Преобразования, происходящие в жизни современного общества, быстрая смена технологий в результате достижений научно-технического прогресса, диктуют потребность общества, различных отраслей народного хозяйства в профессионале, мыслящем нестандартно, способном принимать решения и нести за них ответственность. Новое качество экономики и общества, преодоление отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития может быть достигнуто только при подготовке специалиста новой формации. Важную роль в подготовке такого специалиста играет образование.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» новая стратегия развития образования, модернизация его системы находится в русле системной модернизации России.
Решение этих проблем в значительной мере возможно при помощи технологического образования, которое через формирование и развитие технологической, экономической, экологической культуры, информационно-технологического мышления, практических умений и навыков конст-рукторско-проектировочных работ и обработки материалов поможет выпускникам колледжей легче адаптироваться к жизни в условиях рынка.
В дипломной работе были поставлены цели исследования:
1. Изучить современное состояние разработанности курса «Русский народный костюм»;
2. Разработать учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» для совершенствования учебного процесса.
Предмет, цель, проблемы и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1. Проанализировать изученность представлений об истоках и основных этапах исторического развития русского костюма, выявить закономерность её эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой моды;
2. Раскрыть русский народный костюм как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные, философско-этические, эстетические установки;
3. Разработать экспериментальную учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История русского костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» и элективные курсы.
Объектом исследования явился исторический аспект Русского народного костюма.
Предмет исследования - учебно-методическая документация и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».
Гипотеза исследования состояла в следующем: Профессиональная подготовка студентов будет успешной при наличии разработок структуры подготовки в условиях технологического обучения; внедрение в учебный процесс программ, ориентирующих студентов на художественные ремесла через дисциплину «История костюма и моды», элективные курсы; интегрирующие основные дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Формообразование», «Конструирование и моделирование одежды»; обеспечение методическим инструментарием, реализации программ по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм»; профессиональная подготовка студентов осуществляется в контексте личностного подхода к будущему выбору профессии.
Обосновать необходимость изучения темы «Русский народный костюм» и элективных курсов как потребность личностного развития студентов и социально-экономического заказа общества.
Поставленные нами задачи решались путем изучения экспериментального построения учебной деятельности, через интеграцию общеобразовательных целей с целями предпрофильной подготовки, через профориентацию, элективные курсы.
Для повышения эффективности общеобразовательной, технологической и предпрофильной подготовки, повышения мотивации студентов к учебной деятельности были разработаны элективные курсы с разноуравневой интеграционной взаимосвязью, интегрировавшие материал различных предметов: истории, живописи, материаловедения и др. Ценность таких курсов в том, что они дают возможность формировать у студентов систему научных понятий, демонстрировать применение на практике полученных знаний.
Проведенное исследование показало, что роль предпрофильной подготовки не ограничивается рамками подготовки студентов к выбору профиля обучения. При предпрофильной подготовке удалось добиться повышения общей и качественной успеваемости студентов, как по специальным и технологическим предметам, так и по общеобразовательным. Это связано с тем, что элективные курсы повышают интерес учащихся к изучению истории (рассматривается история развития народного костюма), литературе, экологии и другим общеобразовательным предметам.
В ходе дипломной работы были разработаны и внедрены в учебный процесс элективные курсы, дополняющие и углубляющие в технологическую, профилированную и общеобразовательную подготовку студентов.
Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, гипотические положения доказаны, цель исследования достигнута.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы.
Список литературыЛитература1. Алексеенко В.А., Матасова И. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности._- М.: Юнити-Дана, 2000.-320с.2. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.3. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1993. - 320с.4. Бланк А.Ф., Фолина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 236с.5. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 448с.6. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995. - 264с.7. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88с.8. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448с.9. Ермилова В.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 286с.10. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989.11. Жуков Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. - Кемерово: Кемеровск. гос. проф.-пед. колледж, 2001. - 236с.12. Журжин Г.И. Методические указания для выполнения экономической части дипломных работ. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 2001. - 35с.13. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. - СПб.: Лениздат,1992. - 224с.14. Забылин М.М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. - М.: Эксмо, 2003. - 608с.15. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: АСТ, 1999. - 304с.16. Кальней В.А. Основы методики трудового профессионального обучения. - М.: Просвещение, 1987. - 191с.17. Кашинская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.18. Кирсанова Р.М. Розговая ксандрейка и драдедамовый платок. - М.: Легпромбытиздат,1989. - 243с.19. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 657с.20. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. - М.: Легпромбытиздат,1990. - 320с.21. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.22. Кривошеин Д..А.,Муравей Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: Юнте-Дана, 2000. - 447с.23. Кузина В.М. Технология научного и учебного исследования. - Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001. - 70с.24. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. - 520с.25. Лось Ю.А., Матяш Н.В. Методика обучения выполнению творческих проектов. - Брянск: НИЦ «Технология», 1998. - 104с.26. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Легбытиздат, 1992. - 138с.27. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обрядах и обычаях XIX - начала XX века. - М.: Легпромбытиздат, 1984.28. Налимов В.В. Вероятная модель языка. - М.: Легпромбытиздат, 1979. - 437с.29. Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. - М.: Искусство, 1992. - 206с.30. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. - М.: АСТ; Астраль, 2003, - 492с.31. Парамонов Б. Конец стиля. - М.: СПб, 1997, - 187с.32. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легбытиздат, 1985. - 264с.33. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легбытиздат, 1994. - 348с.34. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. - М.: Советский художник, 1985. - 192с.35. Райзберг Б.А. Введение в экономику. - М.: Просвещение, 1998. - 192с.36. Семенова М. Мы - славяне. - СПб: Азбука, 1998. - 560с.37. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.1. - М.: А.П.О., 1992. - 204с.38. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.2. - М.: А.П.О., 1992. - 204с.39. Слюдянина С.А. Методика преподавания специальных дисциплин. - Кемерово: Кемеровск. гос. проф.-пед. колледж, 2002. - 77с.40. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб.: Искусство,2001. - 400с.41. Фефилова Л.Н. Если вы любите шить. - М.: Легпромбытиздат, 1993. - 272с.42. Чернова А.В. Все краски мира, кроме желтой. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 247с.43. Шалунова М.Г., Эрганова Н. Е. Практикум по методике профессионального обучения.- Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1995.- 105с.44. Шульгина А.Н., Томилина Л.П. Костюмы для художественной самодеятельности. - М.: Профиздат, 1976. - 168с.45. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед.ун-т, 1999. - 138с.Статья из периодики1. Барадулин В.А. Возрождение художественных ремесел. // Школа и производство. 2001. № 2. С.35-36.2. Винокурова И.А. Русский национальный костюм. // Школа и производство. 1990. № 1. С.50-57.3. Исенко С.П. Понева «Понька». // Искусство. № 4. 1995. С.27-32.4. Лебедева А. Русский народный костюм. // Искусство в школе. 1987. № 5. С.20-26.5. Минаева Т. Кутюр пляшет от печки. // Томь. 2002. № 11. С.10.6. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активной личности в обучении. // Школьные технологии. 1999. С.94.7. Пушкарева Н. И в мир, и в пир. // Родина. 1995. № 2. С.104-110.8. Романовская М.Б. Гендерный подход в преподавании технологии. // Школьные технологии. 2000. № 1. С.13-18.9. Телегина В. Значение древних узоров в орнаменте. // Начальная школа. 1997. № 17. С.14-16.10. Телегина В. Народный костюм как модель мира. // Начальная школа. 1997. № 23. С.13-15.11. Тхоржевская Д.А. Основы проблемного обучения на уроках технологии. // Школа и производство.1986. № 5. С.66-72.12. Тхоржевская Д.А., Гетта В.Г. Внедрение проблемного обучения на уроках технологии. // Школа и производство.1997. № 4. С.6-16.Приложение АПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРУЖЕВО И ВЫШИВКА»Данная учебная программа призвана помочь старшеклассникам, имеющим склонности к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои творческие способности в популярных его направлениях -- вязание крючком и художественная вышивка. Занятия этими видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
Основной целью данного курса является изучение народных традиций и декоративно-прикладного искусства, формирование у учащихся художественной и технологической культуры, помощь в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
· развитие индивидуальных и творческих способностей;
· воспитание уважения к народным традициям, патриотизма, трудолюбия, культуры поведения;
· развитие познавательной активности и самостоятельности;
· освоение теории и практики вязания крючком, художественной вышивки и художественного оформления изделий;
· развитие творческого мышления, способности создания и реализации образа;
· создание условий для осознанного профессионального самоопределения.
Структура курса состоит из лекционных и семинарских занятий по истории народного и декоративно-прикладного искусства, истории развития основных художественных центров вышивки и кружевоплетения; использовании в современном декоративно-прикладном искусстве, в том числе в кружевах и художественной вышивке, национальных традиций.
Художественно-технологическая деятельность учащихся и их творческое развитие осуществляется путем знакомства с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами украшать изделия из текстильных материалов, вышивкой и кружевом. При разработке эскизов композиций учащиеся могут использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.
При выполнении практических работ учащиеся осваивают не только технологические приемы, но и решают задачу создания общей композиции изделия, выполнение изделия в материале, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Вязание крючком и художественная вышивка являются такими видами творчества, которые включают в себя основы композиционных приемов, в зависимости от творческих идей, пластических форм материалов, цветовых решений, значений равновесия, симметрии и асимметрии узоров. Она требует определенных знаний в области декоративной* композиции и умений обращаться с ручными инструментами и приспособлениями. В связи с этим программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественным решением изделия.
Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся (индивидуальные, тематические, творческие), участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства. В ходе исследовательской работы (региональная корректировка программы) - изучение истории и развития народного декоративно-прикладного искусства, сбор материалов - орнаментов вышивки, кружев и других видов декоративно-прикладного искусства родного края и оформление экспозиции выставки изделий народных мастеров. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру. При этом упор должен быть сделан на развитии у учащихся интереса и выявление у них творческих возможностей. Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в младших и средних классах. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традициях народных ремесел.
Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов. Развитие творческой самостоятельности при выполнении проектных работ. Решению задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа учителей технологии, истории, изобразительного искусства. Это позволит учащимся выполнить большее количество зарисовок творческих работ народных умельцев своего края, области, поселка, ближе познакомиться с видами традиционных художественных ремесел.
Программа рассчитана на два года обучения и может найти свое продолжение на факультативных и кружковых занятиях. Примерно 30 % всего учебного времени отводится на теорию и 70% - на практические занятия.
Программа построена на основе распределения учебного материала на два уровня.
Первый уровень - для учащихся 10-го класса: освоение техники счетных швов, продольных, поперечных и гипюровых кружев. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места, подбору инструментов и приспособлений, работе с графической документацией.
Второй уровень - для учащихся 11-го класса: предполагает углубленное изучение основ художественной вышивки и вязание крючком, освоение на профессиональном уровне технологических операций, создание художественных изделий в процессе реализации творческих проектов.
Программа прошла апробацию в 1998/1999 гг.; рассмотрена и утверждена на школьном и районном методических объединениях. В настоящее время используется в преподавании элективных курсов по технологическому профилю.
В программе приведен примерный перечень работ, который учитель может дополнить своими разработками.
Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
культурологические аспекты развития народного и декоративно-прикладного искусства России;
общие сведения о народных промыслах и художественных ремеслах;
общие сведения о единстве и форме в декоративно-прикладном искусстве;
иметь представление о правилах и законах композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;
о современных способах ручной и механизированной обработки текстильных материалов;
об орнаменте, его значении в декоративной композиции изделий;
знать свойства текстильных материалов;
знать классификацию и виды художественной вышивки и кружев России;
общие принципы художественного проектирования и конструирования;
требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов;
основные правила безопасного труда.
Учащиеся должны уметь:
планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;
рационально организовать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом требования технической эстетики, безопасных приемов работы;
уметь правильно подбирать материалы для практических и учебных работ с учетом эстетических, экологических и экономических требований;
составлять орнамент и различные композиции;
владеть технологическими приемами вязания крючком и художественной вышивки;
выполнять творческие проекты.
Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения
Учащиеся должны знать:
требования к организации работ при выполнении кружев, вышивки;
безопасные приемы работы при выполнении машинных видов вышивки;
требования, предъявляемые к подготовке инструментов, оборудования, материалов;
требования, предъявляемые к готовым изделиям, оформлению интерьера;
способы влажно-тепловой обработки изделия;
технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости;
способы выявления потребности общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции;
этапы проектной деятельности при выполнении изделий.
Учащиеся должны уметь:
правильно организовать рабочее место с учетом безопасных приемов работы;
изготавливать учебные образцы с учетом технологических и эстетических требований;
самостоятельно подготавливать к работе инструменты и материалы;
осуществлять контроль качества художественных изделий;
владеть техникой различных видов рукоделий;
определять себестоимость произведенной продукции;
выполнять проекты с учетом требований художественного и эстетического проектирования и конструирования.
Тематический планНаименование темы | Количество часов | |
10 класс | ||
1. Вводное занятие2. Основы культуроведения3. Виды декоративно-прикладного искусства4. Основы декоративно-прикладнойкомпозиции5. Элементы цветоведения6. Орнамент в декоративно-прикладномискусстве7. Технология обработки текстильныхматериалов художественной вышивкой икружевом7.1 Выполнение вышивки счетными швами сизготовлением изделия7.2 Оформление текстильных материаловвязаным кружевом7.3 Поперечные и продольные кружева.Смешанная техника оформления изделий7.4 Выполнение вышивки гладью сизготовлением изделия7.5 Проект. Выполнение самостоятельныхтворческих работ7.6 Экскурсии, выставки, ярмарки, общественно-полезный труд | 2224221222816262422 6 | |
Всего | 136 | |
11 класс1. Вводное занятие2. Основы экономических знаний3. Основы выбора профессии4. Основы композиции5. Технология обработки текстильныхматериалов художественной вышивкой икружевом5.1 Выполнение вышивки счетными швами сизготовлением изделия5.2 Гипюрные кружева5.3 Декоративное панно5.4 Проект. Выполнение самостоятельныхтворческих разработок5.5 Общественно-полезный труд по заказамшколы, проведение экскурсий, выставок, ярмарок | 2226124282630346 | |
Всего | 136 | |
Итого | 272 |
Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Сравнительное определение композиции декоративно-прикладного изделия и станкового произведения.
Практические работы:
1. На примерах декоративных композиций - ковра, вышивки, кружев - рассмотреть основные принципы построения композиции плоскостного изделия.
2. Разработка плоскостной композиции с различными видами метрических и ритмических движений, учитывая контрастное колористическое решение.
3. Создание композиции для панно по природным мотивам.
Элементы цветоведения -2ч.
Функции цвета в декоративно-прикладном искусстве. Физические основы восприятия цвета. Хроматические и ахроматические цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного
искусства. Цветовой круг и гармоничные сочетания в цветочных кругах. Холодные и теплые цвета.
Практические работы:
1. Составление цветового круга по В.М. Шугаеву.
2. Построение однотоновой хроматической гармонии с применением ахроматических цветов (контраст по светлоте и насыщенности).
3. Построение гармоничного сочетания двух родственных контрастных цветовых тонов.
Примерный перечень изделий: грелка на чайник, столовое белье, передник, прихватки.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве -2ч.
Исторический аспект. История возникновения, виды и смысловое значение орнамента в народном и декоративно-прикладном искусстве. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Фитоморфный (растительный) орнамент. Меандровый, шрифтовый (вязь), пейзажный, животный, предметные орнаменты. Технологическая последовательность составления орнаментов (ленточного, сетчатого, розеточного).
Практические работы:
1. Выполнение зарисовок элементов орнамента с вышитых изделий и кружев.
2. Выполнение эскизов для творческого проекта: сувениры, салфетки, носовой платочек, кошелек, шторы, прихватки и др.
Технология обработки текстильных материалов художественной вышивкой и кружевом - 122 ч.
Выполнение вышивки счетными швами с изготовлением изделия -28ч.
Народная вышивка русского Севера, выполненная счетными швами.
Счетные швы народной вышивки: роспись, набор, счетная гладь -- и их особенности. Пудожские и каргопольские вышивки счетными швами. Декоративные качества швов. Применение счетной вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий.
Технология выполнения счетных швов: точность отсчета, направление стежков, аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон, плотность наложения стежков в наборе и счетной глади.
Технологическая документация. Правила работы с информацией и гехнологической документацией. Единая система технологической документации (ЕСТД). Основные формы технологической документации: карта технологического процесса (КТП), операционная карта (ОК), эскизы, схемы, технологические инструкции.
Практические работы:
1. Планирование работы. Организация рабочего места, оборудования, материалов, инструментов и приспособлений.
2. Графическая работа. Зарисовка народного орнамента.
3. Разработка эскиза изделия для декоративного оформления интерьера с использованием в рисунке одного или двух швов.
4. Технологическая последовательность изготовления изделий.
5. Контроль качества.
Оформление текстильных материалов вязаным кружевом - 16 ч.
Исторический аспект. Развитие художественного вязания. Народные традиции в оформлении текстильных материалов кружевом. Единство формы и содержания.
Основы материаловедения. Происхождение и свойства ниток применяемых для вязания. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и вязаного полотна.
Орнамент в вязаных изделиях.
Основные технологические приемы вязания кружев: на цепочке и по краю ткани.
Влажно-тепловая обработка изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).
Безопасные приемы труда. Организация рабочего места. Культура труда.
Подготовка материалов и оборудования для работы.
Практические работы:
1. Планирование работы.
2. Подготовка графической и технологической документации.
3. Составление и зарисовка схем выполнения кружев.
4. Технологическая последовательность изготовления изделия.
5. Контроль качества.
Примерный перечень изделий: носовые платочки, салфетки, полотенце-рушник.
Выполнение вышивки гладью с изготовлением изделия - 24 ч.
Народная вышивка центральных районов России и ее особенности.
Технология выполнения цветной глади. Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приемы выполнения цветной глади, их название и назначение. Технологическая последовательность выполнения стеблей, цветов, листьев. Требования к вышивкам цветной гладью. Дефекты вышивки гладью; способы их предупреждения и устранения.
Освоение рабочих приемов выполнения цветной глади. Последовательность выполнения вышивки. Технология выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента.
Практические работы:
1. Организация рабочего места. Планирование работы.
2. Подготовка графической и технологической документации, ткани, инструментов и приспособлений.
3. Освоение рабочих приемов выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента.
4. Технологическая последовательность изготовления изделия в материале по выбранному образцу.
Примерный перечень изделий: салфетки, фартук, прихватки, панно и др.
Поперечные и продольные кружева. Смешанная техника выполнения изделий - 26 ч.
Исторический аспект. История вязаных кружев и его развитие в России.
Организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов. Правила безопасного труда. Знакомство с видами кружев и их назначением. Технологическая последовательность изготовления: продольных кружев, их особенности и назначение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10