Воспроизведение звукоподражаний
Повтори за логопедом:Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.Ребёнок плачет: у-а. Собака лает: ав.Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)Повторить за логопедом (отражененно) слова и 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведённых слов).Состояние звукопроизношения
Гласные___________________ [й] ________________________________Согласные_________________ Свистящие ________________________[б], [п], [м] ________________ Шипящие __________________________[в], [ф] ____________________ аффрикаты ________________________[д], [т], [н] _________________ [л], [л'] ___________________________[г], [к], [х] _________________ [р], [р'] ___________________________Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:стол - стул, косы - козы;папа - баба, горка - корка;точка - дочка, миска - мишка.2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).С 4 до 5 летВоспроизведение звуко - слоговой структуры словаИзолированные слова:дом мостик кошкаснег каша капустакрыша хлеб помидорыС 5летпомидоры милиционерсквозняк аквариумсковорода лекарствотемпература простоквашасвисток подснежникскворечникСостояние фонематического восприятия(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:С 4 летпа-ба на-габа-на та-нава-та га-дамя-маба-ма
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.Показать картинки:мишка - мышка бочка - почкауточка - удочка трава - дрова3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:мишка - миска цветик - Светиккрыса - крыша вечер - ветерречка - редька косы - козычёлка - щёлка2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылкамиВажнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть им.Поэтому требуются тренировки основных движений языка, губ, нижней челюсти. Данные упражнения даёт М.Ф. Фомичёва [6].Движения нижней челюсти.Чтобы речь была чёткой и ясной, дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление произношения звука [а] (см. приложение 1).Движения губ.Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков [с], [з], [ц], необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [и], [э] (см. приложение 1).Правильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают игры на уточнение и закрепление произношения звуков [о], [у] (см. приложение 1).Для чёткой речи необходимо умение плотно смыкать губы. Этому способствуют игры на уточнение и закрепление звуков [м], [п], [б] (см. приложение 1).Для правильного произношения звуков [с], [з], [ц], [л] ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз и подтягивать к верхним зубам. Иначе эти звуки будут искажены.Выработке подвижности нижней губы помогают игры на уточнение и закрепление произношения звуков [ф], [в] (см. приложение 1).Движения языка.Главным органом, производящим звук, является язык. Благодаря его дифференцированным точным движениям ребёнок правильно произносит различные звуки.Для произношения звуков [с], [з], [ц] необходимо, чтобы кончик языка двигался вниз и упирался в нижние зубы. Эти движения можно выработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [и], [э] (см. приложение 1).2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылкамиУ ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правильного произношения звуков немалое значение наряду с органами речи имеют и органы слуха. Для этого проводятся игры, способствующие развитию слухового внимания. А подобранные целенаправленные игры помогают развитию речевого слуха. Эти игры представлены М.Ф. Фомичёвой [6] (см. приложение 2).Для нормального становления речи определённой зрелости должны достигнуть и другие анализаторы или органы чувств - зрение, осязание. Поэтому для их развития можно проводить игры на развитие зрительного и тактильного восприятия (см. приложение 2).Итак, система профилактики нарушений звукопроизношения позволяет сделать следующие выводы.Анамнез жизни ребёнка (наследственность, перенесенные заболевания, двигательное развитие, ранее речевое развитие), и его микросоциальное окружение, определяет ранее выявление нарушений звукопроизношения.Не маловажными являются обследования - артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха, позволяющие охарактеризовать уровень нарушений звукопроизношения.И, наконец, профилактика нарушений звукопроизношения у детей включает в себя, как тренировки правильных движений органов артикуляционного аппарата, так и целенаправленные тренировки на развитие сенсорного восприятия (зрительного, слухового и кинетического).ЗаключениеИтак, профилактика нарушений звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно:развивать движения органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);проводить с детьми занятия на развитие слухового восприятия.Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Давая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.При работе родителей с детьми дома следует помнить:нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку;за одно занятие не следует давать больше двух-трёх упражнений;к последующим упражнениям надо переходить лишь, усвоив предыдущее;все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения;всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласуют с воспитателем или логопедом при всех затруднениях.Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, а также индивидуальных, социальных особенностей условий жизни. Когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и живёт при этом в здоровой обстановке - это влияние благотворно. Но не всегда и не все родители понимают и знают об этом. Многие думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастет и сам научится говорить. Другие часто подлаживаются к языку ребёнка, лепечут при разговоре, сюсюкают. И, наконец, асоциальная категория родителей, это неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Примеры этого нередки. А так же дети, живущие в детских домах, лишённые родителей.При таком положении вещей, ведущая роль по организации языковой культуры в условиях ДОУ, принадлежит воспитателю. Задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Чем больше воспитатель разговаривает с детьми, общается (прогулки, игры), тем лучше стимулирует их к разговору, и тем успешнее формируется их правильная речь.Приложение 1Упражнения для тренировки основных движений языка, губ и нижней челюсти.Игра для уточнения произношения звука [а].Успокой куклуДети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: "Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я покачаю свою куклу (укачивает куклу, напевая на звуке [а] мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покажите". Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук [а].Методические указания. При проведении игры следить, чтобы дети произносили звук [а] средним голосом, не кричали.При произнесении звука [а]:губы в спокойном положении;зубы на расстоянии 1-1,5см;широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка расположен близко к нижним резцам;мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [а].Чудесный мешочек
Воспитатель заготавливает красивый мешочек и складывает в него предметы или картинки, в названии которых есть звук [а]. первый предмет достает сам и, показывая его детям, называет чётко и громко. Потом по очереди достают дети и, показывая ребятам, громко называют.Примерный перечень картинок для игры: мак, панама, ванна, бант, банан и др.Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [а], фиксируя на нём внимание детей. Надо следить, чтобы дети называли предметы отчётливо и тоже немного выделяли звук [а] (т.е. произносили его несколько длительнее других звуков).Необходимо подобрать слова, доступные пониманию ребёнка, в которых ударение падает на звук [а] (под ударением гласные звучат ясно и точно, безударные гласные произносятся в той или иной степени изменено).Количество картинок или предметов в мешочке должно соответствовать количеству детей.Игра для уточнения произношения звука [и].ЛошадкиДети, изображая лошадок, стоят в "конюшне" (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: "Наступило утро, все лошадки идут гулять". Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу "лошадки, домой" дети говорят "и-и …" и друг за другом быстро идут в "конюшню".Методические указания. При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети звук [и] произносили длительно.При произнесении звука [и]:губы растянуты в улыбку;зубы на расстоянии нескольких (1-2) мм;широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Язык поднят, выгнут, напряжён;мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [и].Покажи и назови
Воспитатель складывает в красивую коробку предметы - игрушки или картинки, - в названии которых есть звук [и]. первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом по очереди достают дети и, показывая всем, громко называют.Примерный перечень предметов для игры: мишка, ириска, вилка, пирамидка, вишня, слива, спички, и др.Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [и], фиксируя на нём внимание детей. Надо следить, чтобы они, называя предметы, тоже немного выделяли звук [и], говорили несколько длительнее других звуков.Надо подбирать слова, доступные пониманию детей данного возраста и с ударением на звуке [и]. Количество предметов или картинок должно соответствовать количеству детей.Игра для уточнения произношения звука [э].Кто как кричит
Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована коза, и спрашивает: "Кто знает, как коза кричит?" Дети: "мэ-мэ …".Затем показывает картинку, где нарисована овца, и спрашивает: "А как овечка кричит?" Дети: "бэ-бэ …". После этого детей можно разделить на две группы: одна изображает козочек, и, когда их выпускают на "лужок", они ходят и говорят "мэ-мэ …".Другие дети изображают овец, они сидят в "сарае" (отгороженном углу комнаты). Потом "козочки" идут в "сарай" и сидят там тихо, а "овечки" гуляют по "лужку" и говорят "бэ-бэ …".Методические указания. При произнесении звука [э]:губы в улыбке, зубы видны (расстояние между верхними и нижними резцами 4-5 мм);широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята, слегка напряжена;мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [э].Волшебный сундучокВоспитатель делает из коробки красивый сундучок и, обращаясь к детям, говорит: "Это у нас волшебный сундучок. В нём лежит много интересных, красивых картинок. Тот, кого я вызову, подойдёт, приоткроет сундучок и, достав картинку, покажет её ребятам и громко, чётко назовёт". Затем показывает детям вынутую из сундучка картинку и говорит: "Это дом". Потом вызывает ребят.Методические указания. Для этой игры можно использовать картинки на пройденные звуки, закрепляя их произношение. Каждый ребёнок перед названием картинки должен сказать слово ЭТО, немного выделив звук [э]. (Это лодка)Игра для уточнения произношения звука [о].Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей
Дети сидят перед воспитателем, у которого на руках кукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает "о-о …". Как Маша вздыхает?" Дети: "о-о …". Воспитатель передаёт куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит "о-о …".Методические указания. При проведении игры надо следить за тем, чтобы звук [о] произносили на выдохе длительно.При произнесении звука [о]:губы округлены и немного выдвинуты вперёд;зубы на расстоянии 1-0,5см;корневая часть языка немного приподнята;мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [о].Угадай чего не хватаетВоспитатель ставит на стол игрушки, в названии которых ясно слышится звук [о] (стол, дом, кошка, конь и др.). Затем он предлагает ребятам посмотреть, хором назвать игрушки и запомнить их. Потом вызывает одного ребёнка, предлагает ему посмотреть ещё раз и отвернуться. В это время убирает одну игрушку, а ребёнку предлагает угадать, какой игрушки не хватает. Когда ребёнок отгадает, какая игрушка была убрана, воспитатель называет все игрушки, стоящие на столе, и вызывает другого ребёнка.Методические указания. Следить, чтобы дети не подсказывали отгадывающему. Игрушки можно убрать лишь те, в названии которых звук [о] стоит под ударением, т.к в безударном положении будет слышаться [а].Игра для уточнения произношения звука [у].ПоездДети садятся на стулья в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зелёный свет семафора, поезда дают гудок перед отправлением. Если красный свет - дети молчат.Методические указания. При произнесении звука [у]:губы трубочкой выдвинуты вперёд;зубы на расстоянии приблизительно 0,5см;корень языка поднят;мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [у].Кто как кричит
Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: "Сейчас я вам покажу картинки и скажу, кто, как кричит, а вы внимательно слушайте и правильно за мной повторяйте. (Показывает картинку "Девочка заблудилась в лесу и кричит" "ау") когда мы заблудимся, то кричим "ау". Все хором повторяют "ау". Следующая картинка "Малыш плачет". Воспитатель показывает и говорит детям, что малыш плачет "уа". Все хором повторяют "уа". Картинка "Филин сидит на суку". "А знаете, как филин кричит? фу-бу, фу-бу …". Дети хором повторяют "фу-бу …". Картинка "Свинья лежит". "Когда свинья довольна, она дышит так: уф-уф …". Дети повторяют "уф-уф …"."а теперь я кого-нибудь вызову, покажу ему картинки, а он вспомнит и скажет, кто как кричит".Методические указания. Во всех звукосочетаниях [у] надо выделять, произнося его длительнее. Правильный ответ ребёнка могут повторить все дети.Игра для уточнения произношения звука [м].Накорми телятВоспитатель изображает пастуха. Дети изображают телят. Они гуляют на лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат "муу …". Они просят есть. Воспитатель даёт детям по морковке, листику салата или хлеб.Методические указания. При проведении игр говорить МУ, длительно и слитно, плотно смыкая губы, немного выделяя звук [м].При произнесении звука [м]:губы сомкнуты без напряжения;расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [м] гласного;мягкое небо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [м].Найди пару
Дети сидят за столами. Воспитатель раздаёт им картинки, в названии которых есть звук [м]. на столе рисунком вверх разложены картинки, парные тем, которые розданы детям. По вызову, ребёнок подходит к столу. Показывает детям свою картинку и громко, чётко называет её. Потом находит её парную и обе картинки отдаёт воспитателю, ещё раз называя их.Методические указания. Примерный перечень картинок: мяч, мак, машина, матрёшка, морковка и др. первую пару картинок воспитатель называет сам, слегка выделяя звук [м].Игра для уточнения произношения звука [б].АвтомобилиВоспитатель предлагает детям поиграть в автомобили. Дети делятся на две группы и становятся друг за другом. Каждая группа у разных стен. По сигналу "поехали" дети, изображая руками движения колёс, идут вперёд; встречаясь они дают сигналы "би-би …", чтобы машины не столкнулись. Потом они ходят по комнате в разных направлениях, давая сигнал при встрече.Методические указания. При проведении игры надо следить, чтобы при встрече дети не кричали, звук [б] произносили звонко и чётко.При произнесении звука [б]:губы сомкнуты без заметного нажима;расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [б] гласного;мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [б].Магазин
На столе воспитателя по количеству детей расстанавливаются игрушки и предметы, в названии которых есть звук [б]. дети по очереди идут в "магазин", покупают игрушки и, показывая их, громко называют. Когда игрушки все раскуплены, дети играют с ними.Методические указания. Примерный перечень игрушек: бубен, барабан, белка, собака, башня и др. Нельзя брать те игрушки, в названии которых звук [б] стоит перед глухой согласной или в конце слова, т.к в таком положении он оглушается (гриб, коробка).Игра для уточнения произношения звука [п].Кто дальше?Воспитатель заготавливает четыре лодочки с парусами, сделанной из тонкой бумаги (парус вставляется в центре лодочки). Четверо детей садятся за детские столы, поставленные в ряд. Перед ними на край стола ставятся лодочки. По сигналу воспитателя дети, произнося звук [п], дует каждый на свою лодочку.Методические указания. При произнесении звука [п]:губы сжаты;расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [п] гласного;мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки раскрыты, голос не звучит.Игра для закрепления звука [п].Лото
Дети получают по одной картинке. Парные картинки воспитатель перемешивает и кладёт у себя на столе стопкой рисунком вниз. Он открывает по одной картинке и спрашивает: "Кому дать подушку?" ребёнок, у которого есть такая картинка, должен вежливо попросить её: "Дайте мне, пожалуйста, подушку".Методические указания. Для игры в лото подбирают картинки, в названии которых есть звук [п]: палка, птичка, прыгалки, полка, петух, пила, поросёнок и др.Игра для уточнения произношения звука [в].Волки воют
Воспитатель, показывая картинку, на которой нарисована зима и воющий волк, говорит: "холодно зимой в лесу, нечего волку есть. Сидит он и воет "в-в-в …". Как воет волк?" Дети: "в-в-в …".Методические указания. При проведении игры дети должны произносить звук [в] вполголоса, чтобы он отчётливо был слышен.При произнесении звука [в]:нижняя губа прижата к краям верхних резцов, но посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха;верхняя губа слегка приподнята;верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;язык принимает положение следующего гласного звука;мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки сомкнуты и вибрируют.Игра для закрепления звука [в].Рассматривание картинки
Воспитатель ставит на стенд картинку "Зимняя одежда", а вызванному ребёнку предлагает показать всем детям один из предметов зимней одежды, изображённой на картинке, и назвать так: "Вот валенки" или "Вот варежки".Методические указания. Называть предметы надо громко, чётко. Ответы отдельных детей можно повторить всем вместе.Игра для уточнения произношения звука [ф].ПузырьДети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Начиная произносить текст "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и отходят назад, растягивая круг. К концу текста образуется большой круг. По сигналу воспитателя "воздух выходит" или "пузырь лопнул" дети идут к центру круга, произнося звук [ф], подражая выходящему воздуху.Методические указания. Для проведения игры текст стихотворения воспитателем разучивается заранее. Нужно следить, чтобы круг дети растягивали постепенно. После сигнала "лопнул" следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходить в маленькую дырочку).При произнесении звука [ф]:нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;язык принимает положение следующего гласного звука;мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;голосовые связки раскрыты, голос не звучит.Игра для закрепления звука [ф].Чего не хватает?Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук [ф]: флажок, формочки, фартук, фуражка и др. Затем вызывается ребёнок, который выходит и становится лицом к столу. Воспитатель выбирает один из предметов. Вызванный должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить назвать предметы, которые остались на столе.Методические указания. Вызывать водящими надо в первую очередь тех детей. Которые ещё плохо закрепили звук [ф].Приложение 2Упражнения для слухового, зрительного и тактильного восприятия.Игра для развития слухового внимания.Угадай на чем играю?Воспитатель знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушку за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чём он играл. Тот, кто угадал правильно, достаёт инструмент из-за ширмы и играет на нём.Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали и не подсказывали друг другу. На одно занятие брать не более четырёх различных инструментов. Игру проводить 5-7 раз.Игра на развитие зрительного и тактильного восприятия.Волшебный мешочек
Воспитатель заготавливает мешочек и складывает в него предметы, у которых поверхность неоднородна (кубик, мячик с шипами, мягкая игрушка и т.п.). затем ставит на стол и предлагает рассмотреть предметы и игрушки, хором назвать, ощупать и запомнить их. После чего складывать их обратно. Воспитатель первый просовывает руку в мешочек, ощупывает предмет, не доставая, его и называет. После чего вынимает из мешочка и проверяет, правильно ли назван предмет. Затем по очереди достают дети, и, показывая всем остальным, называют.Методические указания. Называя предмет, ребенок может называть его характеристику и цвет (например: кубик гладкий, красного цвета и т.д.). количество предметов или игрушек должно соответствовать количеству детей.Литература1. ????????? ?.?., ????? ?.?. ??????????? ?? ?????? ? ???????? ???????? ???? ????? ??????????? ????????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 1999. - 548?.
2. ???????? ?.?., ??????? ?.?. ?????????: ????????: ??????? ??? ????. ????. ???. ????. ?????????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2003. - 208?.
3. ??? ????????? ????????? ?.?. ?????? ????????? ? ??????????? ?? ?????????????????: ??????? ??????? ??? ????????? ??????? ?????????????? ??????? ????????? / ?.?. ????????, ?.?. ?????????, ?.?. ???????? ? ??.; ???????????? ????? "????????", 2002. - 200?.
4. ?????? ?.?. ????????? ? ????????? ? ?????. - ???.: ???????????? "?????????", 1995. - 224?.
5. ????????? ?.?., ??????????? ??????? ???? / ?.?. ?????????, ?.?. ?????, ?.?. ?????????. - 9-? ???. - ?.: ????? - ?????, 2007. - 448?.
6. ???????? ?.?. ?????????? ? ????? ??????????? ????????????. - ?.: ???????????? "???????????", 1966. - 249?.
7. ??????? ?.?. ?????????????? ? ?????????? ??????????? ????: ??????? ??? ?????????, ????????? ?????????????? ????? ? ????????? - ???.: ???????????? "????", "?????? +", 2004. - 250?.
8. ??????????? ????????? ???? ? ????? ? ??????????? ?????????????? ?????? ? ???????? ???: ??????? ???????????? ????????????. - 204?. - ???.: ??????? - ?????, 2001. - (???? ??.?.?. ???????).
9. ?????????: ??????? ??? ????. ????????. ???. ???. ????. ????. ????????? / ??? ???.?.?. ????????. - 5-? ???., ???????. ? ???. - ?.: ?????????. ???. ????? ??????, 2007. - 703?.: ??. - (????????????? ??????????).
10. ???????? ????????? ???????? ? ??????? ??????? ??????? (???????????? ????????? ??????-???????????? ??????????? "??????????? ????????? ????", ??????????? ?????? ????. ?.?. ????????) / ???. ???. ?.?. ??????????. - ???., ???-?? ?. - ?????????????? ????????????, 2001. - 188?.