Педсовет: теория и практика
2
Российская Федерация
администрация Палкинского района
муниципальное образовательное учреждение
Кудровская основная общеобразовательная школа
Педсовет
Теория и практика
директор Кудровской
основной общеобразовательной
школы
Васильев Д.М.
2006 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ГЛАВА 1. Теоретические основы
1.1. Функции педагогического совета.
1.2. Содержание педагогических советов
1.3. Планирование содержания педагогических советов
1.4.Требования к планированию педагогических советов
1.5.Методы и формы проведения педагогических советов
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных учреждениях, где больше трех учителей.
В постоянный состав педсовета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Во «Временном положении о государственном общеобразовательном заведении РСФСР» определены такие виды деятельности педагогического совета:
? обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
? организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
? решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.;
? проведение аттестации педагогических работников учебных заведений с учетом мнения учащихся, родителей (лиц, их заменяющих);
? рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения;
? проведение опытно-экспериментальной работы;
? определение направлений взаимодействий учебного заведения с государственными и общественными организациями.
ГЛАВА 1. Теоретические основы
1.1. Функции педагогического совета
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным.
Он выполняет следующие функции:
? управленческие;
? методические;
? воспитательные;
? социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление: это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:
- в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
- в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций;
- согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
- социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).
Новая социально-экономическая ситуация предъявила и новые требования к школе. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35 п. б) дает право школе самой определять функции педагогического совета. Поэтому то, что сказано во «Временном положении о государственном общеобразовательном заведении РСФСР», следует рассматривать и использовать в качестве рекомендаций. Руководители-практики настойчиво пытаются переосмыслить и расширить функциональное назначение педагогических советов, они ищут и осваивают новые подходы к их подготовке и проведению.
1.2. Содержание педагогических советов
Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики.
Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Содержательный тезаурус современной проблематики педагогических советов в обобщенном виде можно представить такими модулями:
Модуль А. Знания, умения, навыки учащихся.
? Содержание образования: стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи.
? Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.
? Диагностика и предупреждение отставания в учебе.
? Формирование общеучебных умений и навыков.
? Отслеживание умственного развития.
Модуль В. Образовательные технологии.
? Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.
? Технологии на основе реконструкции учебного материала.
? Технологии на коммуникативной основе.
? Технологии на основе совершенствования управления.
? Коллективный способ обучения.
? Развивающее и саморазвивающее обучение.
? Альтернативные технологии.
? Технологии компенсирующего обучения.
Модуль С. Урок.
? Требования к современному уроку.
? Нетрадиционные формы урока.
? Активизация деятельности учащихся на уроке.
? Урок в развивающем обучении.
? Альтернативные формы обучения.
Модуль D. Воспитание.
? Цели и содержание воспитания в современных условиях.
? Внеклассная работа (дополнительное образование).
? Воспитание в процессе обучения.
? Социализация ребенка в условиях школы.
? Воспитательная система школы.
Отслеживание воспитанности учащихся.
Модуль Е. Работа классного руководителя.
? Программы воспитательной работы.
? Коллективные творческие дела (КТД).
? Работа с детьми с отклоняющимся поведением.
? Организация детского самоуправления.
? Формирование классного коллектива.
Модуль F. Развитие школы (управление).
? Программа развития школы.
? Работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент.
? Освоение современных образовательных технологий.
? Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
? Демократизация школьной жизни.
Модуль G. Школьник.
? Личность ученика, модель выпускника.
? Социальная защита детей.
? Защита ученика от педагогических крайностей.
? Здоровье школьников.
? Психолого-педагогическая диагностика личности школьника.
? Адаптационная педагогика.
Модуль Н. Учитель.
? Личность учителя.
? Гуманизация отношений участников педагогического процесса.
? Личностный подход, учение без принуждения.
? Педагогическое мастерство.
? Творческая лаборатория учителя.
Модуль J. Родители (семья, социум).
? Семейное воспитание сегодня.
? Социальная защита и реабилитация детей.
? Работа школы с родителями.
? Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества.
? Социальная педагогика, педагогизация социума.
Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули D и Е - воспитание, Р - управление, а модули G, Н, J включают проблемы, связанные с субъектами и объектами этих процессов.
В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления, регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет.
Он расставляет точки над i по комплексу проблем, определяет пути и средства их решения, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно, искусство управления состоит и в том, чтобы предупредить многие проблемы, сгладить их остроту.
Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
? освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
? состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т. д.);
? обзор учебно-методического обеспечения;
? рекомендации по затронутым проблемам.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
1.3. Планирование содержания педагогических советов
В каждой школе - своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования:
1. Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов.
2. Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений). В такой модели педагогические советы ориентируются на средне-перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2-3 года.
3. Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.
Первая модель исходит из актуальности, учитывает прежде всего конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, представляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не отвечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недостаточно эффективными для развития школы.
Поэтому более эффективна вторая модель, организующая планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу.
Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих:
? первый - аналитическо-планирующий педсовет; проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;
? второй, третий и четвертый педсоветы - тематические с промежуточными итогами;
? пятый - итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.
При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить даже основных проблем. Возникает необходимость спланировать тематику на более продолжительный период. К примеру, логика развития содержания педагогических советов в двухгодичном цикле может быть построена так:
Первый год:
? Программа развития школы (разработка и обсуждение программ развития, модуль F).
? Повышение качества знаний учащихся на основе нового взгляда на личность ребенка (А + G).
? Работа классного руководителя (D + Е).
Второй год:
? Современный урок и мастерство учителя (С + Н).
? Современные образовательные технологии (В).
? Система воспитания в школе, роль родителей в воспитании (D + J).
Еще более эффективна третья модель планирования, при которой содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранного школой направления развития (стратегии системных изменений). В этом случае цикл, охватывающий последовательно все проблемы педагогических советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. От педсовета к педсовету развивается каждая тема, соблюдается преемственность, принцип оптимизации (получение лучших показателей при меньших затратах сил).
Страницы: 1, 2