Развитие творческого потенциала воспитанников в процессе изучения предмета "Технология"
p align="left">Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.

Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.

Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.

Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.

1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. При этом в процессе формирования и развития этих качеств личности необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает достижение состояния «творческого озарения», «душевного подъёма», в результате которого могут появиться творческие идеи. Вторичная креативность требует доведения результата «творческого озарения» до стадии завершенного продукта творчества. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами являются: развитие воображения, душевно-эмоциональный порыв, творческая рефлексия и пр. А для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить профессиональное владение «инструментарием», доскональное знание дела, а также трудолюбие, самоотверженность и волевые качества. Поэтому процесс формирования и развития творческого потенциала учащихся необходимо строить с учётом этих особенностей первичной и вторичной креативности.

1.2. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология»

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач. Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979) сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к решению рискованных задач - одна из фундаментальных черт творческой личности (Петровский В.А. - 1992).

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. - 1992; Соколов В.Н. - 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняет главное предназначение образования.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.

Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

- репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);

- воспроизводящий;

- проблемное изложение;

- частично поисковый (эвристический);

- исследовательский.

Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при-менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

Показ. Этап инструктажа.

Проба.

Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

Практические методы лучше других способствует приуче-нию учащихся к добросовестному выполнению задания, спо-собствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тща-тельной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

Мыслительный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов. На практике применяются два вида мыслительного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.

Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.

В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений - синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения.

При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

Для этого удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.

Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

В образовательной области “Технология” (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.

Использование данных методов привело к нестандартным подходам организации учебных занятий, используя инновационные технологии.

Формы организации обучения (организационные формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Нестандартные занятия -- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее рас-пространенные типы нестандартных уроков:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать