Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности

Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности

20

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Самодурова Татьяна Вячеславовна

Глава I. Теоретические вопросы развития творчества студентов в процессе их включенности в научно-исследовательскую деятельность.

1.1. Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема.

Проблема соотношения творчества и исследования, прежде всего, требует рассмотрения внутренней природы этих понятий. Являясь по своей сущности специфически человеческой деятельностью, удовлетворяющей особые духовные потребности личности, творчество, тем не менее, остается проблемой, по которой до сих пор нет единого мнения.

Современное рассмотрение проблемы творчества оставляет классические позиции философско-психологической науки, где творчество рассматривалось через сопоставление всеобщих категорий субъекта и объекта, необходимости и свободы, продукта и деятельности (работы А.М. Коршунова, Н.Б. Шулевского, Г.Г. Кириленко, С.С. Гольдентрихта, Е.В. Шевцова и др.) и восходит к существованию конкретного человека в мире, открытие им бытия через процессы самоизменения и саморазвития.

Соответственно основополагающей идеей изучения творчества становится идея понимания творчества не только как процесса "по созданию нового, никогда ранее не бывшего" [198, с.76], но и в большей степени как процесса "космологического, духовного, центрирующего и насыщающего" (М. Фокс) [цит. по 180, с. 168] смыслом жизнь человека. Такая позиция представляет творчество как силу, определяющую многогранность, многозначность человеческого бытия, ведущую человека к естественной гармонии, развитию постепенной духовной интеграции и диалога личности с миром и с собой.

Анализ философско-психологической литературы позволил выделить тенденцию, обогащающую привычные установки, положения и концепции в осмыслении понятия "творчество". Данная тенденция в основном представлена учениями Н.А. Бердяева, М. Бубера, Б.П. Вышеславцева, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В.С. Соловьева, М. Хайдегтера, Л.И. Шестова, К. Ясперса и других представителей экзистенциального течения в философии. Объясняя сущность творчества, они подвергали сомнению возможность постижения его при помощи объективного материального, обусловливая это тем, что творчество является атрибутом бытия человека, а само бытие потоком переживаний, не сводимым ни к каким внешним предметным объективированным формам. Согласно их мнению, творчество принадлежит миру, непостижимому в своей сокрытости [33]. Успешность восхождения к вершинам творчества во многом будет зависеть от восприятия человеком этого мира. Философами [15,20,21,23,34,89] отмечается, что окружающее Бытие как "арена для творчества" [22, с. 117] возможно лишь в том случае, если в личности постоянно присутствует ощущение ее причастности к миру как его аналогии и в то же время как уникального феномена, если человек направлен на познание бытия на уровне личностного отношения к нему, если способен к видению в любой вещи, в любом действии всего богатства связей с окружающим миром.

Согласно выделенной тенденции круг вопросов творчества, а именно уяснение его сущности, представлен не только в контексте специфически человеческой деятельности по преобразованию действительности, но и в контексте внутренней духовной экзистенции, в сопряжении с призванием, назначением человека в мире и полноценным прохождением им своего жизненного пути. Поэтому сознательный отказ человека от обыденного, рутинного проживания в пользу отношения к своей жизни как к "уходящей вглубь, в бесконечность способности находиться в процессе изменения, становления, дления" [185, с.281] позволяет преодолеть стагнацию, деструктивность, маргинальность и предопределяет развитие его творчества. В соответствии с этой тенденцией мы выделили в литературе следующие определения творчества. Творчество как созидание в самом высоком значении этого слова, особое отношение человека к миру, особая сила, проникающая в самые глубины и выводящей за пределы себя, превращающей хаос в гармонию в человеке и в мире полагали К.Н. Вентцель, О.А. Казанский [38,90]. Творчество как нарастание жизни и появление ее новых форм, притом эти формы являются более ценными, чем предшествующие определял Б.П. Вышеславцев [47]. Творчество как постоянное движение к своему экзистенциальному "Я" в бесконечном процессе, поскольку в этом смысле полная законченность недостижима рассматривал Ф. Ницше [145]. Творчество как величайшую тайну жизни, тайну явления нового, не бывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося провозглашал Н.А. Бердяев [21]. Творчество, определяемое с позиций экзистенциализма, как особенное отношение субъекта к миру и самому себе, содержание которого не поддается распредмечиванию, поскольку оно внедеятельностное, за-пороговое представлял современный философ Г.С. Батищев [15]. Более того, он утверждал, что творчество не может быть только деятельностью по созданию нового, ибо при такой трактовке понятия теряется сама личность, творец, а где происходит подобного рода "выпадение", там исчезает и творчество.

Вместе с тем, с позиций психологической науки (А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, Нат. Роджерс, А.Т. Шумилин, М.В. Силантьева и др.), творчество осмысляется через механизмы деятельности (ее репродуктивные и творческие компоненты), направленной на достижение новой продукции (материальной, интеллектуальной), нового качества привычных вещей, явлений. При этом сущность творчества соотносится с самодеятельностью, самостоятельностью, инициативой как процессуальными характеристиками человека (работы С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, И.С. Кона, Л.М. Попова [170,183,209]); с присвоением и созиданием культуры, ценностей (А.Н. Леонтьев [123]); с системой противоречий в жизни человека, побуждающих его к активности (К.А. Абульханова-Славская [2, 3], с внутренними и внешними психологическими механизмами, обуславливающими данный процесс (Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн [169,184]).

Особенность современного подхода к пониманию природы и сущности проблемы творчества заключается в том, что на основе "конструктивного альтернативизма" (Дж. Келли [217]), предпринимаются попытки синтеза противоречащих друг другу позиций, через поиск общего для них смыслообразующего ядра. Примером таких попыток могут служить работы С.Ю. Гуревич [57], которая рассматривает творчество как способ жизнедеятельности личности, активного освоения ею мира и преобразования себя, С.Д. Смирнова [196], где творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, В.Н. Дружинина [68], определяющего творчество как спонтанное проявление человеческой сущности, выход за пределы заданного, Г.Г. Панковой [155], утверждающей творчество как бытие личности в вечности и других людях, Н.И. Пилюгиной [160], рассматривающей творчество как свойство личности, ведущий фактор ее развития, Дж. Гилфорда, П. Торранса [205], где творчество - способность человека, В.П. Кохановского [198], считающего, что творчество есть высшая форма проявления человеческой жизни. Попытки органично объединить креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду осуществляются в зарубежной психологии (Р. Стернберг, Т. Тардиф, Дж. Гилфорд, П.Т орранс, Ф. Баррон, Х. Грубер, С. Дэвис, Б. Хеннеси, Д. Фелдман, К. Тейлор и др.) [205], которая представляет творчество как взаимоотношение Оно, Я и Сверх-Я, разрушение существующего гештальта для построения лучшего, самовыражение в этом творца, решение им ряда задач.

Осмысляя вышесказанное, необходимо отметить, что творчество имеет в своей основе два взаимообогащающих начала: личностное и деятельностное, которые могут развиваться только друг через друга. Поэтому творчество может рассматриваться как внутреннее сущностное свойство деятельности личности, проявляющееся как в деятельности вообще, так и в конкретных формах. Такой конкретной формой деятельности является исследовательская деятельность человека.

Глубокое рассмотрение особенностей исследовательской деятельности человека находим у отечественного философа В.В. Розанова [181]. Согласно его идеям, осуществление процесса исследования связано с понятиями "разум" и "познание". Как считал В.В. Розанов, человек может осуществлять исследовательскую деятельность в двух формах: исследовании как "вторичном проверяющем познание чего-либо, уже ранее узнанного" и изыскании "как первичном познании чего-либо неизвестного" [181, с.64]. Исследовательская деятельность, по В.В. Розанову, может быть определена как чисто творческая деятельность, направленная на познание Космоса, Природы и Человека и постижение "всеобщих человеческих мнений и всеобщих человеческих дел" [181, с.64]. Изучение работы современного философа Ю.А. Урманцева [206], исследующего категорию "постижение", позволяет нам расширить смысловое определение исследовательской деятельности, данное В.В. Розановым. В связи с этим, исследовательская деятельность может рассматриваться как последовательное раздвижение границ познания и понимания Бытия. Повторяясь на очередном витке, процесс каждый раз захватывает все большие и большие области неизвестного, одновременно определяя то, что может быть объективно доступно и недоступно личности в данный момент. Исследование и понимание окружающего "Единого Мира" и его граней - Мира природного, Рукотворного мира, Мира другого (других), Мира моего самосознания [158, с. 101] будет тем эффективнее, чем больше границы человеческого понимания обладают такими характеристиками как "подвижность" и "изменчивость" - В.А. Петровский [158].

Приведенная А.Ю.Урманцевым структура процесса постижения, в равной мере может объяснять структуру процессов исследования и творчества.

ПОСТИЖЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВО (ИССЛЕДОВАНИЕ)

Постигающий

Философ, художник, ученый (студент)

Творец (исследователь)

Постигаемое

Мир, космос, природа, человек, человеческий опыт, красота.

Творимое (исследуемое)

Средства постижения

Чувственные, рациональные, экспериментальные, теоретические.

Методы и средства творчества (исследования)

Познавательная деятельность

Экспериментальная, теоретическая.

Творческая (исследовательская) деятельность

Постигнутое как идеальный образ

Научный, мировоззренческий, художественный, философский.

Творимое (исследуемое) как мысленный образ (замысел)

Оценка постигнутого

Согласно и посредством специфических критериев, на основе идеального, морального, нравственного.

Оценка сотворенного (исследованного)

Приведенная таблица может служить основанием для первоначальных выводов: творчество и исследование являются особыми формами познания окружающего мира (космоса, природы, человека, красоты и т.д.). Они осуществляются через определенные методы и средства (чувственные, рациональные, экспериментальные, теоретические) и приводят как к созданию новых образов-замыслов (научных, мировоззренческих, художественных, философских), так и к предметным воплощениям.

Творчество и исследование являются взаимообусловленными и взаимосвязанными процессами, основную характеристику которых составляет органичное взаимодействие и взаимопроникновение друг в друга. Выдвигая это утверждение мы опирались на положения И.М. Когана, о том, что творческий поиск предполагает "разрывать путы привычных установок и стереотипов, осмысливать исследуемые объекты с необычных может быть даже парадоксальных позиций" [103, с. 145] и В.А. Петровского [168], о том, что творчество как научное, техническое так и художественное направлено с одной стороны на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, а с другой - на непрерывное исследование пределов созидательной деятельности, расширение границ самореализации и самостроительства. Однако и исследование, и творчество как самостоятельная деятельность личности возникают только тогда, когда появляется внутренняя потребность в них, поскольку, по словам В.П. Зинченко [79] внешний источник, его вызов и приглашающая сила, бессилен, когда иссякают внутренние, собственные источники и движущие силы, являющиеся предпосылкой развития любых процессов.

На основе анализа философско-психологической литературы, нами было выявлено многообразие подходов к определению внутренних источников творчества и исследования. Так, позиции В. Энгельгардта и К. Эберга [239,240] близки по сути и условно определены нами как "детерминанта биологической заданности". В контексте этого понимания, человек сам является причиной и первоисточником изучаемых процессов, а потребность в них "есть результат некоего инстинкта" [240, с.50]. Она заложена в человеке от рождения, и значит, не может быть привнесена извне, не может быть навязана по неволе. Следовательно, она имманентно присуща человеку и проистекает из законов собственной внутренней природы человека. В этом же смысловом пространстве представлен подход А. Маслоу [134,135], который считал, что творческим человек является от рождения и это безотносительная способность каждого, не зависящая от природных, этнических, культурных или иных различий. Проявить и не потерять эту способность в результате "окультуривания", на любом жизненном этапе, возможно через скрытые ресурсы человека, его потенциальные возможности и таланты. Таким образом, в качестве причины развития творчества А. Маслоу добавляет стремление человека раскрыть творческий потенциал.,

Несколько иной подход к выявлению внутренних источников творчества и исследования определяет "детерминанта познания мира, самопознания и укорененности в мире". Она органично сочетает в себе два компонента. Первый - исследовательский или творческий акт основаны на познании окружающего мира, многообразия его явлений, их взаимных связей и относительных значений, его истинных ценностей и возможное место субъекта в этом мире. Возникновение познания Л.С. Рубинштейн [183] и И.М. Коган [102] видят в моменте удивления, рождающим потребность личности что-то понять. В качестве объекта понимания могут выступать противоречия, проблемность окружающего бытия. Если содержательная сторона объекта привлекательна для личности, то при осознании соответствующего уровня своих возможностей и под действием мотивов - субъективной значимости объекта и познавательного интереса к нему - внешнее бытие переходит во внутренний план личности, приобретая, т.о., личностный смысл. Познание или "самоискание причинности" (Б.А. Лезин) [210] ведет к устремленности личности к значимому ценностному содержанию социума и самоустремленности к истине, добру, красоте и глубинному общению с миром. Второй компонент - стремление познать себя и в этом познании продвинуться к смысловому насыщению своего созидательного человекотворческого назначения, осуществляемое через раскрытие, углубление и обретение себя как духовного существа со своим собственным уникальным видением мира, с позицией творца своих с миром отношений. Самопознание, в этом контексте, понимается как "преодоление, страдание и обретение себя" (Н.Н. Вересов [39, с. 127]), более того, "обретение себя иного, обновленного креативно, преобразованного и преображенного" (Г.С. Батищев) [15, с.131].

Аналогичный подход к возможным причинам обращения человека к творчеству и исследованию представлен в работах М.С. Бернштейна [24]. Проблема истинного творчества рассматривается им как одержимость, как невозможность не вьшолнять эту работу, т.к. в ней предоставляется та самая благоприятная возможность самовыражения, а также "возможность сказать людям свое особое, индивидуальное и неповторимое слово" [24, с. 164]. Но, М.С. Бернштейн, усматривает внутренние причины не только в проникновении человека в глубины своего познания, познания ценностного смысла всего, но и самовыражении и посредством этого, укорененности человека "в вечности и других людях" (Г.Г. Панкова) [155, с.21].

Интересен отличный от предыдущих подход, условно названный нами "детерминантой иррационального", понимаемой с позиций широкого спектра проявлений человеческого внутреннего мира: эмоций, переживаний, состояний различного рода озарений, духовного экстаза. Причины возникновения творческой и исследовательской деятельности человека в работах Ф. Шеллинга, Э. Гуссерля, Э. Гартмана, А. Бергсона, В. Соловьева, Н.О. Лосского [33,122] соотносятся с феноменом инсайта, интуиции. Так, А. Шопенгауэр считал, что "глубокие истины можно созерцать, но не вычислять, то есть первое познание их непосредственно и вызывается мгновенным впечатлением" [232 с. 143]. Авторы называли такие впечатления "счастливыми проблесками", "внезапным вдохновением", "неожиданным озарением" и усматривали именно в этом причину, побуждающую личность двигаться в направлении выхода за пределы заданного. Они считали, что творческий импульс обуславливает полноценный путь человека и развитие его творчества. Творческий импульс и есть тот "божий дар", (Б.П. Вышеславцев, Н.А. Бердяев), та "верховная абсолютная сила, благодаря которой человек творит свои открытия" (М.Х. Бояджан), поднимаясь на качественно иную ступень развития.

Неоднозначным, на наш взгляд, представляется рассмотрение внутренних причин творчества и исследовательской деятельности через призму синергетического подхода в науке. Ключевыми идеями синергетики являются идеи В.И. Аршинова [11,12], Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова [98-101]. Согласно их концепции, синергетика открывает необычные стороны мира, его нестабильность, нелинейность, открытость, возрастающую сложность формообразований и в этом мы усматриваем непосредственное "родство" с процессом творчества. Согласно другому положению синергетика может рассматриваться как позитивная эвристика, как метод экспериментирования с реальностью и в этом отношении наблюдается аналогия с исследовательской деятельностью. Однако в качестве причин авторы считают хаос как конструктивное начало, разрушение, понимаемое как креативный принцип, и страсть к разрушению как творческую страсть, "ибо только освободившись от прежнего, повернув процессы в обратную сторону, на противоположный режим, на осколках старого может быть создано что-то привлекающее новое" [99, с. 71], что без сомнения является спорным. В контексте теории синергетики мы находим совершенно справедливой идею стремления любой личности не просто к открыванию (исследованию), но и к созданию реальности (творчеству). Имея синергетическую природу, заключающуюся в особом состоянии открытости универсуму, (т.е. состоянии особой динамической целостности), творчество и исследовательская деятельность позволяют увидеть мир по другому и активно встроиться в этот мир.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать