Развитие вербальных способностей детей на уроках русского языка
p align="left">* Перед вами пейзажи (И. С. Остроухов. «Сиверко»; Н. М. Ромадин. «Ветер на Укш-озере»). Как бы вы назвали эти картины? Обоснуйте свой ответ.

* Представьте себе, что вы композитор. Вас просят подготовить музыкальное со-провождение к тексту 2. Расскажите о созданном вами музыкальном произведе-нии, навеянном данным текстом.

В процессе определения речетворческой глубины и перспективы слова у учащихся рождаются замыслы собст-венных текстов. Таким образом, речетворческое осмысление слова -- это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову свое-му, собственному: «...всякое слово су-ществует для говорящего в трех аспек-тах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чу-жое слово других людей, полное от-звуков чужих высказываний, и, нако-нец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией»[6,71].

Результатом процесса речетворческо-го осмысления слова являются твор-ческие работы учащихся. Приведем некоторые из них.

Танец ветра.

Свежий поток устремлен на меня, Шепчет он тайны, тихо маня. Нежно целует, танцует со мной, Песню заводит, уводит с собой. В край, где мечты поднимаются в небо, В край, где никто никогда прежде не был, В сказку забвенья, в мир новых грез, Будем лететь мы сквозь радугу слез. Кончатся горести, счастье начнется, Прежний же страх никогда не вернется. Черными мысли не будут казаться, Станут мечты потихоньку сбываться.

(Галя 3., Х кл.).

Одиночество, страх, безграничная грусть -- вот что ощущал забытый всеми Ветер-ураган. Он забился в самый темный угол своего до-ма -- огромной угрюмой скалы.

Наступил ясный день, затем ночь, а он все думал, думал... Казалось, грустные призраки окружали его и нашептывали ему: «Ты никому не нужен. Вес тебя боятся и ненавидят». Этот шепот все продолжался и продолжался, как жужжание пчел в улье. Ветру казалось, что его голова сейчас лопнет. От горя и усталости он провалился в глубокий сои без сновидений. Проснулся Ветер от легкого прикосновения. Это была царица Приро-да -- его мать. Она сказала сыну:

-- Лети, сегодня твоя очередь.

-- Нет, нет, я больше не могу, не хочу, не буду! -- закричал Ветер.

-- Ты должен, в этом твоя суть, -- мягко напомнила Природа.

И Ветер, опустив голову, поплелся, но решил больше не вырывать с корнем деревья, не сносить крыши домов. «А что, если я стану легким, буду приносить тепло и радость», -- подумал Ветер. Но как только он подлетал к домам, все говорили: «Уходи, улетай прочь, мы тебя боимся, ты опять все разрушишь. Мы тебе не верим!» И так всюду: «Уходи!!!» Он летел, глотая слезы, горечь, обиду. Он не понимал, почему так, ведь он теперь хороший. Ветер устал, устал от ненужности. Он упал на мягкую траву и зарыдал, как вдруг услышал легкий шепот травы: «Уходи, уходи, мы тебя боимся». Ветер вскочил и понесся вверх, ввысь, к солнцу... и растаял, упав на землю живитель-ным дождем. И все закричали: «Какой теплый, славный дождик, мы его так долго ждали, мы его так любим!» (Юля Т., Х кл.).

2.2. «Рождается внезапная строка...»

Художественная речетворческая личность, будь то личность мастера слова или учащего-ся, способно видеть, слышать, чувствовать глу-боко, тонко, по-особенному. Основными ее ка-чествами являются «эстетическое отношение к жизни, способность вживаться в мир персо-нажа, стать но его позицию, выходя за пределы собственного Я; развитое воображение, наблю-дательность, чуткость к слову и оттенкам зна-чений»[4,87]. Оно обладает ассоциативным мыш-лением, способностями рефлексирования и ре-чевого прогнозирования.

К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия ок-ружающего миро, образуется «подростковая дыра» художественного развития. Такое поло-жение во многом объясняется тем, что форми-рованию образного мышления должного вни-мания не уделяется. В известной мере это из-винительно, поскольку и время, и решение ди-дактических задач сознательно-коммуникатив-ного обучения не дают пока возможности де-лать это но уроках русского языка постоянно и целенаправленно. В какой-то степени художе-ственное речетворчество реализуется в напи-сании учащимися сочинений и изложений, но си-стемно (но специальных занятиях) оно может быть представлено в настоящее время либо в клас-сах с углубленным изучением русского языка, либо во внеклассной работе, в частности в круж-ках русского языка. Далее приводятся некото-рые такие занятия (речетворческие тренинги) с образцами выполнения заданий.

Предлагаемые речетворческие тренинги строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыки и соотно-сятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам.

Материал отбирается с учетом его способ-ности стимулировать художественное речет-ворчество учащихся.

Тренинг: СОЗДАЙТЕ КОНТЕКСТ ПО ОБРАЗНОМУ СРЕДСТВУ

На этом занятии учащиеся должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный художественный текст, например: слезливое утро (А. Ч е х о в);стеклянные кустарники (И. Бунин); белое поле ржи (Л.Андреев); пьяный ветер (В. Набоков); бьются зори ог-ненным крылом (М. Волошин); зна-комые шаги, любопытное солнце, задум-чивая дверь (А. Блок); луна скользит блином в сметане, жгучий взгляд под-снежников (Б. Пастернак); взбал-мошная луна, журавлиная тоска сентяб-ря (С. Есенин).

Активизировать образное мышление учащихся при выполнении этих зада-ний призвано авторское образное средство, к пониманию которого можно прийти, либо вернув его в ав-торский текст, либо создав свой.

Вернуть образное средство автору несложно. Для этого достаточно вы-яснить, из какого произведения ав-тора взято это средство. А вот создать свой художественный текст на осно-ве авторского образного средства -- задача уже речетворческая. Именно такое творческое задание учащимся и предлагается.

Приведем выполнение задания с образным словосочетанием А. Блока любопытное солнце.

«Утро. Ты рассеиваешь сонный, тяже-лый туман у земли, у подножия гор. Слов-но новый мостик по затушеванному не-бу -- одна полоса, две... Перескакиваешь на деревья, скользишь по стволам золо-той белкой. Оттуда по-детски ползешь меж зеленеющих с новой силой лугов и полей, будишь кашки, пастушью сумку, кучку васильков у муравейника, муравь-ев. Услышав плеск воды, ты, как на зов матери, несешься к нему, улыбаешься... Вот эта маленькая ложбинка, наполнен-ная сладким напевным шепотом... Ты под-крадываешься, почти ползком, чтоб не заметила, и, подождав мгновение, осве-щаешь все ее подводное сердце своим лу-чистым смехом! Я пришел! Это я, я... Те-перь, когда ты знаешь, что я здесь, мне можно полететь дальше. Всплеск участил-ся, и, оставив несколько «зайчиков», ты засветил дальше... Ложбинка искрилась, пыталась догнать неугомонных «зайцев» и думала: «До чего же быстрое (нет, не угнаться), до чего же игривое и любопыт-ное солнце!» И в подтверждение её мыс-лям вдалеке послышались крики перепу-ганных внезапным пробуждением птиц... -- голоса далеких гор, голоса ветра...»

ХУДОЖНИК

Следующие упражнения связаны с умением вербально передавать зри-тельные впечатления.

Я и художник.

Опишите картину

.Назовите картину. Сравните свое название с авторским.

В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?

В данном типе тренингов механизм образного мышления учащихся дол-жны включить произведения изобра-зительного искусства: картины, гра-вюры, рисунки и т. д.

Например, ребятам предлагается рассмотреть картину И. Э. Грабаря «Груши». Они дают ей свои названия:

«Бабушкин натюрморт», «Первый урожай», «Золотая осень», «Деревен-ские радости», «Грушево-яблочный десерт», «Фрукты».

Картина рождает у учащегося замы-сел, который затем воплощается в ху-дожественном тексте.

Деревенские радости

«Лето... Зеленые коленки малышей. Пе-ние половиц в дачном домике. Лепестки ромашек на подоконнике. Запах яблочно-го пирога. Топится баня. Запах березового веника. Скрипит телега. Гуси чинно вы-шагивают по мягкой зеленой травке. Звук падающего в колодец ведра. Тихо. Еще тише. Слипаются глаза. Засыпают даже на-зойливые мухи».

Я -- художник.

Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет, натюр-морт.

Основа образного мышления в дан-ном типе тренингов -- мир фантазии, ограничителем которого выступает жанр живописи.

Натюрморт «Творчество». «Комната слегка освещена тусклой на-стольной лампой. В небольшом закутке лежат книги. Одна из них -- томик Пуш-кина в темно-коричневом, плотном пе-реплете. На нем лежит листок с какими-то надписями, цифрами. Рядом -- уже ус-певшая покрыться тонким слоем пыли книга Мопассана. В ней торчит закладка с изображением желто-оранжевого солн-ца и какой-то надписью, последние бук-вы которой А. Я. На книге лежит ручка, в которой уже почти не видно стержня, а рядом на обрывке листа непонятным по-черком написано несколько слов, после чего идет многоточие...»

«Школьный стол с непонятными ка-ракулями и чьими-то именами. Не стол, а мемориальная доска с фразами типа Здесь был Вася.

На столе стоит стакан. В нем на дне ос-талась заварка. Рядом со стаканом лежит небольшой журнал-книжечка с яркой обложкой и многозначительным названи-ем «Откровения». Из-под журнала выгля-дывает край белого листочка. На нем чьи-то каракули. Возле журнала шариковая ручка в синем футляре. Положенная на ручку записная книжка разбухает от ка-ких-то листочков, вырезок из газет и ис-писанных страниц. Хлебные крошки, сло-женные в кучку, лежат маленькой гор-кой около исписанного листа».

КОМПОЗИТОР

Задания этого тренинга направле-ны на установление связей между зву-ковыми, музыкальными образами, на закрепление умения выразить слова-ми свои впечатления от звучащей му-зыки.

Я и композитор.

Прослушайте музыкальное произведение. Какие мысли и чувства оно у Вас вызывает? Опи-шите свое состояние.

Симфоническая поэма М. Чюрлениса «Море».

«Стою на берегу моря, такого могучего и бескрайнего.

Хочется чайкой полететь в голубую даль. Наполняя душу чистотой и свежестью, парить над морем. Как легко дышится! Вольный ветер и я -- в едином порыве.

Хочется лететь, в полной мере созна-вая, что такое свобода».

Я -- композитор. Напишите (словесно) музыку к тексту.

День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой ко-локольне; он весь пропитан запахом осе-ни. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румян-цем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солн-це, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни вет-ра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежит-ся под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться... (А. Чехов).

«Слышу чистые, теплые, по-осеннему прозрачные звуки: льется плавная и неж-ная мелодия, чуть скрипнула дверь, по-слышались тихие шаги, прошуршала по-пираемая ногами осенняя листва, тихо, убаюкивающая спокойная мелодия».

АССОЦИАТИВНЫЕ ШАГИ

В этих упражнениях учащиеся дол-жны установить между двумя отдален-ными понятиями ассоциативный пе-реход длиной в несколько шагов. На-пример, между словами крик и ряби-на учениками устанавливается ассоциативная цепочка: крик-- боль, боль-- одиночество, одиночество -- горечь, горечь-- рябина; между словами ветер и книга: ветер -- осень, осень -- лист, лист-- стол, стол-- книга.

Данный тип тренинга помогает уча-щимся определить сюжетные линии своего будущего художественного тек-ста.

БИНОМ ФАНТАЗИИ

Ребята учатся по двум не связанным между собой словам создавать текст. Например, предлагаются слова ветер

-- книга.

«Утро. Сижу у распахнутого в весенний сад окна. Запах яблони и черемухи кру-жит голову, сводит с ума.

Ветер листает страницы моей любимой книги, как страницы моей жизни. Не спе-ши, ветер!»

Создайте свой текст, используя ас-социативный ряд. Примеры выполнения задания.

Белый -- снег, след, душа.

Белый снег кристально белый, Весь в рельефах неумелых. Голос твой белеет следом, Просыпаясь в белом небе. А за ним с оттенком синьки Без тоски и без запинки Пробуждается душа В белом мире, не спеша.

Белый-- пух, перина,снег

Сыплется пух из небесной подушки:

Кто-то перину неба встряхнул. Кружатся хлопья, хлопья, как душем, Тех поливают, кто сердцем заснул.

Небо на землю падает снегом, Небо с собою несет синеву, Мокрым, холодным, но все-таки пледом Греет растущую жизни траву.

Определите направленность авторских ассоци-аций в художественном тексте.

Решение поставленной речетворчес-кой задачи возможно лишь после ана-лиза текста, предполагающего глубо-кое в него проникновение.

Знаешь, знаешь, обморочно-пьяно снилось мне, что в пропасти окна высилась, как череп великана, костяная, круглая луна.

Снилось мне, что на кровати, криво выгнувшись над вздутой простыней, всю подушку заливая гривой, конь лежал атласно-вороной.

А вверху -- часы стенные, с бледным, бледным, человеческим лицом, поводили маятником медным, полосуя сердце мне концом.

Сонник мой не знает сна такого, промолчал, притих перед бедой сонник мой с закладкой васильковой на странице, читанной с тобой...

(В.Набоков).

* Какое чувство в вашей душе вызывает этот текст?

* Как вы думаете, почему герою приснил-ся такой сон? Чем он вызван?

* Нарисуйте (словесно) луну, описанную В. Набоковым. Почему поэт рисует луну не в проеме, а «в пропасти» окна?

* Каким увидел во сне коня лирический герой? Почему конь не рыжий, не белый, а атласно-вороной?

* Опишите часы, нарисованные автором. Каким речевым средством поэт добивает-ся ощущения физической боли у героя от соприкосновения с часами?

* Как истолковал сон сонник? Почему он «притих перед бедой»?

* О чем напомнила герою васильковая закладка?

* Опишите (с опорой на сон) состояние ге-роя.

Учащиеся, выявляя направленность авторских ассоциаций в тексте, на-ходят ключи к замыслу поэта, свя-занному с предчувствием смерти люб-ви: пропасть -- череп -- костяная -- вздутая простыня (мертвое тело) -- бледное-- беда.

СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Комплексный речетворческий тре-нинг предполагает заполнение учащи-мися речетворческой карты. Такая карта отражает процесс рождения у учащихся замысла собственного тек-ста, размышления с опорой на сло-во: обостренное внимание к написа-нию и звучанию слова; ассоциации, вызванные словом; поиск слов, риф-мующихся с исходным словом; «оживление» слова (наполнение цве-том, звуком, запахом и т. д.).

РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ КАРТА РЯБИНА. (Заполняется учащимися.)

* Звучание и написание слова.

* Резко, с болью начинает звучать слово, затем смягчается,

* Четыре замороженные бусинки висят на слове рябина.

* Ассоциации. Гроздь, огонь, осень, ал-лея, дом, деревня, окно, заморозки, снеги-ри, воспоминания.

* Рифмовка-тренировка. Рябина, кали-на, осина, паутина, корзина.

* Цвет. Охристые листья, бордовые яго-ды осени, цвет крови, цвет старого вина, золотистая.

* Звук. Стук капель по стеклу, лай со-бак, шелест деревьев, щелканье спе-лых замороженных ягод, тяжелый, сухой.

* Запах. Запах арбуза и дождя, дерев-ни, сена, запах раннего морозного утра, дыма, запах свежести с горе-чью, сырости, запаха нет: он не чув-ствуется в морозном воздухе.

* Форма. Листья-решетки.

* Характер. Щедрая гроздь рябины, грациозная, безмолвная, грустная, царственно-красивая.«Слово-то какое -- в глазах рябит. Снегири прилетают клевать с нее яго-ды, а эльфы боятся, не подходят. Она го-нит глубокие мысли, и цвет у нее весе-лый -- ярко-красный. Только мне не нуж-ны ее терпкие ягоды, я больше люблю эльфов.

Слышали ли вы что-нибудь о столет-них рябинах? Они всегда молодые. Как умирают рябины? Да разве мы знаем?! Это дерево для счастливых».

«Заморозки. Тусклый пейзаж поздней осени. Первый снег и замерзшая земля. Северный ветер проходит по макушкам жестких кустов. Серое небо мрачнеет в окне, а на нем ярко-красным бисером разгорается гроздь рябины. Это ягоды осе-ни, которые напоминают мне о ярком, солнечном лете. Бордовые ягоды, крас-ные закаты, ночные костры -- все это от-голоски лета осенью.

Через несколько дней плоды замерз-нут. Опадут охристые листья с рябины. Замороженные бусинки повиснут на вет-ках».

Приведенные и аналогичные зада-ния будут ненавязчиво и активно раз-вивать образное мышление, активи-зировать работу ассоциативной памя-ти, совершенствовать в целом устную и письменную речь учащихся.

2.3.Диагностика вербальных способностей

Острая необходимость в оперативном решении практических задач психоди-агностики связана с широким распро-странением психолого-педагогического консультирования, в частности, в сфе-ре образования и воспитания учащих-ся. Однако иногда это приводит к то-му, что диагностические методы кон-струируются с учетом таких наличных форм деятельности и типов отношений субъекта, которые доступны лишь обы-денному пониманию самого субъекта и диагносту. С точки зрения частных практических задач они являются вполне пригодными и надежными, од-нако в тех случаях, когда необходимо анализировать внутреннюю структуру диагностируемых деятелыстных про-цессов, поступков и отношений, прояв-ляется их ограниченность. Поэтому, чтобы иметь детальную информацию о структуре, а соответственно -- и о ди-намике исследуемого явления, важно, чтобы эти методы могли работать на уровне общих практических задач.

Как правило, те или иные индивиду-альные отклонения деятельности субъ-екта лишь в редких случаях оказыва-ются в соответствии со всеми другими параметрами диагностируемого явле-ния. При наличии детальной структу-рированной информации можно напра-вить корректирующие усилия на дей-ствительно дефектные элементы струк-туры диагностируемого явления, не теряя время и энергию на коррекцию и исправление тех элементов, которые на самом деле находятся в пределах нормы. При этом можно было бы опе-реться на те характеристики деятель-ности индивида, которые позволяют отнести его к группе средних или даже лучших учеников, несмотря на то что его деятельность в целом не отвечает предъявляемым требованиям. Подоб-ная информация представляет собой нетолько формальное указание на уро-вень развития диагностируемого явле-ния, но характеризует также и внут-ренние причины данного состояния. Предлагаемый подход, разумеется, еще не вполне отвечает подлинному содер-жанию понятия «зоны ближайшего развития», но представляет собой оп-ределенный шаг в этом направлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать