Развитие творческого потенциала воспитанников в процессе изучения предмета "Технология"
p align="left">Защита проекта предполагается провести в виде обзорного выступления, а также выставки работ учащихся.

На таких уроках решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

Работа по развитию творческих способностей учащихся - это не только одно из благороднейших дел учителя технологии, но и важнейшее средство профориентации их на труд в сфере материального производства. Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самовыражению и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок - ступенька в развитии творческого потенциала школьника, в его самопознании и саморазвитии. Всесторонние и глубокие знания, умения и навыки, формируемые у учащихся в школьный период в процессе трудового обучения, оставляют неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление к преодолению трудностей и творческую направленность любой трудовой деятельности.

Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и создавать интересные образы и изделия

Занятия этих видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать.

2.2. Формы развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности по предмету «Технология»

Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами.

Под влиянием успехов в развитии производства, науки и техники у учащихся возникают различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить их в процессе учебных занятий невозможно. Для этого необходимо организовать различные виды внеклассных работ в соответствии с интересами учащихся. Все внеурочные виды работ помогают воспитывать интерес к профессии, любовь к творческому труду, учат мечтать и действовать, углубляют общенаучные и специальные знания, развивают кругозор учащихся, выявляют разнообразные творческие способности, дарование, воспитывают творческую инициативу и самостоятельность.

Внеклассные занятия наряду с уроками трудового обучения призваны расширить и углубить знания, умения и навыки детей по обработке различных материалов. Они занимают большое место в трудовом обучении и воспитании школьников.

Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках «Технология». Правда, время на их изготовление ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками «Технологии» и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи -- всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их творческой деятельности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Во внеклассной работе детей, которое характеризуется вариативностью содержания, построенного на интеграции достижений науки и практики, выбор форм и методов воспитания и обучения, их уровень и направленность определяются состоянием научно-методического обеспечения, мастерством педагогов. Проблема развития внеклассной работы рассматривается сегодня не только на организационно-управленческом уровне, но и на уровне разработки содержания, которое гарантирует соответствующий уровень учебно-воспитательной работы.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к творческой деятельности. Именно во внеклассной работе можно успешно развивать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.

Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, кружковые занятия, КВНы и т.д.

Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики.

Одной из более распространенных форм проведения внеклассной работы является кружковая деятельность учащихся. Методика и организация кружков позволяет привлечь многих школьников различного возраста к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. В кружок может прийти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, в любое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в кружке учащиеся получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность. Организация и методика работы в кружках могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству.

Нужно отметить такую особенность работы кружка, как отсутствие списков учеников, постоянно их посещающих. Основной задачей является дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и в каком кружке ему работать, пусть идет естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и творческих способностей.

Необходимо также учитывать и то, что работа педагогов будет проводиться более эффективно, если она будет протекать в сотрудничестве с родителями. Они смогут более реально оценить ребенка и помочь в реализации его творческих идей (см. Приложение А).

Практика показала, что одним из эффективных средств развития индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вязанию, в процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в
кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.

Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из-за интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Луч-шие из них представляются на городскую выставку.

Однако в предметных кружках по специальности заняты не все учащиеся. В каждой области этой деятельности труд должен носить творческий характер. Для этого необходимо использовать различные формы массовой работы: тематические вечера, конкурсы, конференции, встречи с передовиками производства, с выпускниками техникума, беседы по профессиональной ориентации, дни открытых дверей, выставки, открытые классные часы, недели технологов.

Целью тематических вечеров является закрепление и углубление знаний учащихся, знакомство с достижениями техники и передовыми методами труда, с работой передовиков производства, изучение наследия прошлого. Это могут быть лекции, доклады, отдельные небольшие выступления. Все сообщения могут сопровождаться демонстрацией видеофильмов, плакатов, образцов техники, приемов труда. К такому вечеру можно подготовить выставку работ учащихся, альбомы, модели, фотостенды, кулинарные выставки; состязания по профессии, викторины и т.д.

Один из таких вечеров был проведен на практике по теме «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен, крепок» в 5-м классе (см. Приложение Б). Основной целью проведения вечера являлось познакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров, а также формировать творческие способности и развивать кругозор.

Большое внимание было уделено подготовке вечера, в котором принимает участие значительное число учащихся: одни готовят краткие сообщения, другие оборудуют стенды, альбомы, третьи готовят выставки, конкурсы и т.д.

При организации вечера учитывалось следующее:

- Перед учащимися ставилась конкретная цель, предлагалась литература для поиска материала по заданной теме.

- Распределялась ответственность между учащимися в соответствии с желанием и возможностями каждого участника.

- Была предложена помощь педагога в составлении сценария и организации вечера.

Проведение вечера способствовало сплочению коллектива. При подборе материала чувствовалась заинтересованность школьников к данной теме. Сам вечер помог учащимся раскрыть себя и свои потенциальные возможности.

Одна из наиболее интересных форм проведения внеклассного мероприятия это КВН. Его проводят, как соревнование двух команд (параллельные классы или соседние школы). Целью проведения конкурсов является не только воспитание любви к избранной профессии и углубление знаний, но и развитие чувств коллективизма, творчества, познавательной деятельности.

Конкурсы можно проводить под различными девизами. Проведению конкурсов должна предшествовать подготовительная работа. За 3-4 недели до конкурса команды получают задания придумать эмблему команды и приветствие, приготовить для команды-соперника рисунок-загадку, шараду или ребус.

При организации КВНа особое внимание уделялось качеству вопросов и заданий для творческих конкурсов, а также оформлению помещения. Важно, чтобы ученики ощущал связь времен, преемственность поколений, воспринимал полученную информацию не как случайный набор разрозненных сведений, а как целостную систему; учился видеть и анализировать состав, связи, внутреннее взаимодействие; развивал умения вовремя получить доступ к необходимым информационным ресурсам и помощи, самостоятельно принимать решения в сложных положениях, предусмотреть развитие игровой ситуации, правильно ставить задачи и видеть пути их осуществления, найти нестандартное решение и воспользоваться им. Общее эмоциональное состояние, переживаемое школьником со зрительной депривацией во время игры, «ситуация успеха», собственные открытия, способствуют формированию у него положительной мотивации к исследовательской и творческой деятельности, к учению в целом.

Конкурс открывает ведущий (следует подобрать остроумного, находчивого, умеющего хорошо держаться перед публикой ученика). Он же будет руководить ходом конкурса.

Помимо домашнего задания, конкурс включает в себя состязание команд, соревнование капитанов и соревнование болельщиков. Домашнее задание команды показывают поочередно, остальные задания выполняются одновременно. Основным методом проведения КВНа является метод мозгового штурма. В состав жюри входят учитель и 3-4 ученика (например, старшеклассники). Каждое выступление оценивают определенным баллом, с учетом правильности, полноты и быстроты выполнения задания. Победительницей окажется команда, набравшая большее количество баллов.

Таким образом, данная форма проведения внеклассной работы формирует у учащихся не только глубокие знания, умения и навыки, но и бесценный дар горячего уважения друг к другу, и, конечно, увлеченность творчеством, которая способствует становлению профессиональной и нравственной зрелости учащихся, подготовке их к творческой трудовой деятельности.

Создание школьных газет является еще одной формой организации внеклассной деятельности.

Работа над газетой - захватывающий творческий процесс, включающий в себя различные способы коммуникации и обеспечивающий на практике принцип свободы, предоставляя учащимся, реальные возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, воспитывает чувство ответственности за ее результаты. Успешное осуществление коллективного проекта стимулирует попытки создать что-то свое.

Такая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. В этих условиях, наиболее одаренные школьники, скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. пик креативной деятельности, наивной и искренней, приходит на 6 лет, а затем, если детям не помочь. Они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри.

Поиски материалов по темам развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в процессе внеклассной работы.

Слаженная работа по созданию газеты способствует повышению успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Ученические конференции также имеют место в развитии творческого потенциала учащихся.

Ученическая конференция, как и вечер, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Такие конференции дают возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу предмета «Технологии».

Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Задача конференции -- привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и непараллельных классов.

Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников, а также способствуют развитию творческого потенциала.

Таким образом, благодаря разнообразию форм проведения внеклассной работы у учащихся имеется множество возможностей для развития творческого потенциала. Они позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяют контекст деятельности; выступают как эффективные средства создания мотива к созданию чего-то нового; способствуют реализации деятельностного подхода в обучении технологии, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по развитию творческого потенциала воспитанников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.

Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе».

Тему развитие творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях. Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практике. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческого потенциала.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1. - Казанский университет, 1996.

2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1986.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.

4. Белоусов В.И. Новаторство: от идеи до внедрения. - М.: «Советская Россия», 1985.

5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности - СПб.: издательство Буковского, 1994.

6. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 1987. - С. 101-140.

7. Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. - № 1.

8. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа - 1997. - №2.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 1987.

10. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазанова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. - М.: «Вентана-Граф», 1997.

11. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007.

12. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.

13. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. - М.: «Астрель», 2005.

14. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998.

15. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997.

16. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск, 2000.

17. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 1991.

18. Нефедычев И. П. Руки трудовые, умелые. // Школа-пресс. - 1994. - №3 - С. 13.

19. Николаева Н.М. Ученический проект как инструмент развития самостоятельной деятельности у учащихся 8-х и 9-х классов в предметной области «Технология». - Оренбург, 2003.

20. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.

21. Подласый И.П. Педагогика, книга 1. - М.: «Владос», 2003. - С. 475.

22. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М., 1997.

23. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. - М., 2001.

24. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.

25. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995.

26. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. - М.: «Академия», 2001. - С. 153-156.

27. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.

28. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1989. - С. 3-16.

29. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983. - С.101.

30. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать