Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
.И. Белякова в главе "Профилактика речевых нарушений и предупреждение вторичных дефектов" [9], подразделяет причины на биологические и социально - психологические.Биологические, которые представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.). А также первые месяцы жизни после рождения; семейная отягощённость речевыми нарушениями; нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшенства).Социально-психологические:1. все виды депривации (недостаточное удовлетворение основных потребностей); особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребёнка со взрослыми.2. отделение от матери в раннем возрасте иногда влечёт за собой тяжёлые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения.3. нервно-психическое здоровье, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);неприятие со стороны матери (отца);неполная семья;конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.);воспитание в двух домах;резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания ("кумир", гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей);усвоение ребёнком одновременно двух языковых систем.М.Е. Хватцев [7] впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические.Расстройства речи могут вызваться нарушением или периферического, или центрального, или проводящего отделов соответствующих анализаторов. Эти нарушения в силу взаимосвязи центральных концов анализаторов сказываются на деятельности всей коры. При чём поражение любого отдела анализатора нарушают деятельность последнего в целом. Например, поражения или аномалии уха, нёба вызывают специфические расстройства коркового анализа и синтеза вследствие недостаточности приходящих в кору мозга раздражителей. Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.Как было выше сказано, М.Е. Хватцев [7] в речевой патологии выделил органические расстройства (нарушено анатомическое строение коры мозга или периферических органов речи) и функциональные (нарушена только деятельность при сохранности анатомической структуры коры мозга и периферических органов речи).Расстройство речи центрального происхождения порождается или болезненной раздражимостью мозга, или действующими на него ненормальными речевыми раздражителями, или, наконец, психическими ("психогенными") факторами.Как утверждает М.Е. Хватцев [7], причиной патологического изменения мозговой деятельности (нарушение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов) могут быть воздействия: физические (перегрев, переохлаждение мозга), механические (удар, сотрясение головы), химические (интоксикация мозга), биологические (бактерии, вызывающие тяжёлые болезни и нарушения деятельности эндокринных желез).У детей чаще всего наблюдаются две последние категории причин: яды (токсины) и всякого рода нарушения обмена веществ, ослабляющие высшую нервную деятельность, часто возникающие в результате тяжёлых форм дистрофии, коклюша или рахита. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит - задержку в развитии речи или косноязычие (от слова косный, т.е. малоподвижный, неповоротливый).Особенно вредно отражается на развитии речи у маленького ребёнка, как это установлено профессором Н.И. Красногорским [7; 57с.], расстройства пищеварения и питания, т.к. при этом резко падает образование условных рефлексов. Даже относительно лёгкие нарушения питания задерживают нормальное развитие речи. Более резко такое влияние сказывается в первые три года жизни ребёнка. Как показал тяжёлый опыт Великой Отечественной Войны, в этих случаях, кроме задержки в развитии речи, новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отмечаются неустойчивостью, часто они надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются; звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.Психогенные факторы проявляются в ряде тяжёлых, острых или затяжных переживаний ребёнка по терминологии И.П. Павлова, "несчастных событий в жизни", "жизненных потрясений" [7; 58с.]. Сюда относятся: испуг, аффекты, страх, боязнь обнаружения какой-либо детской провинности и т.п. Эти патологические явления развиваются на основе физиологических механизмов "срыва" и "перенапряжения", приводящих к разнообразным неврозам речи.В результате вредных воздействий на мозг речевые рефлексы вообще не создаются или нарушаются, или образуются неправильно. Вследствие структурно-функциональной связанности в коре мозга анализ и синтез речи могут временно нарушаться независимо от места поражения. Это объясняется тем, что "всякое торможение коры полушарий в одном месте должно давать себя знать, отражаясь на всём приборе или, по крайней мере, на многих отдельных его пунктах или частях" [И.П. Павлов, Полное собрание сочинений, т.3, ч.2, изд. АН СССР, 1951, стр.259-260]. При этом нарушение одних структур коры совсем или почти не расстраивает речи, нарушение же других структур вызывает крупные дефекты её.К причинам периферических нарушений М.Е. Хватцев [7] относит анатомические нарушения органов речи.1) Врождённые расщелины язычка ("двурогий" язычок) или язычка с мягким нёбом, или всего нёба. В наиболее тяжёлых случаях расщелина распространяется и на верхнюю челюсть и на верхнюю губу, расчленяя их на две части. Вследствие нёбных расщелин выдыхаемый при речи воздух проходит и в нос, что придаёт голосу неприятный носовой тембр (гнусавость).2) Расщелина верхней губы, вызывающая неплотное смыкание губ ([п], [б], произносятся как [ф], [в]).3) Неправильные прикусы: открытый прикус (передний или боковой), резко выдающаяся вперёд верхняя или нижняя челюсть.4) Деформации зубов, челюстей, нёба, обусловленные часто рахитом. Затрудняют произношение тех или иных звуков.5) Короткая уздечка языка, препятствующая произношению.6) Нарушения слуха (глухота, тугоухость). При ранней глухоте у ребёнка речь совсем не развивается, при тугоухости - затруднена.7) Нарушение голосового аппарата (гортани), в результате чего голос или полностью исчезает (возможна только шёпотная речь) или становится хриплым.Некоторые анатомические причины являются следствием неправильного ухода за ребёнком (не соблюдается гигиена рта, уха, носа). Например, длительно, иногда до 2-3 лет, дети сосут пальчик, что деформирует зубы, челюсти и нёбо. Пальчик вдавливает нёбо или вытягивает челюсть, нарушает при этом правильное положение зубов.Кроме болезнетворных факторов, как утверждает М.Е. Хватцев [7], непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют ещё факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. "Мы должны, - пишет И.П. Павлов [7], иметь в виду, как разные причины, так и разные почвы, которые, конечно, должны повлечь за собой как разные степени, так и разное течение, хотя бы и того же основного болезненного нарушения". [И.П. Павлов, Полное собрание сочинений, т.3, ч.2]. Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без неё, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает эффективность их. Почвой может послужить переутомление, недостаточное питание, длительное недосыпание, ослабление организма предшествующими болезнями.По мнению М.Е. Хватцева [7], Врождённые предпосылки недостатков речи проявляются чрезвычайно редко. Преувеличение роли наследственности в формировании речи приводит к вредной установке: если косноязычие или заикание наследственное, то бороться с ним бесполезно. Наследственно могут иногда передаваться лишь особенности анатомического строения органов речи (особая структура некоторых участков мозга, выдвинутая челюсть, редкие зубы и т.п.) и повышенная или пониженная возбудимость нервной системы в целом. То и другое может лишь облегчить проявления недочётов речи, но не обуславливает их и, во всяком случае, не обрекает детей на пожизненную полноценность речи. Главная беда ребёнка не в том, что он рождается с некоторыми дефектами речевого аппарата, а в том, что он живёт иногда в условиях, неподходящих для нормального развития речи.Анализ литературы по проблеме - нарушений звукопроизношения, позволил сделать следующие выводы.Звуковой состав языка имеет ряд особенностей: способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, в сложном взаимодействии с ЦНС.В онтогенезе, до того как ребёнок начинает говорить, он приобретает некоторые фонетические навыки, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих.И, наконец, нарушения звукопроизношения могут быть вызваны рядом причин, биологических и социально-психологических, и их взаимодействие.Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношенияНаиболее главным, для выявления детей "группы риска", являются анамнестические данные, при сборе которых можно выявить наличие биологических факторов риска.Данную схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), предлагают рассмотреть её составители Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8].Анкетные данныеФамилия, имя ребёнка _________________________________________Дата рождения, возраст ________________________________________Национальный язык, двуязычие (если есть) _______________________Анамнез
Мать ________________________________________________________(возраст при рождении)Отец ________________________________________________________(возраст при рождении)Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___________________________________________________________________________________________Данные о речевых нарушениях и родственников ______________________________________________________________________________
От которой по счёту беременности ребёнок _______________________Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)_________________________________________________________Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_____________________________________________________________Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________Когда закричал ребёнок ________________________________________Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________Резус-фактор (" - ", “ + ", совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка) ___________________________________________Вес и рост при рождении _______________________________________Вскармливание: когда принесли кормить __________________________как взял грудь _________________________________________________как сосал (наблюдались ли срыгивания, попёрхивания) _____________________________________________________________Грудное вскармливание до ______________________________________Когда выписались из роддома ___________________________________если задержались, то почему ____________________________________Раннее развитие
Голову держит ________________________________(в норме с 1,5 мес)Сидит _________________________________________(в норме с 6 мес)Стоит ______________________________________(в норме с 11-12 мес)Ходит ________________________________________(в норме с 1 года)Первые зубы _______________________________(в норме в 6-8 месяц)Перенесенные заболевания(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)До года _____________________________________________________
После года __________________________________________________
До 3 лет ____________________________________________________Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)Раннее речевое развитие
Гуление ______________________________________ (в норме 2-3 мес)Лепет ____________________________________ (в норме от 4 до 8 мес)Характер лепета _______________________________________________
Первые слова _______________________________(в норме около года)Первые фразы ____________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ____________________________________________________________________________Использование жестов _________________________________________Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________________________________________________________________________________________________Занимались ли с логопедом _____________________________________(с какого возраста) _____________________________________________Результаты логопедической работы ______________________________Не менее важным является сбор сведений об условиях воспитания ребёнка в семье, которые в свою очередь определяют социально-психологические факторы риска.Данное обследование предлагают О.А. Аванесян, О.А. Румянцева, О.Б. Сизова [10]:Карта обследования ребёнка с системными нарушениями речи1. Полушарный профиль: ведущие рука ____________нога ____________глаз ____________ухо _____________
2. Становление общения ребёнкаа) особенности взаимоотношений в семье во время беременности_____________________________________________________________б) на первом году жизникак реагировал на ласковое обращение ___________________________на беседу между родителями ____________________________________на колыбельную песню _________________________________________манера общения взрослых с ребёнком: строгость, ласка, сюсюкание, равнодушие, др. ____________________________________________________3. Речь ребёнка как средство общения (объективно)* понимание речи ребёнка окружающими _________________________* всегда ли родители понимают речь ребёнка: всегда, не всегда, при повторе, в сочетании с жестом, мимикой.* действия родителей при не понимании ребёнка: переспрашивание, попытка расшифровать вслух, ответные действия наугад, игнорирование.* поведение ребёнка в ответ на непонимание его взрослыми: агрессия, безразличие, стремление растолковать, замена слов жестами, действиями.* интересуется ли ребёнок действиями, играми детей, их речью ______* вступает ли в речевое общение с другими детьми _________________4. Характер общения ребёнкасо взрослыми:* с кем из близких ребёнок больше общается по времени ____________* к кому ребёнок больше тянется в семье, почему _______________________________________________________________________________* много ли взрослые говорят с ребёнком __________________________* интересуется ли ребёнок играми со взрослыми ___________________* как ребёнок общается с новыми для него взрослыми: легко вступает в контакт, избегает общения, становится агрессивным, пугается, плачет, не чувствует дистанции;с детьми:* есть ли у ребёнка друзья ______________________________________* интересуется ли ребёнок совместными играми с детьми ____________* характер совместных игр: успешно взаимодействует с детьми, кричит, бегает, ругается, отбирает игрушки, жалуется, дерётся, капризничает.5. Микросоциальное окружение ребёнка* тип воспитания: домашний, ходит в детский сад.* кто главный в воспитании _____________________________________* осуществляется ли единство и последовательность требований _____* формы поощрения и наказания, за какие проступки наказывают _____* организация режима дня: есть ли строгий режим (сон, прогулка, еда)* характеристика манеры речи взрослых: многоречивы, молчаливы, говорят громко, быстро, тихо, медленно; двуязычие _____________________* взаимоотношение взрослых в семье: конфликты, напряжённость, спокойствие; количество людей ______________________________________* обстановка в семье: жилищные условия _________________________отношения с соседями __________________________________________* отношение взрослых к ребёнку _________________________________9. Состояние внимания:* объём ______________________________________________________* концентрация _______________________________________________* устойчивость ________________________________________________* переключаемость ____________________________________________* распределение _______________________________________________* способность планировать и контролировать свои действия (5-7 лет)10. Состояние мышления:* особенности развития мыслительной деятельности ________________* наглядно-действенные Фомы мышления _________________________* наглядно-образные формы мышления __________________________* классификация ______________________________________________
* уровень обобщения __________________________________________* установление логической последовательности серии картинок ______11. Особенности эмоциональной сферы:* преобладающее настроение ____________________________________* адекватность эмоциональных реакций ___________________________* устойчивость эмоциональных реакций __________________________12. Работоспособность:* темп выполнения задания (высокий, низкий, средний) _____________* общая продолжительность занятия _____________________________ОБЩЕЕ Заключение: __________________________________________Для выявления детей "группы риска", проводят обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха.Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8] дают следующую схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольника.1. Состояние артикуляционного аппарата:губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);челюсти;прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный);твёрдое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);язык (массивный, маленький, "географический", с укороченной подъязычной связкой).Наличие и характер аномалий в строении исследуется визуально и отмечается в схеме.2. Состояние артикуляторной моторики:а) Губы - "улыбка" - "трубочка" под счёт до 3-х.В схеме отмечаем:наличие или отсутствие движений _______________________________