Педсовет: теория и практика
p align="left">Начальный уровень рассмотрения проблемы на каждом модуле определяется диагностикой образовательного уровня педагогического коллектива, его опыта (стажа), квалификации.

Диагностику квалификационного состава по формальным показателям следует дополнить диагностикой, например, по Я. С. Турбовскому. Общий анализ ее результатов позволит определить средний уровень знаний и умений учителей, на который и ориентируется тематика педагогических советов. При большом разбросе уровней квалификации можно разделить коллектив на 2-3 группы, провести методическую учебу с тем, чтобы выровнять уровни квалификации. Стартовая позиция плана педагогических советов будет определяться уровнем подготовленности коллектива. Если он находится на низшем (первом) уровне квалификации, последовательность тем педагогических советов будет состоять из названий первого столбца таблицы:

Аl - Вl - Сl - Dl - Еl - Fl - Gl - HI- Л. За циклом Аl ... Л пойдет следующий: А2 ... J2 и т. д. В других случаях, с учетом уровня подготовки коллектива по различным модулям, последовательность проблем может быть другой, к примеру:

А3 - В2 - Сl - Dl - Е4 - Fl - G2 - Hl - Л.

В зависимости от конкретных условий и данных диагностики учителей некоторые темы могут объединяться для обсуждения на педагогическом совете или, наоборот, конкретизироваться и распределяться на два или несколько его заседаний. Как уже говорилось, годовой цикл педсоветов включает рефлексию деятельности за год и старт (организационно-теоретическое введение) в новый годовой цикл.

Другой вариант стратегического планирования (системного изменения) представляет разработка и дальнейшая реализация авторской модели развития. Авторской моделью в педагогике называют разработанный автором (или коллективом) образовательный процесс, представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.

Авторское своеобразие - характерная особенность современных школ; в его формировании огромную роль играет технология педагогических советов. Технологический цикл в этом варианте начинается со стартового педагогического совета, который посвящается разработке программы развития школы. Стратегия планирования по годам обучения связана с освоением инновационных сфер учебно-воспитательного процесса и определяется тремя взаимосвязанными направлениями:

1. Дифференциация обучения по интересам детей.

2. Воспитание искусством.

3. Служба социально-педагогической заботы о ребенке. Таким образом связанные авторскими направлениями развития, обсуждаются разные аспекты того или иного модуля, результаты научных исследований и передового опыта направлены на внедрение в практику, тематика базируется на конкретном материале школы и анализе деятельности всех учителей. Формулировка темы содержит или предполагает проблему, которая практически значима, трудно решаема, но реально достижима.

1.4.Требования к планированию
педагогических советов

В рамках первой модели (первого уровня) технологии должны быть выдержаны такие требования: актуальность, практическая значимость и всеобщность темы, а также современность и научность.

Актуальность тематики педагогических советов основывается на психолого-педагогической диагностике состояния детского и учительского коллективов, условий социально-педагогического окружения, учете социально-политической, социально-экономической обстановки.

По существу, актуальность - это решение основных проблем школы на современном уровне. Например, если сегодня вынести на обсуждение педагогического совета вопрос о самообразовании учителей и при этом обойти все новое, что появилось за последнее время в массовом опыте в связи с обновлением содержания и методов обучения, это будет малоэффективно. Тема педсовета должна быть современной и своевременной.

Нерационально выносить на рассмотрение советов (которых всего несколько в году) частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений (кафедр) или на семинаре классных руководителей. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать методобъединениям, у них есть возможность полнее учесть общее и специфическое в системе повторения по различным предметам и классам или вопрос о педагогической технике в работе классного руководителя разумнее всего обсудить на семинаре, а не на педагогическом совете, на котором вряд ли удастся глубоко вникнуть в проблемы возрастной психологии. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует всестороннего коллективного обсуждения.

Избранная тема должна отвечать требованию научности. Научно-теоретический уровень обсуждаемых проблем предполагает знание достижений психолого-педагогической науки (ознакомление с монографиями, с периодической литературой, участие в научных конференциях, чтениях и т. д.). При обмене мнениями полезно использовать выводы как педагогики, так и смежных наук - психологии, социологии, физиологии. В практике работы школы должны занять свое место научно-обоснованные рекомендации.

Во второй модели планирование имеет более высокий уровень: учитывает требования перспективности и преемственности тематики.

Перспективность как нацеленность на развитие, на будущее в этой модели имеет рамки «средней перспективы» (2-3 года), однако и в этих масштабах необходимо соблюдать преемственность. Это значит: выбирая тему, нельзя утрачивать связь с прошлым, нужно учитывать вопросы, которые рассматривались в предыдущие годы, учитывать ранее сложившуюся в учительском коллективе точку зрения, накопленный опыт. Круг проблем, обсуждаемых на педагогических советах, периодически повторяется. Задача планирования - придать этому процессу развивающий характер.

Еще более высокие требования предъявляются к планированию педагогических советов как основе управления развитием школы.

Концептуальность применительно к планированию педсоветов означает выход тематики на определенные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции. Тематика должна соответствовать концепции развития школы. Педагогические советы предполагают всегда дискуссию, столкновение мнений, диалог различных концепций, тем не менее в их планировании должна прослеживаться определенная концептуальная линия, соответствующая программе развития школы - коллективным решениям, выработанным на ключевом, стартовом педагогическом совете.

Системность, системный подход - методологическая основа планирования педагогических советов. Методологические признаки системы - целостность состава и структуры объекта; закономерности и логика соединения частей в целое, связь объекта.

Целостность системы педагогических советов обеспечивается целевыми ориентациями, органически взаимосвязанными с образовательной технологией школы, составом участников, существующей нормативной базой методической и учебно-педагогической деятельности. В долгосрочном стратегическом планировании содержания педагогических советов реально используются и воплощаются классические принципы педагогики: научность содержания, системность и последовательность, доступность, сознательность, учет индивидуальных особенностей, связь теории с практикой, единство обучения и воспитания. Наконец, третий признак проявляется в учете имеющихся результатов школы, ее социального заказа, связей с социумом.

Исходным документом для планирования педсоветов служит программа развития школы. При перспективном планировании содержание модулей, которые будет рассматривать и обсуждать педсовет, определяется на 3-5 лет в определенной последовательности.

Выполнение всех перечисленных требований обеспечивается опорой на проблемно-ориентированный анализ, диагностическое целеполагание, прогнозирование процессов последействия педагогических советов, контроль результатов и их последующую коррекцию.

1.5.Методы и формы проведения
педагогических советов

Типология педагогических советов по методам и формам

Метод - это путь, способ продвижения к истине. Методы обучения и воспитания выступают как упорядоченные способы деятельности по достижению образовательных целей. Форма же трактуется как внутренняя организация содержания, как конструкция отрезков, циклов технологического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы - тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино-, телематериалов, компьютерные средства);

3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание.

В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов:

? традиционные (авторитарные, догматические);

? современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;

? нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.

Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет-семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения - чтения, конспектирования, а в ходе педсовета - активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы.

Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.

Педагогический совет-деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры - «мозговая атака».

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

? осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

? разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

? частичное осуществление контроля членами коллектива;

? деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.

Педагогический совет-консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.

На педагогическом совете-творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет - один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.

Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.

Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом - суть педсовета-конференции.

Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта» поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу - учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).

Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.

Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.

Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы - перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной - посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой - подводит итоги работы за полугодие.

Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.

Педагогический совет по итогам отдаленных результатов обучения. В. И. Шевардиным разработана методика оценки работы школы на основе отдаленных результатов обучения. Она предусматривает анализ и рефлексию педагогического процесса, давшего те или иные результаты в послешкольной жизни выпускников.

Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.

Литература

1. Гафурова И. М.Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. 48 стр. 2003.

2. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы (разработки, подготовка и технологические схемы, традиционное и нетрадиционное. Формы проведения). Вып. 1. 157 стр. 2005.

3. .Педсовет: идеи, методики, формы (Ерофеева и др.). 160 с.

4. Диск Издательства «Учитель» «Коммуникативная и педагогическая деятельность в школе»

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать