Преподавание оригами
p align="left">

Первый день знакомства с классами состоялся 19 сентября 2009 года. Урок технологии в данных классах проходил по понедельникам и пятницам. Ребята обоих групп встретили меня довольно доброжелательно. Познакомившись и представив детям дальнейший курс проведений уроков в области оригами, в классах чувствовалось непонимание, недоверие и чувство боязни со стороны детей. Но после демонстрации, заранее приготовленных мною моделей, ребята ободрились. Было видно, что у них загорелись глаза, и с их стороны тут же раздались радостные возгласы - «А как это делается? А что нужно? А вы нас научите это делать?».

Конечно же, было очень приятно показаться для учеников кем-то вроде волшебника! И это означало, что одна из главных задач была решена - заинтересованность со стороны учеников.

Несомненно, я пообещал, что постараюсь научить детей всему тому, чем владею. Ребятам оставалось лишь внимательное соблюдение всех правил уроков оригами:

На первом же уроке учащимся предлагается записать, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов.

Семь главных правил юных оригамистов:

1. Готовь квадратики дома заранее.

2. Работай молча.

3. Хочешь спросить - подними руку.

4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в учебнике, или так, как ее держит учитель.

5. Складывай на столе или на парте.

6. Сделал правильно сам - помоги соседу.

7. После работы убери за собой весь мусор.

2.3 Демонстрация видеороликов

Для проведения первого урока мне пришлось приготовить заранее нарезанные квадратики. На все последующие уроки ребята сами приносили приготовленные ими дома квадратики. Однако на всякий случай, когда кто-то, по какой либо причине, забывал принести квадратики, у меня они всегда были с собой и в наличии.

На первом уроке мы с ребятами обеих групп выполняли изготовление простой классической модели - стаканчик. С первой группой процесс изготовления происходил лишь по листочкам со схемами и комментированием последовательных действий учителем. А со второй группой в процесс изготовления модели дополнительно был включён проектор. Ребятам второй группы предлагалось наблюдать изготовление модели с помощью демонстрационного видеоролика.

В дальнейшем эта методика - показ видеороликов второй группе была одной из главной части эксперимента.

Постепенно к третьему - четвёртому уроку многие из ребят уже могли самостоятельно, без вспомогательных подсказок, выполнять изделия по демонстрационным видеороликам.

По окончанию педагогической практике по данной методике преподавания с помощью демонстрации видеороликов можно было сделать вывод, по его эффективности использования.

Вывод: несомненно, предоставление ученикам наглядных видео уроков оригами, явилась для них весьма полезным методом обучения. Учащиеся второй группы 100% выполняли все задания, на уроках всегда оставалось время для выполнения ещё какой-нибудь мини игрушки и ребятам просто даже было интересно посмотреть, как изменяется на интерактивной доске форма бумаги, от простой - к причудливо сложной.

Подводя итоги можно сказать, что данная методика:

· упрощает для учителя многократный показ изготовления одного и того же изделия (есть возможность, в любое время, снова запустить показа видео, нажать паузу, а так же вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);

· экономит время преподавания (есть возможность не только успеть изготовление запланированного на урок изделия из бумаги, но и позволяет выполнить дополнительное изделия);

· позволяет его эффективно использовать даже в тех случаях, когда учителю приходится отлучиться на некоторое время (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяет операции изготовления оригами);

· заинтересовывает учеников к урокам (ребята с охотой выполняют предлагаемые изделия).

2.4 Использование цветных бумаг

Одной из экспериментальной части работы с учениками, было проверка их успеваемости при использовании: одной группой - простой белой бумаги при изготовлении оригами, а другой группой - цветной бумаги.

Т.е. с первой экспериментальной группой процесс изготовления оригами осуществлялся лишь с использованием простой белой бумаги. При завершении изготовления изделия из бумаги учащиеся первой группы со временем стали самостоятельно, уже без моих советов, раскрашивать свои поделки. Так как многие изделия при их завершении имели не ровные поверхности, из-за изгибов, то при этом некоторые учащиеся додумывались разобрать свои поделки. И в состоянии расправленного листа, вначале раскрашивали листы, дорисовывали аккуратно глаза, рот и всевозможные дополняющие детали будущего изделия, а затем снова собирали это изделие. И можно сказать, что раскрашенные карандашами и фломастерами данные поделки, порой, выгладили довольно лучше изделий второй группы, где использовалась цветная бумага.

Но, тем не менее, и вторая группа не разочаровывала меня. Ребята не просто работали с цветной бумагой по надобности, они так же вносили в свою деятельность, что-нибудь новенькое. К своим изделиям, дети вместо раскрашивания, приклеивали вырезанные из другого цвета бумаги детали и части тела. Тем самым многие изделия стали наиболее красочнее: так у самолётиков появились звёзды, животные начали улыбаться, даже цветы и бабочки из бумаги выглядели словно живые. Ещё одним для меня удивлением было то, что ребята в середине недели, когда у нас не было уроков технологии, в месте с учителем оформили на стенд, в классе свои первые работы.

Подводя итоги можно сказать, что данная методика:

· при изготовлении изделия из цветной бумаги учащимся очень удобно выполнять последовательные действия за учителем, так как бумага имеет две стороны с различными цветами, и они лучше воспринимают, понимая, куда был выполнен тот или иной загиб;

· позволяет лучше увидеть очертания, загибы и непосредственно саму форму изделия;

· затрачивает меньше времени на изготовление изделий и их доработки для окрашивания;

· гораздо больше заинтересовывает детей к выполнению оригами.

2.5 Задание домашних работ

Задание домашних работ так же выявляла успеваемость двух групп. На каждом уроке при его окончанию всем ребятам выдавались листы со схемой изготовления следующего изделия. Каждому ученику необходимо было сделать самостоятельно дома предлагаемое изделие, по желанию разукрасить, и принести его на следующий урок.

Но и здесь была использована методика преподавания.

Первая группа всегда получала обычные листы со схемами выполненная в чертёжном виде (один из предлагаемых чертежей вы можете видеть в приложении курсовой работы., см. прил. Стр. 49).

Второй же группе предлагались листы, на которых были вклеены непосредственно пошаговые схемы из отдельных листов (пример: см. прил. Стр. 50).

Пытаясь давать простенькие домашние задания для детей, я столкнулся с такой проблемой, как не пониманием и не умением чтения некоторыми учениками схем по изготовлению оригами. Причём изучение условных обозначений было пройдено на первых уроках и листочки с условными обозначениями имелись у каждого ученика. Проблема была в том, что некоторые ребята привыкли, чтоб им не только показывают как делать, но и, порой, помигали в изготовлении. Однако с использованием данной методики во второй группе было 100% выполнение домашних заданий. Ребята признались, что сами выполняли задания, и на практических уроках они доказали это.

Подводя итоги можно сказать, что данная методика:

· упрощает изготовления изделий;

· позволяет понять последовательность выполнения работы;

· способствует пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами.

2.6 План конспект уроков оригами

Урок 1

Структура урока

1. Урок №1

2. Класс - 3

3. Тема урока - знакомство с оригами

4. Объект труда - изготовление стаканчика

5. Оборудование - бумага, ножницы, линейка и карандаш

6. Цель - формирование личности учащегося

7. Задачи - воспитательная и развивающая

8. Принцип - наглядности

9. Методы - словесные, наглядные, практические

10. Форма обучения - фронтальная

11. Время - 50 минут

План конспект урока

I. Организационный момент. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)

- Приветствие;

- Проверка присутствующих;

- Раздача папок с бумагами и необходимыми инструментами;

- Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.

II. Сообщение теоретических сведений по новой теме.

(время на этот этап урока 5 - 10 минут)

Что такое оригами?

Дорогие ребята! Все вы умеете складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолетики. Однако вряд ли вы догадываетесь, что из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть и очень простыми, и очень сложными. Складывание из бумаги - настоящее искусство. Называется оно ОРИГАМИ. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это очень давно - много веков назад. Слово ОРИГАМИ так и переводится - «Сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. Сейчас оригами начинают увлекаться дети и взрослые. Они не только учатся складывать, известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникли клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появились книжки и журналы, посвященные оригами.

III. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)

Объяснение учащимся техники безопасности.

1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.

2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.

3. Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

(время на этот этап урока 20 - 30 минут)

На первом же уроке с обоими классами мы пытаемся изготовить изделие. И первое изделие - это классическая модель - стаканчик (процесс изготовления стаканчика представлен в приложении курсовой работы, см. прил. Стр. 51). (Однако первой группе предлагается, просто, повторять за действиями учителя, а другой группе, помимо, демонстрации учителя, предоставляется показ видео изготовления этого изделия).

1. Ученики повторяют действия учителя, т.е. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги.

2. Запоминают процесс выполнения изготовления.

V. Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)

Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами.

VI. Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)

Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий.

VII. Домашнее задание. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)

Первой группе класса необходимо выполнить дома и принести на следующий урок все те изделия из бумаги, которые они умеют делать, используя лишь метод загиба (самолётики, кораблики и т. Д.). Другой же группе необходимо выполнить аналогичное задание, но при этом по возможности раскрасить свои изделия, используя краски, карандаши, фломастеры или же применить цветную бумагу.

VIII. Уборка помещения.

Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.

Урок 2

Структура урока

1. Урок №2

2. Класс - 3

3. Тема урока - знакомство с условными обозначениями

4. Объект труда - изучение условных обозначений

5. Оборудование - бумага, ножницы, линейка и карандаш

6. Цель - формирование личности учащегося

7. Задачи - воспитательная и развивающая

8. Принцип - наглядности

9. Методы - словесные, наглядные, практические

10. Форма обучения - фронтальная

11. Время - 50 минут

План конспект урока

I. Организационный момент. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)

- Приветствие;

- Проверка присутствующих;

- Раздача папок с бумагами и необходимыми инструментами;

- Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.

II. Проверка ЗУН полученных на предыдущем уроке. (время 5 - 10 минут)

- Предыдущий урок был посвящён теме: «Истории оригами» (Задание вопросов, проверка знаний);

Вопросы:

1. Что означает слово Оригами?

2. Страна зарождения искусства Оригами.

3. Из чего делается бумага?

Ответы:

1. Оригами - это искусство складывания бумаги.

2. Страна зарождения Оригами - Япония.

3. Бумага делается из древесных пород.

III. Сообщение теоретических сведений по новой теме. (3 - 5 минут)

Изучение условных обозначений в оригами. (см. прил. Стр. 41-42).

IV. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)

Объяснение учащимся изготовление классической модели - коробочка. Процесс изготовления осуществляется по схемам с обеими группами, комментированием со стороны учителя пошаговых действий, а так же применяя методику преподавания урока используя видео демонстрацию изготовления коробочки со второй группой. (схема и видео ролик изготовления коробочки находится в приложении курсовой работы, см. прил. Стр. 52).

I) Самостоятельная работа учащихся. (длительность этап 20 - 25 минут)

1. Ученики повторяют действия учителя, т.е. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги.

2. Запоминают процесс выполнения изготовления.

VI. Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)

Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время изготовления коробочек.

VII. Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)

Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий и выставление оценок ученикам.

VIII. Домашнее задание. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)

1. Знать и уметь читать схемы условных обозначений оригами.

2. Выполнить и принести на следующий урок предложенное учителем изделие.

IX. Уборка помещения.

Наведение порядка на рабочих местах.

(Все последующие уроки осуществлялись в подобном роде).

2.7 Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами

Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий.

Данная методика:

· упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в любое время, снова запустить показа видео, нажать паузу и снова вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);

· сэкономила время преподавания (была возможность не только успеть изготовление запланированного на урок изделия из бумаги, но и позволила выполнить с ребятами дополнительное изделия);

· позволила эффективно использовать его даже в тех случаях, когда мне приходилось отлучиться на некоторое время (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяла операции изготовления оригами);

· заинтересовывала учеников к урокам (ребята с охотой выполняли предлагаемые изделия).

Следующей методикой в преподавании уроков оригами было использование со второй группой цветных бумаг на изготовление поделок. Результат не заставил себя ждать. Учащиеся, довольно, с лёгкостью выполняли предлагаемые им изготовление изделий.

Данная методика:

· помогла лучше воспринимать выполнение последовательных действий, так как бумага имеет две стороны с различными цветами, и ученикам было понятно, куда был выполнен тот или иной загиб;

· позволила лучше увидеть очертания, загибы и непосредственно саму форму изделия;

· способствовала к сокращению изготовления изделий и их доработки для окрашивания;

· гораздо больше заинтересовывала детей к выполнению оригами.

Несомненно, задание домашних работ на выполнение изделий без участия в этом учителя, является проблемной задачей. И решением этой проблемы было использования ещё одной методики. Ребятам на дом довались схематические листы, на которых вместо схематических изображений были приклеены загнутые листочки, полностью предоставляющие обзор пошаговых действий.

Данная методика:

· упрощала изготовление изделий;

· позволила понять последовательность выполнения работы;

· способствовала пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами.

Заключение

Использование всех этих методик показала эффективность преподавания уроков оригами. Участники экспериментальной группы овладели искусством оригами, гораздо лучше тех, с кем процесс обучения проходил на стандартной, традиционной форме. Тем не менее, оба класса очень поразили меня своим терпением и большим желанием изучения оригами. Для меня же было очень приятно видеть заинтересованность детей в данных уроках. Притом, что и для меня оригами является ещё далеко не разгаданным видом искусства.

Используемая литература

1. Артистова У. Своими руками - оригами. // Народное творчество. - 1995. - №1. - С. 25-27.

2. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. - М., 1996. - С. 2-3.

3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - 5-е изд. - М.: Аким, 1998. - 207 с. - Библиогр.: 206-207.: ил.

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать