Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Пути взаимосвязи основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении

Школьный литературный курс не раз менялся, но определенный круг писателей, входящих в школьные программы, остается неизменным -- А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Все связанное с писателями-классиками относится к основному литературному курсу школ.

Что же из краеведения должно входить в основной компонент литературного образования?

Во-первых, это материал о местах, где родился, провел детство, жил писатель-классик.

Во-вторых, места странствий писателя (южная ссылка Пушкина, поволжская поездка А.Н. Островского, поездка А.П. Чехова на Сахалин и т.п.).

В-третьих, материал о местах, оказавших влияние на творческое воображение писателя, ставших предметом описания в широко известных произведениях отдельных авторов (Кавказ Пушкина, Лермонтова, Малороссия Гоголя, Мещера Паустовского и т.п.).

В-четвертых, это то, что теперь стали называть петербургским, московским текстом русской литературы (В.Н. Топоров).

В-пятых, материал о памятных литературных местах России, где обычно уже созданы литературные музеи, музейные комплексы (Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна и др.).

Все перечисленное, конечно, значимо для того или иного региона (Ясная Поляна для Тульской области, Спасское-Лутовиново -- для Орловской области, Коктебель для Крыма и т.д.), но на первый план выступает общенациональное, значимое для всей России, именно оно является показателем того, что это основной краеведческий компонент литературного образования.

В то же время для каждого региона характерна своя специфика, отражающая природные, исторические, этнические, культурные особенности края. Любой регион гордится тем, что взрастил великих людей, знаменитых писателей, но в каждом крае есть еще и свои местные писатели, много делающие в литературе, в силу своего таланта, на местном уровне и интересные прежде всего для своего края. Региональная литература и составляет основу регионального компонента. В региональный компонент литературного образования, таким образом,входят:

Лучшие произведения, соответствующие школьным критериям отбора местных писателей.

Литературоведческий материал о литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.

Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).

Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).

Памятные литературные места края.

Край в художественной литературе. Сюда войдут и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами того или иного края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, оставили произведения о крае. Для регионального компонента важны и не вошедшие в основной краеведческий компонент произведения крупных писателей об определенном крае (допустим, для Оренбургского края -- очерки «У казаков» В.Г. Короленко, повести и рассказы Л.Н. Толстого «За что?», «Ильяс» и др.).

Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы -- общекраеведческие знания и региональные. К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России, о московском, петербургском и т.п. тексте художественной литературы. Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших. Иногда общекраеведческие и региональные знания смыкаются: например, поездка Пушкина в Оренбургский край для оренбургских школьников. Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.

Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.

Анкетирование, проведенное в оренбургских школах, показало, что учащиеся свободно называют такие литературные места, как Михайловское, Болдино, Тарханы, Ясная Поляна, Царское Село. Ответы школьников, безусловно, зависят от класса: девятиклассники перечисляют пушкинские, лермонтовские места, у десятиклассников добавляются Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, у одиннадцатиклассников -- Шахматове, Царское Село (его называют в связи с именем Ахматовой). Примерно так же отвечают о путешествиях писателей: девятиклассники хорошо представляют путешествия Радищева, Пушкина, Лермонтова, десятиклассники -- Гончарова, Тургенева, Островского, Чехова, одиннадцатиклассники -- Горького, Гумилева, Маяковского.

Если краеведческие факты о литературных местах учащимся известны, то значение того или иного края в жизни и творчестве писателей учениками обычно освещается поверхностно, что прежде всего говорит о недостаточном внимании к этому вопросу словесников. Глубже вникают учащиеся в краеведческие истоки при рассмотрении творческой истории некоторых произведений (например: «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, «Грозы» А. Н. Островского, «Войны и мира» Л. Н. Толстого).

Интересна старшеклассникам проблема «петербургского», «московского», «кавказского текста» русской литературы. Как уже отмечалось, начало знакомства с этой проблемой относится еще к младшим классам («Муму», «Кавказский пленник», «Медный всадник» и др.). Достаточно яркие представления (судя по письменным работам) у учащихся о грибоедовской, булгаковской Москве, Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Кавказе Пушкина и Лермонтова.

Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.

К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.

Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы.

Внеклассная и внешкольная работа по краеведению, с ее архивными находками, открытиями (хоть и небольшими), экскурсиями, литературными экспедициями, всегда была более привлекательна, интересна и для учащихся и для увлеченного этим делом учителя, чем эпизодическое обращение к элементам краеведения на уроке. При предложенном нами понимании литературного краеведения привлечение его в учебном процессе должно стать ведущим прежде всего на уроках литературы, намечая перспективу для внеклассной и внешкольной работы.

Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства.

Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.

Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.

Первый путь -- это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса.

Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край. Рассмотрим эти линии:

Автор и определенный край.

Писатель и природа края, известная ученикам (выбор объекта изображения писателем, темы, изобразительных средств, авторское отношение к изображенному). Сопоставление авторского видения и читательского. Искусство и действительность.

Природа края глазами разных писателей (общенациональный подход и местный) Сходство и различие в изображении.

Писатель и история края:

сопоставление произведений разных авторов об историческом событии;

сопоставление материала, собранного об историческом событии в крае, и произведения (историческое и художественное пространство);

сравнение замысла автора и осуществления идеи;

сопоставление прототипов образов и героев произведения;

историческое пространство в современном осмыслении.

Произведение писателя и определенный край (при сопоставлении учитывается отражение общенациональных и региональных подходов к проблемам).

Тематическое соответствие или контрастность произведений разных писателей.

Жанровая близость и своеобразие произведений.

Сюжетное пространство произведений.

Сопоставление героев. Пространственные характеристики персонажей.

Пространственные подходы к проблемам, затрагиваемым в произведениях, художественные средства их решения разными авторами.

Приведем примеры таких сопоставлений.

В VIII классе возможно сопоставление описания бурана в очерке С. Т. Аксакова «Буран» (региональной компонент) и бурана в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина (основной литературный курс). Известно, что Пушкин не видел оренбургского бурана, так как был в Оренбургском крае в сентябре, когда буранов не бывает. По мнению литературоведов, описание оренбургского бурана у поэта основано на очерке С.Т. Аксакова, не раз бывавшего очевидцем таких буранов; возможно, поэт слышал в Оренбуржье рассказы о буранах.

Ученики имеют возможность сопоставить подробную зарисовку с натуры природного явления, сделанную Аксаковым, с пейзажем, созданным воображением гениального поэта, разобраться в понятиях жизненной и художественной достоверности в изображении природы, что важно для учащихся, перестающих к VII--VIII классам видеть в искусстве лишь копию жизни.

Школьникам можно предложить вопрос:

-- Что их больше привлекает в изображении природы: цветистость языка и стиля, романтическая приподнятость или реалистическая скупость и сдержанность красок, строгость рисунка?

Мнения восьмиклассников обычно разные, а вот шестиклассники в восторге от «аксаковского бурана».

Для учащихся классов гуманитарного профиля можно дать задание провести текстуальное сопоставление описаний бурана в произведениях Пушкина и Аксакова или сравнение аксаковских очерка и стихотворения о буране («Сияет солнце, воздух тих...»). Такие сопоставления помогут учащимся в эстетическом осмыслении явлений природы России, художественного текста, в понимании различий между романтическим и реалистическим искусством, в определении стилевой манеры писателя, приучат к внимательному отношению к слову, тексту, помогут осмыслить краеведческую проблему искусства и действительности.

«Капитанскую дочку» А. С. Пушкина можно сопоставлять с произведением, считающимся одним из ее источников,-- повестью оренбуржца А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки», изучающейся в региональном курсе (учащихся необходимо познакомить с биографией и творчеством Крюкова).

При сопоставлении школьникам предлагается обнаружить сходные моменты:

в сюжете,

в композиции,

в выборе места действия,

в обрисовке действующих лиц (капитана Миронова и капитана Шпагина, Маши и Насти и др.),

в описании военных сцен,

в изображении крепостей,

- в пейзажах. Объяснить различия:

в отношении героев к Пугачеву,

в выделении авторами главной сюжетной линии,

в оценке исторического события.

Ученики могут выполнять задания по тексту -- сопоставить авторские характеристики, данные капитанам в повестях, найти общее в описании героев:

A. U. Крюков о капитане Шпагиие

«Покойник мой батюшка (получивший чин еще при блаженной памяти Елисавете Петровне) ко-мандовал отставными солдатами, казаками и разночинцами Батюшка мой был человек старого века Он или учил своих любезных солдат (видно, что солдатской-то науке надобно учиться немалый свой век) или читал священные/

А. С. Пушкин о капитане Миронове:

«Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высоко о росту, в колпаке и в китайском халате Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять книги; хотя... был учен по-старинному -- и сам, бывало, говаривал в шутку, что грамота ему не давалась, как турку пехотная служба. Каждый вечер собирались в нашу горницу старик-поручик, казачий старшина, отец Василий и еще кой-какие жители крепости». ... Я был занят службой: солдатушек учил...» Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный, но самый честный и добрый... Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком являлся отец Герасим с женою...»

Эти задания помогут учащимся разобраться в проблемах «искусство и жизнь», «творческий процесс», «творческая лаборатория писателя», уяснить, почему литературоведы считают повесть А. Крюкова одним из источников «Капитанской дочки», понять слова Пушкина: «Анекдот, служащий основанием повести, нами издаваемой, известен в Оренбургском краю. Читателю легко будет разъяснить нить истинного происшествия, проведенную сквозь величины романтические».

В X классе при изучении творчества И.С. Тургенева возможно сопоставление рассказа «Певцы» (основной компонент) и отрывка из очерков В.Г. Короленко «У казаков» (региональный компонент) о состязании казаков-певцов. Ученикам сразу же надо сказать, что эти произведения получили высокую оценку современников писателей: к числу лучших произведений Тургенева причисляли «Певцов» Н. Некрасов, И. Аксаков; отмечая проявление несомненного таланта Короленко в очерках «У казаков», Л.Н. Толстой и А.П. Чехов особо выделяли сцену в трактире «Плевна».

Сопоставление этих произведений должно идти вначале по линии внешней схожести:

Какие реальные факты положены в основу произведений? (У тургеневского Якова-Турка был прототип -- Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата Тургенева; Короленко сцену состязания певцов видел в оренбургском селе Илек.)

Где происходит состязание? (У Тургенева -- в кабаке «Притынном»; У Короленко -- в трактире «Плевна».)

Почему в обоих случаях состязание заканчивается пьяным разгулом? Как к этому отнеслась критика? (Тургеневу ставили эту сцену в укор, цензура ее не пропустила. Короленко в -ые годы цензуру было обойти проще. Трагическую судьбу талантливого человека, могучие силы народа, скрытые, не находящие выхода, видимо, хотели показать писатели этими концовками.)

Сравнение внутреннего смысла произведений можно провести через следующие вопросы и задания:

Какие качества русских людей показывают писатели через сцену пения? (Художественную одаренность, духовное богатство, трагедию таланта, личности и др.).

Какую проблему к перечисленным добавляет Короленко? (Конфликт молодого и старшего поколения).

Интересовала ли эта проблема Тургенева? В каких произведениях? Если сопоставление проводить после изучения романа «Отцы и дети», то материала будет больше, чем достаточно.

На чьей стороне Ваши симпатии: молодых или старых казаков при сравнении их рассуждений о былой и нынешней (для них) жизни?

Последний вопрос требует кропотливой работы с текстом, обсуждение каждой реплики молодых и старых казаков:

Почему Каллистрат «как-то жалостно посмотрел на своих товарищей, потом на стариков и сказал:

Песни?...Оно бы можно... Да ведь не споемся... Отцы!...Вот ведь беда в чем. Песни у нас пошли новые, не ваши».

Каково авторское отношение к песням молодых в следующем отрывке:

«Это была действительно новая песня: молодые казаки привезли ее с маневров. Тон был не совсем народный: в песне говорилось о смерти с легкостью и цинизмом, совершенно не свойственным народной поэзии. Только в середине пробилась искренняя задушевная нота:

-- Может, завтра в чистом поле

Да кого-нибудь из нас

Между мертвых полумертвым

Будет ждать последний час.

Казаки вели песню уныло, с каким-то воющим отголоском. Но тотчас же опять это сменилось развязной удалью и цинизмом Хор смолк, оборвав резкой визгливой нотой в чисто солдатском вкусе».

Найдите слова, выражения, говорящие об отрицательном отношении писателя к тону новой песни.

При анализе пения старых казаков следует обратить внимание учащихся на связь этого пения со степными просторами:

«В его высоком, слегка дрожащем теноре была какая-то внутренняя глубина и задушевность. Казалось, стены трактира разомкнулись, и степь отвечает певцу своими дальними замираниями».

В чем своеобразие, по мнению автора, пения старых казаков?

Прокомментировать следующий отрывок:

«Старый, приятный, дрожавший сначала тенор Юносова окреп и зазвенел слезами и тоской старинной думы....Стены трактира опять будто раздвинулись, и опять влились в них отголоски степи.. и печаль старой песни полилась ровным могучим потоком... *

...Да распахана там пашня яровая...

Третий старик окончательно очнулся и на этот раз уже в лад присоединил к прочим свой могучий бас:

Пашня пахана не плугом, не сохою,

Она пахана булатными копьями,

Взборонена конскими копытами...

Эта дума, в которой войско до сих пор вспоминает о гибели целого отряда в жестокой степной сече с киргизами, -- видимо, не умерла еще и в сердцах казачьей молодежи. Запевала опять вскинул голову, подпер щеку рукой, и его тонкий, несколько дикий фальцет взвился и заплакал над тремя старыми голосами, точно это был крик чайки над шумящей степью...

И засеяна та пашня яровая

Все казачьими удалыми головами...».

Почему молодые казаки, сердцем принимая старые песни, осуждают жизнь старых казаков?

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать