Педагогическое мастерство
p align="left">Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт».

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактич-ное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречи-вых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактич-ным -- нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.

Педагогический такт -- профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.

И.В. Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитатель-ной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта.

Выделяют следующие основные признаки педагогического такта:

- естественность, простота обращения без фамильярности;

- искренность тона, лишенная всякой фальши;

- доверие к школьнику без попустительства;

- просьба без упрашивания;

- советы и рекомендации без навязчивости;

- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

- серьезность тона без натянутости в отношениях;

- ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

- требовательность без мелкой придирчивости;

- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

- развитие самостоятельности без мелочной опеки;

- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

- внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

- ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.

Главный признак педагогического такта -- нахождение меры к отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

Итак, педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и постоянно подчеркивающий это. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышленного преувеличения успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не должен угнетать подозрением.

Оптимальное сочетание ласки и твердости, доб-роты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и стро-гости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участни-кам воспитательного процесса, тактичный педагог прояв-ляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отли-чается от бестактности естественностью и простотой обра-щения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздра-жительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержан-ность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Педагогический такт на уроке.

Такт учителя необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у ученика затруднений. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа взглядом, улыбкой, кивком.

Важен также момент выставления оценки. Интересное исследование психологии педагогической оценки проведено Б. Г. Ананьевым, показавшее, что отсутствие мотивированной оценки слабых ответов школьников может привести к тому, что в течении нескольких последующих месяцев школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности усваивает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Автор доказывает, что отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер.

Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя их каждое движение. Его отношение к ученику основано на доверии, его общение доверительно.

Педагогический такт проявляется и в использовании педагогом воспитательных средств. Методы, приемы учителя должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости.

Таким образом, педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат большой работы педагога над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей детей.

4. Мастерство В. А. Сухомлинского в решении педагогических

задач «Сто советов учителю»

В.А. Сухомлинский - (1918 - 1970) - известный педагог - новатор всю свою научную и практическую деятельность посвятивший созданию «очеловеченной» школы. В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему. Одним из стержневых вопросов ее был вопрос воспитания всесторонне развитой личности, что требует системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважения личности ребенка.

В.А. Сухомлинским было написано множество книг, посвященных различным проблемам воспитания и обучения детей, формированию детского коллектива. Одной из книг педагога является книга «Сто советов учителю», написанная в 1965 - 1967 гг. на основе личного опыта и опыта учителей Павлышской школы автор дает полезные советы педагогам по различным вопросам организации, содержания, форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся, формирования у них гражданского долга.

Педагогические задачи предполагают осмысление сложившейся ситуа-ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при-ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуа-цию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к по-ставленной цели.

Анализируя деятельность В.А. Сухомлинского в решении различных педагогических ситуаций, можно привести некоторые примеры непосредственно из практики В.А. Сухомлинского. Например, В.А. Сухомлинский описывает историю пятиклассника, который взял домой без разрешения цветные карандаши у своего одноклассника, которые были единственные в классе и которыми мог пользоваться любой человек, каким образом поступил сам В. А. Сухомлинский - он догадался о том, кто мог взять карандаши, но никому не сказал, потому что знал особенности этого ребенка, знал его интерес к рисованию. В этом случае, В. А. Сухомлинский, во - первых, учитывает индивидуальные особенности ребенка, его интересы и, во-вторых, говорит о том, что «необходимо с осторожностью относиться к опрометчивым поступкам детей, в которых не зло, а ошибка, которую ребенок сам переживает» и не всегда может ее исправить самостоятельно. В итоге, был достигнут определенный результат: ученик понял свою ошибку и в этом ему помог учитель. Анализируя данный случай В.А. Сухомлинский, также, отмечает то, что «детские ошибки в преобладающем большинстве случаев не нужно делать предметом обсуждения коллектива. Знайте о детской ошибке только вы - так будет несравненно лучше».

В. А. Сухомлинский в своих трудах рассматривает также проблему конфликта. Конфликт - это тоже педагогическая ситуация, возникающая спонтанно, которую можно превратить в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к решению определенной цели.

«Конфликт между педагогом и ребенком - большая беда для школы» - говорил В.А. Сухомлинский. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Умение избежать конфликтов - одна из составных частей педагогической мудрости учителя».

Таким образом, в решении различных педагогических задач можно проследить основные принципы, которыми руководствовался В.А. Сухомлинский в своей деятельности. Педагог всегда считал, что наивысшей ценностью является сам человек - ребенок, которого вы воспитываете, поэтому к решению любой ситуации необходимо подходить, учитывая особенности конкретного ребенка.

Педагог может повлиять только на того ребенка, который доверяет ему, только тогда возможно разрешить любую ситуацию, когда педагога и воспитанника объединяет общность духовных интересов.

Результативность воспитательного влияния определяется тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только ему - детству - период развития человеческой индивидуальности.

В.А. Сухомлинский видел педагогический задачи в диалектическом единстве и принимал решения с «дальним прицелом».

Вариант 9

1. Классификация (типы) педагогических задач, их схемы

решения

Педагогическая задача -- основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая задача -- это осмысление сложившейся ситуа-ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при-ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они со-здаются как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специ-ально.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуа-цию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к по-ставленной цели.

Ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может вос-приниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.

Первый этап решения педагогической задачи -- анализ си-туации и осознания проблемы. Начинающие преподаватели опус-кают эту стадию и принимаются сразу за ее решение, торопятся, не осознают глубины конфликта, стереотипно воспринимают си-туацию как уже встречавшуюся в практике.

Второй этап -- анализ исходных данных, таких, как место ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, ха-рактеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате осознаются мотивы поступков, цели деятельности, специфика условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный своей позицией педагог может не разглядеть истинных мотивов поведения учащихся (студентов).

Заключительный этап -- выдвижение гипотезы, когда педагог выбирает из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, требующие активного мышле-ния и воображения.

После того как пройдены все фазы решения педагогической задачи, выбирается система методов, ибо один прием оказывается малодейственным.

2. Функции и структура педагогического общения

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: объективно оце-нивать собственные возможности; владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения; ува-жать, знать и понимать ученика, являясь организато-ром учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве парт-нера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, А.А. Ле-онтьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, II.А.Зимней, А.А. Реана и других.

Профессионально-педагогическое общение, как утверждает Д.А. Лобанов, представляет собой взаимодействие учителя-вос-питателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общест-венности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности; оно выходит за пределы контакта «учитель--ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса.

«Педагогическое общение, -- отмечает А.А.Леонтьев, профессиональное общение преподавателя с учащимися на ypoке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее oопределенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

Педагогическое общение, по утверждению М.В. Булановой-Топорковой, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющий характер взаимодействия педагога и учащихся.

Таким образом, педагогическое общение -- это специфическая фирма общения, имеющая свои особенности и в то же время под-чиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми

В педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, несущие в себе основ-ные черты человеческого общения.

Функции общения.

Педагогическое общение, по утверждению А.А. Лобанова, выполняет практически все основные функции общения, реализующиеся в повседневной жизни человека, и в то же время функции педагогического общения имеют только им присущие отличительные особенности.

Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед, учащимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практической деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

Воспитательная функция педагогического общения занимает центральное место в деятельности педагога, она предполагает приобщение учащегося к системе духовных ценностей, культуре общения с людьми.

Познание людьми друг друга. Педагогу необходимо знать индивидуальные качества; свойства физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого ученика, мотивацию к учению и труду; отношение к людям и самому себе. Но и учащимся также небезразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и человек. Для них важно, кто и как общается с ними. Ведь именно через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.

Организация и обслуживание той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой. Вплетенное в конкретный вид деятельности общение выступает способом ее организации. Через него педагог получает информацию об эффективности организации познавательной практической деятельности учеников. Поэтому в педагогическом процессе общение играет особую роль: даже обслуживая какую-либо главную деятельность и как бы выполняя вспомогательную роль, оно существенно влияет на качество этой деятельности.

Реализация потребности в контакте с другим человеком. Люди ищут в общении возможности снять с себя психическое напряже-ние, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, поделиться с другим человеком своими радостями или заботами.

Приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Это особенно характерно для общения родителей и детей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Миссия родите-лей и педагогов заключается в том, чтобы помочь детям и учени-кам приобщиться к их взглядам, убеждениям, нравственным нор-ам, т.е. к тому, что является ценностями жизни взрослых. Современные школьники порой лучше взрослых знают радиотехнику, владеют иностранными языками, умеют работать на персональном компьютере, добиваются высоких результатов в спорте и искусстве. В силу этого они способны поделиться со своими наставниками специальными знаниями и умениями, соответствующим опытом, передать им свою систему ценностей. Мудрые родители и педагоги с большим интересом принимают на себя роль учеников своих детей, понимая, что благодаря этому между ними возникают дополнительные «точки соприкосновения».

Приобщение инициатора общения к ценностям партнера. Данный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. это процесс самоформирования инициатора общения, процесс созида-ния собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека.

Открытие ребенка на общение -- эту функцию педагогического общения выделяют в своих работах по педагогической технологии В. Ю.Питюков и Н.Е.Щуркова. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать