Преподавание оригами

Преподавание оригами

2

Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет

Кафедра Теории и методики профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Преподавание оригами»

Магнитогорск 2008

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Почему оригами нравится учителям и детям?

1.2 Каковы достоинства оригами?

1.3 Какие навыки и способности развивает оригами?

1.4 Как возникло и развивалось оригами?

1.5 А что сегодня?

1.6 Оригами и медицина. Возможно ли?

1.7 Что потребуется педагогам для начала занятий?

1.8 Что необходимо для начала занятий оригами?

1.9 Какую бумагу использовать?

1.10 Как преподавать?

2. Экспериментальная часть

2.1 Предисловие

2.2 Проведение уроков

2.3 Демонстрация видеороликов

2.4 Использование цветной бумаги

2.5 Задание домашних работ

2.6 План - конспект уроков оригами

2.7 Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами

Заключение

Список литературы

Введение

При сборе информации по данной теме курсовой работы, а именно, - «Формирование у школьников умений работать с бумагой», я пришёл к тому выводу, что эта тема охватывает много областей искусств.

Работать с бумагой включает в себе:

Ш рисование, причём, используя любые средства для его реализации - карандаши, краски, фломастеры и т.д.;

Ш аппликации - освоения приема работы с бумагой - вырезанием;

Ш изготовление поделок, при этом используя вырезание бумаги и его склеивание для получения какого-то изделия…

Несомненно, это не весь перечень того, что можно сотворить с бумагой. Проанализировав всю собранную информацию, я решил, конкретизировать область исследуемой работы. И теперь, я собирался дать школьникам знания: о бумаге - его истории, изготовлении и важности в нашей повседневной жизни; а так - же научить их некоторым приёмам конструкционной работы с бумагой. Поэтому моим решением было научить школьников такому искусству как - Оригами.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развитая ребёнка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему в гармоническому развитию личности».

Искусство оригами - интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это - чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное - оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка.

Изготовление оригами для детей - является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Исследуя и применяя метод преподавания уроков оригами можно предоставить цели и задачи.

Цели воспитательной работы: всесторонне творческое формирование и развитие личности учащихся.

Задачи: 1. Дидактическая - знакомство детей с историей оригами и обучение навыкам обращения с бумагой, а так же используемыми при этой технологии вспомогательными инструментами, т.е. - ножницами, карандашами, линейкой и клеем.

2. Воспитание интереса и любви к искусству оригами, терпения и усидчивости на уроках, и аккуратности при выполнении работы.

3. Творческая - развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, наблюдательности, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности.

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть - оригами.

На какие вопросы вы получите ответы:

- Почему оригами нравится учителям и детям?

- Каковы достоинства оригами?

- Какие навыки и способности развивает оригами?

- Как возникло и развивалось оригами?

- А что сегодня?

- Оригами и медицина. Возможно ли?

- Кому и где преподавать?

- Что потребуется вам для начала занятий?

- Что необходимо детям для начала занятий?

- Какую бумагу использовать?

- Как преподавать?

1. Теоретическая часть

1.1 Почему оригами нравится учителям и детям?

- Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

- Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

- С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

- Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

- Оригами - коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

- Оригами не требует больших материальных затрат

- Для занятий оригами нет возрастных пределов

- Не требуется особых способностей - получается у всех!

- Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

- С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

1.2 Каковы достоинства оригами?

Искусство оригами - интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это - чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребёнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!

В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь - процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, её бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нём есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.).

Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

Занятия оригами - уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Обеспечение функционирования преподавание уроков или сети кружковой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создает условия для эстетического и нравственного развития личности, развитию её творческой индивидуальности.

Воспитанию творца способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации.

Мы должны вводить в воспитательный процесс начальной школы технологии по развитию личности ребёнка, организовывать внеурочную деятельность так, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребёнка, а для этого использовать в своей педагогической деятельности новые воспитательные технологии, технологии задачного подхода, внутреннего диалога, имитационных игр, востребующих деятельность личности. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребёнка тоже обретает смысл и новую, более сильную мотивацию, у ребёнка появляются возможности свободно выражать свои творческие силы.

Нет предела творчеству, ибо творчество - это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке. И, несомненно, преподавание уроков оригами будет способствовать всестороннему развитию ребёнка.

От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурно оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать? Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

И всё же, каковы достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами?

Несомненно, нововведения в преподавании - способствуют к получению наилучших результатов в образовании. И практика моего преподавания в школе с использованием необычных методик подтвердил этот факт.

1.3 Какие навыки и способности развивает оригами?

- Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

- Развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

- Знакомит с основными геометрическими понятиями.

- Улучшает способность следовать устным инструкциям.

- Развивает уверенность в своих силах и способностях - неуспевающих на уроках оригами не бывает!

- Помогает развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.

- Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.

- Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

- Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.

- Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело!

- Расширяет коммуникативные способности.

- Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.

1.4 Как возникло и развивалось оригами?

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III-IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами - толчеными кусочками коры тутового дерева, размочаленными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал - бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. В VI-VII в. н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фэй-Тянь (летающие монеты). Вероятно, это были первые бумажные деньги в истории человечества. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги; технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Несмотря на это в VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что «он был богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии и передает секрет бумагоделанья. А произошло это, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги»), в 610 году.

Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой или шелковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после отглаживания превращался в лист бумаги. Вскоре дорогое сырье заменили более дешевым - теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Через сто лет японская бумага становится по качеству лучше китайской, появляется много мелких мастерских, ее производящих. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1871 г. К тому времени в стране было уже более 3,5 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную. Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Ваши». Они очень прочны - выдерживают несколько тысяч сгибов (обычная бумага начинает рваться гораздо быстрее), и поэтому нередко используются вместо стёкол в японских домах. На бумаге «Ваши» после окончания первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире.

В ХII в. бумага попала в Европу. Россия познакомилась с бумагой несколько позже. Более двух с половиной веков её к нам завозили заморские купцы. А во второй половине ХVI в. при Иване Грозном было начато собственное производство бумаги. К этому времени относится и начало русского книгопечатания. Мощный импульс развитию бумажного дела в России дал в ХVIII в. Петр I. Побывав за границей, он задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Опытных мастеров он пригласил из-за границы, а рабочими становились крепостные. В истории отечественной бумажной промышленности ХIХ в. примечателен началом машинного способа производства. Сырьё для бумаги начали делать не из тряпья, а из древесины. В 1855 г. на русских бумажных фабриках насчитывалось уже 135 бумагоделательных машин. В. 1872 г. был построен первый в Российской империи завод для выработки древесной массы, а в 1884 г. - первый целлюлозный завод. К 1913 г. Россия довела выработку бумаги до 400 тыс. т. в год. Но её не хватало, государство было вынуждено постоянно закупать бумагу за рубежом. Значительное развитие бумагоделательное производство в стране получило за годы Советской власти. Был построен ряд новых целлюлозно-бумажных комбинатов, а старые реконструированы.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать