· раствора 1: к 2 мл 10%-ного раствора хлорида платины прибавляют 10 мл концентрированной соляной кислоты и доводят до 100 мл дистиллированной водой;
· раствора 2:2,5 г хлорат кобальта растворяют в 50 мл дистиллированной воды, прибавляют 10 мл концентрированной соляной кислоты и доводят объем до 100 мл.
3. Обнаружение железа (II). Определяют расчетным путем - по разности между содержанием общего железа и железа (III).
Обнаружение меди
ПДК меди в воде составляет 0,1 мг/л, лимитирующий показатель вредности органолептический.
Качественное обнаружение меди
В фарфоровую чашку помещают 3-5 мл исследуемой воды, осторожно выпаривают досуха и наносят на периферийную часть пятна каплю концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно-синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии ионов меди [38].
Тестовые задания
Вода как среда жизни. Основы жизнедеятельности гидробионтов.1. Доля общих запасов пресной воды от всей гидросферы Земли составляет…а) 1,23%;б) 5,05%;в) 10,5%;г) 2,53%.+2. Большая часть воды поверхностных водоемов сосредоточена…а) в реках;б) в озерах; +в) в болотах.3. Высокие температуры кипения и плавления воды объясняются тем, что тепло расходуется на…а) приращение внутренней энергии молекул;б) разрыв ковалентных связей;в) разрыв водородных связей. +4. Наибольшая плотность пресной воды достигается при температуре…а) 0 градусов;б) 4 градуса; +в) 18 градусов.5. Вязкость природной воды с повышением температуры…а) уменьшается; +б) увеличивается;в) не меняется.6. Плотность природной воды с повышением температуры до 4 градусов…а) уменьшается;б) увеличивается; +в) не меняется.7. Плотность природной воды с повышением температуры выше 4 градусов…а) увеличивается;б) уменьшается; +в) не меняется.8. Плотность природной воды с понижением температуры после 0 градусов…а) уменьшается; +б) увеличивается;в) не меняется.9. Поверхностное натяжение в природных водах из-за присутствия органических веществ…а) повышается;б) снижается; +в) не меняется.10. Цветность воды выражается в условных единицах…а) градусах; +б) процентах;в) сантиметрах.11. Цветность воды определяют при помощи…а) колориметра; +б) трубки Пито;в) индекса Вудивисса.12. Неприхотливых по отношению к грунтам гидробионтов называют…а) эвригалинными;б) эвридафическими; +в) эврибатными.13. Неприхотливых по отношению к различным типам водоемов гидробионтов называют…а) эвригалинными;б) эврибионтными; +в) стенобионтными;г) эврибатными.14. Обитателей соленых водоемов называют…а) ацидофилами;б) псаммофилами;в) галофилами. +15. Обитателей песчаного грунта называют…а) пелофилы;б) литофилы;в) псаммофилы. +16 Гидробионты - обитатели дна - это…а) нейстонты;б) плейстонты;в) бентонты; +г) нектонты.17. Гидробионты - обитатели поверхностной пленки воды - это…а) эпинейстонты; +б) сейстонты;в) бентонты;г) нектонты.18. Гидробионты - обитатели толщи воды - это…а) нейстонты;б) плейстонты;в) бентонты;г) планктонты. +19. Гидробионты, способные противостоять течениям, - это…а) нейстонты;б) плейстонты;в) бентонты;г) нектонты. +20. Гидробионты, не способные противостоять течениям, - это…а) нейстонты;б) планктонты; +в) бентонты;г) нектонты.21. Гидробионты - обитатели рек - это…а) псаммофилы;б) реофилы; +в) стагнофилы;г) геофилы.2. Парящие в толще воды организмы - это…а) бентонты;б) планктонты; +в) плейстонты.23. Организмы, постоянно живущие в воде, - это…а) голобионты; +б) амфибионты;в) эдафобионты.24. Перекапывание грунта, рытье нор, сооружение трубок и т.п. есть…а) биоседиментация;б) биодислокация; +в) биостабилизация.25. Наибольшее значение для водного населения имеют следующие газы…а) кислород, углекислый газ, сероводород, метан; +б) кислород, углекислый газ, азот, метан;в) кислород, аргон, азот, неон;г) кислород, углекислый газ, азот.26. Содержание кислорода в воде зависит от…а) температуры; +б) времени суток;в) обоих факторов.27. В водных местообитаниях более всего лимитирует первичную продукцию нехватка…а) углерода;б) азота;в) фосфора. +28. Стеноионные формы гидробионтов, предпочитающие кислые воды, называются…а) ацидофильными; +б) алкалофильными;в) галофильными.29. Мерой содержания в воде растворенного органического вещества служит…а) прозрачность;б) окисляемость; +в) цветность.30. Мерой содержания в воде взвешенных минеральных частиц служит…а) прозрачность; +б) окисляемость;в) вязкость.31. Запах воды определяют…а) гидрологически;б) органолептически; +в) гидрометрически.32. Вкус воды определяют…а) органолептически; +б) гидрологически;в) гидрометрически.33. Болотная вода, богатая гумусовыми веществами…а) зеленая;б) темно-коричневая; +в) бесцветная.34. Прудовая вода в норме…а) прозрачная;б) светло-коричневая;в) зеленая. +35. Запах карболовой кислоты имеют воды, содержащие…а) гумус;б) фенолы; +в) тяжелые металлы.36. Скорость воды в реках определяют…а) диском Секки;б) органолептически;в) трубкой Пито. +37. Самая высокая скорость водного потока в реке располагается…а) на поверхности;б) в толще; +в) у дна.38. Совокупность органоминеральных частиц, заселенных бактериями, есть…а) сестон;б) плейстон;в) детрит. +39. Распределение слоев воды в непроточных водоемах есть…а) стратификация; +б) эвтрофикация;в) стагнация.40. Водные животные, предпочитающие быстрое течение, называются…а) стагнофилами;б) реофилами; +в) остракофилами.41. Зона водоема с достаточной освещенностью для фотосинтеза - …а) эвфотическая; +б) дисфотическая;в) афотическая.42. Наименьшая экологическая валентность у гидробионтов обычно наблюдается на…а) ранних стадиях развития; +б) средних стадиях развития;в) поздних стадиях развития.43. Животные, преодолевающие водные течения, - …а) плейстонты;б) бентонты;в) нектонты. +44. Движение рыб против течения для удержания в своем месообитании - …а) хоминг;б) реореакция; +в) миграция.45. Вся совокупность живого и мертвого органического вещества в водоеме есть…а) кормовая база водоема;б) кормность водоема;в) кормовые ресурсы водоема. +46. Совокупность пищевых компонентов, которая может быть использована потребителями - …а) кормовая база; +б) кормовые ресурсы;в) обеспеченность кормом.47. Часть кормовой базы водоема, действительно используемая гидробионтами, - …а) кормовые ресурсы;б) кормность; +в) обеспеченность кормом.48. Отношение количества потребляемой пищи к необходимому количеству есть…а) кормовая база;б) кормовые ресурсы;в) обеспеченность кормом. +49. Высшие растения водоемов в пищу используется гидробионтами…а) преимущественно в живом виде;б) преимущественно после отмирания в виде детрита; +в) в равной степени и в той, и в другой форме.50. Эндогенное питание есть…а) активный захват пищевых объектов из внешней среды;б) всасывание растворенных в воде органических веществ;в) использование ресурсов собственного тела. +51. Недифференцированный захват пищи гидробионтами - …а) фильтрация и пастьба;б) седиментация и охота;в) фильтрация и седиментация. +52. Пищевая элективность определяется…а) пищевой ценностью кормовых объектов;б) степенью доступности кормовых объектов;в) пищевой активностью потребителя;г) всеми этими факторами. +53. Процесс поддержания водно-солевого гомеостаза в организме называется…а) осморегуляция; +б) конденсация;в) авторегуляция.54. Одним из путей сохранения водно-солевого гомеостаза у пресноводных рыб является…а) выделение концентрированной мочи;б) выделение пресной мочи; +в) питье воды.55. Одним из путей сохранения водно-солевого гомеостаза у морских рыб является…а) выделение концентрированной мочи;б) выделение пресной мочи;в) питье воды. +56. Гидробионты, не имеющие специальных органов дыхания, характеризуются…а) крупными размерами и большой удельной поверхностью тела;б) малыми размерами и малой поверхностью тела;в) малыми размерами и большой удельной поверхностью тела. +57. Под «физической» жаброй понимают…а) дыхательные движения телом;б) ритмичные движения жабрами;в) дыхательная трубка личинок насекомыхг) пузырек воздуха, одевающий дыхальца имаго. +58. Способность выживать в воде с низкими концентрациями кислорода…а) наиболее высока у пелагических форм;б) наиболее высока у бентосных форм; +в) одинакова у пелагических и бентосных форм.59. Наиболее требовательны к кислороду…а) речные и холодолюбивые формы; +б) озерные и теплолюбивые формы;в) речные и теплолюбивые формы.60. Менее требовательны к кислороду…а) речные и холодолюбивые формы;б) озерные и теплолюбивые формы; +в) речные и теплолюбивые формы.2. Водоемы и их население. Популяции. Биоценозы. Гидроэкосистемы.61. Территория, с которой сток воды поступает в отдельную реку или речную систему,…а) гидрографическая сеть;б) речной бассейн; +в) речная сеть.62. Линия, идущая по наибольшим глубинам реки, есть…а) урез;б) стрежень;в) фарватер. +63. Линия - граница между сушей и водой, есть…а) рипаль; +б) стрежень;в) фарватер.64. Глубокий участок реки, расположенный между перекатами, - …а) плес; +б) стрежень;в) рипаль;г) фарватер.65. Мелкие участки реки между меандрами - …а) отмелями;б) перекатами; +в) плесами.66. Высокий обрывистый берег реки - …а) пляж;б) яр; +в) рипаль;г) фарватер.67. Пойменный водоем - результат спрямления рекой своего русла - …а) закосье;б) затон;в) рукав;г) старица. +68. Объем воды в реке, протекающий через живое сечение в единицу времени, есть…а) расход воды; +б) модуль стока;в) объем стока.69. Период в реке с устойчивыми низким уровнем и расходом - …а) стрежень;б) межень; +в) тальвег.70. Система придаточных водоемов горных рек наиболее выражена в…а) верхнем течении;б) среднем течении;в) нижнем течении. +71. Водная толща озер подразделяется сверху вниз на…а) гиполимнион, металимнион, эпилимнион;б) эпилимнион, металимнион, гиполимнион; +в) металимнион, гиполимнион, эпилимнион.72. Прямая температурная стратификация в озере имеет место…а) летом; +б) зимой;в) осенью;г) весной.73. Обратная температурная стратификация в озере имеет место…а) летом;б) зимой; +в) осенью;г) весной.74. Неглубокие хорошо прогреваемые равнинные озера с обильным поступлением биогенов называются…а) эвтрофными; +б) олиготрофными;в) дистрофными.75. Высокогорные озера с холодной водой называются…а) эвтрофными;б) олиготрофными; +в) политрофными.76. В бентосе горных рек преобладают…а) пелореофильные формы;б) литореофильные формы; +в) псаммореофильные формы.77. На песчаных участках дна реки поселяются…а) пелореофильные формы;б) литореофильные формы;в) псаммореофильные формы. +78. Организмы, обитающие в озерах, называются…а) амфибионтами;б) лимнобионтами; +в) мерогидробионтами.79. Прозрачность воды определяют…а) диском Секки; +б) трубкой Пито;в) шкалой Вудивисса.80. Озерный планктон состоит почти исключительно из…а) автохтонных элементов; +б) аллохтонных элементов;в) убиквистов.81. Планктон горных рек состоит почти исключительно из…а) автохтонных элементов;б) аллохтонных элементов; +в) убиквистов.82. Бентос озер наибольшего видового разнообразия и количественного богатства достигает в…а) профундали;б) сублиторали;в) литорали. +83. Причина не выраженности межпопуляционных различий планктонных и нейстонных видов - ….а) перенос особей течением на большие расстояния;б) интенсивное перемешиванием особей в пределах ареала вида;в) оба фактора. +84. У многих планктонтов географическая изменчивость отсутствует из-за…а) однородных условий существования;б) исходного генетического однообразия;в) отсутствия в пределах вида локальных популяций. +86. Основной фактор, ограничивающий нарастание популяций гидробионтов, - …а) дефицит пищи; +б) выедание хищниками;в) дефицит кислорода;г) зараженность паразитами.87. Наиболее важным механизмом регуляции плотности популяции, роста и развития особей является…а) выедание другими организмами;б) миграция;в) выделение в воду метаболитов. +88. Смена однополых популяций на двуполые у ряда гидробионтов происходит…а) в благоприятных условиях;б) в неблагоприятных условиях; +в) независимо от условий.89. Р/В-коэффициент отражает…а) удельную биопродукцию популяции; +б) чистую продукцию биомассы;в) валовую продукцию.90. Из перечисленных рыб эврифагом не является…а) ручьевая форель;б) белый амур; +в) гамбузия [38].Обсуждение результатовАпробацию разработанного элективного курса проводили в 10 классах средней школы №14. Совокупность выборки составила 32 человек.
Было проведено анкетирование и тестирование учащихся до, и после проведения элективных занятий. Анкеты и тесты содержали вопросы, как экологического характера, так и личностного.
Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.
Заключительная беседа, оценка собранных анкет, наблюдение за учащимися позволяют утверждать, что у 58% учеников повышается познавательная активность и мотивация к предмету (диаграмма 1).
Таким образом, проведённые нами теоретические изыскания и экспериментальные исследования выявили как реальную эффективность использования в школе элективных занятий по разработанной программе для изучения экологических аспектов водных объектов, так и многие сложности практического воплощения, которые способствовали ее совершенствованию.
Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из предметов школьного курса и различных областей знания, не только способствовала формированию самоответственности, экологического мировоззрения и обратила интересы способных учащихся в плане выбора профессии в свою сферу, а главное сплотила членов групп в дружные команды.
Мы питаем надежду, что зёрна экологической культуры, гуманности любви и стремлению к Зелёной планете как к лучшему из миров, которые мы старались вложить в сознание при проведении факультативных занятий дадут свои всходы, когда выпускники этого года станут перед первым серьёзным выбором в жизни - выбором будущей профессии.
Выводы1. В результате исследования выявлено, что создание эмоционального настроя у учащихся на элективных занятиях пробуждают не только интерес к экологическим проблемам, но и острое желание их разрешить и соответственно потребность в экологических знаниях определенной профессии.
2. Показано, что проведение элективов по новой программе изучение экологических аспектов темы «Гидросфера Земли» формируется у учащихся - экологичный и весьма оригинальный взгляд на мир, а кроме того более гуманные отношения к окружающим.
3. На основании данных в работе был сделан вывод, что создание эмоционального настроя способствует воспитанию у учащихся не только экологического сознания, нравственных качеств, самоответственности, но совершенствует образность, выразительность, грамотность речи.
4. Кроме того, несомненным условием успешного проведения элективных занятий экологического содержания является совершенствование и углубление экологических знаний и мировоззрения учителя.
5. Анализ работы, тестирование и наблюдение позволяют сделать вывод о перспективности применения разработанной программы элективных занятий и заключающихся в них идей в практическом обучении.
Литература
1. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа, №1, 2006.
2. Кузнецова Н.Е., Майш Е.Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе, №3, 2003.
3. Андреева М.П. Профильное обучение: конструирование модулей регионального содержания // Химия в школе, №5, 2004.
4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.-Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом министра образования РФ от 18.07.2002, №27-83).
6. Коробейникова А.В. Профориентационная работа и профессиональная консультация // Химия в школе, №3, 1990.
7. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Социометрический и психологический мониторинг в образовательном процессе // Химия в школе, №1, 2003.
8. Бершадский М.Е. Исследования в предметном обучении // Химия в школе, №3, 2003.
9. Табуева Э.М. экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе, №2, 2003.
10. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1. Система обучения старшеклассников. - М.: АПК и ПРО, 2005. - 73 с.
11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. - 335 с.
12. Семенов В.А. Мониторинг гидросферы // Соросовский образовательный журнал, №11, 1997.
13. Логинова О.Б. От «углубленки» к профильному обучению // Химия в школе, №1, 2004.
14. Делёз Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение, №5,1993.
15. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и Барокко. - М.: Изд-во Логос, 1997. - 264 с.
16. Ковриженко М. Креатив в рекламе. - СПб.: Питер, 2004. - 253 с.
17. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.
18. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ под ред. Новиковой Т.Г. - М.: АПК ПРО, 2005. - 110 с.
19. Черникова Т.В. Выбор профиля обучения // Профильная школа, №1, 2006.
20. Эволюция, экономика и «мэйнстрим». - М.: Наука, 2001. - 224 с.
21. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: сборник. - СПб, Университетская книга, 1997. - 544 с.
22. Черникова Т.В. Ценность здоровья школьников в контексте профильного обучения // профильная школа, №4,2005.
23. Методики изучения личности школьников в целях профессиональной консультации/ авт. сост. А.А. Коробейникова. - М., 1989.
24. Воскобойникова Н.П., Галыгина Н.В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе, №5, 2005
25. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под ред. О.А. Юшмана. - М.: Агропромиздат, 1985 г. - 317 с.
26. Кудаева А.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика, №8, 1998.
27. Гликман Н.З. Образование и религия // Химия в школе, №3, 2004.
28. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1997.
29. Кулиев С.И., Степанов Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных задач // Химия в школе, №10, 2005.
30. Зазнобина Н.С. О возможности использования в обучении имитационных игр // Химия в школе, №5, 1989.
31. Грибанова К.Е., Журин А.А. Учебные экскурсии: настоящее, прошлое, будущее // Химия в школе, №8,2005.
32. Боровский В.И. Экологические проблемы промышленых сточных вод // Химия в школе, №5, 2005
33. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. - М.: Наука, 2002 г. - 208 с.
34. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М., 1999. - 479 с.
35. Кузнецова Л.В. Воспитание в свете саногенного мышления // Воспитание школьников, №1, 1993.
36. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 480 с.
37. Титова И.М. Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия // Профильная школа, №4,2005.
38. Хатухов А.М., Якимов А.В. Экология пресноводных животных. Методические указания. Нальчик: КБГУ, 1999. 44 с.
39. Данилова А.Г. Креативная педагогика: побуждение к творчеству // Химия в школе, №5, 2003.
40. Керимов Т. Постмодернизм. Современный философский словарь. - Минск, 2001.
41. Коупленд Д. Поколение икс. - М., 2004. - 357 с.
42. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энц-я, 1987. - 572 с.
43. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. - М., 1981.