Психолого-педагогические и методические направления изучения курса социально-экономической географии в 10 классе на базовом уровне
p align="left">Умственное воспитание -- это процесс созревания умственных сил и формирования мировоззрения человека, происходящий в результате всей совокупности возможных жизненных влияний и воздействий. Оно связано, прежде всего, с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию у них научного мировоззрения. Успешное решение задач умственного воспитания зависит, прежде всего, от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся. Проводимая непрерывно работа по совершенствованию содержания школьного образования нацелена не только на обновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципы организации учебного материала. В числе их: выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, обеспечение большего соответствия возрастным возможностям учащихся. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил учащихся. В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному применению знаний, в центре внимания учителя стоят и вопросы обучения учащихся основным приемам культуры умственного труда. При организации занятий больше времени уделяется всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации. Нравственное воспитание [7]. Мировоззрение человека как система его взглядов на жизнь и представлений о его роли и месте в жизни служит важнейшим внутренним руководством в решении нравственных проблем, выборе линии поведения в той или иной ситуации. Нравственные позиции человека характеризуются и его социальной общественной активностью, которая предполагает его активное участие в общественно-политической жизни страны и своего коллектива; понимание своего гражданского долга и личной ответственности за порученное дело, за все происходящее в обществе; добросовестное выполнение своих обязанностей перед людьми и обществом; требовательность к себе и другим; сознательную дисциплину в труде и повседневном поведении. Трудовое воспитание. Одной из важнейших задач трудового воспитания является подготовка учащихся к правильному выбору профессии. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства и сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно и важнейшее условие развития многих психических качеств человека, и, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного мышления. Особое значение эстетическое воспитание приобретает в настоящее время в связи со значительным увеличением у трудящихся свободного времени. Формирование культурных потребностей, развитие духовных интересов, умение наслаждаться прекрасным и стремление использовать свободное время для приобщения к прекрасному -- важные предпосылки правильного и разумного использования свободного времени, проведения досуга. Эстетическое воспитание служит одним из средств пробуждения в человеке творческих сил и способностей, развития творческого мышления, которое, как уже отмечалось, важно для выполнения любой профессиональной деятельности на любом участке труда. Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие духовных сил человека, его познавательных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Занятия физкультурой и спортом имеют большое значение и для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется их здоровье и повышается работоспособность.

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. [7]

Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях.

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и учащихся без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает -- дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости.

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда ученики самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций учителя. [3]

Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового. В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателей и обучаемых.

Составные элементы процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Эти компоненты процесса обучения отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия, целей до их реализации в конкретных результатах. Причем надо иметь в виду, что компоненты процесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых, например цикл решения определенной учебной задачи или формирования какого-то понятия. Циклы решения более частных задач сливаются в более широком цикле решения задач данного учебного предмета, системы учебных предметов и всего учебного плана. [9]

Целевой компонент процесса обучения представляет собой осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационного компонента учебного процесса.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом поставленных задач, необходимости отражения в содержании предмета специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников. Операционно-деятельностный компонент наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения.

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, путем проведения опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль протекает в виде самопроверок учениками степени усвоения изучаемого материала, правильности выполнения упражнений путем обратных действий, оценки жизненной реальности полученных ответов в задачах и т д. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в учебном процессе -- получение учителем информации о степени затруднений, о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатках.

Оценочно-результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Поскольку структура любого процесса -- это не только входящие в него компоненты, но и связи между ними, а также целостные свойства процесса, то все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса, приближение его к оптимальному варианту. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя.

Самой распространенной формой обучения школьников является урок, как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.

Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В зависимости того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков, что вполне правомерно.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе. В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков: [5]

1. уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;

2. уроки формирования и усвоения умений и навыков;

3. уроки обобщений и систематизации знаний;

4. контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);

5. комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока -- это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. [4]

Уроки имеют самую разнообразную структуру. Помимо указанных выше факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Однако в связи с тем, что различные способы классификации устанавливали ограниченное число типов уроков, существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым из этих типов определенной, довольно жесткой структуры. Например, комбинированный урок строился по такой схеме: организационный момент, проверка выполнения домашнего задания учащимися, опрос учащихся по пройденному материалу, изложение учителем нового материала, закрепление изученного материала, задание на дом.

Структура может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий, подготовленности учащихся и др. Урок усвоения новых знаний состоит, например, таких элементов, имеющих общий характер для уроков этого типа: восприятие и осознание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений, обобщение и систематизация знаний. Но в структуре отдельных уроков усвоения новых знаний может вовсе отсутствовать воспроизведение опорных знаний, например при изучении совершенно незнакомого для учащихся материала. Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение -- методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи. Например, на этапе восприятия и осознания нового учебного материала учитель может использовать объяснение, проблемное изложение, различные виды самостоятельной работы учащихся, технические средства обучения.

Глава 2. Роль педагогической практики в формировании у будущих учителей психолого-педагогических и методологических навыков

география педагогический практика методологический

Содержание психолого-педагогической практики с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работу в классе в качестве помощника классного руководителя; выполнение методической и исследовательской работы. [10]

Педагогическая практика студентов V курса призвана обеспечить качественную подготовку будущего преподавателя к самостоятельному и творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога - воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Формирование психолого-педагогических свойств личности дипломированного специалиста обусловлено основными требованиями государственного и федерального компонентов к обязательному минимуму задач содержания и уровню их подготовки.

Основной целью педагогической практики студентов выпускного курса является формирование целостного представления о профессиональной деятельности преподавателя, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте педагогической профессии и его готовности к выполнению как образовательно-воспитательных функций, так и совершенствованию психолого-педагогических.

В этой связи, психолого-педагогическими задачами педагогической практики являются: расширение профессиональной эрудиции, закрепление, углубление психолого-педагогических знаний, умение и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опыта самостоятельного применения учебно-воспитательной деятельности; формирование творческого мышления, индивидуального стиля в методах профессиональной деятельности и обучении, исследовательского подхода к ней; развитие потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом самоусовершенствовании; изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, передового и нетрадиционного опыта; внедрение в учебно-воспитательный процесс интегративных знаний по педагогике, психологии и частным методикам; осознание и принятие психологии и педагогики как учебных дисциплин, наук о творчестве и искусстве, возможности создания авторской педагогики.

В процессе педагогической практики у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений. [10]

1. Конструктивные умения:

· Определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива.

· Наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах.

· Обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся.

· Проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся.

· Осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.

· Изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя.

· Проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями.

· Осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

· Обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам.

· Составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.

2. Коммуникативные умения:

· Использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях.

· Строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся.

· Развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам.

· Формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства.

· Развить способность к педагогической рефлексии.

· Уметь выражать и обосновывать свою позицию.

· Уметь мотивировать поведение и деятельность.

· Уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.

· Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации с учащимися, овладеть технологией разрешения конфликтов.

3. Организаторские умения:

· Организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе.

· Организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать