Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
38
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста физического, психического и художественного чувства времени- 2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
- 2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста2.3. Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
- 2.4. Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- Введение
- Актуальность проблемы и темы исследования.
- Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
- Ребенку жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще со-хранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются. Их адекватность и активность значительно повышаются, пред-принимаемые действия отличаются последовательностью и об-думанностью.
В современной методике проблема развития чувства времени трактуется неоднородно, она исследуется учеными практически во всех науках.
Например, проблему биологического времени впервые обо-значил в середине прошлого столетия Карл Эрнест фон Бэр. В дальней-шем проблему биологического времени, а также механизм чувст-ва времени разрабатывали И.И. Шмальгаузен, Т.А. Детлаф и др. В географии время исследовали А.Д. Ар-манд, В.А. Канке. Проблема объективного и субъективного времени была пред-метом обсуждения в исследованиях П.Жане (он попытался рассмотреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности), Ш. Бюлер (она установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении жизненной активности в зависимости от возраста, предприняла попытку интегрировать биологическое и психологическое времена жизни в единой биографической системе координат), Ж. Пиаже,
К. Левина, М.М. Бахтина и др.[8]
Проблемой развития представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались Т.Д. Рихтерман, Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Л.М. Маневцова, Р. Л. Непомнящая, О.Е. Дрень, А.Ф. Яфальян и другие.
Анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, а также практика организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении позволили выделить ведущие противоречия между:
· современными потребностями общества в активной, мобильной и легко адаптирующейся к различным условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие;
· потребностью в гармоничной личности и отсутствием теоретического обоснования методического обеспечения по развитию чувства времени как свойства и качества личности детей.
Данные противоречия обусловили проблему исследования: может ли игровая деятельность стать естественным, социально значимым средством развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста как качества личности? Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие чувства времени у старших дошкольников в процессе игровой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную систему работы, направленную на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
· рассматривать чувство времени как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное время;
· соблюдать принципы систематизации и интеграции в организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
· система работы должна обеспечить включение детей в различные виды игровой деятельности;
· проводить целенаправленное развитие чувства времени не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить эстетическое содержание, особенности проявления чувства времени как свойства и качества личности в психолого-педагогической и методической литературе;
2. Разработать систему игр по развитию чувства времени для детей 5-7 лет.
3. Экспериментально проверить влияние разработанной системы игр на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития детей, анализ образовательных программ, диагностические срезы развития детей, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2008) заключался в поиске литературы по теме исследования, в подборе средств, методов и приемов работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста, в определении предмета, цели, гипотезы, задач исследования.
На втором этапе (2009) были определены критерии, показатели и уровни проявления чувства времени как качества личности, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2009) завершен формирующий и проведен контрольный эксперименты, сформулированы выводы и оформлена курсовая работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в теоретическом обновлении подходов к развитию чувства времени у дошкольников, суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени в жизнедеятельности человека, в обосновании содержания понятия «чувство времени» как природосообразного свойства и эстетического качества личности, характеризующегося способностью личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста чувства времени.
Структура исследования. Курсовая работа изложена на 36 стр., содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Библиография включает 25 источников.
Глава 1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе
1.1 Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературеЧувство времени - природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста, когда у ребенка ведущей сферой является игровая деятельность. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.Поэтому, прежде чем определить теоретические основы чувства времени, остановимся на основных подходах к пониманию эмоций и чувств.«Эмоции (потрясаю, волную) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, по-требностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования ак-тивности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»[3].Значительный вклад в понимание эмоциональной сферы человека внесла информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности личности и оценкой, которая дает возможность ее удовлетворения. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова названа общим законом человеческих эмоций.Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмо-циональные отношения (чувства).В житейском понимании часто эмоции называют чувствами. В действительности научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким либо объектам.
Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализа-ции побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением о некотором объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям.
Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль, ведущих эмоционально-смысловых образований личности.Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.«Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга»[22]Процессуальную характеристику эстетических чувств дает А.Ф. Лобова. Существенными для данного исследования является следующие характеристики эстетических чувств: изменчивость, «текучесть», возвратность, натренированность, переключаемость, взаимозависимость,синхронность, «засоряемость».
Автор выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения явления, которое влияет на человека и вызывает эти чувства:· природосообразные (цвета, линии, пропорции, симметрии, ритма, динамики, темпа, пространства, времени),· социально значимые (мера, гармонии, тона, стиля, формы, грации, пластики, интонации, тембра)· духовно ценные (прекрасного, возвышенного, комического, безобразного, трагического, героического, низменного).Чувство времени, как мы видим, включено в группу природосообразных чувств. Сензитивным периодом формирования природосообразных чувств, в том числе и чувства времени, является дошкольный возраст.Чувство времени - реальная оценка мира, способность к непосредственной правильной оценке времени. В мифологии Хронос - это бог времени, который управлял дви-жением и гармонией мира, а чувство времени - «бог» внутреннего мира конкретной личности, оно синхронизирует все процессы.
Эстетическая хронологика неразделимо связана с пространством и ритмом, представляя собой логику космоса, природы и социума, где человек выступает мерой и частью универсального единства мира.
В эстетике темпоральная (временная) сущность и темпоральная форма целостного мира не тождественны представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетическая картина мира строится на принципиально иных основах, не тождествен-ных простому линейному ряду. Эстетический образ вбирает в себя множество временных характеристик и сущностей. Но при этом чувство времени основано на способе сравнения одного момента с другим.
Александр Леонидович Чижевский приводит такой пример: если ударить по предмету, то слышится звук; если через несколько минут снова ударить по предмету, снова слышится звук. Пространство между этими звуками человек и называет "временем": когда он слышит второй звук, первый остается в воображении разума, и это только информация, остав-шаяся в памяти. Человек, сравнивая информацию в памяти с переживаемым на данный момент, получает чувство времени. По мнению Чижевского, не будь этого сравнения, не было бы и чувства времени (если человеку отказывает память, то мозг не способен делать такого рода выводы, следовательно, не возникнет и чувства времени).
Чувство времени как эстетический феномен представляет собой единство конечного - бесконечного, субъективного - объективного, соматического - психического - ментального отражений целостной, объемной временной структуры.
Единство пространства, времени и ритма составляет динамическую триаду, которая в момент соединения порождает природосообразные эстетические чувства.
Восприятие времени как сбалансированного чувства природных, социальных, космических процессов становится эстетическим феноменом, то есть эстетическим качеством личности, в процессе развития у детей разнообразного чувствования времени. Разные виды времени создают полифонию чувств ребенка и помогают их синхронизировать и гармонизировать.
Эстетическое чувство времени включает в себя следующие виды времени:
1. Объективно-природное, в котором находятся неодушевленные физические объекты - это физическое время, оно протекает линейно и последовательно.
2. Объективно-субъективное время, которое рассматривается как социальное и личностно-психологическое время. В нем измеряют свое существование народы, нации, индивидуумы. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой линейности и необратимости.
3. Искусственное время, которое рассматривается в художественных произведениях. Оно, по сути, представляет виртуальную реальность в преломлении действительности. Художественное время существует на основе вымышленных или действительных героев внутри художественного текста.
Таким образом, эстетическое чувство времени - это природосообразная эстетическая способность личности гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и реальный мир. Единство художественной, творческой и эстетической деятельности - вот тот путь, который позволяет развивать у ребенка чувство времени как эстетическую способность.[25]
1.2 Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
В литературе практически отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического времени (Т.Д.Рихтерман), а также работы по психологии и психиатрии российских и зарубежных исследователей (М.А.Немировской, Д.Арлоу, Харнер, Л.Эймс), в которых дается представление о возрастных особенностях развития представлений о времени на основе психоанализа.
Психоанализ внес значительный вклад в понимание развития чувства времени на различных возрастных этапах. Практически все в психоанализе связано с временными процессами. Центральная для психоаналитической практики концепция переноса, которая подразумевает воспроизведение прошлого опыта в настоящем, затем его трансляцию в будущее, делает время важной и ведущей категорией в психологии.
Достаточно подробно описано освоение детьми основных характеристик времени в психоаналитическом исследовании М.А.Немировской [11]. Анализируя работы зарубежных психологов, она прослеживала этап за этапом проявления «взаимоотношений» со временем и возникновение чувства времени у детей разных возрастов.
В психоанализе выделяют следующие стадии развития ребенка: раннее младенчество (до года) - оральная стадия, со второго года - анальная стадия, в 4-5 лет - Эдипова стадия, в 6-8 лет - латентная стадия - все эти стадии можно отнести к сенситивному периоду развития соматического чувства времени.
Психоаналитические характеристики восприятия времени являются подтверждением педагогических взглядов по развитию чувства времени как качества эстетической личности. Прежде чем время становится эстетическим чувст-вом, ребенок проходит стадии развития: адаптации, ориентации, вчувствования, осознания.
Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают осваивать время рано. Малыш живет, подчиняясь, времени: через определенные промежутки времени его кормят, купают, укладывают спать. Плачем, беспокойством, капризами ребенок сигнализирует взрослым о времени. Мерой времени в данном случае является длительность основных органических функций. С педагогической позиции условно такую стадию освоения времени (до года) можно назвать адаптационной стадией.
Понимание времени в первые годы жизни (1-3 года) происходит уже не только в эмоциональной, но и в познавательной сфере. Важную роль играет появление речи. Для обозначения временной последовательности дети начинают использовать достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». В этом возрасте время воспринимается детьми чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия: «День - это обед», «Вечер - это когда все приходят домой». Также в речи начинают появляться первые вопросы, относящиеся ко времени: «Сколько времени?», «А когда она вырастет?». Такой период освоения времени определяется как стадия ориентации.
С трех лет и до пяти вопросы о времени группируются детьми вокруг собственного «я», а несколько позже интерес распространяется и на других. С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон. Детей интересуют меры времени, их количественная характеристика, последовательность, длительность временных определений. Происходит формирование понятий «прошлое» и «будущее», хотя в тоже время детям трудно осознать понятие «настоящее». «Настоящее» для ребенка является категорией переживания, границы которой могут иметь различную протяженность. Субъективно, «настоящее» может охватывать как одну минуту, так и целый день.