Педагогическое мастерство
p align="left">Главное, что отличает внушение от других видов влия-ния (убеждение, заражение, подражание), - это существен-ное снижение критичного отношения человека к посту-пающей информации. Конечно, жизнь учит каждого под-вергать информацию анализу на достоверность, но все и всегда проверять невозможно. И все же, пытаясь избежать ошибок при выборе «либо верить, либо нет», мы требуем аргументации, но если мы к ней прибегаем, то налицо процесс убеждения. Однако нередко человек и не стремит-ся проверить достоверность информации, проявляя изна-чальную доверчивость к источнику информации. Именно подобное доверительное расположение и служит основой, на которой строится внушение.

В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание. Б.Ф. Поршнев определяет вну-шение как полное, безоговорочное доверие, при котором слова говорящего с абсолютной необходимостью вызы-вают у слушающего те самые представления, образы, ощущения, которые изначально имелись в виду.

Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчи-вом воздействии может последовать совсем обратная ре-акция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но распространяется действие внушения практически на каждого.

Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это, прежде, всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведе-ния о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно про-порциональна его возрасту. «Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично. Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, ка-ждое ваше слово для него - святая истина» (Сухомлинский В. А.). С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается со-мнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники, отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может суще-ственно подорвать авторитет педагога.

Внушаемость повышается или снижается в зависимо-сти от функционального состояния организма. Больные или уставшие люди легче поддаются внушению, чем здо-ровые и бодрые. Бодрый человек собран, уставший рас-слаблен и рассеян. Состояние рассеянности способствует повышению внушаемости. Причина повышения внушае-мости в состоянии утомления заключается в том, что нервное или физическое истощение снижает общий тонус коры головного мозга. К такому же результату приводит и переживание (даже недолгое) астенических чувств, та-ких, например, как страх или растерянность. Следует от-метить, что внушаемость повышается не только при снижении тонуса, но и в состоянии чрезмерного возбуж-дения. У людей, находящихся во власти эмоций, блоки-руется не только критичность мышления, но и контроль за своим поведением. Бурным эмоциональным состояни-ем можно «заразиться».

Однако состояние здоровья и эмоциональный настрой - величины переменные. Существуют и более стабильные характеристики, определяющие склонность человека к внушению, - это его уровень критичности. Люди с низкой критичностью мышления как бы изначально предраспо-ложены к внушению. Конечно, нельзя не признать, что многое будет определять ситуация, в которой осуществля-ется внушающее воздействие.

Личностные характеристики также обусловливают внушаемость человека. К этим личностным характеристи-кам относятся консерватизм и доверчивость. Люди кон-сервативные, не гибкие дольше держатся за идеи, взгляды, которые приняли раньше, и в этой связи старые авторите-ты имеют на них внушающее воздействие значительно бо-лее долгое время. Консерватизм как черта характера мо-жет просматриваться и у тех учащихся, кто не спорит, соглашается, кого чаще всего воспринимают как спокойных, основательных. Если брать диаду по Р. Кэттеллу «довер-чивость - подозрительность», то недоверчивых можно оп-ределить по имеющемуся у них собственному мнению по многим вопросам, они, кстати, реже подвергаются обма-ну. Они не любят, чтобы ими командовали, свою точку зрения высказывают прямо. Доверчивые, наоборот, легко соглашаются с другими, как правило, они не страдают от ревности и не стремятся к конкуренции. Стремление к со-перничеству не свойственно доверчивым людям, поэтому они чаще идут на компромисс.

Эффективность внушения зависит не только от особен-ностей личности, на которую воздействуют, но и от осо-бенностей самого человека. Главным условием, обеспечи-вающим успех внушения, является уверенность внушающе-го в безусловной истинности того, что он говорит. Сказан-ное твердо и уверенно воспринимается с большим довери-ем, нежели произнесенное скороговоркой, сбивчиво. Эф-фективность внушения также зависит от авторитета воздей-ствующего. Авторитетному больше доверяют, ссылка на авторитет располагает к доверию. На эффективность вну-шения влияет и обстановка воздействия. Апартаменты ди-ректорского кабинета, например, больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре. В то же время никакая атрибутика не поможет, если содержа-ние внушения расходится с действительностью.

Существуют некоторые приемы внушения, позволяю-щие добиться большей его эффективности:

- если вы хотите внушить что-нибудь другому человеку, смотрите ему в глаза, держитесь спокойно;

- говорите властно, и ни в коем случае не проявляйте нервозность;

- ваши высказывания должны быть предельно понятны-ми и желательно краткими;

- главный элемент, определяющий внушающую силу ре-чи - интонация. Располагая к себе человека, используют доверительную интонацию, а чтобы вызвать недоверие к кому-либо, прибегают к пренебрежительному тону;

- ключевые слова или фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано;

- для создания требуемого настроения бывают важны не только слова, но и умело выдержанные паузы;

- к важным элементам внушения относятся также мими-ка и жесты.

Однако нужно помнить, что злоупотреблять внушени-ем нельзя. Если человек принимает не опирающуюся на факты информацию как достоверную, то отказаться по-том от сложившейся точки зрения чрезвычайно трудно. Внушенная информация прочно входит в сознание чело-века. Переубедить человека можно тогда, когда в его соз-нании происходит процесс замещения одних аргументов другими. А когда этих аргументов вовсе не было, процесс замещения становится большой проблемой.

В педагогической деятельности внушение играет свою роль. Правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьников. Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Общими условиями эффективности педагогического внушения являются:

- содержание учебного материала;

- обстановка;

- отношение самого педагога к тому, что он внушает уверенность в успехе;

- отношение учеников к учителю (его авторитет);

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных качеств и состояний детей на момент внушения;

- владение учителем техникой внушения;

- создание условий для реализации обусловленных внушением качеств.

Виды внушения.

1. В зависимости от источника внушающего воздействия различают:

- внушение - действие, производимое другим человеком,

- самовнушение - объект внушения совпадает с его субъектом.

2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают:

- внушение в состоянии бодрствования,

- внушение в состоянии естественного сна,

- внушение в гипнотическом состоянии.

3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:

- преднамеренное,

- непреднамеренное.

4. По результатам внушающее воздействие может быть:

- положительным,

- отрицательным.

5. В зависимости от содержания различают:

- открытое внушение,

- закрытое (косвенное или опосредованное).

В педагогической практике используют достаточно часто преднамеренное открытое внушение, которое может реализоваться через команды, внушающие наставления, приказы

Кроме прямого педагогического внушения, большое значение в практике школы имеет и косвенное внушение, которое подается в виде раскрытия какого-то внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого - либо случая. Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное, некритическое принятие информации, но в этом случае позиция учителя не навязывается ученику, она не затрагивает его самолюбия, а потому сообщаемая информация не отвергается до того, как она понята и принята учеником.

Различают следующие формы косвенного внушения: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение.

Таким образом, в педагогической деятельности использование внушения возможно, но при этом необходимо соблюдать ряд требований, условий и использовать различные формы внушения в их сочетании.

4. Педагогические убеждения В.А. Сухомлинского «Мудрая

власть педагога над личностью»

В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) - известный педагог - новатор всю свою научную и практическую деятельность посвятивший созданию «очеловеченной» школы. В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему. Одним из стержневых вопросов ее был вопрос воспитания всесторонне развитой личности, что требует системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважения личности ребенка.

Одной из главных проблем воспитания В.А. Сухомлинский считал власть педагога над личностью и коллективом.

В.А. Сухомлинский писал о том, что «… каждого из нас должна тревожить мысль об этой чрезвычайно важной проблеме нашей профессии - проблеме власти педагога, власти человека над человеком, власти старшего над младшим. В том фонде воспитательных средств, который есть в распоряжении педагога, его власть над детьми - наиболее общее, всеобъемлющее и одновременно острое, тонкое, хрупкое и опасное средство. Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний для педагога, один из показателей педагогической культуры».

В.А. Сухомлинский говорил о доверии ребенка к педагогу и отмечал, что чем больше ребенок доверяет, тем больше возрастает ответственность педагога за каждый свой шаг и его. Доверяя педагогу, ребенок сердцем чувствует, что старший, мудрый человек всегда найдет выход из положения, каким бы тяжелым оно ни было. В этом и заключается секрет воспитания, имея доверие ребенка, вы в какой - то степени приобретаете власть над ребенком в хорошем, с точки зрения педагогики, смысле этого слова.

Мудрость власти педагога - это, прежде всего, способность все понять. «И, если вы хотите войти в чудесный дворец - детство, с его особыми законами, усвойте, прежде всего, ту истину, что у ребенка никогда не бывает желания нарочно делать зло. Там, где детям навязываются ошибочные мнения, никогда не может быть веры в педагога. Обвинение в нарочитом зле, которого чаще всего нет, ребенок переживает как несправедливость, это отталкивает его от воспитателя. Ребенок теряет доверие к воспитателю и больше никогда не стремится найти у него какую - либо защиту. А это уже большая опасность. Три - четыре «злоумышленника» в классе, которых воспитатель оттолкнул от себя, - и единства убеждений в коллективе, единомыслия, коллективной веры в воспитателя нет».

В.А. Сухомлинский замечал, что не стоит торопиться объявлять детские шалости злоумышленными нарушениями порядка, детскую невнимательность - ленью, детскую забывчивость - нерадивостью. «Поймите, что детские шалости, невнимательность, забывчивость - все это было, есть и будет. Все это нужно понять, не ломать, а старательно, мудро исправлять и направлять. Пытаясь что-то сломать в ребенке - вы ломаете детское доверие к себе. Вы толкаете ребенка на то, что он начинает защищаться непокорностью, нарочитым (не злонамеренным!) непослушанием, своеволием, стремлением делать наперекор вашим советам и требованиям».

С исключительной мудростью и осторожностью - говорил В.А. Сухомлинский - нужно относиться к разным опрометчивым поступкам детей, в которых - не нарочитое зло, а ошибка, которую ребенок, если он старается найти защиту у воспитателя, сам способен переживать или уже переживает. «Не торопитесь в таких случаях обращаться к коллективным осуждениям. Вообще, берегите коллективное осуждение на тот крайний случай, который может никогда и не встретится».

Мудрая власть педагога над ребенком - это большое творчество, глубокое сердечное проникновение в мир детских мыслей и чувств, умение понимать язык детства, «беречь в себе чистую каплю детства» и в то же время не стать на одну доску с ребенком по уровню развития.

Мудрость власти педагога над личностью и коллективом предусматривает глубокое понимание сердцем того, что ребенок все время находится в состоянии самопознании, самоутверждения, самовоспитания. «Ему хочется в чем - то показать себя, прежде всего утвердить свою волю, ум, изобретательность, сообразительность. Человек, который с вашей помощью познает мир и старается взаимодействовать с ним, постепенно становиться личностью. И в этом нелегком становлении личности власть педагога должна быть особенно осторожной. Воля старшего иногда может превратиться в своеволие и в расправу над человеком. Самоутверждаясь, дети нередко совершают поступки, которые как кажется на первый взгляд, ошибку. Очень важно понять, как в этих поступках здоровые, животворящие источники активности сливаются с детским безрассудством, незрелостью».

В.А. Сухомлинский в своих трудах делится своим собственным опытом: «Я иду сегодня в класс с тяжелым душевным переживанием. Как бы я не хотел скрыть свою душевную боль, глаза выдают меня. И ни о никакой мудрости моей власти над детьми не может быть и речи, если дети не увидят боль в моих глазах, если через глаза не заглянут в мое сердце. Я не говорю детям, что мне не легко, не прошу их посидеть сегодня тихонько, но они уже поняли все. В классе тишина, сосредоточенность - это и есть настоящая власть над детской душой. С первого дня пребывания ребенка в школе, я стараюсь беречь и развивать сердечную мягкость, тонкость чувств. От того, насколько тонким, тактичным, нежным, чувствительным к окружающему миру будут чувства ребенка, зависит моя власть над ним. Ведь власть эта - не окрик не наказание. Моя власть над ребенком - это способность ребенка реагировать на мое слово, которое может быть теплым и нежным, ласковым и тревожным, строгим и требовательным, но всегда оно должно быть правдивым и доброжелательным. И чем нежнее, тоньше детские чувства, чем чувствительнее откликается детское сердце на правду, красоту, человечность, тем сильнее мое слово, которое выражает власть над ребенком. Я твердо верю в то, что воспитать ребенка можно прежде всего лаской, добром.»

И, в заключении, стоит обратить внимание на то, что каждый ребенок - это индивидуальность и у каждого ребенка есть «добрая воля, добрые намерения», это необходимо учитывать, властвуя над миром детских мыслей, переживаний и чувств. «Никакого крика, никаких угроз, никаких попыток уязвить детское сердце. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждет расправы. Сердце, чуткое к добру, ласке, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса. Моя власть над ребенком - говорил В. А. Сухомлинский - оправдана и мудра до тех пор, пока я обращаюсь к добрым и деятельным силам его ума и сердца». Взаимное уважение и согласие, дружелюбие - это то основное, на чем необходимо строить отношения с детьми.

«Мудрая власть педагога состоит в том, чтобы воля учителя стала желанием ребенка».

Вариант 6

1. Педагогические способности учителя

Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно педагог овладевает способами и приемами педагогической деятельности.

В атласе по психологии М.В. Гамезо и И.А. Домашенко способности характеризуются как индивидуально - психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и определяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесс овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности - понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способностей содержится в работах Б.М. Теплова. Под способностями, по его мнению, подразумеваются, во-первых, индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На формирование способностей влияет ряд условий:

- теоретический и практический опыт;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, как считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Если они не развиваются на практике, то со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, математике можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.

Виды способностей.

Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой- либо области деятельности.

Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать