Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
p align="left">После войны женщины не захотели отказаться от свободы и в 1920г. движение эмансипации достигло принципиальных побед, касающихся избирательных прав и возможностей учиться в университетах. Женщины стали коротко стричься и придерживаться мужского стиля одежды (галстуки, шляпы, сорочки и даже клубные пиджаки и смокинги), они могли появляться в общественных местах без спутника - мужчины. Стиль жизни общества привел к общей демократизации одежды. Мужчины в неофициальной обстановке могли носить рубашку без пиджака, цилиндр и котелок заменили шляпы и кепи. Все были увлечены техникой и спортом, и сразу в одежде появились функциональные элементы профессиональной униформы авиатора, шофера и т. д. Как отзвук достижений прогресса. Появилась и быстро совершенствовалась спортивная одежда, многое из которой впоследствии станет классикой в гардеробе современного человека. В это время родились юбки - брюки для верховой езды на велосипеде, спортивный трикотаж, кардиган и пуловер как альтернатива пиджака.

Очередную смену образа жизни принесла Вторая мировая война. Впервые в истории женщины не только работали в тылу, но и воевали, а следовательно, надевали военную форму. Жесткая нехватка и экономия материалов привели к появлению утилитарных многофункциональных форм одежды, комбинированных моделей.

После войны психологические потребности мирного времени, ностальгия по женственности привели к созданию стиля «нью - лук». Был создан в моде образ женщины послевоенной эпохи - элегантной дамы. Удлиняются юбки, появляются туалеты, сшитые специально к определенному случаю, взамен утилитарных костюмов военного времени.

В дальнейшем происходит принципиальные перемены, выражающиеся в демократизации моды и отказе от единого образца. В этом мода отразила переход от индустриального к постиндустриальному обществу, для которого принципиальными являются идеи плюрализма и отчасти эклетики.

В современном костюме сохраняется деление по признаку пола, однако четкую границу уже не всегда можно провести. Исследователи моды утверждают, что стиль «унисеке» - симптом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в социуме. И те, и другие носят брюки и трикотажные майки, «дутые» куртки и кроссовки, джемперы и т.д. Уже не всегда имеет значение, на какую сторону застегивается одежда. Прогноз дальнейшего развития этой тенденции: мода идет к тому, чтобы смешать понятие мужского и женского в тканях, цветах, костюмах.

По этому материалу со студентом можно провести дискуссию на тему «Отражение в костюме социальной роли мужчины и женщины в обществе». С этой целью учитель фиксирует внимание школьников на следующих ключевых моментах:

Изначальное развитие мужского костюма как отражение делового образа жизни и ведущей роли мужчины в обществе. Женский костюм как «витрина социальных успехов мужа». Подчиненное положение женщины;

Влияние технологических изменений на стиль жизни и одежды;

Борьба женщин за равные права и влияние этого процесса на изменение костюма;

Смена костюмов в периоды серьезных перемен в общественном стиле жизни;

Современный костюм и социальный статус мужчины и женщины в обществе. Особенности молодежной моды.

Участники дискуссии самостоятельно находят примеры и признаки, указывающие на распределение социальных ролей мужчины и женщины в прошлом и в современном обществе. Они отмечают, что сейчас женщины стали более самостоятельными, успешны в карьере, их образование не уступает образованию мужчин и т.д.

Далее педагог переводит обсуждение в ракурс того, как это сказывается на социокультурных стереотипах и, в частности, отражается в костюме. Студенты с гентерной точки зрения соотносят род занятий, в социальный статус и манеру одеваться людей в своем окружении, героев современных фильмов, образов значимых в обществе людей: политиков, журналистов, телеведущих, представителей молодежных субкультур. Они отмечают, что костюм современного человека становится, прежде всего, функциональным, удобным. Технологические изменения позволили создать новые универсальные материалы, которое по своим функциональным и гигиеническим свойствам все более отвечают современному стилю, темпу, напряженному ритму жизни мужчины и женщины. Рассматривают тенденцию молодежной моды. Обсуждают достоинства и недостатки стиля «унисекс». Анализируют свою манеру одеваться и соотносят ее со своим гентерным статусом.

В ходе дискуссии участники приходят к выводу о перераспределении в современном мире социальных ролей мужчины и женщины (ослабление дихотомизации), что соответствующем образом отразилось в костюме, на ряду с достижениями текстильных технологий, (материалы, способы пошива, операционные возможности оборудования).

Результатом изучения эволюции мужской и женской одежды может быть выполнение проектных заданий, включающих как теоретическую, так и практическую части. Примерные темы: «Развитие промышленности и швейных технологий XIX веке и их влияние на изменение костюма мужчины и женщины», «История костюма XX века в истории моей семьи», «Моя манера одеваться и стиль жизни: прошлое - настоящее - будущее» и др.

При выполнении проектов рекомендуется использовать «метод семейной гениалогии», который может быть реализован на основе семьи через поколенческие свидетельства, семейные альбомы, фотографии и т.д. во взаимосвязи с эпохой, родом занятий, системой общественных отношений и развитием технологий на примере как минимум трех поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, сын).

Ценность метода семейной генеалогии при реализации гендерного подхода к обучению заключается в том, что в рамках темы проектного задания студенты могут наблюдать и сравнивать жизненные стратегии трех поколений семьи, социально - исторический контекст, в котором формировались их ценности, среду формирования гендерных установок. При этом можно наблюдать как традиционные примеры, так и нетипичные. Именно нетипичные формируют ориентацию на гендерные изменения.

Таким образом, гендерный подход к изучению общетехнологического компонента содержания, организованный по предлагаемой методике, безусловно, способствует процессу социализации студентов.

3.3 Проблемное обучение

Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов.

Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по результату и по способу деятельности. В результате творческой деятельности студенты отрывают для себя новые знания или конкретные объекты: создают народный костюм, разрабатывают орнаменты и т. п. Новизна результата деятельности играет важную роль в развитии познавательных способностей и интереса студента. Но с точки зрения дидактики это не главный и не единственный признак творчества. Оно в первую очередь проявляется в новизне способов действия во время достижения поставленной цели и решения учебных проблем.

Творческая деятельность играет большую роль в развитии познавательных способностей студентов. Однако это не уменьшает значения репродуктивного, воспроизводящего обучения, которое является основным средством накопления знаний о предметах и явлениях объективной деятельности, служащих базой для творчества. Таким образом, обучение только тогда обеспечит прочное усвоение знаний, умений и будет способствовать умственному развитию, если оно организованно на основе оптимального соединения творческой и репродуктивной деятельности студентов.

Решение учебных проблем способствует формированию творческих черт достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью студентов фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует преподавать им объяснительно - иллюстративным методом, а какой - путем решения учебных проблем.

Для того чтобы более полно осветить этот аспект, рассмотрим ряд случаев. Начнем с того, что в учебном материале, как правило, есть такая часть информации, которая может быть успешно усвоена в процессе объяснительно - иллюстративного обучения. Сюда можно отнести сведения из истории развития эпохи, условные обозначения, знания об орнаменте, историю костюма, профессиях и т. д. Только что приобретенные знания требуют закрепления на примерах в которых ясно видно их применение. Освоив эти знания, студенты смогут в дальнейшем использовать их в новых условиях, в том числе и для решения учебных проблем.

Так после введения понятия «народный костюм» для характеристики костюма не следует спешить с постановкой проблемного задания. Сначала надо поставить вопрос репродуктивного характера, ответив на который студенты убеждаются в необходимости нового для них понятия «народный костюм». Вместе с преподавателем они определяют особенности костюма и определяют отношение костюма к региону.

Следующее задание уже можно сформулировать проблемно. Его следует связать с эпохой, в которой развивался костюм. Наглядным пособием могут служить иллюстрации костюма. Решая эти задания на основе приобретенных знаний, студенты выясняют, как можно разработать конструкцию костюма.

Нецелесообразно использовать проблемность в процессе формирования новых умений и навыков, а тем более при усовершенствовании приобретенных ранее. Если нужно прививать умение выполнять сложное действие, то сначала следует продемонстрировать его, а затем разъяснить в процессе упражнений, следя за тем, чтобы правильно выполнялись все его элементы.

Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности студентов, их возрастными и индивидуальными особенностями. Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать и т. д. Без сформированных знаний и навыков, свойственных познавательной деятельности, нельзя говорить ни о восприятии проблемы, ни тем более о ее решении.

Степень участия студентов в решение учебных проблем должна быть возрастающей и динамичной (подвижно). Выделяют четыре уровня проблемного обучения.

Первый уровень - проблемное преподавание. Педагог формирует тему занятия, вводит студентов в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует и обобщает полученные результаты. Находясь в условиях проблемной ситуации, студенты следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. Проблемное преподавание может быть трех видов: монологическое, распределяющее и диалогическое. Применяя монологический метод, педагог создает проблемную ситуацию, объясняет содержание новых понятий, фактов, дает студентам готовые научные выводы и образец умственной деятельности по решению проблем. Если же он во время рассказа показывает логику открытия какой-то зависимости или закона, демонстрирует путь научного познания, ход исследования вопроса учеными, делая их как бы участниками поиска, то такое преподавание называется распределяющим.

При диалогическом преподавании преобладает беседа, в которой педагог сам создает проблемную ситуацию, но решают ее в основном студенты. При этом происходит диалог с ними, т.е. эвристическая беседа.

Как видим, один вид проблемного преподавания отличается от другого не только приемами, но и уровнем познавательной самостоятельности студентов. Соотношение между объяснением педагога и самостоятельной познавательной деятельностью последних изменяется от первого метода проблемного преподавания к третьему. Как показывает практика, в условиях преподавания курса «Русский народный костюм» наиболее эффектным является диалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что по большинству тем студенты имеют некоторые начальные сведения из опыта и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем.

На втором уровне проблемного обучения педагог создает проблемную ситуацию, вместе со студентами формулирует проблему и при их участии решает ее. На всех этапах решения проблемы он стимулирует деятельность учащихся проблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнению, выделению главного, применению аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания педагог ориентирует студентов на поиск данных, которых не хватает, учит их делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает, какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.

На третьем уровне преподаватель помогает учащимся сформулировать проблему и решать ее. Студенты должны самостоятельно выбрать из предположений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы. Максимальной самостоятельности студентов можно достигнуть, поставив их в «безвыходное» положение.

Четвертый уровень - творческая активность. Студенты самостоятельно находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль педагога при этом сводится к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Он создает условия для того, чтобы студенты заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную формулировку, расставляет ориентирующие знаки. Помогающие студентам избежать лишних попыток и ошибок, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям.

Переход с низшего уровня проблемности на высший должен осуществляться постепенно и только в том случае, когда все действия низшего уровня студенты выполняют сознательно. Это обусловлено тем, что успех деятельности на последующем уровне проблемности зависит от степени усвоенности предыдущего. Поэтому в процессе индивидуальной работы со студентами педагог должен следить за своевременным усвоением каждым из них слагающих черт творческой деятельности, которые составляют основу данного уровня проблемности.

Четвертый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной дальнейшего самообразования.

Эффективность усвоения студентами знаний и приемов умственной деятельности во время проблемного обучения в значительной степени зависят от учета их индивидуальных особенностей. Перед всеми студентами группы преподаватель ставит проблемное задание, но не у всех оно сможет вызвать состояние проблемной ситуации. Одно и тоже задание для одного студента является проблемным, для другого оно еще не стало таковым, а для третьего оно уже перестало быть проблемным. Если учесть еще и различный характер познавательной деятельности студентов в процессе решения учебных проблем, то станет понятно, что наибольшего эффекта проблемное обучение достигает во время индивидуальной работы студентов.

Средствами осуществления индивидуального подхода в проблемном обучении является дифференциация и индивидуализация учебной деятельности. При дифференциации следует обратить внимание на сходство типических особенностей студентов. При этом за основу разделения студентов на группы нужно брать уровень их познавательной самостоятельности в условиях проблемно-поисковой деятельности, степень сложности заданий и т.п. Индивидуализация направленная на учет специфических индивидуальных особенностей студентов внутри каждой группы. Разделение студентов на группы по определенному признаку должно носить временной характер и предусматривать движение из группы с более низким уровнем познавательной самостоятельности в группу с более высоким. Студентам не следует сообщать, к какой группе каждый из них принадлежит в данное время.

Разделение на соответствующие группы лучше всего производить путем анализа деятельности студентов во время решения проблемных заданий. При этом необходимо учитывать приемы, которыми пользуется студент, решая учебную проблему. Следует обращать внимание и на склонность учащихся к воспроизводящей и творческой деятельности. Есть студенты, которые располагают достаточным запасом знаний, но творчески применять их в новых условиях не могут. Таких студентов нужно объединить в отдельную группу и дать им возможность почувствовать этот недочет, чтобы затем его исправить. Желательно объединить в отдельную группу и тех учащихся, которые владеют относительно высоким уровнем познавательной самостоятельности. Для них характерна беспомощность, неуверенность в своих возможностях, что приводит, как правило, к безразличному отношению к обучению и, особенно к самостоятельной работе. Эту группу студентов следует разделить на несколько групп, взяв за основу разделения их интересы. Большинство таких студентов интересуются практическим изготовлением изделий. Это и нужно использовать для развития их познавательных способностей, начиная с внесения незначительных изменений в конструкцию, технологию изготовления изделия.

В ходе изучения курса «Русский народный костюм» есть условия для организации индивидуальной работы со студентами. Преподаватель, осуществляя индивидуальный подход, может определить, на каком уровне проблемности способен работать студент, какие компоненты творческих действий им усвоены недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению недостатков.

Во время практических работ следует соединять фронтально-групповую и индивидуальную работу студентов. Так, построение чертежа плечевых изделий и составление технологической последовательности их изготовления преподаватель организовывает групповым методом, а изготавливают их студенты индивидуально. В процессе решения конструкторско-технологических учебных проблем они помогают друг другу, критически оценивают выдвинутые суждения, контролируют действия товарищей и т.д.

Таким образом, анализ теоретических вопросов и опыта использования проблемности в практике изучения курса «Русский народный костюм» свидетельствует о том, что ее можно и нужно применять на всех этапах занятия. Научно обоснованное использование проблемности в учебном процессе хорошо зарекомендовало себя как высокоэффективный способ не только активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей студентов, но и воспитания их общественной и трудовой активности.

4. Экономическая оценка и расчет затрат на методическое обеспечение по курсу «Русский народный костюм»

4.1 Общие положения

Задачи определения сметы затрат на создание образовательного продукта.

Определение величины расходов по оплате труда разработчиков и руководителей с учетом отчисления на социальные нужды.

1. Расчет величины машинного времени при создании образовательного продукта.

2. Определение величины затрат на материалы и учет прочих расходов.

3. Нахождение общей себестоимости методического обеспечения.

4. Определение цены предполагаемого образовательного продукта.

4.2 Определение величины расходов по оплате труда разработчиков и руководителей с учетом отчислений на социальные нужды

Заработная плата руководителя дипломного проекта.

Ррук = Ч ? С, (4.1)

где Ч - часы отведенные за руководство дипломной работой со студентом: 22 часа;

С - стоимость одного часа.

Ррук = 22 ? 72,00 = 1584 руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать