий развивающимся психи-ческим нуждам ребенка, представляет собой как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься наверх: эти ступени должны вести к становлению высших совершенств. Это и есть развитие личности.

Идея сензитивных периодов теснейшим образом привязала проблемы воспитания к решению проблем развития, условий, предпосылок и факторов развития.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать