Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников
/b>Ответ: 12,5%
Метод последовательных вычислений:Сколько растворенного вещества содержится:а) в 100 г 20%-ного раствора? [
100*
0,2 = 20(г)];б) в 300 г 10%-ного раствора? [
300*
0,1 = 30(г)].Сколько вещества содержится в образовавшемся растворе?
20 г + 30 г = 50 г.Чему равна масса образовавшегося раствора?
100 г + 300 г = 400 г.Какова процентная концентрация полученного раствора?
(50/400)100 = 12,5(%).Ответ:
12,5%Алгебраический метод:Пусть
х - процентная концентрация полученного раствора. В первом растворе содержится
0,2*
100 (г) соли, во втором -
0,1*
300 (г), а в полученном растворе -
х* (100 + 300) (г) соли. Составим уравнение
: 0,2*
100 + 0,1*
300 = х* (100 + 300). Получаем
х = 0,125 (12,5%).Ответ:
12,5%Задача 5·
Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?Решение:Алгебраический метод:а) C помощью уравнения:Пусть
х (кг) - масса 1-го раствора, тогда
(кг) - масса 2-го раствора.Получаем:
- 0,1*х (кг) соли содержится в 1-ом растворе;
- 0,25* (3-х) (кг) соли содержится в 2-ом растворе;
- 0,2*
3 (кг) соли содержится в смеси.Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим уравнение
: 0,1х+0,25*(3-х)=0,2*3 или
х=1. Итак:
-х=1 (кг) - масса 1-го раствора;
-3-х = 3-1=2 (кг) - масса 2-го раствора.Ответ: 1 кг, 2 кг.
б) С помощью системы уравнений:Пусть
х (кг) - количество первого раствора,
у (кг) - количество второго раствора. Система уравнений имеет вид: Ответ: 1 кг, 2 кг.
Графический метод: Рис. 2Ответ: 1кг, 2кг.
Задача 6·
Найти два числа, зная, что их сумма равна 16, а сумма их квадратов - 130.Для отдельных учащихся, увлечённых другими предметами, полезно решать задачи, связанные по содержанию с любимыми предметами.
Задача 7 ·
Тело движется по закону, где и a<0. Определить:- время начала пути;- длину пути;- время остановки тела.Решение. Эта задача связана с исследованием свойств функций при помощи производной. Обозначим через
t1 время начала пути, а через
t2 -
время остановки тела. Производная равна скорости движения тела.Для решения этой задачи можно применить
метод мозговой атаки.В этом случае у учащихся последовательно возникают следующие вопросы с соответствующими ответами:1. При каких условиях тело движется?Во временном интервале [
p, q] тело движется при условиях:
;-S'(t)>0, как только
p < t <q.2. Каким условиям удовлетворяет момент
t1 начала пути?Во первых,
. Во вторых,
S'(t1) .
0 и
S'(t)<0 при
0 < t < t1.3. Каким условиям удовлетворяет момент
t2 остановки тела?Во первых,
t1
< t 2
. Во вторых,
S'(t 2
)= 0 и
S'(t)>0 при
t1
< t < t 2
.Выводы: 1. Для решения задачи находим корни
х1, х2 квадратного уравнения . Если корни или мнимые, или равны, или оба неположительные, то задача физического смысла не имеет.
2. Предположим, что корни действительные,
х1
< х2 и 0
< х2
. В этом случае
t2
= х2 и
t1
= max {0, x1
}.Конкретные примеры могут быть построены следующим образом:- фиксируем действительные числа
х1
, х2 такие, что
х1
< х2 и
0 < х2
;- фиксируем положительное число
n и отрицательное число
p;- положим
a = p:(n+3), b = -p(x1
+ x2
):(n+2), c = p.
x1 .
x2
:(n+1).Задача 8 ·
Калорийность 100г свежей севрюги и 100г осетра составляет 644 ккал. Какова калорийность 100г осетрины, если известно, что она меньше калорийности 100г севрюги на 12 ккал?Решение. Пусть калорийность 100
г осетрины равна
x, тогда калорийность 100
г севрюги - (
x+12). Учитывая, что их общая калорийность составляет 644
ккал, составим и решим уравнение:
x+x+12 = 644,2x = 632,x = 316.Эту задачу можно решить и арифметическим способом. Приведённые задачи удовлетворяют следующим принципам, которые выделены в пособии Л. М. Фридмана [19]:1) решение задач используется для формирования у учащихся необходимой мотивации их учебной деятельности, интереса и склонностей;2) решение задач используется для иллюстрации и конкретизации изучаемого учебного материала;3) выработка у учащихся определённых умений и навыков;4) решение задач - удобное и адекватное средство для контроля и оценки учебной работы учащихся;5) решение задач используется для приобретения учащимися новых знаний.Выявление практической значимости изучаемых фактов не только возбуждает интерес, но является и сильным стимулом, поскольку взаимосвязан с основными целями обучения.
2.4. Мотивационные элементы в преподавании школьных математических дисциплинВарианты построения школьных математических дисциплин, с точки зрения характера используемого дедуктивного аппарата, претерпевали различные изменения. Характерной чертой целенаправленного применения рассматриваемого подхода, важной в мотивационном отношении, является ориентация на активное участие самих учеников в построении фрагментов математических теорий («дедуктивных островков») на основе специальной исследовательской работы, проводимой ими совместно с учителями.Важно предусмотреть реализацию следующей последовательности этапов, являющейся результатом обобщения и уточнения предлагаемых в литературе методических схем [16]:1) анализ эмпирического материала и выделение в нём определенных закономерностей;2) перевод этих закономерностей на математический язык, формулы;3) уточнение терминологии и формулировок рассматриваемых предложений на основе попыток обобщения, анализа предельных случаев, подбора контрпримеров;4) доказательство различных математических фактов с опорой на интуицию и прошлый опыт учащихся;5) применение прошлого опыта при решении, как стандартных задач, так и задач, предполагающих привлечение недостающей информации в заранее определенном (учителем, учеником или совместно) «диапазоне выбора»;6) исследование других возможных вариантов логической организации рассматриваемого фрагмента теории (рекомендуется реализовать либо на внеклассных занятиях, либо в виде индивидуальных творческих заданий).Такой подход к построению содержания школьных математических курсов даёт возможность осознать учащимися цели и характер их предметной деятельности, обеспечивает их активное участие в выборе и реализации направления этой деятельности, позволяет подготовить школьников к «деятельностному» восприятию материала других тем школьного курса математики.Мотивационные характеристики метода обучения [16] можно представить в виде упорядоченной тройки признаков; доминирующий характер целеобразования (внешнего, смешанного или внутреннего - A1,A2,A3); ориентация на ту или иную степень соотнесения различных форм представления материала, соответствующих определённой когнитивной подструктуре мышления (незначительную, среднюю или высокую - I1, I2, I3); уровень обобщённости усваиваемого содержания (низкий, средний, высокий - G1, G2, G3). Данные параметры могут быть использованы в качестве ориентиров для описания различных стратегий обучения математике на всех уровнях его организации. Более подробное описание этих признаков представлено в следующей таблице:
Таблица 1|
№ | A | I | G | |
1 | Цель «спускается сверху» с помощью прямого указания учителя | «Наглядно-эмпирическое» изучение материала | Выполнение действий по образцу или конкретному алгоритму | |
2 | Производится работа по принятию учебной цели учащимися | Целесообразная перекодировка и преобразование содержания в рамках доступного когнитивного диапазона | Ориентация на вариативное применение общих предписаний, подкрепляемое наводящими вопросами и указаниями учителя | |
3 | Цель осознаётся учащимися в ходе относительно самостоятельного решения проблемной ситуации | Организация проблемного исследования на основе многостороннего анализа ситуации | Преимущественная опора на сформированные общие и специальные учебные приемы | |
|
Какой из методов использовать в данной ситуации решается с позиции всей системы методов обучения данной теме или разделу. Оптимальное сочетание различных методов обучения должно достигаться не только в рамках целой темы, но и в рамках отдельного урока.Демонстрация данного положения на примере плана по теме «Квадратные уравнения» представлена в
Приложении (стр. 2).
2.5. Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математикиПовышение интереса к математике зависит, в большей степени, от того, насколько умело построена учебная работа. Особенно в V -VIII классах надо позаботиться о том, чтобы каждый учащийся работал активно и увлечённо. Для этого необходимо развить у учащихся чувство любознательности и познавательного интереса. Немаловажная роль для решения этой задачи отводится дидактическим играм. Дидактические игры в V -VIII классах можно рассматривать не только как возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся с присущими им элементами соревнования, но и как метод формирования исследовательских навыков.Создание игровых ситуаций повышает настроение учащихся, облегчает преодоление трудностей в понимании и усвоении учебного материала. Дидактические игры на уроках математики следует отличать от игры и игровых форм занятий, от забавы. Игра в учебном процессе должна носить обучающий характер. Важным моментом при применении дидактических игр является дисциплина. В зависимости от цели урока для дидактических игр:- определяется игровой замысел дидактической игры;- определяются правила игры;- определяются правила поведения и игровые действия учащихся;- определяется познавательное содержание;- учитывается наличие необходимого оборудования (технических средства обучения: компьютера, диапозитивов, таблиц, моделей и т.д.).Все указанные структурные элементы дидактической игры должны быть взаимосвязанными.Организационную и содержательную стороны построения уроков математики, содержащих элементы игры как форму взаимодействия учителя с учащимися, в процессе которого через систему игровых действий реализуются учебно-воспитательные возможности, заложенные в содержании учебного материала, можно рассмотреть на конкретных примерах, которые находятся в
Приложении (стр 7).
2.5.1 Задачи занимательного характера и исторические экскурсыСредствами эмоционального воздействия являются необычность, новизна, неожиданность, несоответствие ранним представлениям, элементы занимательности [12, 13, 14, 18].При изучении темы «Арифметическая прогрессия» полезно сообщить учащимся следующие сведения из истории математики, которые связаны с формулой суммы
п первых членов арифметической прогрессии. Речь идёт об эпизоде из жизни немецкого математика К. Ф. Гаусса (1777-1855). Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу:
«Сосчитать сумму натуральных чисел от 1 до 40 включительно». Какого же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил…»Большинство учеников после долгих подсчётов получили неверный результат. В тетради Гаусса было написано одно число и притом верное. Вот схема рассуждений. o Сумма чисел в каждой паре 41. o Таких пар 20, поэтому искомая сумма равна 41·20 = 820.Примеры подобных задач можно увидеть в
Приложении (стр 11).Исторические моменты при изучении конкретных тем содержатся в книгах [7, 8, 9, 15]. Биографии знаменитых математиков следует сочетать с примерами проблем, решённых ими, которые просты в формулировке. Примеры также в
Приложении (стр 11).2.5.2 Интересный урок - путь к повышению мотивацииДавно замечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь “впитывают” в себя новую информацию. Формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом традиционно включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая мышление. Математика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок.Математика - это обширная страна, границы которой открыты для любого, кто по-настоящему любит думать. Она отражает в человеческом сознании захватывающую гармонию природы. Стоит отметить тот факт, что нельзя овладеть математикой путем лишь заучивания, зубрежки. Она требует сосредоточения, усердия и терпения. Необходимо поверить в то, что воспитание ума, культуры мышления учащихся, несмотря на сложность этого, казалось бы, косвенного пути, обеспечивает более высокие результаты в обучении математике.Под математическим стилем мышления понимается целый комплекс умений:o умение классифицировать объекты,o умение открывать закономерности,o умение устанавливать связи между разнородными на первый взгляд явлениями,o умение принимать решения.Такой стиль мышления оказывает влияние и на поведение человека, позволяя ему приступать к решению проблем, не ожидая помощи извне, аргументировать свое мнение, критически оценивать себя и окружающих.Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы - Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:o личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);o содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);o методов и приемов обучения.Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.Обратим внимание на некоторые требования к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует выделить следующее:1. Учитель по возможности должен стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» -
корректировать непонятное или неправильно понятое.2. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) -
вводить забытое понятие поурочного балла.3. Постоянно и целенаправленно заниматься пробуждением и совершенствованем качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, внимания, воображения и т.д. Основная задача каждого учителя - не только научить (в нашем случае - математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.4. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.Чтобы добиться этого необходимо вводить в процесс обучения
развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а следовательно, и активность детей. Что же это за приемы? Приведем некоторые примеры.
2.5.3 Разминки: этот прием
фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут.В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15-20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+».Примеры вопросов находятся в
Приложении (стр 12).При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов. Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в теории, так и в практике.
Страницы: 1, 2, 3, 4