Педагогическая технология

Педагогическая технология

Тема 1 Сравнительная характеристика методики и технологии. Технологическая цепочка действий учителя в пед.процессе

Понятие «Педагогическая технология» обозначает прежде всего приемы работы учителя. Помимо технологий, кот.объясняют последовательную цепочку действий учителя и учащихся, основанных на конкретных идеях, закономерностях, существуют пед.методики.

Сравнит.хар-ка:

1. Целенаправленность.

В технологии всегда четко сформулированы цели, периодически подвергающиеся диагностике. В методике цели определены, но не на таком достаточном уровне, часто они имеют размытый характер.

2. Концептуальность.

В т. Всегда выступает основой глубоко разработанная теория. В методике чаще всего таких глубоких идей не отмечается => т.подтверждает., а теория - развивает.

3. Системность (р/м цели, содержание, формы, методы, средства, условия)

В м. системность не всегда высоко разработана, в т. Всегда высокий уровень системности, применение и проектирование целей, системы содержания, методов и средств обучения или воспитания.

4. Диагностичность (предусматривает оценку результата исходного или промежуточного) в т.оценка результатов не должна иметь формального количественного хар-ра, а должна носить качественный диагностический хар-р. В м.исп-ся как формальные количеств.оценки, так и качественные.

5. Гарантированность качества.

Характеризуя гарантированность качества, в т.отличают устойчивую высокую. В м. гарантированного результата быть не может, потому что она имеет исследовательский хар-р.

6.Новизна.

В т.новизна хар-ся тем, что используются новейшие достижения как научные, так и технические. М.не всегда опирается на новейшие достижения в области идей и средств.

Тема 2 Технология программированного обучения

Теория возникла в 50-е годы 20 века, предложил ее амер.ученый Бенджамин Скиннер. Он разработал программу подачи инф-ции в виде опред.порций. Позднее немецкий психолог Н.Краудер разработал программу для самостоятельного обучения.

Цель:

1.Эффективное обучение на основе научно разработанных программ

2. Обучение, учитывающее индивид.особ-ти ребенка

Виды обучающих программ:

1.Линейная-хар-ся тем, что идет смена информационных блоков с контр.заданием и обучающиеся дают правильный ответ, либо выбирают его из предложенных.

2. Разветвленная - отличается от линейных тем, что в случае неправ.ответа предлагается доп.инф-ция, позволяющая выполнить контр.задание и получить новую порцию учебной инф-ции.

3. Адаптивная - предлагает выбор определенного уровня сложности и усложняет инф-цию по мере усвоения обучающимися, но при этом они пользуются доп.лит-рой.

4.Комбинированная - включает в себя все вышеизложенные виды программ.

Тема 3 Технология модульного обучения

Особенности:

1. позволяет индивидуализировать процесс обучения

2. обеспечивает управление учащимися своей учебной деятельностью

Цель: создать условия для усвоения учащимися содержания образовательных программ, решающих общие дидактические цели

Модуль - это относительно самостоятельная дидактическая единица модульной программы, состоит из учебных элементов. Учебный элемент - дидактическая единица учебного материала, реализующая частную дидактич.цель. Таким образом, модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из след.элементов:

1) четкая цель

2) банк информации

3) методическое руководство по достижению целей

5) практические задания

5) контрольные работы

Принцип модульных технологий:

1. принцип модульности требует построения обучения по отдельным функциональным блокам (модулям). Предназначены для достижения конкретных дидактических целей.

2. принцип выделения из содержания обучения обоснованных элементов. Это требует рассмотрения материала как единой целостности, направленной на достижение дидактических целей.

3. принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей согласно социальному заказу.

4. принцип осознанной перспективы. Обучающиеся должны понимать близкие, средние и отдаленные стимулы

5. принцип разносторонности методического конструктирования (каждому модулю соотносят свои объяснительные методы)

6. принцип паритетности предполагает взаимодействие учителя с учащимися

Содержание курса модуля размещает три уровня:

1) полный

2) сокращенный

3) углубленный

Тема 4 Технология группового и коллективного взаимодействия

Обеспечивает одновременно эффективное решение развивающих, воспитательных задач. Совместная учебная деят-ть играет решающую роль в достижении след.целей:

1. развитие мышления обучающегося в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач.

2.создание доп.мотивации в учении в результате возникшей в процессе личностнозначимого сотрудничества, а также в результате межличностных отношений, которые сопровождаются эмоциональным переживанием и формированием общности «Мы»

3. формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству и понимания к другим

4. овладение способами организации совместной деятельности

5. развитие самосознания, их самоопределения и самореализации

6. формирование активной позиции обучающихся

7. моделирование в учебной деят-ти деловых отношений

8. формирование благоприятного психологического микроклимата

9. развитие речи посредством значительной интефикации

Анализ существующих моделей технологий коллективного и группового взаимодействия позволяет выделить осн.условия в организации обучения совместной деят-тя:

1.позитивная взаимозависимость. Направленность обучающихся на достижение определенного результата

2.межличностное взаимодействие

3.четкое определение целей группы

4. совместная выработка норм и принципов группового взаимодействия

5.совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии

6.сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деят-ти и учет персонального вклада каждого

7.создание определенных условий для работы

8. особая позиция преподователя, который выступает в роли координатора деят-ти

Принципы технологии:

1.принцип индивидуальных планов

гл.цель - повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач на основе взаимодополнения, взаимообогащения,кооперации результатов работы каждого участника. На основе этого принципа построены такие технологии, как КСД, работа «творческих групп» и работа в группах сменного состава.

2.принцип организации совместной деятельности

основывается на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций обучающихся и их взглядов на проблему. Эффективность обеспечивается через р/м различных точек зрения и выбора наиболее верной и удовлетворяющей большинству. Психологические механизмы взаимодействия - «конструктивный конфликт», предполагающий умение слушать и понимать других, уважительно относиться к различным точкам зрения, поиск путей согласования позиций. На этом принципе основываются такие методы, как дискуссия и позиционно0ролевая игра.

3. принцип развивающейся кооперации

Особенность - направленность групповой работы на исследование, на совместный поиск решения задач. В рез-те совместная деят-ть развивает творческое, системное мышление, формирует способность к самоуправлению, соуправлению, саморазвитию, соразвитию. На основе этого принципа орг-ся деятельностные игры.

4. принцип ролевого поведения

в рез-те обеспечивается орг-ция совместной деят-ти в контексте деят-ти. При

этом обучающиеся выступают в определенной ролевой позиции, воссоздают реальную и воображаемую деят-ть. Примером данной технологии служат игры и дискуссии («суд», «дебаты», «пресс-конференции»)

Способы организации коллективного взаимодействия.

В зависимости от хар-ра организуемой деят-ти можно выделить неск.способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие обучающегося в малых и крупных группах.

1.малые группы получают одно и то же задание, а выполнив, представляют в устной или письменной форме результаты, соотносят с рез-ми деят-ти др.групп, при этом дополняя друг друга, исправляя ошибки и оценивая эффективность групповой работы.

2. группы получают разное задание, но работают на общий рез-т. по окончании работы групп рез-ты сводятся вместе и происходит групповое взаимодействие.

3. группы получают разное задание, а выполнив, предоставляют на общее обсуждение

4. группы сменного состава позволяют реализовывать сразу 1 и 2 способы, при этом обеспечивают разделение заданий не только м/у группами, но и каждым обучающимся

5.работа групп по принципу «вертушки». Дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На столах представлено нов.задание или часть общего задания.

6. работа групп по принципу «эстафеты». Перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается зад., над которым она начинает работу, через опред.время задание передается др.группе по кругу, а данная группа получает задание от гр., расположенной по кругу до нее и продолжает выполнять его. Т.о. каждая группа вносит вклад в решение познавательных задач. В конце работы каждой гр. По кругу вовращается первоначальное задание. группа обобщает рез-ты коллективной работы и представляет конечный рез-т на всеобщее р/м.

Тема 5 Технология полного обучения

Цель - обеспечение достаточного высоких рез-тов (уровней обученности) каждому ученику.

Задачи:

1. максимально оптимизировать условия обучения.

2. адаптировать данные условия к индивид.особенностям учащихся.

3. создать условия для успешного обучения каждого ученика.

Основа - идея повышения эффективности обучения и гарантированного достижения учащимися запланированных рез-тов обучения.

Характеристика - эффективное построение обучения по модели полного усвоения предполагает четкое фиксирование рез-тов, кот.должны достичь учащиеся на уровне «полного усвоения».

Этапы усвоения:

1. восприятие учебного материала, результатом кот.становится формирование представлений учащихся об изучаемом предмете или явлении.

2. осмысление, проникновение в сущность изучаемого предмета или явления через сравнение, сопоставление, анализ, абстрагирование и др.умственных действий.

3. обобщение и систематизация.

4. запоминание

5. применение знаний, оперирование ими и освоение способами практич.деят-ти.

Уровни усвоения:

1. опознание и различение (фиксируется наличие представлений о явлении или предмете и умение выделять его из др.)

2. запоминание, неосмысленное воспроизведение свидетельствует о том, что этап осмысления пропущен.

3. понимание и осмысление сопровождается воспроизведением изученного материала и проявляется в способностях объяснить, изложить его сущность.

4. применение знаний в стандартных ситуациях. Учащиеся способны выполнять действия по образцу, решать типовые задачи.

5. перенос знаний и способов деят-ти в новую ситуацию для решения новых задач, реализуя поисковые действия (варьирование, видоизменение, оценивание, комбинирование, перегруппировка, прогнозирование).

Первые 4 уровня - репродуктивного хар-ра (требуют воспроизведения инф-ции и способов деят-ти). 5 уровень яв-ся продуктивным, творческим.

Эффективность - технология полного усвоения предполагает формирование эталонов полного усвоения посредством определения целей через рез-ты обучения, выраженные в конкретных действиях ученоков.

Система целей обучения познавательной и эмоционально-ценностной области:

1. цели обучающего и интеллектуального-развивающего хар-ра.

2. воспитательные цели.

Тема 6 Профессионально-ориентированная технология обучения спец.дисциплинам

Цель: обеспечить проф.становление личности совр.конкурентно способного специалиста, готового к полноценной профессиональной уаправленческой, производственно-технологической, исследовательской, научно-методической деят-ти.

Задачи:

1. формирование у выпускника ценностных отношений к собственному проф.образованию и проф.деят-ти.

2. гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста.

3. развитие творческого потенциала личности.

4. воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации личности в обществе.

Основа - важнейшими исходными положениями данной технологии яв-ся принципы ценностных отношений. Неразрывность процессов усвоения научн.знаний и формирование творческих умений, а также планомерность формирования умственных действий и направленности личности.

Сущность и специфика процесса обучения кроме целей и задач, определяется также функциями его основных субъектов - преподаватели и обучающиеся, характером их взаимодействия.

Хар-ка: учебно-познавательная деят-ть учащихся представляет собой целостный процесс усвоения в системе научных знаний. Формирование творческих умений, навыков путем пошагового продвижения в образовании, умственном развитии и воспитании от одного этапа обучения к др. Обучающая деят-ть преподавателя заключается в создании организационно-педагогических условий для самост.учебно-позновательной деят-ти обучающихся в оказании им пед.поддержки и методической помощи, обеспечивающих гарантированное решение дидактич., развивающих и воспит.задач на основе умственных, психолого-пед. Процедур и системных комплексов, методов, форм, средств пед.взаимодействия.

Эффективность:

1. обеспечивает гарантированное выполнение требований гос.образовательных стандартов к уровню и качеству подготовки специалистов.

2. в процессе обучения создаются необходимые условия для становления творчески активной, ценностно-ориентированной личности специалиста-профессионала.

3. технология содержит в дидактичюструктуре механизмы ее адаптации к уровню способностей обучающегося, к самост.обучению, умств.развитию и воспитанию.

4. позволяет осуществить действенный мониторинг процесса и рез-та подготовленности обучающихся, выводить и из затруднений, поддерживать и развивать познават.интерес.

5. обеспечивается общая эмоц. Удовлетворенность обучающихся.

6. технология воспроизводима каждым преподом в независимости от его опыта.

7. позволяет обеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся на установленном стандартном уровне.

Тема 7 Технология конструирования пед.процесса. Планирование как результат конструктивной деят-ти педагога

Одним из решающих усовий успеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можно выделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания, средств и программ действий. Соответственно, технологию кпп можно представить как единство технологий конструирования содержания, констр.материальных и материализованных средств и констр.деят-ти. В каждой из перечисл.технологий выделяются осуществляемые педагогом компоненты: аналитический компонент, завершающийся постановкой диагноза; прогностический и приективный компоненты мыслительной творческой деят-ти. Анализ - прогноз - проект яв-ся неразрывной триадой при решении любой пед.задачи, независимо от ее содержания и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач обуславливается качеством технологий констр-ния вне зависимости от того, был ли проект как ее рз-т заранее зафиксирован в виде плана или просто конспекта. Технология кпп не м.б.связана только лишь с обдумыванием действий педагога, она обязательно проектирует деят-ть учащегося.

Осознание пед.задачи, анализ исходных данных и постановка пед.диагноза.

Пед.цели определяют общую стратегию пед.процесса и материализуются в учебных планах, программах, методич.рекомендациях и др.уч.пособий. Пед.цели на этапе подготовки пед.процесса должны осознаваться педагогами как пед.задачи. в творческом процессе педагога осмысливаются разные пед.задачи.

Группы задач:

1. Общие - связаны со всей уч.-воспит.деят-тью, кот.в итоге определяет все детали творческого процесса и яв-ся общими концепциями процесса.

2. Этапные - связаны с конкретным этапом пед.деят-ти и отражают опред.ступени в формировании личности

3. Ситуативные (частные) - связаны с конкретными элементами деят-ти.

Осознание пед.задачи - это непременное условие продуктивного осуществления деят-ти. Если пед.задача не осознается, то она в конечном итоге и не решается. Осознание пед.задачи происходит через ее исходные данные и постановку диагноза. Анализ исходных данных, кроме опред.места сложившейся ситуации в целостном пед.процессе, должен развиваться на основе уяснения состояния его осн.компонентов, хар-ре сложившихся м/у ними отношений, содержание пед.процесса, наличие средств и условий реализации деят-ти. Анализ исх.данных конкретной ситуации теснейшим образом связан с учетом множества научн.фактов и фактов, кот.вытекают из планомерного изучения состава пед.процесса. диагноз практической педагогики - это оценка общего сост.пед.процесса или отдельных его элементов в момент функционирования. По широте психодиагностич.обследование может охватить индивидуальность учащегося в целом или отдельных его элементов. По временному признаку оно м.б.оперативным или долговременным. Опер.диагностика строится в рез-те анализа устных и письм.ответов учащегося, на анализе их поступков, психич.состоянии. долговременная диагностика должна принимать во внимание недостатки и отклонения в учебной деят-ти и поведении учеников, а также в отдельных чертах психич.индивидуальности школьника или коллектива в целом. Проведение пед.диагностики обязывает препода владеть методами и методиками изучения личности, особенностей коллектива и сост.пед.процесса в целом.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать