Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Артинского городского округа
МОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая продукция
Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени.
( Разработки уроков по УМК « Гармония»)
Составитель: Ахмадиева Л.И.,
учитель нач. классов.
Арти
2008 г.
Пояснительная запискаНа современном этапе развития начальное образование ориентировано на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит один из важнейших направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду снуют свой нос, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.Проходит время - и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, на лице безразличие, скука. Как сделать, чтобы детям было интересно в школе? Как сохранить у детей жажду знаний?Хочу поделиться своим опытом, как можно увлекательно, в интересной форме вовлечь учащихся младших классов в образовательный процесс.Тема: Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступениЦель: обновить содержание и методы обучения с позиции комплексного развития личности.Задачи: 1. Обеспечить числовую грамотность учащихся. 2. Научить производить все арифметические действия в области целых неотрицательных чисел. 3. дать начальные геометрические представления. 4. Познакомить с величинами. 5. Научить применять свои знания в практической деятельности, для продолжения образования.В развивающем курсе начальной математики, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых заданий существенно изменяется. Сначала это частично - поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, или на ранее усвоенные знания, умения и навыки с обсуждением различных возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.Поэтому обучение своих учеников в 1 классе начала по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой УМК «Гармония». Выбор данной программы сделан не случайно. В данном курсе задания составлены с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся. Программа является открытой, что позволяет учителю проявить творческий характер к построению урока в русле данной концепции.Для того, чтобы удержать интерес учащихся к учебному труду, провожу нестандартные уроки: урок - путешествие, урок - соревнование, урок - игра, урок - сказка и т.д.В данной работе представляю следующие разработки уроков:1 класс - « Сложение и вычитание чисел в пределах 10» (урок - сказка).2 класс - « Табличное умножение и деление» (урок - игра).3 класс - « действия с многозначными числами» (урок - соревнование).4 класс - « деление с остатком» (урок - путешествие).При составлении уроков учитывала следующие особенности:1) математика - это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять;2) каждый ребенок должен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя;3) необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности таких. Как сравнение, классификация, обобщение и т.д.При построении уроков следует помнить, что смена видов деятельности каждые 3 - 5мин.; введение нового материала начинается на 10 - 12 мин.; динамические паузы обязательны; домашние задания даются творческого характера или выполняются по выбору.Главным средством организации учебной деятельности являются учебные задания, дополнительные - средства наглядности, занимательный материал, дидактические игры и т.д.Для обратной связи использую сигнализаторы, график самооценки. Индивидуальные карточки, опрос.На этапе подведения итогов урока дети участвуют в оценочно - рефлексивной деятельности.Проработав четыре года по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой, пришла к выводу, что в данном курсе нашли отражение не только современные методы обучения, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как учителю, так и детям. Да и кто сказал, что занятия математикой - а тем более с малышами! - непременно должны быть строгими, скучными и сводиться лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть уроки станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.Результаты обучения получились следующие: 1класс - усвоили программу все, 2 класс - качество знаний составляет - 80%, 3 класс - 75%, 4 класс - 70%, 5 класс ( первая четверть) - 64 %. Данные стабильны, это говорит о том, что дети программу начального курса по математике усвоили и успешно продолжают учебу в пятом классе.Надеюсь, что данные разработки уроков окажутся полезными всем тем, кто творчески подходит к построению уроков математики.Министерство общего и профессионального образованияСвердловской областиУправление образования Артинского городского округаМОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1»Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (урок закрепления)Цель: закрепить умения применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах 10.Задачи: 1.повторить знания состава числа 10; 2. развивать интерес к предмету, творческое мышление, речь, внимание; навыки контроля и самоконтроля;3. воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, бережное отношение к здоровью, интерес к чтению и окружающему миру.Оборудование и наглядность:Книга К. Чуковского «Доктор Айболит», изображение вертолёта, предметные картины дерева, доктора Айболита, Лисы, Барбоса, Зайчика, Крокодила Гены, сигнальные карточки, карточки для м/ф, альбомный лист, маркер; магнитофон; телефон; магнитные цифры; карточки «Состав числа 10» - на каждого ученика, «волшебная микстура».Учебно-методическое обеспечение: 1. Рабочая тетрадь (ч.2)1 класс Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21век», Смоленск, 2003.2. Учебник «Математика 1 класс» Н.Б Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.3. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.4. Книга для учителя «Я иду на урок в нач. школу. Математика. Книга 1,2» М.В. Соловейчик;Этапы урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |
I. Орг. момент | 1 мин. | Создадим хорошее дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. | ||
II. Объявление темы урока. | 2 мин. | - Ребята! Все вы знаете замечательное произведение Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях. (Учитель показывает книгу) Но так как это сказка, в ней могут быть самые различные ситуации. Чтобы выйти победителями, из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать матем. выражения, как знаете, состав числа 10, а значит, нам нужны ваши дружба и внимательность. | ||
III. Закрепление изученного материала | 18 мин. | 1. Обратный счёт.- На столе лист бумаги с точками. Нужно соединить эти точки линиями, начиная с 10, и вы узнаете, на каком транспорте мы отправимся в гости.Приложение 1.- Прежде чем вылететь, нужно решить некоторые вопросы:- Что получилось?- Какое число отличается? -Почему? | (Дети соединяют точки линиями и получают вертолёт). 1 ученик у доски.- Вертолёт.- Десять. - Двузначное. | |
2. Работа в тетради.- Пропишем число 10 столько раз, сколько букв в слове Айболит.- Посадка!Проверка: - Сколько раз написали число 10?- Оцените свою работу.- Назовите предыдущее число для числа 10? Последующее? | Дети пишут число 10 семь раз. Ответы дети показывают на числ. карт.(сигнализаторах). Самопроверка: дети удачное число обводят в кружок, неудачное подчёркиваютНа полях-пометочка (+, н,-- 9). - 11. | |||
3. Состав числа 10.Внимание! Вертолёт отправляется! А вот и первая остановка.Добрый доктор Айболит!Он под деревом сидит.Приходи к нему лечиться.И корова, и волчица,И вы ребята.Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит.(На доске дерево, под ним Айболит).- Давайте, ребята, и мы на приём к доктору сходим. Но сначала выполним задание, повторим состав числа 10.(У ребят карточки по уровням).Приложение 2.Проверка: Покажите на сигнализаторах, как можно получить 10? А по-другому?- Кто отправится на приём к доктору раньше? Кто позднее? - Сейчас весна, погода переменчивая, одеваться нужно по погоде, берегите своё здоровье. Не выбегайте на улицу раздетыми. | Дети встают, руками машут.Слабые дети выполняют задание 1 уровня, средние - 2 уровня; сильные - 3 уровня. Дети сигнализируют состав числа 10. | |||
4. Равенства и неравенства.И пришла к Айболиту Лиса.«Ой, меня укусила оса». (Появляется Лиса)- Мы сможем помочь лисе, если выполним след. задание.На доске: 6 + 3 = 9 5 + 2 > 4 4 + 3 = 5 9 >8 9 - 5 = 4 + 0 7 + 2 < 6 - Сравните записи.- Проч. верное равенство. Докажите.- А это?- Давайте, ничего не зачёркивая, превратим его в верное равенство.Как это можно сделать? Запишите.- Прочитайте верное неравенство. Докажите.- Что оставили? Как из неверного неравенства получить верное? Вывод: Молодцы! Хорошо выполняете задания. Вот и Лисе помогли. | Дети: в 1 ст. - равенство, во 2 - неравенства.6 + 3 = 9 и9 - 5 = 4 + 04 + 3 = 5 неверное равенство4 + 3 = 5 + 25 + 2 > 4 и 9 > 8 7 + 2 < 6 + 4 | |||
5. Составление матем. выражений.И пришёл к Айболиту Барбос:«Меня курица клюнула в нос»- Ой, ребята, доктор просит нашей помощи. Для этого нужно составить матем. выражения, используя числа из вертолёта.(Учитель на доске запишет) 5 + 4 9 - 37 + 3 8 - 6 и т.д. Вывод: Отдохнём перед трудными испытаниями. | Дети составляют матем. выражения, используя терминологию при сложении и вычитании чисел. | |||
IV. Ф/М | 2 мин. | Мы считали, и устали.Дружно все мы тихо встали.Ручками похлопали - 1, 2, 3.Ножками потопали - 1, 2, 3. Сели, встали, встали - сели.И друг друга не задели.Мы немножко отдохнём. И опять считать начнём. | Дети выполняют задания. | |
V. Самостоятельная работа. | 12 мин. | 1. Групповая работа.Прибежала ЗайчихаИ закричала: «Помогите!»- Поможем? 8 + 2 8 - 2 10 - 4 9 + 1 9 - 1 10 - 2 3 + 7 6 - 4 10 - 51 гр. - решить выражения2 гр. - решить и составить по 2 аналогичных выражения и тоже решить.3 гр. - составить, пользуясь этими выражениями, 3 неравенства.Проверка: 1 гр.- обратная сторона доски;2 гр.- какие выражения составили? 3 гр.- 1 ученик у доски отвечает, зачитывает свои неравенства и доказывает. | - Да!Групповая работа по уровням Дети зачитывают выражения. | |
2. Игра «Волшебный квадрат».Зазвонил телефон (магнитофонная запись).- Кто говорит? (Крокодил).- Что случилось? (Наши детки заболели. Приезжайте скорей и вылечите наших малышей.)- Давайте ребята, поможем.Но чтобы успеть, нам надо быстро выполнить задание, оно на время.- Рабочая тетрадь 2 ч. С.25 з.46Работаем по 1 и 2 табличкам. За 1 мин. Вы должны как можно больше заполнить табличку.- Стоп!Проверка: 1. Оцените свою скорость.- У кого высокая? 2. А теперь проверьте и сделайте отметку на шкале. | Дети выполняют задание в рабочих тетрадях. Шкала в тетради на полях. | |||
VI. Обобщение. | 3 мин. | - Как будете проверять? (по числ. лучу)- Кто быстро справился, тот помог крокодилу. - Наш урок подошёл к концу, и я хочу услышать ваше мнение. | Рефлексия. | |
VII. Итог урока. | 2 мин. | - Мы счёт прошли до 10.Итог сегодня подвели.Смелей, шагай теперь вперёд,Второй десяток ждёт нас.Спасибо за урок.- Чтоб никто не болел - всем волшебная микстура от доктора Айболита. - А о дальнейших приключениях доктора Айболита вы сможете узнать из книги, которую можно взять в школьной библиотеке. |
дела | говори | твори | больше | меньше | |
48 | 15 | 63 | 30 | 12 |
Страницы: 1, 2