Развитие двигательной активности при помощи футбола

Развитие двигательной активности при помощи футбола

2

План

  • Введение 2
    • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательной активности, при помощи обучения детей дошкольного возраста футболу 5
    • 1.1 Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей 5
    • 1.2 История развития футбола 9
    • 1.3 Условия и задачи обучения элементарному футболу 16
    • 1.4 Приемы и техника игры в элементарный футбол 21
    • Глава 2. Обучение игре в элементарный футбол детей старшего дошкольного возраста. 24
    • 2.1 Диагностика физической подготовленности к игре в футбол 24
    • 2.2 Упражнения и подвижные игры 25
    • 2.4 Планы физкультурных занятий 29
    • 2.5 Футбол на прогулке 33
    • Заключение 37
    • Список литературы 39
Введение

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятием с конструктором, просмотру мультфильмов. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети. А для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает детям разные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, чтоб достичь этих результатов возможно при условии ненасильственного стимулирования моторного развития. Утрата массовости физкультурного движения, упадок "дворового спорта", невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.

Значение двигательных действий в общем развитии ребенка очень велико. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.

Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).

Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является фактором совершенствования организации движений.

Актуальность проблемы заключается в том, что аспекты обучения элементам спортивных игр построены с учетом разного уровня развития каждого ребенка, а также конкретных природных условий.

Цель дипломной работы: изучить эффективные методы и приемы развития двигательной активности при помощи обучения детей в футбол.

Объект исследования: процесс развития двигательной активности.

Предмет исследования: влияние обучения игре в элементарный футбол на развитие двигательной активности.

Гипотеза: двигательная активность детей дошкольного возраста за счет обучения игре в элементарный футбол будет увеличиваться, если проводить педагогическую работу, направленную на формирование двигательных навыков.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретические основы проблемы развития двигательной активности при обучении детей дошкольного возраста игре в элементарный футбол;

Провести обследование физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста к игре в элементарный футбол;

Подобрать игры и упражнения для обучения детей игре в футбол;

Составить перспективный план обучения;

Разработать физкультурные занятия по обучению детей в элементарный футбол.

Базой исследования стало ДОУ № 47 "Василек"

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательной активности, при помощи обучения детей дошкольного возраста футболу

1.1 Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей

Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различных направлений. Этот феномен изучали физики (И. Ньютон, А. Эйнштейн), биологи (Ч. Дарвин, И. Мечников), физиологи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели), психологи (Б.М. Теплов, А.Р. Лурия) и др.

Особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневскийспортивных кардиологов С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянский, А.Г. Дембо , а также в трудах видных спортивных специалистов (Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева) и др.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством "мышечной радости", которое он испытывает, двигаясь. О высокой подвижности детей с тонким юмором пишет А. Барто в стихотворении "Кому - что":

Старички сидят в тени

Час, другой и третий.

Удивляются они:

Как от вечной беготни

Не устанут дети?

А мальчишка впопыхах

Говорит о старичках,

Бегая по саду:

Как они не устают?

Я устану в пять минут,

Если я присяду.

Е.А. Аркин считал высокую подвижность ребенка-дошкольника "его естественной стихией".

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний.

Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. В исследованиях сотрудников лаборатории И.А. Аршавского установлена прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Сходная зависимость обнаружена и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.

Факторы, определяющие двигательную активность дошкольников. В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Социальные факторы могут подавлять естественную биологическую потребность в движениях, вызывая состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное влияние недостатка ДА может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита ДА у детей дошкольного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывания отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток ДА может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. A. M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 ч, на ДА падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Не менее существенную роль в оценке ДА детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается. Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.

В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности ДА детей дошкольного возраста. Многие научные исследователи, изучавшие ДА детей старшего дошкольного возраста, констатируют, что ДА у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших дошкольников С.Я. Лайзане, Е.А. Тимо-феева, В.А. Шишкина. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания ДА детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять ДА летом мальчиков 5-6-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение ДА детей - она составляет 94,7% Д.М. Шептицкий.Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.

1.2 История развития футбола

Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции ("па супь"), в Италии ("кальчио") и в Англии. Непосредственным предшественником европейского футбола был, по в с ей вероятности, римский "гарпастум". В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900 до н.э. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н.э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч "эпискирос", в которую играли и руками и ногами. Эту игру римляне назвали "гарпастум" ("ручной мяч") и несколько видоизменили правила. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игр а в мяч в 1 в. н.э. стал а известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками - в 217 н.э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев, и особенно в Италии. Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его "жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" читаем: "при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч". Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II, под страхом тюремного заключения запрещающий игру в городе... В 1365 настал черед Эдуарда III запретить футбол, ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389 и футбол, и кости, и теннис. Футболке нравился и последующим английским монархам - от Генриха IV до Якова П.

Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа "футболом", хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении. В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от "футбола толпы" к организованному футбол первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Шесть лет спустя представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

Она была образована в 1863, были разработаны и первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и вор от (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными). До конца 19 в. Английская футбольная ассоциация вне ел а еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой уд ар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судья стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу И началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0: 0. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке.

Футбол впервые появился в России в конце XIX века. А в 1893 году 13 сентября в Санкт-Петербурге был официально сыгран первый футбольный матч России.

Современный футбол в России узнали лет сто назад в портовых и промышленных городах. В порты его "завозили" моряки-англичане, а в промышленные центры - иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много. Первые русские футбольные команды появились в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, а несколько позже и в Москве. Точкой отсчета организованного футбола в России следует считать 15 сентября 1901 г. Именно в этот воскресный день в прекрасную погоду в 2 часа дня на Гельсингфорской улице, рядом с домом № 3 во дворе "Невка" принимала "Викторию" и в первом тайме смогла забить два безответных мяча. Во втором тайме отлично судивший игру Ричардсон еще дважды фиксировал взятие ворот, но уже хозяев поля.27 сентября 1907 года прошел первый в истории матч сборных Петербурга и Москвы. Киев последовал примеру ведущих городов СССР и создал свою Лигу футбола 19 января. В Харькове футбол сформировался к 1908 году, а Лигу возглавляла "Первая Харьковская футбольная команда". Принято считать, что в Москву футбол завезли англичане, а именно заключенные колоний, интересно, что одними из первых соперников наших игроков были как раз англичане.

Большой интерес в начале 1900 года вызывала Московская футбольная Лига: мужчины всех возрастов одетые в красные рубашки, белые брюки и черные чулки, выходя на поле стадиона нагоняли страх, кстати зря. Московская футбольная Лига проигрывала почти всем ведущим странам Европы. Показывая неплохую игру москвичи умудрялись пропускать огромное количество мячей во втором тайме.

В России первая попытка создания команды из представителей нескольких городов была предпринята в 1911 году. Повод был нешуточный - приезд Олимпийских чемпионов того времени - сборной Англии. У нас она выступала под названием "English Wanders". Конечно, игра англичан ни в какое сравнение ни шла с игрой русских. Англичане за спиной имели 40-летний опыт игры, тогда как русские лишь приступили к изучению азов. Естественно, счет был прогнозируем: 0: 11 в пользу сборной Англии. Итоги игры позволили русским репортерам сделать неутешительные выводы: "Не то обидно, что англичане лучше играют, а досадно, что при первой неудаче у наших игроков опускаются руки или, вернее сказать отнимаются ноги. Утешение одно - такие матчи дают хороший урок и игрокам, и устроителям, составляющим команды". Игру не обделили вниманием и английские репортеры: "Судя по тому, что футбол в России только начал развиваться, игра для русских пришлась очень кстати. Русские не должны задумываться над крупным поражением, они должны совершенствоваться, ведь кое-какие навыки и умения у русских есть". Наши команды не придав особого значения этой игре, сосредоточились на Чемпионате СССР и в 1912 году чемпионом стал Петербург. После розыгрыша чемпионских значков сборная стала активно участвовать в товарищеских матчах. Всего за 1912 год сборная провела 8 матчей, ни один из которых не выиграла, а матч со сборной Германии и вовсе провалила - 16: 0 в пользу немцев. В 1913 году состоялась первая ничья на мировой арене со сборной Норвегии (1:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать