Развитие двигательной активности при помощи футбола
p align="left">Вывод: таким образом, при заключительном этапе исследования мы наблюдаем улучшения результатов в ведении мяча и в ударе по воротам. Дети усовершенствовали уровень своей физической подготовленности в ориентировке в пространстве, координации движений и ловкости.

2.2 Упражнения и подвижные игры

Упражнения

1. Удары ногой по подвешенному мячу.

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов

3. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

4. Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

5. Бросок мяча в стенку и прием откосившегося мяча под подошву (внутренней стороной стопы).

6. Удар мяча ногой в стенку и его прием.

7. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

8. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

9. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает (тоже ногой).

10. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

11. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

12. Вести мяч ломаными линиями, толчками одной и поочередно то правой, то правой, то левой ногой. .

13. Вести мяч вокруг стоек

14. Вести мяч вокруг стоек и ударять по воротам.

15. Вести мяч меняя темп передвижения.

16. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.

17. Бросать мяч из-за головы двумя руками.

18. Бросать мяч по цели на точность попадания.

19. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

20. Одни ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

21. Один ребенок стоит в воротах, другой с 4 - 5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

22 Вратарь стоит в воротах.2 - 3 детей поочередно посылают мячи, вратарь должен ловить все мячи в воздухе или направлять мячи ногой в поле.

Подвижные игры.

Подвижная цель. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий - в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становятся водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего.

Ведение мяча парами. Дети делятся по двое. У одного из них - мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через несколько минут дети меняются ролями.

Гонка мячей. Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого - по мячу. После сигнала, воспитателя все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.

Вариант. То же, но по первому сигналу воспитателя игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу - в медленном.

Задержи мяч. Дети становятся в круг - это нападающие, внутри круга - защитник. Нападающие быстро передают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитник старается задержать его. Если ему это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним.

Если в игре участвует много детей, то могут быть 2 - 3 защитника.

Игра в футбол вдвоем. Дети становятся парами, каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2-3 м. Игроки передают мяч друг другу отбивая его то правой, то левой ногой, стараясь попасть мячом в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший большее количество мячей в круг противника.

Забей в ворота. Несколько играющих детей (4 - 6) становятся на линию, отмеченную в 5 м от ворот, - это нападающие. Двое детей (3) - защитники, они располагаются между линией и воротами. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Выигрывает тот ребенок, который больше забивает мячей в ворота.

У кого больше мячей. Дети образуют две разные команды. Каждая из них берет два мяча и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 40 - 50 см от земли. После сигнала воспитателя дети стараются ударом ноги так направить мяч, чтобы он, прокатившись под сеткой, остановился на противоположной стороне площадки. Выигрывает та команда, у которой после второго сигнала воспитателя находится меньше мячей, или проигрывает та команда, у которой одновременно окажется четыре мяча.

Футболист. Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч. По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается ударить по нему ногой.

Забей гол. В игре одновременно участвуют две команды. Над Средней линией поля (20х10 м) на высоте 70 - 80 см натягивают шнур. По обеим сторонам поля в 2х метрах от средней линии чертятся ограничительные полосы. Каждая из команд располагается на своей половине. В игру вводятся два мяча. Игроки пытаются ударом ноги так направить мяч, чтобы он вышел за пределы площадки соперников, т.е. забить гол. Однако гол засчитывается лишь в том случае, если мяч пересечет лицевую линию поля. Запрещается производить удары по мячу, находящемуся между ограничительной и средней линиями поля. Побеждает команда, сумевшая за условное время забить больше голов.

Смена сторон. В игре одновременно участвуют дне команды, в составе 7 - 10 игроков. На площадке в 15 - 20м друг от друга обозначаются две параллельные черты. Каждая команда располагается за своей линией. Все дети имеют по мячу. По сигналу игроки обеих команд начинают вести мячи (ногами) к линии соперников. Как только мяч пересечет линию, игрок берет его в руки и поднимает вверх. Побеждает команда, игроки которой сумеют быстрее перебраться на сторону соперников.

Футбольный слалом. На площадке обозначается линия старта, за которой команды по 6-8 игроков строятся в колонны. Первые номера каждой команды имеют по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2,5 м - 3 м один от другого устанавливают 6 флажков. По сигналу первые номера устремляются вперед, обводя "змейкой" флажки, и таким же образом возвращаются назад. На линии старт - финиш игрок останавливает мяч и передает его следующему участнику и т.д. Побеждает команда, быстрее закончившая игру.

С двумя мячами. В игре принимают участие пары. Они располагаются на противоположных сторонах коридора шириной 4 м на расстоянии 5 - 6 м друг от друга. Коридор можно обозначить тесьмой или флажками Оба игрока имеют по мячу. По сигналу они одновременно направляют мяч друг другу, а затем ударом по катящемуся мячу вновь возвращают его обратно. Если мячи столкнулись или один из них вышел за пределы коридора, пара заканчивает соревнование. Побеждает пара, сумевшая дольше других без ошибок выполнить упражнение.

Сильный удар. На площадке обозначается линия удара, а далее - коридор шириной 10м. Играющие поочередно совершают по 3 удара левой и правой ногой, стремясь послать мяч как можно дальше. Попытка засчитывается, если мяч приземлится в пределах коридора. Побеждает ребенок, пославший мяч дальше других (берется результат одной попытки).

Попади в мишень. Дети поочередно с расстояния 7 - 10м стремятся попасть в круг диаметром 1 м, обозначений на деревянном щите или стенке. Каждый выполняет по 3 удара правой и левой ногой по неподвижному мячу. Побеждает ребенок, сумевший желать больше точных попаданий. Игру можно провести и как командную. В этом случае победительницей считается команда, игроки которой в сумме забили больше голов.

Пингвины с мячом. В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5 - 8 м от детей - флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч, устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда все "пингвины" выполнят перебежки и мяч снова окажется у первого номера колонны. Если ребенок потеряет мяч во время бега, нужно взять его и продолжать игру.

2.4 Планы физкультурных занятий

Беседа 1. Футбол - одна из самых популярных и любимых игр в мире.

Ребята, сегодня мы поговорим об одной очень увлекательной игре, а о какой - попробуйте отгадать!

Знаю я секрет один:

Есть волшебный витамин.

Не едет его, не пьют,

А кидают, и бросают,

И ногами сильно бьют.

Что это за витамин? В какой игре его бьют ногами? Правильно: футбольный мяч! Вот он, какой прелестный и красивый!

Футбол самая древняя игра. Название этой игры происходит от двух английских слов: "фут" - ступня и "бол" - мяч, т.е. в этой игре по мячу бьют ногой.

В отличии от всех других видов спорта, футбол - самый консервативный. Правила игры за 200 лет почти не изменились. В них не было двух очень существенных положений, без которых современный футбол немыслим:

11-метрового штрафного удара, называемого пенальти, и судьи в поле. В прежние времена он руководил действиями футболистов с трибуны.

А какие футбольные клубы в нашей стране вы знаете? Кто из наших футболистов известен всему миру? Да, это наш вратарь Лев Яшин.

В футбол любят играть не только мальчики, но и девочки. Сейчас во многих городах появляются женские футбольные команды. Взлетит и упадет на землю мяч. И снова взлетит…Статистика утверждает, что в любую секунду дня на земном шаре в воздухе одновременно находятся пятьдесят таких мячей. И один из них - наш!

Беседа 2. Как избежать травматизма.

Подготавливая место для игры, нужно осмотреть все вокруг,

чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травмы.

Чтобы избежать травматизма:

не играйте на проезжих дорогах. Игру проводите подальше от окон, клумб и грядок;

обувь должна быть без каблуков, нетяжелой, чтобы в случае удара по ноге она не причинила боль игроку;

в осеннее и весеннее время года одежда должна быть облегченной, удобной, не ограничивающей движения;

учитывать погодные условия: после дождя не стоит играть - пусть земля просохнет. Вот тогда и поиграете!

Занятие 1.

Программное содержание. Учить детей передавать мяч друг другу ногами;

Упражнять в прыжках через скакалку.

Пособия. Шнур, мячи, скакалки.

I часть. Ходьба с выполнением заданий для рук;

Медленный бег, во время которого дети бегут широким шагом.

Ходьба.

II часть.1. Дети распределяются по парам, берут мячи, перекатывают друг к другу ногами с расстояния 2 - 3 м. Мяч легко посылают к ноге партнера, и тот движением ноги останавливает мяч (по 10 - 15 раз каждой ногой).

Бег в среднем темпе. Ходьба.

Прыжки через скакалку. Вначале дети держат оба конца скакалки в одной руке и, вращая ее сбоку с ударом о землю, прыгают, стараясь сделать прыжок немного раньше удара скакалки о землю. Прыгать через скакалку, вращая ее вперед (4 - 5 мин)

Бег в среднем темпе. Ходьба.

Игра "Мы веселые ребята".

III часть. Медленный бег. Ходьба.

Занятие 2.

Программное содержание. Учить детей вести мяч ногами, перекатывать его друг другу.

Пособия. Мячи по количеству детей.

I часть. Ходьба с выполнением заданий для рук. Медленный бег. Дети бегут приставным, широким шагом. Ходьба.

II часть 1. Перебрасывание мяча друг другу с расстояния 2 м (способ снизу от груди двумя руками), стараясь мягко ловить мяч (4 - 5 мин).

2. Бег в среднем темпе. Ходьба.

3. Перекатывание мяча друг другу с расстояния 2 - 3 м. По очереди легкими касаниями ногой вести мяч с одной стороны площадки, до другой. (5 - 6 м).

4. Бег в среднем темпе. Ходьба.

5. Игра "Мышеловка".

III часть. Медленный бег. Ходьба.

Занятие 3.

Программное содержание. Учить детей играть в футбол; упражнять в прыжках с бревна, мягко приземляться на обе ноги.

Пособия. мячи.

I часть.1. Ходьба с выполнением различных движений для рук. Медленный бег. По одной стороне площадки дети бегут широким шагом, по другой - прыгают на одной ноге. Ходьба.

II часть.1. Перестроившись в 2 - 3 колонны перед гимнастической стенкой, дети один за другим влезают на до касания рукой перекладины на высоте 2 м (2 - 3 раза).

Бег в среднем темпе с преодолением препятствий. Ходьба.

Дети группами по 4 - 5 человек встают на бревно и спрыгивают, мягко приземляясь. Затем упражнение выполняет следующая группа. (5 - 6 раз).

Бег в среднем темпе. Ходьба.

Игра в футбол. На противоположных сторонах площадки устраиваются ворота (ширина 1 м). Дети образуют команды по 4 человека и играют в футбол. Через 3 мин. в игру вступают другие две команды. Нужно следить за тем, чтобы дети не толкались и не бегали все разом за мячом. Можно назначить вратарей. Защитников и нападающих. При повторении игры дети меняются местами.

III часть. Медленный бег. Ходьба.

2.5 Футбол на прогулке

Октябрь.

Первая неделя. Футбол. Перекатывать мяч друг другу правой и левой ногой (по 10-15 раз). Дети стоят по кругу, воспитатель - в центре круга - по очереди катит мяч детям. Каждый останавливает мяч ногой и посылает его обратно воспитателю.

Игра "Попади в кеглю". Дети стоят в двух колоннах на расстоянии 2 м от кеглей. По очереди они катят мяч ногой, стараясь попасть в кеглю.

Вторая неделя. Перекатывать мяч другу с расстояния 2 м правой и левой Ногой (по 10 - 15 раз). Легкими касаниями ног вести мяч ног вести мяч с одной стороны площадки другой (3-5 раз), чередуясь с партнером.

Игра " Попади в ворота". Дети распределяются в 2-3 колонны, и каждая встает на расстоянии 2 м от ворот (две кегли или кубики, поставленные в 80 cм друг от друга). По очереди дети катят мяч ногой, стараясь попасть в ворота. Выигрывает колонна, имеющая большое число попаданий.

Третья неделя. В парах с расстояния 2м передавать мяч правой и левой ногой (по 10 - 15 раз). Стоя в колоннах, один за другим вести мяч между кеглями, поставленными в ряд на расстоянии 1м, вернуться назад и передать мяч следующему.

Игра "Попади в кеглю".

Четвертая неделя. Ударять мяч о стену ногой с таким расчетом, чтобы он откатился обратно к ноге. Останавливать мяч ногой и вновь посылать его в стену (по 10 - 12 раз каждой ногой). По двум сторонам площадки поставить по 3 - 4 предмета. Дети ведут мяч по кругу, обводя предметы.

Упражнение "Попади в ворота".

Ноябрь.

Первая неделя. Футбол. Передавать мяч ногами друг другу с расстояния 2 - 2,5 м. Учить останавливать мяч, погашая его скорость уступающим движением ноги. Стоя напротив друг друга, обвести мяч вокруг партнера, вернуться на свое место и послать мяч точно в ноги товарищу.

"Не выпуская мяч из круга". Дети стоят в кругу. Воспитатель с мячом в центе. Он старается ногой выбить (выкатить) мяч из круга, дети отбивают его обратно в центр круга. Начале воспитатель посылает мяч детям в ноги, затем между детьми.

Вторая неделя. Посылать мяч ногой товарищу, тот останавливает мяч уступающим движением ноги. Обводить мяч между кеглями "змейкой".

"Попади в кеглю" (с расстояния 2,5-3 м).

Третья неделя. Отбивать мяч ногой от стены с расстояния 1 - 1,5 м (несколько раз подряд). Обводить мяч между кеглями.

"Не выпускай мяч из круга"

Четвертая неделя. Отбивать мяч от стены с расстояния 1 - 1,5м, несколько раз подряд. Обводить мяч "змейкой" между расставленными на площадке предметами (кегли, кубики).

"Попади в кеглю".

Март.

Первая неделя. Футбол. Передавать мяч друг другу ногами (правой, левой) с расстояния 2 - 2,5 м. Стоя в 2 - 3 колоннах, дети по очереди стараются попасть в ворота (ширина 80 см) с расстояния 2 - 2,5 м.

"Не выпускай мяч". Водящим может быть один из детей.

Вторая неделя. Передавать мяч друг другу ногами с расстояния 3 - 3,5 м. Каждая пара ставит предмет (кегля, кубик) дети расходятся от него на противоположные стороны на расстояние 2 м и по очереди ударяют по мячу, стараясь попасть в предмет.

"Обведи и передай". Дети стоят в 2-3 колоннах. Перед каждой в ряд ставят по 3 - 4 кегли. Дети по одному из колонны обводят мяч "змейкой" вокруг кеглей, не дойдя до своей колонны на

расстоянии 2 м (проведена черта), мягко передают мяч следующему играющему. Побеждает колонна, лучше выполнившая упражнение.

Третья неделя. Отбивать мяч от стены с расстояния 1,5 м. и несколько раз подряд. Дети стоят напротив друг друга на расстоянии 3 - 4 м. Между ними предмет (кегля, кубик), надо попасть мячом в предмет.

и несколько раз подряд. Дети стоят напротив друг друга на расстоянии 3 - 4 м. Между ними предмет (кегля, кубик), надо попасть мячом в предмет.

"Не выпускай мяч из круга".

Четвертая неделя. Передавать мяч друг другу, передвигаясь от одной стороны площадки до другой. Обратно дети возвращаются, взяв мяч в руки (4 - 5 раз). Продвигаясь с мячом по площадки, обводя его ногами между расставленными в ряд предметами (кегли, кубики).

"Веди и попади в ворота". Дети стоят в 2 - 3 колоннах. В 5 - 6 м. перед каждой колонной образуются ворота (ширина 80 см). В 2м от ворот проводится черта. Дети по очереди ведут мяч к воротам, дойдя до черты, бьют по мячу, стараясь попасть в ворота. Побеждает колонна, сумевшая забить большее число мячей.

Апрель.

Первая неделя. Передавать мяч друг другу, продвигаясь с одной стороны площадки до другой (4 - 5 раз). Дети образуют тройки и передают по кругу.

Игра в футбол. По сторонам площадки обозначаются предметами (кегли, кубики) ворота (ширина 80 см) Играют команды по три человека. Нельзя толкаться, задевать ноги играющих. Передавая мяч друг другу, стараются закатить мяч в ворота. Через 2 - 3 минуты на площадку выходят следующие тройки.

Вторая неделя. Передавать мяч в тройках по кругу. На площадке устанавливается двое ворот. Тройки соревнуются, кто больше забьет мячей в ворота с расстояния 2м. Каждый в тройке бьет по одному разу. Если мяч сбил предмет, ограничивающий ворота, то гол не засчитывается.

Игра в футбол (командами по три человека). Мяч, укатившийся за пределы площадки, вводится с боковой линии броском из-за головы двумя руками. Через 3 минуты на площадку выходят следующие тройки. Дети, не участвующие в игре, наблюдают за действиями играющих, слушают замечания воспитателя.

Третья неделя. Передавать мяч в тройках по кругу. Вести мяч "змейкой" между расставленными по площадки предметами.

Играть в футбол командами по три человека.

Четвертая неделя. Дети распределяются на команды по четыре человека. Передача мяча друг другу по кругу в четверках. Игра в футбол в командах по четыре человека.

Заключение

В ходе исследования аспектов про7блемы развития двигательной активности детей, мы пришли к выводу, что данная проблема приобретает все большее значение в наше время. Дети нашего поколения уделяют больше времени малоподвижному образу жизни. Медики и педагоги озабочены дальнейшим развитием детей. Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей путем использования разнообразных средств, направленных на совершенствование ловкости, быстроты, гибкости. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.

В данной работе был изучен теоретический материал.

В него входит:

история развития футбола;

правила игры в футбол;

указания по подбору оборудования;

представлены методические рекомендации.

Также в данной работе представлен и практический материал, который поможет осуществить теоретически полученные знания. В практической части были разработаны:

перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста футболу;

физкультурные занятия;

комплекс упражнения;

разнообразные игры которые помогут в овладении первоначальными навыками игры в футбол.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение детей элементарному футболу, способствует совершенствованию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1997

2. Алексеева Л.М. "Спортивные праздники и физкультурные досуги в ДОУ" М.: 2005

3. Авдеева П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста. Физическая культура. - 2005

4. Будинская В.Г., Васюкова В.И., Лескова Г.П. " Общеразвивающие упражнения в детском саду" М.: 1997

5. Бальсевич В.К. Теоретико-методологическое обоснование концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1997

6. Бутов С.Е. Соотношение средств общей физической подготовленности в направленном воспитании физических способностей у юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации: Дис... канд. пед. наук. / КГИФК.

7. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике. -М.: Пресс М., 2002

8. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Ст. возраст. - М.: Владос, 2000

9. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: НМЦентр, 1997.

10. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

11. Журнал "Дошкольное воспитание" 1998 г.

12. Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" М.: "Просвещение", 1997

13. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение"

14. Лагутин А.Б. "Физическое воспитание в ДОУ". Теория и практика физической культуры. 1997 № 7.

15. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: 2003.

16. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 2004

17. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2003

18. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение".

19. Пимонова Е.А. "Содержание методики физического воспитания детей 5 - 7 лет" 1998 г.

20. Понкратьев Е.И. "Педагогическая проблема физического воспитания детей дошкольного возраста". Теория и практика физической культуры 2000 № 11.

21. Пензулаева Л.И. "Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет". М.: Просвещение, 1998 г.

22. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. 2002

23. Рунова М.А. "Движение день за днем: Двигательная активность - источник здоровья детей: Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды: Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей" 2007

24. Рунова М.А. "Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет (с учетом уровня двигательной активности): Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры" М. "Просвящение" 2007

25. Степанкова Э.Я. "Подвижные игры, как средство гармоничного развития дошкольника". Дошкольное воспитание 1995г. № 12.

26. "Теория и практика физической культуры" Научно-теоретический журнал № 11 2006.

27. "Физическая подготовка" Сборник научных трудов 1998г.

28. Физическая культура в детском саду. Типовая программа. - М.: 1997.

29. Филиппова С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Журнал "Дошкольное воспитание". - 1999. - 12.

30. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2003.

31. Шебеко В.И. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебн. пособие для студентов средн. пед. уч. заведений / В.И. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

32. Шебеко В.И., Ермак А.А., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогич. учебн. завеедений. - 3-е изд, стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.

33. В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Карманова; под ред.В.Н. Шебеко. Физкульт-Ура!: Программа физического воспитания в детском саду / - Мн.: изд.В.М. Скакун, 1997

34. Яблонская С. В., Циклис С. А.: Физкультура и плавание в детском саду. 2005 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать