Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: "Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей"
p align="left">Уровень квалификации специалиста- 4 разряд

Конкретные разряды присваиваются учащимся по окончанию училища в зависимости от результатов квалификационных экзаменов и производственных показателей, достигнутых ими во время производственной практики на предприятии, с учетом успеваемости по профилирующем предметам.

Экзамены проводятся по специальной технологии, электроматериаловедению, правоведению и экономике.

По предметам, которые не выносятся на экзамены, а также по спецтехнологии в тех случаях, когда учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся зачеты.

Помимо зачетов и экзаменов преподаватели должны систематически контролировать знания учащихся путем устного опроса или проведения письменных контрольных работ.

Учащиеся осваивают следующие циклы учебных дисциплин: общеобразовательные, политехнические, специальные.

К общеобразовательному циклу относятся следующие дисциплины: украинский язык и литература, история, социология, этика и психология семейной жизни, иностранный язык, математика, основы информатики вычислительной техники, география, биология, физика, основы права, химия, физическое воспитание, начальная военная подготовка, основы экономических знаний.

К политехническому циклу относятся дисциплины: производственное обучение, электротехника, техническое черчение, электроматериаловедение,

автоматизация производства на основе ПК.

К специальному циклу относятся дисциплины: специальная технология, производственное обучение.

В конце обучения учащийся проходит технологическую и преддипломную практики. Как правило, эти практики проходят одна за другой. Целями этих практик является закрепление приобретенных знаний, умений и навыков; получение практического опыта выполнения производственных операций по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”. На преддипломной практике ученик собирает информацию и разрабатывает спецвопрос по дипломному проекту, после чего ученик выходит на защиту дипломного проекта, чем и заканчивается его обучение.

Уровень и качество подготовки специалиста оценивает аттестационная комиссия, в ее состав входят:

преподаватель спецтехнологии;

мастер ПО;

завуч по учебной работе;

завуч по воспитательной работе;

представитель от предприятия (гл. энергетик);

директор ПТУ.

7. Постановка тактических целей обучения

На уровне этапного целеобразования глобальная цель дифференцируется в основные цели по этапам подготовки. В случае профессионального образования к этапам подготовки относятся различные циклы дисциплин: гуманитарные, социально-экономические, профессионально-ориентированные и т.д. В случае деятельности инженера-педагога сюда можно отнести цели на этапах общетехнической и профессиональной подготовки, которые являются тактическими целями и заключаются в освоении общетехнических и профессиональных дисциплин.

Постановка тактических целей подготовки электромонтера по эксплуатации распределительных сетей представлена в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Постановка тактических целей подготовки специалиста.

Элементы структуры личности

Цель в общем виде

конкретная

1

2

3

Опыт личности

Профессиональная направленность

Сформировать интерес к будущей профессии, стремление к постоянному профессиональному росту, желания ее исполнять, развивать ответственность, находчивость, собранность, рационализм. Желания качественно исполнять производственные операции: обслуживание, ремонт оборудования ЛЕП, ТП, и РП.

Профессиональная компетентность

Сформировать общие представления про слесарные роботы (рубка, резка, разметка и необходимые для этого инструменты);про допуски, посадки, про ТБ и ПБ.

Сформировать представления о обслуживании и ремонте оборудования ТП, РП и ЛЭП .

Сформировать умения характеризовать принцип действия электрооборудования, различать их элементы, классифицировать оборудование и распределительные сети.

Коммуникативная готовность

Сформировать умения пользоваться технической терминологией, отстаивать свою точку зрения, комментировать происходящие действия, сформировать желание к налаживанию отношений к коллегам.

Экономическая эрудиция, правовая компетентность

Сформировать умение в области организации и управления производством, экономии материалов, анализировать производственную ситуацию. Соблюдать правила труда, знание об обязанностях администрации и ответ рабочих за несоблюдение режима работы, правил ТБ производственной санитарии.

Профессиональная память

Профессиональная память

Сформировать виды памяти: кратковременную, зрительную, долговременную.

Внимание

Сформировать такой вид условий как сосредоточенность.

Техническое мышление

Сформировать такие типы мышления как словесно-логической, наглядно-образного, наглядно-действующего, теоретического мыш-ления для чтения чертежей, схем, выполнения квалифицированно поставленной задачи с максимальной экономией времени.

Творческие способности по решению технических задач

-

Типологические особенности

Способность к самоусовершенствованию и самоконтролю

Сформировать умения самоанализа, самоконтроля своей деятельности, стремление к исправлению ошибок. Развивать способность сберегать уравновешенность, спокойствие в аварийных критических ситуациях. Сформировать умение принимать оперативные технические решения.

8. Группировка содержания теоретического обучения соответственно отрасли народного хозяйства

На сегодняшний день одной из самых распространенных концепций формирования структуры теоретического обучения профессиональной подготовки является концепция Леднева В.С., согласно которой набор учебных курсов профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объекта изучения деятельности и структуры деятельности. В качестве структуры деятельности принимается профессиональная деятельность специалиста, которая включает в себя проектирование, технологию, научные исследования, организацию и управление. В качестве объекта изучения принимается отрасль народного хозяйства и составляющие ее подобъекты, которые лежат в основе данной профессии.

Программа профессиональной теоретической подготовки рабочего специалиста в зависимости от объекта изучения представлена ниже в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Формирование набора тем профессиональной теоретической подготовки специалиста.

Структура объекта изучения

Виды деятельности рабочего

Обобщённая структура содержания

Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки рабочих

1

2

3

4

Техника

-

Техника

Основное оборудование распределительных сетей и его устройство.

Технология

Технологическая

Общая технология

Слесарные работы, слесарно-сборочные работы, электромонтажные работы, общее сведения об электроснабжении, основы такелажных работ и т.д.

Конкретная технология

Эксплуатация устройств РЗ и А, распределительных устройств, систем оперативного тока, трансформаторов, ВЛ и КЛ.

ТБ и ОТ

Технологическая

ТБ и ОТ

ТБ, ОТ, электробезопасность и ПБ на предприятии; требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок, гигиена труда, производственная санитария, профилактика травматизма.

Экология

-

Экология

Влияние электроэнергетики на состояние окружающей среды

Экономика

Организационная

Экономика

Сведения об экономике и организации производства, применение энергосберегающих технологий.

Организация и управление

Организационная

Организация и управление

Организация рабочего места и работы бригады, организация работ по проведению оперативных переключений, прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих

Правовые вопросы отрасли

Организационная

Право и правовые нормы отрасли

Режим работы и правила внутреннего устройства на производстве. Права и обязанности администрации и рабочих. Штрафные санкции за не выполнение обязанностей.

Научные исследования

Научно-исследовательская

-

-

9. Выбор системы производственного обучения

Система производственного обучения - объективное единение содержания форм, методов обучения и дидактических средств профессиональной подготовки, которая обеспечивает учащимся возможность последовательно овладеть трудовыми приёмами, комплексом трудовых операций и видами работ, характерных для данных профессий.

Существуют следующие виды систем производственного обучения:

предметная - построена по видам продукции, которые выпускаются; ученик выполняет те же детали, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает список изделий, которые изготавливаются;

операционная - предусматривает последовательное усвоение учениками отдельных операций, которые усложняются;

операционно-предметная - изучение операций в процессе изготовления деталей растущей сложности;

операционно-поточная - ученик выполняет конкретную операцию и передает деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту;

«ЦИТ» - предусматривает распределение трудового процесса на составляющие части - трудовые приемы, выполнение в системе упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика;

операционно-комплексная - предусмотрено усвоение учениками основных приемов выполнения операций и постепенное усложнение комплексных работ; последовательность операций, а также подбор объектов и размещение их в определенной последовательности;

приемо-комплексно-видовая - выделяют самые важные элементы профессии - приемы труда, виды робот - и обеспечиваются овладение приемами работы в каждом виде и следующее соединение приемов в комплексы;

проблемно-аналитическая - происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего следует изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений по их решению, изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулированию и контролю.

Структурными элементами систем производственного обучения являются:

содержание;

формы обучения;

методы обучения;

средства обучения

Исходя из выбранных форм обучения, можно говорить о целесообразности выбора операционно-комплексной системы производственного обучения для нашего специалиста по специальности ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”.

Достоинство:

· исследуемые операции постоянно закрепляются при выполнении следующего комплекса работ,

· ученики обучаются приемам и способам выполнения работ в тех соединениях, которые могут встречаться на производстве.

Недостатки:

· рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях

10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста

Сводно-тематический план - это документ, который включает в себя тематику специальных дисциплин, регламентирует последовательность изучения тем и количество часов, которое отводится на их изучение, посеместровое деление учебных курсов, отражать формы обучения.

Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” представлен в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста.

Производственное обучение

Специальные технологии

п.п.

Наименование тем

Кол.

часов

П.п

Наименование тем

Кол.

часов

1

2

3

4

5

6

Первый курс

1 полугодие

Обучение в учебных мастерских

1

Вводное занятие

2

1

Введение

2

2

Требования безопасности труда и ПБ в учебных мастерских и на полигоне

4

2

Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма

4

3

Экскурсия на предприятии

6

3

Допуски и технические измерения

8

4

Слесарные работы

Проверочные работы

78

12

4

Сведения из технической механики

12

5

Технология слесарно-сборочных работ

8

Итого за 1 полугодие:

102

34

2 полугодие

5

Слесарно-сборочные работы

156

6

Электромонтажные работы

216

6

Основы электромонтажных работ

18

Проверочные работы

12

7

Общие сведения об электроустановках

3

8

Элементы воздушных и кабельных линий

9

9

Распределительные устройства и трансформаторные подстанции

15

10

Схемы электрических сетей и подстанций

12

11

Методы и приборы для испытания электрооборудования

12

12

Качество электроэнергии

4

Итого за 2 полугодие

384

73

Итого за 1 курс

486

107

Второй курс

1 полугодие

7

Такелажные работы

48

12

Требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок

10

8

Прокладка воздушных и кабельных линий

96

13

Технология прокладки воздушных и кабельных линий

15

Обучение на предприятии

14

Устройство аппаратов напряжением до 1 кВ.

15

9

Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ОТ и ПБ на предприятии

12

15

Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии

10

1

2

3

4

5

6

10

Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением до 1кВ(всего 108ч.)

36

16

Устройство аппаратов напряжением выше 1кВ

35

Итого за 1 полугодие:

204

85

2 полугодие

10

Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением до 1кВ(продолжение)

72

17

Эксплуатация систем оперативного тока

6

11

Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением выше 1кВ

108

18

Эксплуатация распределительных устройств

12

12

Техническое обслуживание трансформаторов

78

19

Эксплуатация трансформаторов

8

13

Техническое обслуживание устройств релейной защиты и автоматики

78

20

Эксплуатация устройств релейной защиты и автоматики

12

Проверочные работы

12

Резерв времени

12

Итого за 2 полугодие

360

42

Итого за 2 курс

564

127

Третий курс

1 полугодие

14

Техническое обслуживание воздушных и кабельных линий

180

21

Эксплуатация воздушных и кабельных линий

26

Проверочные работы

12

Резерв времени

8

Резерв времени

12

Итого за 1 полугодие

204

34

2 полугодие

15

Выполнение производственных работ по профессии

336

22

Организация работ по проведению оперативных переключений

8

Проверочные работы

12

23

Стандартизации и контроль качества продукции

10

Резерв времени

72

24

Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих

6

Резерв времени

4

Итого за 2 полугодие

420

28

Итого за 3 курс

624

62

Четвертый курс

15

Выполнение работ сложностью 3-4 групп квалификации в составе комплексной бригады

273

1

2

3

4

5

6

Резерв времени

42

16

Производственная практика на рабочих местах предприятия

369

Выпускные квалификационные экзамены

41

Итого за 4 курс

725

Всего за курс обучения

2393

296

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать