Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
p align="left">Каждому уровню соответствуют баллы: спонтанному уровню - 1балл; ситуативному уровню - 2 балла; константному уровню - 3 балла.

2.2 Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями проявления чувства времени А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень была составлена система диагностических заданий по выявлению уровней развитости физического, психического и художественного чувства времени в процессе игровой деятельности детей.

В диагностике принимали участие 24 ребенка подготовительной группы детского сада № 1 «Сказка» города Мегион (2 группы: 1 экспериментальная группа-12 детей и 1 контрольная группа-12 детей). Им предлагались задания в трех направлениях:

1) на выявление уровня восприятия у детей физического времени;

2) на выявление у них уровня развития психического времени;

3) на выявление уровня их отношения к художественному времени.

1. Диагностика восприятия физического времени.

Перед проведением первого и второго заданий мы познакомили детей с приборами, которыми можно измерять время - механическими и песочными часами. Сначала дети смотрели, как в песочных часах пересыпается песок за 1 минуту. После этого было дано задание.

Задание 1. «Нарисуй картинку»

Детям предлагалось на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.

Дети с интересом восприняли задание, но во время выполнения постоянно отвлекались на часы, шумно обсуждали, кто успеет быстрее. В итоге рисунок был нарисован у некоторых детей не аккуратно (Коля А., Дима В.), у других не был закончен к концу минуты (Настя М., Кай Ю., Каролина З.). Интересно заметить, что после окончания временного интервала дети продолжили рисовать рисунки, не обращая внимания на часы. Возможно, это говорит о том, что дети не приняли инструкцию.

Задание 2. «Танец листьев»

Детям предлагается в течение од-ной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.

Дети выполняли движения свободно, не задумываясь, не чувствуя временных отрезков (Настя Т., Ваня С., Никита Л., Даша О. ). Лишь при повторении задания, ребята немного собрались, но, тем не менее, постоянно теряли ориентацию во времени.

Задание 3. Игра «Всему свое время»

Детям было предложено встать в круг, а педагог поочередно каждому бросал мяч, задавая вопро-сы: «Когда люди спят?», «В какое время суток люди просыпают-ся?», «В какое время суток начинает темнеть?», «В какое время года холодно?», «Когда птицы улетают на юг?», «Когда начинается учебный год?», «В какой день начинается новый год?» и т.д.

С этим заданием справились практически все дети, это говорит о том, что в подготовительной к школе группе ведется систематическая работа по формированию представлений о времени (знакомство со временами года, частями суток, даются понятия о цикличности времени). Уровень восприятия физического времени в этом задании - константный.

II. Диагностика психического времени.

Психиче-ские процессы постоянно изменяются, отслеживать их значи-тельно сложнее, чем какие-либо иные умения детей, поэтому следующие диагностические задания проводились индивидуально.

Задание 1. «Путешествие в прошлое».

Ребенку предлагалось на машине времени переместиться в прошлое своей семьи, представляя развитие событий в зеркальном отражении, то есть рассказывать, используя прием обратного «прокручивания» времени. Это задание оказалось сложным для детей. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье, но трудность состояла в том, что они не могли свободно перемещаться в прошлое, не использовали прием обратного прокручивания (Залимхан Б., Коля К., Данил Б., Рамиль Ш., Катя Л.). Это задание выявило неумение синхронизировать время и свободно в нем перемещаться.

Задание 2. «Путешествие в будущее».

Способность создавать образ будущего в деталях и в развитии - одна из самых важных способностей в развитии чувства времени.

Продолжая диагностику, мы использовали ту же машину времени. Она перемещала ребенка в будущее. Ему предлагалось рассказать о событиях жизни, которые его ожидают: это может быть ближайшее будущее («как я буду учиться в старших классах»), далекое будущее («когда я стану бабушкой») или будущее на другой планете («что я увижу на другой планете»).

Дети с увлечением включались в эту работу, некоторые дети выбирали ближайшее будущее, другие, очень немногие, будущее на другой планете. Дети выбравшие «путешествие в ближайшее будущее» (Каролина З., Коля К., Кай Ю.)составляли рассказ на основе представлений о школе, которые были получены на занятиях с воспитателем. Образы будущего создавались детьми фрагментарно, иногда прослеживалось единство пространства и времени (ситуативный уровень). Дети выбравшие «путешествие на другую планету» (Настя Т., Ваня С., Даша О.) рассказывали о супергероях из мультфильмов, но дети не могли создать образ будущего в деталях, не могли развить сюжет, не выделяли взаимосвязи пространства и времени (спонтанный уровень).

Задание 3. «Ветер».

Целью этого задания было выявление способности чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени. Детям предлагалось свободно разместиться в зале и по команде начать передвигаться в разных направлениях. Условия задания: передвигаться нужно так, чтобы не сталкиваться с другими детьми и не мешать им в передвижении. Следует также учитывать характер команды: «Спокойный ветер» - передвигаться медленно, «Сильный ветер» - перемещаться, быстро подпрыгивая, «Вихрь» - очень быстро и легко бежать, меняя направление движения, «Стоп» - сразу же, но очень мягко остановиться.

Выполнение задания особого затруднения не вызвало. Большинство ребят справились с предложенным заданием, однако не все учитывали характер заданий (Настя Т., Залимхан Б., Коля К., Данил Б.), что говорит о том, что дети плохо чувствуют единство ритма, пространства и времени.

III. Диагностика художественного времени.

Задание 1. Игра «Машина времени».

Это задание-игра позволяет определить умение детей характеризовать художественное время. Детям предлагается по знакомой сказке попутешествовать в машине времени. Каждый раз при перемещении во времени или упоминании о времени машина времени делает остановку и «водитель» машины рассказывает, почему он сделал остановку. Чем больше остановок сделала машина, тем больше очков получает участник игры.

Дети самостоятельно не выделяли время в сказках, это происходило только с помощью педагога. Только после многократного повторения задания дети стали выделять и характеризовать время в художественных произведениях. Это еще раз подтверждает, что эти задания можно использовать не только для диагностики, но и для развития видов времени.

Задание 2. «Что чувствует твой любимый герой».

Это задание направлено на выявление цикличности в эмоциональных пережи-ваниях героев и умения сопереживать им в процессе драматурги-ческого построения сюжета. Детям предлагалось вспомнить любимую сказку или рассказ, в котором герой переживает по поводу каких-либо событий.

При проведении этого задания дети выбирали сказки и рассказы знакомые в этом возрасте. Это «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал «мяу»?». В этих произведениях действительно ярко прослеживается развитие чувств героев, однако дети (Ваня С., Глеб А., Кай Ю., Даша О.) просто пересказывали сказки, и в их повествовании прослеживалось лишь спонтанное эмоциональное сопереживание героям (спонтанный уровень).

Задание. 3. «Щелкунчик и его друзья» или «Карнавал животных».

Это задание-сказка выявляет умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности. Детям предлагалось прослушать «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Педагог под музыку рассказывал о том, что Щелкунчик собрался на карнавал, а у него нет друзей, но он очень хочет устроить себе и другим праздник. Детям предлагалось придумать разнообразных героев, которые могли бы стать друзьями Щелкунчика. Условие было одно: все герои должны быть разные, и танцевать на балу они должны свой та-нец, который характеризует их характер, подвижность, особенности, величину. Педагогом давались примеры: черепаха медлительная и малоподвижная, воробей быстрый и легкий, слон тяжелый и неповоротливый, кошка мягкая и изящная и т.д. Во время карнавала включалась та же музыка, и детям предлагалось двигаться свободно по всему залу в ритме и темпе выбранного животного, не сталкиваясь с другими «животными».

Данное задание дети исполняли охотно. Многие дети прыгали, скакали (Денис В., Ксюша С., Коля А., Коля К., Настя Т.), некоторые дети танцевали в ритме и темпе выбранного животного (Коля К., Данил Б., Ваня С., Даша О.). Другие дети в основном чувствовали только темп (Кирилл И., Глеб А., Кристина Л., Ангелина Ч.), однако ритмические особенности музыки в движениях детей практически не наблюдались. При включении в художественную деятельность дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, что соответствует ситуативному уровню проявления чувства времени.

Таблица выявления начального уровня констатирующего этапа эксперимента

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Физическое

Психическое

Художественное

Физическое

Психическое

Художественное

Спонтан

ный

52%(13)

48%(12)

56 %(14)

52%(13)

60% (15)

52 % (13)

Ситуативный

28% (7)

40%(10)

36% (9)

32% (8)

32 % (8)

36 % (9)

Константный

16 % (4)

8 % (2)

4 % (1)

12 % (3)

4 % (1)

8 % (2)

Все эти задания носят не только диагностический, но и разви-вающий характер. Уже после выполнения этих заданий у детей начинают проявляться те или иные умения, характеризующие чувство времени.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам обнаружить в целом ситуативный уровень развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Однако, мы выяснили, что у детей есть потребность и стремление познавать окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени, чем в отраженном. Это объясняется тем, что практически освоенное время осознается детьми быстрее, чем интеллектуальным мыслительным способом. Однако наличие детей с константным уровнем проявления чувства времени, позволяют предположить, что у детей можно сформировать адекватные точные представления о разнообразных характеристиках времен и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия, разработана система игр, включающая дидактические, творческие игры и игры-упражнения.

2.3 Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Цель формирующего этапа эксперимента - разработка и апробация системы работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного);

2. Практически применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности;

Исходя из контрольной диагностики, и с целью проведения формирующей части эксперимента были подобраны дидактические игры и игры-упражнения по развитию чувства времени.

Развитие чувства времени велось в трех направлениях:

1) развитие физического времени

Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени: линейности, цикличности, последовательности.

Для развития физического чувства времени, использовалась дидактическая игра «Путешествие в страну часов», целью которой являлось знакомство детей с разнообразием часов (часы-растения, «петушиные», водяные, сол-нечные, песочные, часы-свечи, механические, кварцевые, электронные, атомные) и с историей их появления (от «петушиных» до атомных). Эта игра способствует расширению и активизации словарного запаса, а также развивает память, мышление и любознательность. Эта игра сначала проводилась с участием педагога, который давал детям понятия о различных видах часов, рассказывал об их особенностях. Впоследствии дети сами играли в эту игру и рассказывали друг другу о часах.

Проводилась игра «Танец цветов», задачей которой, было научить детей использовать элементы эвритмии для самовыражения в процессе пластического фантазирования, а также научить детей чувствовать временные интервалы в 1, 3, 5 минут. Дети сами выбирали для себя любимый цветок, придумывали к нему движения под музыку, а когда музыка внезапно прекращалась, дети должны были застыть в любой позе.

Также в развитии физического чувства времени проводилась дидактическая игра "Как мы меняемся", целью которой являлось определение уровня понимания ребенком текучести времени. Детям необходимо было расположить картинки с изображением человека в различные возрастные этапы жизни в действительной последовательности.

Игра "Заколдованный путник". Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Вариант:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг.

Но как время истечет,

Путник снова отомрет.

С последними словами, играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

Также проводились игры на закрепление цикличности времени по временам года. Игра «Какое время года?» воспитывает умение соотносить текст с картинкой о времени года, также воспитывает сообразительность и быстроту мышления.

Игра «Когда это бывает?» закрепляет знания о частях суток, развивает связную речь, активизирует словарь.

Взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю.

2)развитие психического времени

Цель: развивать умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего в деталях и развитии.

Игра «Было-будет» упражняет в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагалось на основе художественных произведений определять, когда говорится о прошлом, когда о настоящем, а когда о будущем. После того как игру провели несколько раз, предложили детям усложненный вариант: воспитатель произносит слова «есть», «было», «будет», а дети придумывают к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.

Игра «Карусель» упражняет детей в быстром и медленном темпе речи, в согласовании слов с движениями. Дидактическая задача этой игры учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игра «Золотой свет» знакомит детей с возможностью свободно перемещаться во времени: льется сказочный свет и, попадая в него можно перемещаться в сказочное время.

Игра «Путешествие на машине времени» помогает детям свободно перемещаться в прошлое (если создать детали убранства, одежды прошлого), будущее (при использовании изобразительной деятельности дети создают образы будущего).

3) развитие художественного времени

Цель: развивать умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях, выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета.

Так как художественное время осваивается в сказках, историях и рассказах, мы предлагали детям сначала прослушать сказки, в которых герой переживает по поводу каких-либо событий - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Аленький цветочек», «Золотой ключик, или приключения Буратино», а затем проводились беседы, в которых детям предлагалось выделить и охарактеризовать время в этих сказках. Для выявления цикличности в эмоциональных переживаниях героев, велась работа через костюмированные представления по мотивам прочитанных сказок.

Таким образом, формирующий этап эксперимента представляет собой организацию педагогической работы, где осваивается в специально организованной деятельности понятия о чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей жизни.

2.4 Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.

Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п. Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие интериоризации знаний о времени.

При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.

Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках - задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев. Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания - сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.

Количественные данные приведены в таблице:

Итоговый этап эксперимента

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Физическое

Психическое

Художественное

Физическое

Психическое

Художественное

Спонтан

ный

16%(4)

20%(5)

20%(5)

44%(11)

52%(13)

40%(10)

Ситуативный

32%(8)

40%(10)

32%(8)

36%(9)

28%(7)

36%(9)

Константный

48%(12)

36%(9)

44%(11)

16%(4)

16%(4)

20%(5)

Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности. Наиболее активными методами, обеспечивающими достижение в формировании точных представлений о времени и понимание его смысла в жизнедеятельности человека, выступили "путешествия".

Заключение

Развитие у детей чувства времени - это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы - они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.

Наше исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные концепции о времени. Оно было посвящено проблеме развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно развить чувство времени если его рассматривать как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное время; при использовании дидактических игр и игр-упражнений в системе.

В ходе исследования представления детей о времени изменялись от понимания его как предмета, изображающего цифры, к пониманию его как невидимого, текучего, к осознанию его ценности, наполненности предметным действием и потребностью использовать в качестве ориентира в деятельности.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтина. - М.: Искусство, 1986. - 445с.

2. Буров А.И. Эстетическая сущность [Текст] / А.И. Буров. - М.: Психология, 1956 - 308 с.

3. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 1997. 424с.

4. Изард К.Е. Эмоция человека [Текст] / К.Е. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440с.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 176 с.

6. Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку [Текст] / А.Ф. Лобова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.-156с.

7. Лобова А.Ф. , Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально - игровой деятельности [Текст] / А.Ф. Лобова, О. Е. Дрень. Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников ДОУ/ Уральский государственный университет - Екатеринбург, 2003.- 156с.

8. Москвин В.А. Попович В.В. Философски-психологические аспекты исследования категории времени // Вопросы психологии 2004. №5

9. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы психологии. 1997. №3.

10. Муравьев В. Овладение временем. М., 1998.

11. Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.

12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.

13. Нурутдинова А.Р. Этико-эстетическое воспитание [Текст] / А.Р. Нурутдинова. Педагогика - 2006 - №10 - С. 87-93

14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Академический проект 1999 - 508 с.

16. Рубинштейн С.Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.

17. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 336с.

18. Торошилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет [Текст] / Е.М. Торошилова Т.В. Морозова. - М.: Деловая книга - 2001 - 287 с.

19. Тарабанова Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.

20. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1997.-188с.

21. Феано. Хронос. М., 2003.

22. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под ред. Н.А.Ветлугиной - М.: Просвещение - 1985 - 208 с.

23. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1978. - 304с.

24. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.

25. Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно-методическое пособие. - Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - 99с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать