Разработка и реализация проекта "Универсальный верстак для слесарных работ"
b>1.2 Материальная база кабинета технологии - основа реализации учебной программы

Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:

трудового обучения учащихся I-VII классов в соответствии с утвержденными программами;

выполнения слесарных работ учащимися VIII-IX классов, обучающимися по профилям "Автодело" и "Основы агротехники и механизации растениеводства";

организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

проведения факультативных занятий по трудовому обучению;

работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII-IX классов по профилям "Деревообработка", "Металлообработка" и "Обработка тканей".

В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положением об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.). В школах, в которых в соответствии с п.10 постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 г. № 628 "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов" введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем РФ и согласованной с Министерством просвещения и Госпланом СССР от 27 мая 1985 г. (НШ-85-90). При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V-VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I-VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП П-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях. .

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения РФ на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII-IX классах.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600 х 2000 х 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов.

К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

В мастерских должны строго соблюдаться требования, Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками1 со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4 026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".

При выполнении конкретных видов работ рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда. Они разрабатываются на основе типовых, утверждаются директором школы и согласуются с. профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Пользование спецодеждой должно быть строго индивидуальным.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. № 54-М "Об акте приема готовности школы к новому учебному году".

Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. № 3216-85.

Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

планирует работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструмента, приспособлений;

следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;

принимает на ответственное хранение имущественно - материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и организаторы общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских1:

осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

проводят инструктаж учащихся по безопасности труда по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТ 12.0.004-79;

несут ответственность за выполнение учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

1.3 Теоретические основы обеспечения безопасных условий работы учащихся в школе

Организация учебных работ и содержание учебно-производственных помещений

1. Фронтальное выполнение обучающимися учебных и производственных работ по пайке различных деталей мягкими припоями в мастерских не допускается.

2. Учебные мастерские для обучения учащихся по профессиям, связанным с выполнением работ по пайке сплавами, содержащими свинец, должны иметь специализированные рабочие места, оборудованные всем необходимым для выполнения этих работ.

3. При объеме учебных работ, выполняемых учащимися по пайке сплавами, содержащими свинец, превышающем 10% общего времени обучения в учебной мастерской, количество рабочих мест, оборудованных для пайки, должно составлять 1/4-1/3 количества рабочих мест учащихся в этой мастерской.

4. В учебно-производственных мастерских, не оборудованных вентиляцией, производство работ по пайке деталей мягкими припоями запрещается.

Специализированные рабочие места, предназначенные для выполнения работ по пайке мелких деталей, должны оборудоваться местными вытяжными устройствами, обеспечивающими скорость движения воздуха непосредственно на месте пайки не менее 0,6 м/с.

Система вентиляции этих рабочих мест должна быть автономной. Совмещение в одну вентиляционную установку устройств, обслуживающих рабочие места для пайки и другое производственное оборудование, запрещается.

5. Во время выполнения учебно-производственных работ по пайке помещения учебно-производственных мастерских необходимо обеспечивать приточным воздухом, подаваемым в верхнюю зону в количестве, составляющем примерно 90% объема вытяжки. Подвижность воздуха в рабочей зоне должна быть не менее 0,3 м/с. Недостающие 10% приточного воздуха должны подаваться в смежные, более чистые помещения.

6. Отделка помещений учебно-производственных мастерских, а также воздуховодов, коммуникаций, отопительных приборов и т.п. должна допускать их очистку от пыли и периодическое обмывание. Стыки стен между собой, с потолком, полом следует выполнять закругленными; стены, оконные рамы, отопительные прибору, воздуховоды и т.д. должны быть гладкими и покрыты масляной краской светлых тонов; полы должны быть гладкими, без щелей и иметь уклоны к трапам канализации.

7. В учебно-производственных мастерских после каждой смены, в течение которой выполнялись работы, связанные с пайкой деталей свинец содержащими припоями, должно производиться мытье полов. Сухая уборка пола не разрешается.

В периоды обучения, когда на рабочих местах, выделенных для пайки, каждодневно производится пайка мелких деталей, раз в две недели должна выполняться общая влажная уборка учебно-производственных мастерских.

8. Хранение одежды в помещениях, где производится пайка, запрещается. Запрещается также и хранение рабочих халатов, в которых производятся работы по пайке свинец содержащими припоями, в гардеробных, предназначенных для уличной и домашней одежды.

9. В непосредственной близости от рабочих мест, предназначенных для выполнения работ по пайке мелких деталей мягкими припоями, должны быть установлены умывальник с бесперебойной подачей воды, бачок с 1-процентным раствором уксусной кислоты для предварительного обмывания рук и легко обмываемые переносные емкости для сбора бумажных или хлопчатобумажных салфеток, используемых для обтирания рук, и для сбора ветоши, использованной при уборке рабочего места после выполнения работ по пайке. У умывальников постоянно должно быть мыло, щетки, достаточное количество салфеток для обтирания рук (бумажные или хлопчатобумажные разового употребления).

Применение полотенец общего пользования не разрешается.

Организация рабочих мест и их содержание

10. Верстаки, рабочие столы или другое оборудование, предназначенное для выполнения работ, связанных с пайкой, должны быть максимально простой конструкции, легкодоступными для тщательной очистки.

11. Рабочие поверхности столов или другого оборудования, а также поверхности ящиков для хранения инструмента должны покрываться гладким, легко обмываемым материалом. Допускается покраска внутренней поверхности ящиков для инструмента масляной краской.

12. Поверхности столов, ящиков для хранения инструмента и тара, используемая на рабочих местах при выполнении работ по паянию свинец содержащими припоями, должны в конце каждой смены очищаться и обмываться горячим мыльным раствором.

13. Использованные салфетки и ветошь, которые могут быть загрязнены свинцом, после окончания смены должны сжигаться. Повторное использование их не допускается.

14. Рабочие места должны обеспечиваться пинцетами для перемещения стержней или кусочков сплава.

15. Расходуемые сплавы и канифоль должны помещаться в кюветах, исключающих загрязнение свинцом рабочих поверхностей столов или другого оборудования, предназначенного для выполнения работ, связанных с пайкой.

16. Для доставки и хранения на рабочих местах свинцовых сплавов и изделий, покрытых этими сплавами, надо иметь достаточное количество легко обмываемой, удобной для переноски тары.

17. Естественное и искусственное освещение учебно-производственных мастерских и рабочих мест учащихся должно удовлетворять установленным санитарным нормам (СН 245-71). Причем нормы освещенности повышаются на одну ступень по шкале освещенности, если нормируемая освещенность в учебно-производственных мастерских меньше 300 лк при лампах накаливания.

Нормы индивидуальной профилактики

18. Рабочую одежду, в которой выполняют работы по пайке мелких изделий свинец содержащими припоями, хранить отдельно от уличной и домашней одежды. Уносить эту одежду домой запрещается.

19. В период каждодневного выполнения обучающимися работ по пайке свинец содержащими припоями менять рабочую одежду и сдавать ее в стирку необходимо не реже одного раза в неделю. Стирка и обезвреживание рабочей одежды, в которой выполнялись работы по пайке, должны производиться школой отдельно от остальной рабочей одежды в соответствии с условиями обработки одежды, загрязненной свинцом.

20. Вход в помещение для приема пищи, столовые и буфеты в рабочей одежде запрещается.

21. В течение рабочего дня учащимся, выполняющим работы по пайке, следует мыть руки несколько раз. При переходе к выполнению новых работ, при выходе из мастерской и перед принятием пищи мытье рук обязательно.

22. Обязательны чистка зубов и полоскание полости рта перед принятием пищи и после окончания работы по пайке. При небольшом объеме работ, выполняемых учащимися по пайке (до 10% общего времени обучения в мастерской), можно ограничиться полосканием полости рта. Хранение зубных щеток в рабочей одежде и чистка зубов в помещении мастерской не допускаются.

23. В помещениях, где производится пайка, запрещается прием и хранение пищи и питьевой воды, а также курение.

24. В помещениях, где производится пайка, и особенно в ящиках, предназначенных для хранения инструмента, запрещается хранение вещей работающих.

Размещение оборудования в мастерских

1. Рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, целесообразно расположить недалеко от входа.

2. Классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.

3. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.

4. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

5. Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

6. Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами - не менее 70 см.

7. В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

8. Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 - 50 см от стены.

9. Заточный станок устанавливается дальше от других станков.

Глава II. Разработка и реализация проекта универсального верстака для слесарных работ

2.1 санитарные нормы и правила слесарных верстаков для работы школьников разного возраста

Опасности в работе

1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

До начала работы

1. Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.

2. Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.

Во время работы

1. Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать