Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: "Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей"

Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: "Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей"

Министерство образования и науки Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Методика профессионального обучения”

на тему: “Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”

2009

Содержание

1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”

2. Определение видов деятельности рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”

3. Характеристика трудовых процессов, которые выполняет специалист

4. Профессиональное назначение и условия использования специалиста

5. Построение функциональной структуры деятельности специалиста

6. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста

7. Постановка тактических целей обучения

8. Группировка содержания теоретического обучения соответственно отрасли народного хозяйства

9. Выбор системы производственного обучения

10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста

1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”

Анализ профессиональной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”

Электроэнергией является наиболее универсальный вид энергии. Она очень просто и экономично может быть преобразована в другие виды энергии - тепловую, механическую, световую и т.д. Электроэнергия находит себе применение в подавляющем большинстве действующих электроустановок различного назначения, поэтому она имеет большое влияние на работу развитие всех отраслей народного хозяйства страны.

В перечень умений электромонтера по эксплуатации распределительных сетей входит обслуживание оборудования распределительных пунктов (РП), трансформаторных пунктов(ТП), ВЛ ЛЭП и КЛ ЛЭП; ремонтировать оборудование РП, ТП, ЛЭП, устранять неисправности; измерять нагрузку и напряжение в различных точках сетей; подготавливать рабочее место; подготавливать и включать новые РП, ТП, ВЛЭП и КЛЭП; монтажа распределительных сетей, монтажа и демонтажа простых электроустановок, т.е. эти кадры востребованы и на предприятиях производства и распределения электроэнергии, промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, и в коммунальном хозяйстве городов и поселков.

Образовательный уровень: профессионально-технический.

Образовательно квалифиционный уровень: квалифицированный рабочий IV разряда

Учебное заведение: ПТУ.

2. Определение видов деятельности рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей

Существует четыре вида профессиональной деятельности: технологическая, организационная, научно-исследовательская и проектно-конструкторская. В силу уровня своей квалификации электромонтер по эксплуатации распределительных сетей не может заниматься ни научно-исследовательской, ни проектно-конструкторской деятельностью - в его обязанности входят лишь технологическая в рамках узла и организационная в рамках бригады. Поэтому выполняемые виды профессиональной деятельности, соответствующие образовательному и образовательно-квалификационному уровням специалиста приводятся в таблице 1.1.

Таблица 1.1-Соответствие выполняемых видов профессиональной деятельности образовательному и образовательно-квалификационному уровням специалиста

Уровни квалификации

Учебные заведения, в которых обучаются

Сфера использования видов деятельности

Технологическая

Проектировочная

Организационная

Научно-исследовательская

1

2

3

4

5

6

Рабочая

(квалифицированный рабочий)

ПТУ

в рамках узла.

-

в рамках бригады

-

Средняя: базовое высшее, младший специалист, бакалавр

Техникум, колледж,

ВПУ

в рамках технологического цикла.

проектирование отдельных элементов.

в рамках участка.

-

Полная высшее:

специалист высшей квалификации

Институты, академии, университе-ты

в рамках предприятия.

в рамках предприятия.

Организа-ция работы предприя-тия.

элементы постановки задач.

Научно - исследовательская (Магистр)

Академии, университеты, научные центры повышения квалификации

в рамках отрасли

в рамках предприятия.

в рамках предприя-тия.

преобладает.

Технологическая деятельность состоит из очень многих и разнообразных видов работ: от пробивки гнезд, отверстий и борозд по готовой разметке, чистки оборудования РП и ТП, окраски оборудования, кабелей и шин до ремонта оборудования РП и ТП, ЛЭП, монтажа распределительных сетей, испытания изоляции распределительных сетей.

В организационную деятельность входят:

организация рабочего места;

организация работы бригады;

проведение инструктажа по соблюдению правил гигиены, правил использования электрооборудования и распределительных установок, по технике безопасности; внедрение передовых методов труда, рациональных приемов работы, способов организации труда и рабочего места.

3 Характеристика трудовых процессов, которые выполняет специалист

В профессиональной деятельности специалиста можно выделить наиболее общие группы действий, выполнение которых может быть продиктовано местом его использования, ситуацией на производстве. Такими группами действий или трудовыми процессами могут быть монтаж, эксплуатация, ремонт, контроль и т. д. Таким образом группы трудовых процессов и их характеристика представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Характеристика групп трудовых процессов.

Группы трудовых процессов

Примеры трудовых процессов

Основная учебно-производственная характеристика ТП

Основные особенности процесса производственного обучения

1

2

3

4

1. группа ТП, основные части которой могут быть самостоятельными частями процесса обучения

Обработка металла, слесарные работы, монтажные работы и т. д.

Большая повторяемость операций при небольшой их вариантности на разных изделиях. Возможность расчета, варьирования в учебных условиях. Наличие комплексов операций.

Полная возможность организации профессионального обучения при использовании типовых производственных работ. Необходимость введения учебных объектов для отработки некоторых первичных приемов обработки.

2. группа ТП, основные части которой не могут быть самостоятельными частями процесса обучения

Обслуживание энергетических установок. Обслуживание автоматических станков и линий металлообработки.

Небольшая повторяемость операций при значительной вариантности в связи с ситуацией. Невозможность или значительные трудности выделения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций.

Изучение основ профессии с применением тренажеров, макетов, имитаторов, схем обучаемых агрегатов, решение технологических ситуационных задач, выполнение работ с учебно-производственным алгоритмом

3. группа ТП, которая занимает промежуточное значение между 1 и 2 группами

Строительные работы. Транспорт. Обслуживание текстильных станков.

Большая повторяемость операций при трудности выделения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций.

Слияние обучения на основе продуктивной работы с выполнением расчетно-разборно-зборочных и лабораторно-практческих работ на полигоне и в мастерских

Принимая во внимание все эти характеристики, приведенные в табл. 1.2. и что наш рабочий по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” занимается эксплуатацией распределительных сетей, то можно сделать вывод, что трудовые процессы, выполняемые электромонтером по эксплуатации распределительных сетей, относятся ко второй группе, т.к. отсутствует определенный комплекс операций выполнения разного рода работ.

4. Профессиональное назначение и условия использования специалиста

Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей в силу своей квалификации может заниматься следующими видами деятельности:

1. технологической в рамках узла:

· эксплуатацией;

· обслуживанием;

· текущим ремонтом;

· технологическим управлением;

· контролем параметров;

2. организационной в рамках бригады:

· организация рабочего места и труда рабочих;

· проведение инструктажа, проверка ТБ, ПБ, ОТ, ПТЭ, ПУЭ и допуск рабочих к выполнению работ.

Выполняя данные виды деятельности, данный специалист может работать на таких предприятиях: районные электрические сети, электрические станции, на заводах в электрических цехах. Уточнения профессионального назначения и условий использования специалиста приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Профессиональное назначение и условия использования специалиста

Виды деятельности

Место использования

1

2

Технологическая:

Эксплуатация и обслуживание оборудования и линий электропередач;

ремонт оборудования ТП, РП и ЛЭП.

Организационная:

организация рабочего места;

организация работы бригады;

проведение инструктажа;

допуск рабочих к выполняемой работе

на всех участках воздушных и кабельных линий электропередач;

трансформаторные подстанции и распределительные пункты;

надзор и проверка ТБ, ОТ и ПБ;

наблюдение за строительными рабочими при ремонте оборудования

5. Построение функциональной структуры деятельности специалиста

В данном разделе рассматривается функциональная структура деятельности специалиста по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”. Здесь раскрывается суть системного подхода к организации профессиональной деятельности специалиста.

Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта.

Субъект деятельности - группа (индивид), которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей.

Предмет деятельности - это то, что имеет субъект в начале деятельности, то, что в конечном итоге преобразуется в продукт.

Продукт деятельности - материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности.

Процесс деятельности - это совокупность целенаправленных действий по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью.

Результат деятельности - психологическое приращение опыта личности, который он приобретет при достижении цели.

Средство - это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность.

Соответствие функциональной структуры деятельности специалиста и квалификационных требований к нему приводится ниже в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Функциональная структура деятельности специалиста и предъявляемые к нему требования.

Наименование этапов

Предмет деятельности

Материальные средства деятельности

Процедуры деятельности

Продукт деятельности

Требования к специалисту

знания

умения

1

3

4

5

6

7

8

Организационная

Организационный

Знания и умения рабочего персонала

-

Проведение инструктажа по ТБ, ОТ, ПБ, ПТЭ.

Допущенная к работе бригада

Правила ТБ, ПБ, ОТ, ПТЭ, схемы и устройство обслуживаемого оборудования

Применение знаний по правилам ТБ, ПБ, ОТ, ПТЭ на Рабочем месте и во время работы

Технологическая

Подготовительный

Рабочее место, установленное оборудование

Чертежи, набор гаечных ключей, станки, абразивные круги, напильники, молотки, отвёртки, паяльные лампы и т.д.

Подготовка площади, доставка оснастки и испытательной лаборатории, осмотр и проверка целостности оборудования, отключение подлежащего к ремонту оборудования от сети, его заземление установление неисправности

Приготовленная к работе площадь, доставленная оснастка и испытательная лаборатория, осмотренное и проверенное в целостности оборудования

Правила ТБ и ОТ, инструменты применяемые при ремонте и испытаниях оборудования и способы их использования, как подготовить площадь к работе, доставить необходимое оборудование и осмотреть его, проверить целостность оборудования

Применение рациональных способов организации труда и рабочего места, бережное обращение с инструментами и оборудованием, подготавливать площадь, доставлять оснастку, оборудования, осматривать и проверять целостность оборудования.

Эксплуатационный

Оборудование РП, ТП и ЛЭП

Измерительные приборы, схемы и планы оборудования.

Периодический осмотр оборудования и контроль его нормальной работы, наблюдение за состоянием оборудования ревизия состояния оборудования монтаж отремонтированного оборудования

Нормальный режим работы электрооборудования и полный срок службы оборудования, установленный ПУЭ.

Конструкций и условий эксплуатации оборудования, ТБ, ПБ, ОТ, ПТЭ, ПУЭ, периодичность плановых и предупредительных ремонтов, порядок ведения в эксплуатацию оборудования.

Определять эксплуатационные параметры, определять отклонения параметров и норм эксплуатации от допустимых, определять и устранять дефекты в процессе эксплуатации оборудования, применять ПТЭ и ПУЭ на практике.

Ремонтный

Оборудование РП, ТП и ЛЭП

Пробойник, мегомметр, гаечные ключи клепальный молоток, дрель, плоскогубцы, нож, паяльник, сварочный аппарат, индикатор

Разборка подлежащего к ремонту оборудования, ремонт оборудования и устранение неполадок, сборка оборудования после ремонта

Отремонтированное оборудование РП, ТП и ЛЭП .

Основы электротехники; назначение и правила производства текущего ремонта обслуживаемого оборудования Устройство обслуживаемого оборудования наиболее часто возникающие неисправности и методы их устранения

Экономное расходование материалов, электроэнергии и рабочего времени, соблюдение требований ТБ и ОТ, выполнение ремонтных работ: в рамках эксплуатации распределительных электросетей

Контрольный

Оборудование и все его элементы

Мегомметр и испытательная лаборатория

Контроль качества выполненных работ

Проверенное оборудование

Основы измерений сопротивления изоляции и проводников, порядок проведения испытательных работ

Использование мегомметра и других испытательных установок

6. Определение квалификационных требований и условий аттестации специалиста по специальности ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”

Срок обучения специалиста - 3,5 года

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать