Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени
Что известно из её условия? Буратино составил к этой задаче такую схему:
? 9 3- Прав ли он? Составьте схему, которая будет соответствовать условию и решите задачу. 9 м1 к.
?2к.
?Самопроверка: 1). 9 * 3 = 27 (м) - во 2 кошельке.2). 27 + 9 = 36 (м) - в 2 кошельках.- А кто решил по-другому?9 * 4 = 36 (м)Ответ: 36 монет в двух кошельках.
VII. Графический диктант.Поставили волшебную точку. Одну клеточку вправо. 10 вниз. 3 вправо. 1 вверх. 2 вправо. 1 вниз. 1 влево. 1 вниз. 1 влево. 1 вниз.10 влево. 1вверх. 1влево. 1вверх.1 влево.1 вверх. 2 вправо. 1 вниз. 4 вправо. 1 вверх. 3 влево. 1 вверх. 2 влево. 1 вверх. 1 вправо. 1 вправо. 1 вверх. 1 вправо. 1 вверх.1 вправо. 1 вверх.3 вправо. 1 вверх. 2 влево. 1 вверх. 2 вправо. 1 вверх.- Покажите, что у вас получилось? Разукрасьте теми цветами, которые соответствуют вашему настроению.
VIII. Итог урока.- Молодцы! Справились со всеми заданиями. Думаю, Буратино теперь сможет сам выполнять такие упражнения.А кто из вас считает, что задания были простыми, лёгкими?Какие задания были трудными?- Буратино благодарит вас за помощь и желает вам удачного плавания по просторам математики.
IX. Домашнее задание на карточках. (Приложение 3)« Табличное умножение и деление» Работа №3. Работа №4.
Тема Действия с многозначными числами (закрепление пройденного)Цель: закрепить вычислительные навыки по теме.
Задачи:1. совершенствовать умения решать задачи;2. способствовать развитию мышления, внимания детей, их познавательного интереса;3. развивать умение коллективно выполнять задания;4. воспитывать интерес к математике, любовь к природе.
Оборудование и наглядности:Шкатулка, кружочки, треугольники, портрет Ю.А. Гагарина, загадки, карточки для д/з, цветные карандаши.
Учебно-методическая литература:1. Поурочные планы «Математика 3 класс»(ч.2) Н.В.Матасова - Волгоград: «Учитель - АСТ», 2004.2. «Я иду на урок в начальную школу» Математика. Книга 1,2.М. Соловейчик - Москва: «Первое сентября» , 2001.3. Праздник числа. В.Волина - Москва: «Знание»,1999.
Ход урокаКласс делится на две команды, формируются жюри из старшеклассников (3 человека). Соревнование начинается с разминки, далее - конкурс капитанов, потом - конкурс команд. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды - победительницы. На доске: Мир построен на силе чисел.ПифагорУчиться надо весело,Учиться будем весело,Чтоб хорошо учиться.В. ВолинаХод урокаI. Орг. Момент- Третий год изучаем математику. Кому из вас нравится математика?- На этих уроках мы уже многому научились: складывать и вычитать, умножать и делить, решать задачи, чертить различные геометрические фигуры.
II. Сообщение темы урока.- Сегодня у нас необычный урок математики. На доске зашифровано слово. Расшифруйте его и вы узнаете, что будет сегодня на уроке.
На доске: 600 - 400 310 * 3275 + 15 640 + 60 - 200800 : 4 420 * 2 - 40
ИЕ ВН СО АН РЕ ОВ800 200 200 500 290 930- Что же сегодня на уроке будет происходить?
(СОРЕВНОВАНИЕ)- Правильно. По итогам этого соревнования мы определим, кто же знает математику лучше всех?
Деление команды.Чтобы начать соревнование, мы должны разделиться на 2 команды. В шкатулочке лежат кружочки и треугольники. Каждый ученик вытягивает по одной фигуре. Кто вытянул кружочки - в 1 команду, кто треугольники - во вторую команду.Как на настоящих соревнованиях, вы должны придумать название для своей команды и выбрать капитана. Перед началом соревнования идет представление жюри.- Итак, начинаем наше соревнование.
Представление команд.III. Работа над изученным материалом.1. Разминка.- Наименьшее четырехзначное число разделите на 500 и припишите впереди наименьшее однозначное число. (12)- Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 39. (1961)- Как называется четвертый по счету месяц? (Апрель).- Какая получилась дата? (12 апреля 1961г.)
(Учитель записывает дату на доске)- О чем говорит эта дата?- Хотите узнать, за сколько минут облетел Гагарин весь земной шар?54 увеличьте в 2 раза и переведите это значение в часы и минуты.( 54 * 2 = 108 минут = 1 час 48 мин.)- Чтобы узнать, как называлась космическая ракета, на которой летал Ю.Гагарин, надо отгадать ребус.
К2. Конкурс капитанов. Планета Земля, если посмотреть на нее из космоса, голубая с коричневыми, желтыми и зелеными пятнами. Голубые пятна - это вода, она занимает ѕ поверхности земного шара. А на сушу приходится четвертая часть. На суше очень разнообразный животный и растительный мир. а) Ель может жить 1200 лет, а рябина - на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина? б) Сосна может прожить 600 лет, ель - вдвое дольше сосны, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет живет дуб? - Что необходимо для жизни растений? (
Свет, вода, тепло.) в) Осина за день поглощает 66л воды, а береза - 60. На сколько меньше береза поглощает воды ? - Зачем нужны деревья на Земном шаре?
(Они поглощают углекислый газ, дают кислород). - Их называют легкими планеты. Природу надо беречь. Надо беречь всю нашу планету.
IV. Физминутка.- Я читаю загадки, вы их отгадываете, а потом постарайтесь изобразить того, о ком шла речь в загадке.
1. Спал цветок и вдруг проснулся, 2. Что за зверь леснойБольше спать не захотел. Встал, как столбик под сосной.Шевельнулся, встрепенулся, И стоит среди травы - Взвился вверх и улетел. Уши больше головы? ( Бабочка) (Заяц)3. Он в берлоге спит зимой 4. Скачет зверушка, Под большущею сосной, Не рот, а ловушка. А когда придет весна, Попадут в ловушку Просыпается от сна. И комар, и мушка. (Медведь) (Лягушка)V. Конкурс команд1. Запиши числа в порядке возрастания.5204 5246 5260 5042 2546 24608104 8140 4183 8314 4830 8401
2. Сравните числа.12224…33241 84474…3936427954…20975 74235…70532472870…472807 248208…248280558540…35540 272696…53037
3. Расшифруйте пословицу и объясните, как ее понимаете.1) 800 - 750 3) 60 + 10 5) 100 - 452) 17 * 2 4) 44 + 45 6) 68 - 15
|
дружбу | топором | крепкую | и | разрубишь | не | |
34 | 89 | 50 | 70 | 53 | 55 | |
|
1) 800 - 730 3) 880 : 2 5) 100 - 382) 23 * 2 4) 40 + 39 6) 30 + 31
|
друга | береги | а | нет | ищи | нашел | |
46 | 61 | 79 | 70 | 90 | 62 | |
|
4. Вставьте пропущенные числа.8471м = …км…м 3520 м = …км…м5 кг 6 г = …..г 2 кг 3 г = …..г500 см = …дм 700 см = …
5.Решение задач.- Умеете ли вы считать по-японски? Хотите научиться?На доске заранее выполняется запись:
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
итти | ни | сан | си | го | року | нети | хати | ку | дзю | |
| | | | | | | | | | |
|
- Прочитайте, как звучат числа от 1 до 10 на японском языке.А теперь решите задачу и дайте ответ по - японски.
Задание для первой команды:У Маши ХАТИ яблок. Она съела ГО яблок. Сколько яблок осталось у Маш? (
Ответ: САН яблок.)Задание для второй команды:У Миши КУ марок. САН марок он подарил другу. Сколько марок осталось у Миши?
(Ответ: РОКУ марок.)VI. Итог урока.Подведение итогов соревнования.Выявление команды - победительницы.Загадка:
Маленькая, хвостатенькая, Не лает, не кусает А из класса в класс Не пускает. Что это? (Двойка)- Я желаю, чтобы вы отметку «два» никогда не получали. Любите математику. Учите математику.
VII. Домашнее задание.Карточки по выбору. (
Приложение №4)
Тема Деление с остатком. Разработка урока математики в 4 классе (урок-путешествие)Цель: овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности (для изучения смежных дисциплин для продолжения образования).
Задачи: 1. развивать у учащихся умение решать выражения на деления с остатком, обращая внимание на то, что остаток всегда должен быть меньше делителя;2. формировать умение решать текстовые задачи, основываясь на способ деления с остатком; 3. закреплять навык табличного умножения и деления; создать условия успешного обучения;4. чувство ответственности за результаты учебной деятельности, умение согласовывать свои действия с интересами окружающих.
Оборудование и наглядность:Рисунки корабля, кита, айсберга, волшебный остров, сундучок с кладом (звёздочки), морские камушки, пластиковая бутылка с письмом, индивидуальные карточки, кроссворд, таблица.
Учебно-методическое обеспечение:1. Рабочая тетрадь 4 класс Н.Б. Истомина. «Ассоциация 21 век», Смоленск - 2003 г.2. Учебник «Математика 4 кл.» Н.Б. Истомина. «Ассоциация 21 век», Смоленск - 2003 г.3. «Контрольные работы по математике 1 - 4 кл.» Н.Б. Истомина.» Астрель», Москва-2002.4. «Методические рекомендации к учебнику» Н.Б. Истомина. «Ассоциация 21 век», Смоленск - 2003 г. 5. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. «Оникс» Москва - 2005
|
Этапы урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |
I. Орг. момент | 1 мин. | Долгожданный дан звонок - Начинается урок.Улыбнитесь друг другу, садитесь.Руки? Ноги? Локти? Спинка? | На месте!На месте!У края! Прямая! | |
II. Проверка д/з в виде теста. | 3 мин. | 1. Выбери выражение на деление с остатком.м) 34 : 8л) 42 : 6н) 24 : 32. Выбери верное утверждение.и) остаток больше делителя;о) остаток меньше делителя;е) остаток равен делителю.3. Найди верное решение.в) 27 : 5 = 5 (ост. 7)р) 38 : 6 = 6 (ост. 2)д) 46 : 9 = 4 (ост. 10)4. Найди верное решение задачи.«В порту 19 кораблей. Сколько всего троек кораблей может выйти в море, а сколько останется?»Проверка: - Если вы прочитали слово, то с тестом справились.- У кого получилось слово? Какое слово?- Что себе представили, когда мы отправимся в удивительное морское путешествие на таком корабле, где нас ждут приключения. (На доске появляется КОРАБЛЬ)- Какие качества мы возьмём в путь? - Проверим, готовы ли мы к отплытию. | Дети выбирают верный ответ о должны сложить слово.Море.Дети рассказывают свои ассоциации. Смелость, выносливость. | |
III. Минутка чистописания. | 2 мин. | - Сосчитайте, сколько звуков в слове КОРАБЛЬ?Напишите цифру 6 пять раз зелёной ручкой.- Какая цифра имеет такую же нижнюю часть?Напишите столько же раз.Самопроверка: (удачную - в кружок обведите, неудачную - подчеркните.)- Ниже запишите частное чисел 8 и 6. Чему равно значение частного? - Посмотрите на данное выражение, вспомните задания теста и определите тему урока. | .Дети прописывают цифру 6.8. 8 : 6 = 1 (ост. 2) | |
Сообщение темы урока. | 1 мин. | - Сегодня будем закреплять знания по теме «Деление с остатком». - Вижу, к отплытию готовы. Встаньте! Даём сигнал! | ДУ - ДУ - У - У - У! | |
Закрепление. | 10 мин. | 1. Решение выражений.- На нашем пути появляется такой симпатичный КИТ.- Что вы о нём знаете?(Учитель вывешивает табличку:«КИТ - морское млекопитающее, длина до 20 м., весит до 70 000 кг»)- КИТ приготовил задание (на доске):99 : 1698 : 1697 : 1696 : 16- Можно ли сказать, какое выражение «лишнее»?- Назовите ответ.- Чему будет равен ответ в следующих выражениях?97 : 16 = 6 (ост. 1)98 : 16 = 6 (ост.2)99 : 16 = 6 (ост. 3)- Сравните остаток и делитель. Какое правило знаете?- КИТ просит составить задачу, которая решается подобно. - КИТ благодарен вам, но желает посмотреть, умеете ли вы трудиться самостоятельно. | Появляется на доске.Дети дают ответы.99 : 16 - решается без остатка.Остаток всегда меньше делителя. Выслушивается несколько ответов детей. Одну задачу решить самостоятельно, записав решение выражением. | |
| 10 мин. | 2. Работа с учебником.- Откройте учебники на с. 64 № 130.- Прочитайте задачу про себя.- О чём говорится в задаче?- Подумайте, удобно ли составить схему к этой задаче?- Поэтому запишем задачу кратко. (Один ученик записывает задачу кратко на доске, остальные - в тетрадях)- Решите задачу самостоятельно, записав выражение. Самопроверка.- Покажите верное решение. (На доске три варианта решений)9 * 37 + 7 = 340 (г)9 * 7 + 37 = 100 (г)9 + 37 - 7 = 39 (г)- Встаньте те, кто решил верно.- Каким свойством пользовались при вычислении? - Молодцы, с задачей справились хорошо. КИТ благодарен вам и прощается с вами. | Нет, т.к. очень долго откладывать 37 мерок по 9 головок чеснока. Переместительным свойством умножения. | |
IV. Физ. мин. | 3 мин. | - Встали.- Покажите, как море волнуется?- Как моряки плавают?- Как они чистят палубу?- Как моряки в даль глядят?- Кого увидели?Учитель: дельфина легко научить выпрыгивать из воды, приносить брошенные предметы, плавать в упряжке. Они привязываются к людям. Учёные выяснили, что дельфины сообразительнее собак и обезьян. Дельфин предлагает задания: (На доске таблица)80 : 2090 : 30100 : 5040 : 2060 : 20- Сколько раз ногами топнете?- Сколько раз руками хлопнете?- Сколько раз присядете?- Сколько раз подпрыгнете?- И наклонитесь сейчас?- Ай, да счёт, игра и только. Отдохнули? Покажите, как дельфины танцуют. - А теперь попрощались. Плывём дальше. | Дети выполняют задания.Дельфина.Дети считают и сигнализируют движениями.80 : 20 = 490 : 30 = 3100 : 50 = 240 : 20 = 2 60 : 20 = 3 | |
| 3 мин. | 3. Самостоятельная работа.- Перед нами АЙСБЕРГИ.- Что такое айсберги? Самостоятельная работа в тетрадях с печатной основой № 1 с.35 № 80 по вариантам 1в. - 1 столбик, 2 в. - 2 столбик.Проверка.- Назовите цифры, которые вставили в «окошки».На доске: 1 в. 545* 2 в. 2415* 74* 18267* 4173* 3904*- Оцените свою работу, поставьте отметку на полях.- Вижу, что умеете решать выражения на деление с остатком. Смело можем проплывать мимо айсбергов. | Дети дают ответы, один читает определение по словарю Ожегова. | |
| 5 мин. | 4. Групповая работа.- Внимание! За бортом бутылка! Что в ней?- Какое слово прочитали в выделенных клеточках? - Да, молодцы вы. Вот и добрались до ОСТРОВА, где зарыт КЛАД. | КроссвордПриложение 5. Молодцы | |
V. Д.З. | 2 мин. | (В волшебном сундучке звёздочки, на которых записано домашнее задание в трёх вариантах, дети дома выполняют по выбору.)К.Р. с.213 в.2 №1, №2 (1,2 ст.), №3, №4 - трудолюбивым.с. 64 №129 - знатокам математики. с. 65 №133 - любознательным. | | |
VI. Заключе - ние. | 2 мин. | (У ребят на партах «морские камушки» разных цветов.)- Наше путешествие заканчивается, чтобы оставить память о себе на чудесном острове, украсим место для отдыха животных «морскими камнями», того цвета, который соответствует вашему настроению. - Урок закончен. | Рефлексия. | |
|
Учебно-методическая литература1. В Волина. Праздник числа. - Москва, «Знание», 2002.2. Истомина Н.Б. Математика 1класс, 2 класс, 3класс. 4 класс. - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2003.3. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебникам «Математика 1, 2, 3, 4 классы» - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2003.4. Илюшина Е.А. Поурочные планы по учебнику Н.Б.Истоминой «Математика 1,2,3,4 классы» - Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.5. Истомина Н.Б. Тетрадь по математике 1,2,3.4 классы (1ч.,2ч.) - Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2003.6. Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике 1 - 4 классы. - Тула, «Родничок»,2002.7. Истомина Н.Б. «Учимся решать задачи 1 -4 классы» - Москва, « ЛИНКА - ПРЕСС», 2004.8. Козлова М.А. «Я иду на урок в начальную школу 1ч., 2ч.». - Москва «Первое сентября», 2002.9. Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. - Москва, «АРКТИ», 2006.10. Федорова Т.Л. Итоговые тесты по математике за курс начальной школы. - Москва, «ЮНВЕС», 2005.
Приложение 1Наше путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно вернуться, разгадайте кроссворд1. Результат действия сложения.2. Название компонента действия умножения.3. Фигура, полученная пересечением двух прямых.4. Результат действия деления.5. Число, полученное при умножении.6. Очень плохая оценка.7. Действие, обратное сложению.
- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках.
Страницы: 1, 2