Дано: Решение:
RAB=5 Ом
RBC=500 Ом
RCD=500 Ом
RAD-?
Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом
Вопросы: Какие элементы цепи нам даны? Начертим схему их последовательного соединения обозначая точки соединения резистора и ламп буквами А, В, С, D. Как найти общее сопротивление?
Задача 4. (Класс делится на 2 группы, каждая из которой решает задачу своим способом, а затем по одному представителю пишут решения на доске)
Два резистора сопротивлением r1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
Дано: Решение:
r1=5 Ом
r2=30 Ом
U=6B
I0-?
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? Как найти I0? Что для этого неизвестно? Как найти I1 и I2?
Другой ход решения данной задачи:
Дано: Решение:
r1=5 Ом
r2=30 Ом
U=6B
I0-?
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? По какой формуле будем находить общий ток в цепи? Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?
Задача 5. Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В.
Дано: Решение:
r1=1 Ом
r2=2 Ом
r3=3 Ом
UAB=11B
RAC-?
I1-?
I2-?
I3-?
Ответ: RАС=2,2 Ом, I1=2A, I2=3А, I3=2A.
Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и 12? Как определить UBC?
IV. Самостоятельная работа.
Учащиеся делятся на 4 группы и каждой группе дается карточка с заданием.
Вопросы к карточкам:
Перечислите все элементы цепи.
Какие виды соединения используются?
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Рассчитайте силу тока на всем участке цепи.
V. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи и рассмотрели задачу на смешанное соединение.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 21.
Урок 41/16 Лабораторная работа №3 "Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра". Решение задач.
Тип: Усовершенствование знаний, практических умений и навыков.
Цель урока: Закрепить изученный материал при помощи проведения лабораторного эксперимента.
Задачи:
образовательные:
-научить учащихся экспериментально определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра,
-убедить учащихся на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и от напряжения на концах;
-убедиться экспериментально в справедливости закона Ома для участка цепи;
воспитательные:
-развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
развивающие:
-работать над формированием умений самостоятельной работы а приборами;
-продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять данные и делать выводы на их основе.
№ | Этап | Время | Метод | |
I | Вводная часть | 2 мин | Слово учителя | |
II | Актуализация знаний | 4 мин | Опрос учащихся | |
III | Решение задач | 10 мин | Работа учащихся у доски | |
IV | Обсуждение и выполнение работы | 20 мин | работа в малых группах (2-3 человека), диалог, рассуждение | |
V | Итог урока | 3 мин | Словесный метод | |
VI | Домашнее задание | 1 мин | Запись на доске и в тетрадях |
План урока
Оборудование: источник тока, исследуемый проводник (небольшая никелевая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
I. Вводная часть.
Основная цель сегодняшнего урока научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Давайте вспомним то, что нам необходимо знать для выполнение лабораторной работы, решим задачу. А затем вы приступите к выполнению самой работы.
II. Актуализация знаний.
Какая физическая величина называется сопротивлением?
В чем причина сопротивления?
(во взаимодействии движущихся электронов с ионами кристаллической решетки)
3. Все ли проводники обладают одинаковым сопротивлением?
(нет, сопротивление проводников различно из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разно длины и площади поперечного сечения)
4. Что принимают за единицу сопротивления?
(Ом - сопротивление проводника, в котором при напряжении на концах 1 вольт сила тока равна 1 ампер)
5. Каким прибором определяют сопротивление?
(омметром)
6. Каким прибором при выполнении работы вы будете измерять силу тока и напряжение и как они включаются в цепь?
(силу тока амперметром, который включается в цепь последовательно; напряжение - вольтметром, включается параллельно)
7. Какую "роль" игратереостат? (изменяет сопротивление цепи)
III. Решение задачи.
Решим графическую задачу:
Используя данный график определить значение сопротивления в точках А и В, при U = 1В и сделать вывод о зависимости сопротивления проводника от силы тока в проводнике и напряжения на его концах.
Зависимость каких величин изображена на трафике?
(силы тока в проводнике от напряжения на его концах)
Каким значениям силы тока и напряжения соответствуют точки А и В графика? (А: I = 0,4А и U = 2В; В: I = 0,6А и U = 4В)
По какому закону можно рассчитать сопротивление? (по закону Ома для участка цепи: ) Найдем сопротивление в точках А и В:
Найдем по графику силу тока в проводнике при напряжении 1В и сопротивление в этом случае:
Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
(сопротивление везде одно и тоже, оно не зависит от силы тока и напряжения на его концах)
IV. Обсуждение лабораторной работы и ее выполнение.
При выполнении лабораторной работы ход ваших действий будет следующим. Вам необходимо:
Собрать схему
Измерит силу тока I и напряжение U 3 раза, изменяя сопротивление цепи с помощью реостата.
Записать результаты измерений в таблицу:
проводник | № опыта | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Сопротивление R, Ом | |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
4. Используя закон Ома для участка цепи вычислить сопротивление проводника по данным каждого измерения и результаты вычислений занести в таблицу.
5. По результатам эксперимента сделать вывод о зависимости сопротивления от силы тока в проводнике и напряжения на его концах.
V. Итог урока.
Сегодня мы с вами научились определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра, убедились экспериментально и теоретически в том, что сопротивление при заданных условиях является постоянной величиной, оно является характеристикой проводника не зависит от силы тока в проводнике и напряжения на его концах
VI. Домашнее задание.
§47.
Задача: Два провода - алюминиевый и медный - имеют одинаковою площадь поперечного сечения и одинаковое сопротивление. Какой проводник Длинней и во сколько раз?
Фотография урока изложения нового материала.
Урок 29/4
«Делимость электрического заряда. Строение атома».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
-рассмотреть с учащимися процесс делимости электрического заряда и какая частица является пределом этого деления;
-ознакомить учащихся с наименьшей заряженной частицей - электроном и рассказать опыты Милликена и Иоффе по определению его заряда;
-ввести единицу заряда;
-рассказать учащимся о строении атома, ввести новые элементарные частицы - протон и нейтрон и показать на примере атомов H, He, Li, как устроены атомы;
-ввести понятие положительного отрицательного заряда;
-продолжить формирование практических умений в решении задач по теме;
-обучать учащихся систематизации информации путем составления конспекта.
Развивающие:
-продолжить развитие логического мышления, памяти;
-развивать такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение;
Воспитательные:
-продолжить формирование научного мировоззрения, интереса к предмету на основе изучения темы;
-воспитывать бережное отношение к учебному оборудованию;
-формировать умение общаться со сверстниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение;
-воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других.
-познакомить учащихся с принципом действия электроскопа.
Оборудование: два электроскопа, два металлических шара, металлический проводник с держателем из диэлектрика.
Оформление доски: доска разделена на две части. В одной части - заготовка опорного конспекта, такая же, как и у каждого учащегося, она заполняется по ходу урока. В другой части - дата, тема урока и место для решения задач.
№ | Этапы | Время | Методы и приемы обучения, формы и принципы организации учебной деятельности | Применяемые технологии | |
1 | 1.Организационный момент, 2.Готовность класса, 3.Целевые установки | 1 мин | 1. Постановка перед учащимися задач у 2. Пояснения учителя к опорному конспекту. 3.Фронтальная работа учащихся | Сотрудничества «Диалог куль тур Библера» | |
2 | Актуализация знаний | 4-5 мин | 1.Диалог учащихся с учителем 2.Фронтальная работа класса Принципы: Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся, Сознательности и активности учащихся | «Диалог куль тур Библера» Сотрудничества | |
3 | Изложение нового материала: 1.Постановка проблемной ситуации. 2.Поэтапное решение проблемы, заполнение конспектов. 4.Систематизация полученных знаний. | 15-20 мин | 1.Показ опытов учителем 2.Групповая устная и письменная работа с учащимися (запись в тетради и на доске) 3.Диалог учителя с учащимися Принципы: Научности обучения и его доступности, Единства конкретного и абстрактного, Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся | Проблемного обучения (Дж. Дьюи). Групповая Дифференцированного обучения Сотрудничества | |
4 | Закрепление материала Решение качественных задач с места и у доски. | 10-15 мин | 1.Гупповая фронтальная 2.Рассуждение Принципы: Научности обучения и его доступности,Систематичности обучения и связи его с практикой, Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся | Сотрудничества Групповая | |
5 | Подведение итогов урока Выставление и комментарии оценок за работу на уроке | 4 мин | Пояснение учителя | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). | |
6 | Домашнее задание 1.§29,30. 2 Упр.11. | 2 мин | 1. Запись в тетрадях и на доске. | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). |
Фотография урока решения задач.
Урок 44/19
«Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников».
Тип урока: Закрепление знаний и формирование практических умений и навыков.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
-продолжить формирование навыков решать задачи на последовательное и параллельное соединение;
-углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
-научить определять силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников;
-научить решать задачи на смешанное соединение;
-научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей и находить точки разветвления в случае параллельного соединения;
-продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов;
-продолжить формирование умений решать задачи.
Развивающие:
-продолжить развитие логического мышления, памяти;
-продолжить развитие навыков решать задачи;
-развивать такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение;
Воспитательные:
-содействовать формированию мировоззрения, интереса к предмету;
-продолжить развитие умение общаться со сверстниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение;
-развитие умений работать в группе.
-развивать личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
-воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других.
Оформление доски: На доске записана дата и тема урока и оставлено место для решения задач.
№ | Этапы | Время | Методы и приемы обучения, формы и принципы организации учебной деятельности | Применяемые технологии | |
1 | Актуализация знаний: Физический диктант | 5-6 мин | 1. Постановка перед учащимися задач урока 2.Письменная фронтальная работа учащихся (запись в тетрадях) Принципы: Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся | Интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). | |
2 | 1.Организационный момент, 2.Готовность класса, 3.Целевые установки | 1-2 мин | 1. Объяснение 2. Фронтальная работа учащихся | Сотрудничества «Диалог куль тур Библера» | |
3 | Решение количественных задач с места и у доски: 1.Решение учителем задачи 2.Решение задачи учеником 3.Решение по группам 4.Решение всем классом задач | 20 мин | 1.Обяснеие, (запись на доске и в тетрадях) 2.Рассуждения учителя, диалог (запись в тетрадях и на доске) 3.Гупповая работа учащихся, разъяснение учителем учебной задачи 4.Групповая фронтальная работа Принципы: Систематичности обучения и связи его с практикой, Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся | Групповая Дифференцированного обучения Сотрудничества «Диалог куль тур Библера» | |
4 | Самостоятельная работа: Работа по карточках в группах по решению задач: Работа с дидактическим материалом, рассмотрение схем и ответы на вопросы | 10 мин | Групповая работа Принципы: Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся, Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся, Систематичности обучения и связи его с практикой , | Групповая Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). | |
5 | Подведение итогов урока Выставление и комментарии оценок за работу на уроке | 3-4 мин | Пояснение учителя | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). | |
6 | Домашнее задание Упр.21. | 2-3 мин | Запись в тетрадях и на доске. | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). |
Фотография урока лабораторная работа.
Урок 41/16
«Лабораторная работа №3. “Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра”. Решение задач».
Тип урока: Закрепление и формирование практических умений и навыков.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
-закрепить ранее изученный материал при помощи проведения лабораторного эксперимента и решении задач;
-научить учащихся экспериментально определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра;
-убедить учащихся на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и от напряжения на его концах;
-убедить экспериментально в справедливости закона Ома.
-продолжить формирование умений разбираться в схемах электрических цепей.
Развивающие:
-продолжить развитие логического мышления, памяти, развитие навыков решать задачи;
-продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять данные и делать выводы;
-продолжить развивать такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение.
Воспитательные:
-развивать личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость.
-содействовать формированию мировоззрения, интереса к предмету;
-продолжить развитие умение общаться со сверстниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение, развитие умений работать в группе.
-продолжить формирование умений и навыков работы с физическим оборудованием, анализировать информацию.
Оборудование: источник тока, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
Оформление доски: На доске записана дата и тема урока и оставлено место для решения задач.
№ | Этапы | Время | Методы и приемы обучения, формы и принципы организации учебной деятельности | Применяемые технологии | |
1 | Организационный момент Готовность класса Целевые установки | 1-2 мин | 1. Постановка перед учащимися задач урока 2.Фронтальная работа класса | Сотрудничества | |
2 | Актуализация знаний учащихся по опорным вопросам | 4-5 мин | 1.Диалог учителя с учащимися 2.Фронтальная работа учащихся Принципы: Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся, Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся | Сотрудничества «Диалог куль тур Библера» Групповая | |
3 | Решение графической задачи на определение основных параметров: | 10-12 мин | 1.Обяснеие, (запись на доске и в тетрадях) 2.Рассуждения, диалог (запись в тетрадях и на доске) 3.Гупповая работа, разъяснение Принципы: Систематичности обучения и связи его с практикой, Сознательности и активности учащихся, Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся | Групповая Дифференцированного обучения Сотрудничества «Диалог куль тур Библера» | |
4 | Обсуждение и выполнение лабораторной работы: 1.Экспериментальное выполнение работу 2.Занесение результатов в таблицу | 18-20 мин | 1.Запись на доске и в тетрадях хода работы 2.Работа в малых группах (по парам) 3.Обсуждение в парах результатов измерений Принципы: Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся, Систематичности обучения и связи его с практикой, Научности обучения и его доступности | Групповая Дифференцированного обучения Сотрудничества «Диалог куль тур Библера» | |
5 | Подведение итогов урока Выставление оценок за работу на уроке | 2-3 мин | Пояснение учителя | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). | |
6 | Домашнее задание §47. Задача под запись. | 2-3 мин | Запись в тетрадях и на доске. | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). |
Фотография повторительно-обобщающего урока.
Урок 41/16
«Электрические явления».
Тип урока: Повторение и обобщение знаний
Цели и задачи урока:
Образовательные:
-расширение и углубление понятий данного раздела;
-выявить качественный уровень овладения знаниями и умениями, обобщить материал по теме;
Развивающие:
-продолжить развитие пространственного мышления. Умения классифицировать, выявлять связи, формировать выводы;
-продолжить развитие коммутативных навыков при работе в группах;
-продолжить развитие познавательного интереса;
-продолжить развивать такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение;
-продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающих;
-создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
-продолжить развитие умение общаться со сверстниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение;
-воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование: карточки со схемами и дидактические карточки, задачники.
Оформление доски: Запись темы урока, даты.
№ | Этапы | Время | Методы и приемы обучения, формы и принципы организации учебной деятельности | Применяемые технологии | |
1 | Организационный момент: Готовность класса Целевые установки | 2 мин | 1.Постановка перед учащимися задач урока 2.Фронтальная работа класса (устно) | Сотрудничества | |
2 | Актуализация знаний: Физический диктант | 4-7 мин | 1.Фронтальная работа класса (запись на листочках) Принципы: Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся | Сотрудничества Дифференцированного обучения | |
3 | Контроль знаний учащихся: Работа со схемами и дидактическими карточками: 1.Деление класса на группы 2.Выбор правильной схемы из трех представленных | 10-12 мин | 1.Групповая 2.Рассуждение, обсуждение 3.Диалог учащихся Принципы: Сознательности и активности учащихся, Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся, Систематичности обучения и связи его с практикой | Групповая Дифференцированного обучения Сотрудничества «Диалог культур Библера» | |
4 | Обобщение изученного материла: Составление блок-схемы раздела | 5-7 мин | 1. Диалог учителя 2.Фронтальная работа учащихся 3.Групповая работа учащихся 4.Записи в тетрадях и на доске Принципы: Систематичности обучения и связи его с практикой, Сознательности и активности учащихся, Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся | Групповая Дифференцированного обучения Сотрудничества «Диалог культур Библера» | |
5 | Решение качественных задач 1.Решение задачи у доски каждым представителем группы | 10-12 мин | 1.Групповая работа 2. Беседа учащихся с учителем 3. Запись в тетрадях и на доске Систематичности обучения и связи его с практикой, Сознательности и активности учащихся, Прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся, Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся | Групповая «Диалог культур Библера» | |
6 | Подведение итогов урока: Выставление и комментарии оценок за работу на уроке | 3-4 мин | Пояснение учителя | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). | |
7 | Домашнее задание 1.§44-49. 2.Упр. 24-25 | 2-3 мин | 1. Запись в тетрадях и на доске. | Технология интенсификации обучения на основе схемных, знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). |