Разработка и реализация проекта "Универсальный верстак для слесарных работ"
. Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.4. Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.6. Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.7. Не отвлекайтесь во время работы, следите за прарильными приемами работы.8. Приготавливайте и разогревайте клей только под. наблюдением учителя в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.9. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.10. Применяйте при запаливании направитель для опоры полотна инструмента.11. Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.12. В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.После окончания работы1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.2. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.3. Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.4. Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2-5 мм).5. Приведите себя в порядок.6. Выходите из мастерской только с разрешения учителя.
2.2 Единые нормы и правила представленные и установленные в слесарных работахВ мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов № 1 и № 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирается (примерно) следующая: 50% столов группы "Б" (600 мм) и 50% столов группы "В" (660 мм).Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6 - 8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе "Г" (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового металла и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.Мастерские по обработке древесины и металла. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудованияс отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
2.3 Разработка темы уроков к проекту: универсальный верстак для слесарных работУрок №1Раздел программы: Элементы машиноведенияТема: Этапы создания изделий из древесины.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Ознакомить учащихся с ходом действий в создании изделий из древесины; 2. Дать понятие сборке; 3. Дать понятие о специальных инструментах и технологических картах; 4. Рассказать о технологических переходахРазвивающие цели урока: 1. Уметь правильно подобрать заготовку; 2. Уметь проверять на прочность изготавливаемые детали; 3. Научиться четко распределять переходы; 4. Формировать умение правильно составлять технологические карты.Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать бережное обращение с инструментами; 2. Воспитывать уважение к людям труда; 3. Воспитывать любовь к труду4. Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: эвристическая беседаОборудование: заготовка, сборочная единица, инструкционная и технологическая карта.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 8, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный этап; 2. Мотивационный этап; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Этап актуализации знаний; 5. Изучение нового материала; 6. Этап применения нового материала; 7. Подведение итогов урока; 8. Домашнее задание.Урок №2Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Разметка заготовок из древесиныКласс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Ознакомить с предварительной разметкой; 2. Ознакомить с технологией пользования угольником при разметке; 3. Дать понятие рейсмуса; 4. Дать представление о правильном пользовании рейсмусом, шаблоном.Развивающие цели урока: 1. Научиться осуществлять предварительную разметку; 2. Уметь с помощью угольника указывать разметки; 3. Уметь пользоваться рейсмусом, циркулем; 4. Научиться правильно, экономично применять рейсмус.Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать бережное обращение с инструментами; 2. Воспитывать аккуратность; 3. Воспитывать любовь к трудуТип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: эвристическая беседаОборудование: угольник, линейка, рейсмус, циркуль, шаблон.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный этап; 2. Мотивационный этап; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Этап актуализации знаний; 5. Выполнение учащимися трудового задания; 6. Подведение итогов урока; 7. Домашнее задание.Урок №3Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Пиление столярной ножовкой.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Дать представление о пилении и указать разновидности; 2. Ознакомить с разновидностями пил и их правильным применением; 3. Ознакомить с правилами безопасности; 4. Дать определение понятию стусло и его применение.Развивающие цели урока: 1. Уметь различать виды пиления; 2. Научиться работать с разными видами пил; 3. Научиться соблюдать правила безопасности при пилении; 4. Уметь пользоваться стуслом при распиливании.Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать бережное отношение к инструментам; 2. Воспитывать аккуратность 3. Воспитывать любовь к труду4. Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: беседаОборудование: ножовка, стусло, виды пил.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный этап; 2. Мотивационный этап; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Этап актуализации знаний; 5. Выполнение учащимися трудового задания; 6. Подведение итогов урока; 7. Домашнее задание.Урок №4Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Строгание древесины.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Дать понятие струга; 2. Ознакомить учащихся с устройством рубанка; 3. Обучать обработке детали при помощи рубанка; 4. Ознакомить с правилами безопасности.Развивающие цели урока: 1. Уметь различать виды струга; 2. Знать устройство рубанка; 3. Научиться закреплять заготовку и обрабатывать; 4. Создавать знания о правилах безопасности при строгании со столярными инструментами.Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать бережное отношение к инструментам; 2. Воспитывать уважение к людям труда; 3. Воспитывать любовь к труду4. Воспитывать аккуратность.Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: беседаОборудование: рубанок, фуганок, ножи, колодка.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный момент; 2. Мотивационный момент; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Подготовка к выполнению трудового задания; 5. Организация и подготовка рабочего места; 6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания; 7. Подведение итогов урока; 8. Домашнее задание.Урок №5Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Соединение деталей на шурупах.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Дать понятие шурупа; 2. Ознакомить учащихся с инструментами, необходимыми для соединения деталей; 3. Ознакомить с правилами ввинчивания шурупов; 4. Ознакомить учащихся с техникой безопасности.Развивающие цели урока: 1. Усвоить понятие шурупа и различать по видам; 2. Научиться пользоваться инструментами, необходимыми для соединения деталей; 3. Научиться подбирать шурупы, необходимые для соединения деталей изготавливаемого изделия; 4. Уметь соединять детали при помощи отвертки. .Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать находчивость2. Воспитывать уважение к труда; 3. Воспитывать аккуратность при работе; Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: беседаОборудование: шуруп, шлиц, отвертка,.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный момент; 2. Мотивационный момент; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Подготовка к выполнению трудового задания; 5. Организация и подготовка рабочего места; 6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания; 7. Подведение итогов урока; 8. Домашнее задание.Урок №6Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Соединение деталей на клею.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Дать знания о видах клея; 2. Ознакомить с процессом получения клея в школьных условиях; 3. Ознакомить с процессом склеивания деталей.Развивающие цели урока: 1. Научиться различать виды клея; 2. Уметь готовить клей в школьных мастерских; 3. Научиться склеивать детали по правилам; 4. Ознакомиться с правилами безопасности при работе.Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать находчивость2. Воспитывать уважение к труда; 3. Воспитывать аккуратность при работе; Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: беседаОборудование: Клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка, струбцины.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный момент; 2. Мотивационный момент; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Подготовка к выполнению трудового задания; 5. Организация и подготовка рабочего места; 6. Выполнение учащимися трудового задания; 7. Подведение итогов урока; 8. Домашнее задание.Урок №7Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Выпиливание лобзиком.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Дать понятие о лобзике; 2. Ознакомить с последовательностью выпиливания лобзиком внутреннего контура; 3. Дать понятие о надфиле; 4. Ознакомить с техникой безопасности.Развивающие цели урока: 1. Уметь создавать знания о лобзике и его составных частях; 2. Научиться пользоваться лобзиком; 3. Научиться выпиливать внутренние контуры; 4. Уметь вычищать внутренний выпиленный контур надфилем.Воспитательные цели уроков: 1. Воспитывать эстетические качества; 2. Воспитывать уважение к труда; 3. Воспитывать аккуратность при работе; 4. Развивать силу воли.Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: беседаОборудование: лобзик, пилка, выпиловочный столик.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный момент; 2. Мотивационный момент; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Подготовка к выполнению трудового задания; 5. Организация и подготовка рабочего места; 6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания; 7. Подведение итогов урока; 8. Домашнее задание.Урок №8Раздел программы: технология обработки древесины. Элементы машиноведенияТема: Лакирование изделий.Класс: 5Время: 45 мин.Образовательные цели уроков: 1. Дать понятие лакирования и его назначение; 2. Ознакомить с процессом лакирования; 3. Ознакомить учащихся с техникой безопасности.Развивающие цели урока: 1. Получить знания о процессе лакирования; 2. Научиться подготавливать поверхности под лакирование; 3. Знать инструменты, необходимые для лакирования; 4. Уметь создавать знания о мерах безопасности перед лакированием.Воспитательные цели уроков: 1. Развитие художественного вкуса; 2. Привитие любви к красоте изделия; 3. Воспитывать аккуратность при работе; Тип урока: урок изучения нового материалаМетод проведения урока: беседаОборудование: Лак, морилка, кисточки, томпоны.Литература:1. П/р В.Д. Симоненко "Технологи - 5, М. - 2004.Место проведения: учебная мастерскаяХод урока1. Организационный момент; 2. Мотивационный момент; 3. Сообщение темы и цели урока; 4. Подготовка к выполнению трудового задания; 5. Организация и подготовка рабочего места; 6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания; 7. Подведение итогов урока; 8. Домашнее задание.
ЗаключениеЦелью дипломной работы являлась определение значения технологической подготовки элементам машиноведения на уроках технологии учащихся в системе технологического образования.Современный этап научно-технического прогресса, да и любые другие исторические этап характеризующиеся серьёзными изменениями, происходящими в технике, технологии и организации производства, требуют от человека любой профессии мобильности трудовых функций, способности адаптироваться к новой, современной технике и технологии. Этого требует время, это необходимо для того, чтобы решить проблему социальной незащищённости выпускников школ и вузов.Задачами дипломной работы являлись: Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы; Дать понять учащимся о понятии технология и технологическое образование; Разработать план - конспекты уроков по проблеме исследования.Методами дипломной й работы при выполнении поставленных задач являлись: Теоретический анализ научно-методической литературы.Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.Реализация уроков технологической подготовки учащихся.
Литература1. Амиров А.Ф. Профессионально-трудовая социализация школьников: аспект педагогического руководства. - Челябинск, 1999.
2. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников. Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. - М., 1986.
3. Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. - М., 1990.
4. Багоцкий С.В. Экологическое образование и история техники // Школа и производство - 1997. - №4. - с.71 - 73.
5. К Соловьянюк В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения - БирГПИ, 2004.
6. Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. - Курск, 1998.
7. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим, 1998.
8. Соловьянюк В.Г. Основные понятия технологического образования. - Бирск, 2005.
9. Соловьянюк В.Г. Основные понятия технологического образования. - Бирск, 2005.
10. Соловьянюк В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения - БирГПИ, 2004.
Страницы: 1, 2, 3