Развивающая учеба как средство активизации познавательных интересов учеников
p align="left">Проекты могут быть такими:

- „Я - лингвист” (работа со словарем, раскрыть содержание слов);

- „Я - художник” (сделать иллюстрации к цитате, цветные ассоциации);

- „Я - скульптор” (сделать скульптурные фигурки вещей-символов);

- „Я - переводчик” (отрывок произведения перевести на другой язык).

Ученики избирают один из них и занимают место в соответствующих группах. Кто-то будет генератором идей, другие станут исполнителями. Учитель помогает, объясняет, контролирует ситуацию. Учитывая задание профилированию школы, специфику изучения зарубежной литературы в классах разных профилей „Защита собственных проектов” как метод универсален. Учитель добирает задание в соответствии с профилем класса. Да, проводя урок за темой „Импрессионизм. Поль Верлен” в 10 классе художественно-эстетического профиля, можно предложить проекты: „Я - дизайнер” „Я - модельер” „Я - музыкант”.

В классах филологического профиля целесообразными являются проекты: „Я - поэт” „Я - режиссер” „Я - переводчик” „Я - литературовед”.

Следовательно, если учитель творчески подойдет к организации работы за методом „Защита собственных проектов” - предложит как универсальные, так и ситуативные проекты, четко составит инструкции для каждой группы с учетом вековых возможностей учеников, найдет нужные слова, чтобы подбодрить их, создать творческую атмосферу, ситуацию успеха - то следствием такой деятельности станет лучшее понимание ими художественного произведения, более свободным, неформальным построением собственных интерпретаций. А развитие творческих способностей это прибавит новых импульсов. Учебное проектирование не является принципиально новой технологией. Метод проектов или метод „проблем”, возник в 20-ые годы ХХ века в США. Джон Дьюи разработал идеи активизации целесообразной деятельности ученика в соотношении с его личными интересами именно в этих знаниях как принципов учебы.

Типы проектов:

1. Исследовательские - для них важны цель, структура, социальное направление, актуальность.

2. Творческие - ученики самостоятельно работают над созданием журнала путешествия вместе с любимым героем, над коллективным коллажом, видеофильмом, вечером, на заседании литературного клуба, читают свои стихотворения, готовят и презентуют сборники.

3. Игровые - это литературно-театральные представления, игровая имитация социальных и деловых отношений, обоснования разных сюжетных версий и ситуаций, в которых оказываются герои.

Например: деловая игра „Вы в эфире”. Ученики выполняют работу репортеров, редакторов, предоставляют интересную информацию в пресс-центр, а дикторы должны выступить в эфир сообщениям.

4. Информационные - поиск информации о биографии писателя, ведомости о разных редакциях произведения, составления карты путешествий литературных героев.

5. Прикладные - составление программ, словарей, проекта образования 2050 года, хроники жизни класса.

Участие в проекте предоставляет детям возможность осуществить свой выбор идей, норм, моделей поведения, ученики несут ответственность за этот выбор, работают в атмосфере сотрудничества, потому что успех каждого - это успех всех.

Проектная технология способна обнаружить и развить умение, азарт каждого ученика, учесть его нрав, способности, склонность к тем научным знаниям, которые ему больше всего интересные.

Метод проектов требует самостоятельной деятельности учеников для решения определенной творческой проблемы.

Цель творческих проектов:

Ш формировать интеллектуальные, специальные и общекультурные знания, умения учеников;

Ш стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;

Ш развивать логическое мышление;

Ш использовать наиболее полную информацию;

Ш развивать навыки самостоятельного планирования, самообразования, коммуникабельности.

Проектирование - это особенный тип интеллектуальной деятельности, отличной особенностью которой является перспективная ориентация исследования, которое имеет практическое направление.

Проектная деятельность на уроках зарубежной литературы обязывает детей:

- планировать свою работу, предусматривать возможные результаты;

- использовать много источников информации: литературные произведения, материалы прессы, исследования литературоведов;

- самостоятельно искать и накапливать материал;

- анализировать произведения разных эпох, сопоставлять разнообразные факты;

- аргументировать мысль;

- принимать собственные решения;

- создавать „конечный продукт” - материальные носители проектной деятельности (фильм, календарь, журнал, проспект, газета, сценарий передач и тому подобное).

Более привычными формами научной работы для учеников являются доклады, реферат. Однако проектная целесообразность - это совсем другая форма работы, а именно собственное исследование, где должен быть предложен свой вариант решения проблемы, и аргументирована оценка фактов.

5. Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы

Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильного ответа, а способность решать проблему. Интерактивная технология урока развивает критическое мышление учеников, их читательскую и языковую культуру, способности самостоятельного анализа, воспитывает толерантное отношение к другой мысли, уважение к национальным традициям, развивает культуру полемики и сам презентаций.

Значительно расширяются также познавательные возможности учеников. Используя интерактивные методы учебы, учитель активизирует их учебную деятельность, становится организатором ученического коллектива, консультантом дискуссии. Ученики должны возможность развивать коммуникативные умения и навыки.

Интерактивная учеба - это учеба в общении. Главная особенность его методики заключается в потому, что познавательный процесс происходит в совместной деятельности учителя и учеников.

Интерактивная учеба - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предварительно определенную цель, - создать комфортные условия для учебы, за которых каждый ученик чувствует свою успеваемость, интеллектуальную возможность. Организация интерактивной учебы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевих игр, общее решение проблем на основе анализа, обстоятельств и ситуаций. Во время такой учебы ученики учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные и взвешенные решения.

Вот некоторые интерактивные виды и формы работы, самые эффективные при изученные постмодернистских произведений.

Создание рекламы за прочитанным произведением. Этот вид работы развивает у школьников память, смекалку, внимательность, изобретательность, умение логично мыслить, комбинировать. Причем делается это ненав'язливе, в захватывающей форме.

Ученики разделены на микрогруппы, которые дома коллективно создают рекламный ролик за произведением, которое изучается. Они должны продумать мету, адресата, вид такого ролика.

А в классе каждая группа учеников демонстрирует свою рекламу, а другие анализируют ее за критериями:

-соответствие рекламы художественному тексту;

-максимум информации при минимальном количестве слов (жанр рекламного ролика предусматривает его краткость);

-аргументованность;

-доступность;

-оригинальность.

Анализируя рекламные проекты, ученики могут опять обратиться к тексту, будут учиться аргументировать свое виденье произведения, будут отстаивать собственное мнение, критически будут реагировать на замечание. И главное, все это будет происходить в непринужденной игровой форме.

Семинар. Это одна из самых распространенных интерактивных форм работы. Она способствует формированию в учеников навыков проработки научных источников, дает возможность оптимально учитывать их индивидуальные способности. Учитель предварительно должен сообщить тему, мету и задание, заказную литературу. Следует учесть, что подготовка к семинару может вызывать определенные трудности у учеников, поскольку требует поисковой работы, умения абстрагироваться, чтобы осмыслить признаки постмодернистского явления, найти их в произведении и сформировать личностное впечатление, дойти до его логической интерпретации.

Тематические аттестации в форме собеседований и зачетов. До зачета ученики готовят небольшие доклады (мини-лекции на вопросы, которые предлагаются на аттестацию). Все ученики в классе распределяются на критиков или содокладчиков. Докладчик вступает в дискуссию с критикой, аргументирует свое мнение. Роль конформиста лучше исполнить учителю. Он должен остаться "нейтральным". На таком уроке выступает большое количество учеников, учитель не только в интерактивной форме выясняет уровень усвоения ими определенной темы, но и работает над усовершенствованием их устной монологической и диалогической речи.

Заседание пресс-клуба.

Заблаговременно объявляется тема урока, творческой группе учеников предлагаются разные задания: взять на себя выполнение ролей писателя, его современников, литературного критика, читателей и обязательно эксперта. Стоит позаботиться и о внешних изменениях в классе: парты располагаются буквой "П". Роль ведущего исполняет учитель. При девизах клуба может служить высказывание французского философа Вольтера: "Ваша мысль мне глубоко враждебная, но за ваше право ее выразить я готов пожертвовать своей жизнью".

Правила ведение заседания пресс-клуба:

-выражать разные, но противоположные, временами совсем странные мысли по проблеме, которая обсуждается;

-можно спорить, не соглашаться с общепринятым виденьем;

-критически относиться к себе. Запрещается:

-выражаться оскорбительно о ком-либо;

-во время обсуждения переходить на личность оппонента;

-перерывать собеседника;

-при отсутствии аргументации направлять разговор в другую сторону;

-использовать обидчивые преувеличения.

"Мозговая атака".

Этот вид диалога активизирует творческие способности учеников. "Мозговая атака" предусматривает такие этапы работы:

-объявления темы и заданий уроку;

-создание малых групп (5 - 6 лиц за собственным выбором);

-создание проблемной ситуации;

-выдвижение в малых группах разнообразных идей;

-систематизация идей в группах;

-критическое обсуждение этих идей;

-формулировка выводов относительно решения данной проблемной ситуации.

Во время проведения "мозговой атаки" учитель может выяснить уровень усвоения школьниками определенной темы, а также предложить новый аспект ее решения.

Дискуссия. Школьные дискуссии условно разделяют на такие виды: дискуссия-имитация; дискуссия-обобщение; дискуссия - поиск истины; дискуссия-размышление; дискуссия-доказательство.

Да, проблема, которая рассматривается во время дискуссии-размышления, имеет несколько путей решения и дает возможность сформулировать разные варианты выводов, которые основываются на субъективных позициях учеников.

В результате дискуссии-доказательства обосновывается и практически проверяется окончательная истина, определенная сумма знаний.

В основе дискуссии-обобщения лежит проблема, выяснение которой помогает обобщить, систематизировать знание учеников.

А в процессе дискуссии-имитации моделируются фрагменты научных дискуссий, например, защита ученических докладов на заседаниях Наваждение.

Решающей является роль учителя во время дискуссии-поиска истины. Успех ее зависит от умения педагога вызывать учеников на полемику, поставить такие вопросы и задания, которые бы вели к самостоятельному поиску истины, обеспечивали поддержку всем участникам дискуссии.

Следовательно, интерактивные виды и формы работ активизируют умственную деятельность учеников, способствуют заинтересованности предметом, развивают логику и критическое мышление. А без этих качеств тему "Постмодернизм" не постичь.

6. Формирование в учеников критически мыслить

Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами.

Потек информации в наши сутки невозможно овладеть эрудированному человеку. Поэтому задание школы заключается не в передаче этой информации (знаний) своим воспитанникам, а в формировании умений и навыков получить эту информацию, самостоятельно овладевать ею, критически осмысливать. Знание - это не раз и навсегда дано, а то, которое подлежит постоянному обновлению, углублению и совершенствованию. Вот почему учитель должен учить добывать их не путем накопления, составления в коморку, а - восприятия, критического мышления.

Такие знания содействуют развитию и самореализации личности. А представление их в значительной мере решается через внедрение инновационных технологий, в частности чтения и письма для развития критического мышления (ЧПКМ). Убедилась, что формы и методы работы по отмеченной технологии направлены на формирование в учеников таких черт, как способность самостоятельно добывать необходимые знания, умело применять их на практике и тому подобное. Технология ЧПКМ помогает ученику упорядочивать потек информации, добирать из изученного материала главное, которое способствует его лучшему восприятию и усвоению, Использование этой технологии создает на уроке атмосферу поиска, творчества и сотрудничества, разнообразит работу, обеспечивает углубление в литературное произведение, эффективное общение с писателем и его героями. Уроки за методикой ЧПКМ далеки от авторитарности. Это своеобразный диалог, где учитель и ученики создают единственный ансамбль, в котором каждая сторона заинтересована в поиске истины. Но не следует забывать, что ведущая роль в данном случае все же принадлежит учителю. Он добирает необходимый дидактичный материал, определяет приемы его овладения и т.п. В частности, с помощью анкетирования следует узнать, как восприняли ученики программное произведение. Это поможет сориентироваться в содержании и объему материала, который изучается, формах и средствах его овладения.

Формировать умение критически мыслить следует практиковать уже из 5 класса. Но отмечу, нет какой-то одной методики, руководствуясь которой, можно было бы научить критическому мышлению. Главное - на каждом уроке учить учеников анализировать информацию, ставить ее под сомнение, адаптировать к определенным условиям, принимать или отбрасывать. Как практически прививать критический подход к овладению материала уроков?

Например, 5 класс. Г. К. Андерсен. "Снежная королева".

И этап урока. Мотивация.

Задание (взято из контекста урока РСР. Перевод произведения от имени героя"). Путем гронирования с помощью определенных знаков-символов определить роль людей, зверел и птиц, которых встречала Герда во время поисков Кая:

Ш помощь

Ш препятствование

Ш из определенных причин нейтральная позиция.

II этап урока

Задание. Выразить свое отношение к персонажам произведения. Прием, уже освоенный учениками, осложняется учителем. В результате совместной активной работы создается схема:

Принц и принцесса

Семейство ворона Маленькая разбойница

Волшебница Олень

Кай Лапландка

Финка

ІІІ этап урока. Обобщение.

Задание. Выразить свое отношение к героине, использовав прием сенкон:

1.Герда.

2.Мужественная, отданная.

3.Любит, ищет, побеждает.

4.Девушка спасает названного брата.

5.Героиня.

IV этап урока. Домашнее задание.

Дать развернутый рассказ на тему "От Герди-девочки к Герди-девушке" за упорядоченным планом.

Задание за стратегией ЧПКМ: "Нарушена последовательность". Расставить в определенном порядке пункты плана:

Девушка, взрослая внешне, - дитина сердцем.

Место Герди в сказке Г. К. Андерсена "Снежная королева".

Мое отношение к Герди.

Путь Герди от девочки к девушке:

а) любляча и скромная подруга Кая;

6) терпеливая, мужественная, способная к самопожертвованию путешественница.

Именно вот такое обращение к методике критического мышления дает возможность учить детей применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях на разных этапах урока. А пересказывая литературное произведение от имени его персонажа (основная цель урока), ученики работают индивидуально, в парах, в группах, учатся вместе анализировать задание, приходят в процессе работы к пониманию. Этому способствует и использование технологии критического письма: отбор материала, который отвечает их заданию: "Как повлияли встреча с героями произведения на Герду".

В сознании учеников 7 -11 классов уже караулят вопрос: "Что эта информация означает для меня?", "Как это знание соотносится с тем, что я знаю?", "Как я отношусь к нему?". Работа учеников этих классов становится самостоятельнее. Получив опережающие индивидуальные и групповые задания, они прорабатывают заказную литературу и добирают нужные им данные.

Применив технологию ЧПКМ, прием кубирования, ученики достаточно эффективно могут рассмотреть, скажем, жанр причудливого барокко во всех его проявлениях, обратившись при этом к другим видам искусства, привлекши сведения из других предметов.

"Учиться мыслить критически ежедневно!" - это наш девиз, мой и моих воспитанников. Основа этой работы - умение критически читать. Текст всегда должен быть осмысленным. Этому способствуют фрагментируемое чтение и паузы, заполненные такими вопросами:

- Что вы почувствовали, читая?

- Что представили во время чтения?

- Есть ли что-то позитивное в том, о чем рассказывается в произведении? Негативное? Почему вы так думаете?

- Где происходит изменение в ходу событий?

- Как вы думаете, что случится дальше?

- Закончится ли произведение так, как вы ожидаете?

- Что бы вы сделали на месте героев?! почему именно так?

Произведение при этом не пересказывается буквально. Ученики, обращаясь друг к другу, выражают свои мнения, иногда спорят. Учитель только корректирует и направляет их мысль.

Во время учебы целесообразно использовать и разнообразные формы критического письма. Они дают возможность ученикам выкладывать свои рассуждения относительно прочитанного, аргументировать свои взгляды, искать решения проблем. Письменное произведение следует строить в первую очередь как мнимый разговор с кем-то, добирая, учитывая это и тональность, и лексику, и стилистику: автор - ученик, объект - содержание произведения, мнимая аудитория - читатель. Эффективный результат дают несколько тем, тогда каждый ученик масс возможность избрать собственную.

Стоит завести тетрадь для самостоятельных работ. Когда ученик определен, что пишет для себя, то он хочет запомнить обучаемый материал, постичь его, а это чрезвычайно стимулирует критическое мышление. По большей части происходит свободный поток мыслей, пишется своеобразное эссе. К тому же каждый убежден, что его мысль будет способствовать решению нарушенной проблемы. Ведь она всегда обсуждается, иногда, за просьбой, анонимно. Такая работа содействует не только развитию вещание учеников, но и формированию их мировоззрения, умению отстаивать свою позицию.

Важно так построить урок, чтобы класс все время что-то обдумывал, анализировал, сопоставлял и тому подобное. Работая над его структурой, следует предусматривать, на каком этапе занятия целесообразно применять технологию критического мышления, и предварительно подготовиться к нему. Это значит, что учитель должен дать ученику задания для предыдущей подготовки (прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные упражнения); отобрать для урока такие интерактивные приемы, которые послугують для учеников "ключом" для усвоения темы и т.п. В любом случае не следует прибегать к применению интерактивных технологий необдуманно, впопыхах.

Следует приучать школьников свободно рассуждать. Для этого важно создать в классе соответствующую атмосферу. Помним, учитель имеет право, просто обязанный излучать позитивную энергетику. Только в таком случае его ожидает успех. Доброжелательная атмосфера, которая оказывается в поддержке или опровержении суждений учеников, побуждает каждого из них к активнейшему, самому полному и самому широкому думанью. На творение такой атмосферы плодотворно "работают" ролевые игры, творческие задания и др. Перевоплощаясь в другие обиды, ученики воспринимают мир не одномерное, не однозначно. Поведение их становится гибче, ко всему они начинают относиться с юмором.

Учитель должен научиться принимать разнообразные, временами противоположные мысли и суждения, обеспечить без-ризикове среду, лишенную насмешек, осуждения.

Одним из самых действенных средств создания такой среды есть групповая учеба. Именно диалог с целью поиска эффективного решения какой-то проблемы сплачивает учеников, воспитывает "ощущение локтя", сотрудничества.

Да, изучая биографию Ш. Бодлера, можно использовать прием "углы". Во время работы на уроке ученики, представляя обвинение и защиту, выражают свои суждения, соглашаются или возражают друг другу. Как следствие, творчество Бодлера появляется во всей своей многогранности, неоднозначности.

Методисты отмечают, что самой оптимальной является такая учеба, когда используется целый репертуар стратегий мышления. Потому я не акцентирую на какой-то одной стратегии, а пытаюсь разнообразить их, совмещать.

Практически на каждом уроке, где применяется технология ЧПКМ, обязательно происходит работа в парах или группах. Ни один ученик не может быть (он лишен организационно такой возможности) пассивным, ведь ему нужно отчитаться о выполненной им работе - или это устный ответ, тестирование ли, письменная творческая работа ли.

Группы или пары - динамические, переменные, в соответствии с поставленными заданиями. То есть работа проводится под контролем учителя, независимо от формы вмешательства.

Ученики, объединенные определенной целью, сами определяют лидера, который защищает результат их труда. Лидерство обязывает ученика, которому доверили одноклассники, быть собранным, ответственным.

Часто, получив список нужных "ролей" на уроке (в частности во время использования приема "литературные круги"), ученики сами образуют группы, учитывая свои возможности и интересы. Учителю не стоит корректировать такие группировки или пары. Ведь само оценивание основывается на самоопределении и содействует развитию способностей школьников, создает красивое самочувствие на уроке. А это, в свою очередь, повышает уровень их критического мышления. Особенно такие формы работы практикуются на тех занятиях, где используются игровые элементы. Такие уроки - благодатная среда, где ученики проявляют свой интеллект, художественные таланты, склонности к определенным занятиям.

Групповая учеба способствует лучшему усвоению материала. Ученики заинтересованы в результате мисленной деятельности. Они сидят рядом и обсуждают информацию, понимая, что нужные друг другу в исполнении задания. Такой труд улучшает их отношения. Чтобы прийти к конечной цели, ученики учатся проявлять терпимость, взаимопомощь, независимо от пола, способностей, социального статуса или каких-то физических изъянов. Ведь они связаны друг с другом в такой мере, что один не может быть успешным, если не будут успешными все.

Большие возможности у таких приемов технологии ЧПКМ, как "титаник", "карусель", "корзина", "круги Вена", "дискуссионная сетка Алверманна" и др. Они дают возможность каждому ученику реализовать свой интеллектуальный потенциал, а учителю оценить его работу.

Вот урок "Трагизм женщины, которая дерзнула любить" (за романом Л. Толстого "Анна Каренина"). Раскрыть его тему помогает дискуссия. Прием "дискуссионная сетка Алверманна" подводит к выяснению таких вопросов: "Должен ли Каренин в трагедии Анни?", "Сделал ли счастливой Анну Вронский?" Ученики в постоянном поиске: "Какая же она, Анна?", "Смог ли бы я, будучи героем роману, изменить перебежал событий?" Такие конкретные вопросы нуждаются и в конкретных ответах, вынуждают учеников избегать упрощенных решений: "Так - нет". Развивается их мышление креатора, монологическая речь, моральные ценности.

Прием "корзина" дает возможность использовать приобретенный цивилизацией духовный опыт (в частности, высказывания о любви) через призму собственного миропонимания. Например:

1. В мельницу - бросаем афоризм, который развлекал.

2. В мусорник - неправильные, по нашему мнению, поступки героев.

3. В чемодан - почему учились, что возьмем в жизнь.

Прием "круга Вена" даст возможность в процессе компаративного анализа расширить виденье судьбы женщины в обществе и выразить свои рассуждения по поводу этого.

Задания, которые стоят сегодня перед школой, невозможно решить без обновления методов учебы, без разработки новых, производительных учебных технологий, к которым принадлежит и ЧПКМ. ее приемы, как видим, активизируют умственную деятельность учеников, вызывают эмоциональное отношение к предмету, стимулируют увлечение им. Следовательно, они как никогда актуальные, потому что направленные на подготовку таких граждан, которые смогут принимать участие на высоком интеллектуальном уровне в решении проблем, которые появляются перед нашим обществом.

Литература

1. Педагогические инновации в современной школе. - К. Образование, 1984р.

2. Степанишин Б.И. Литература - учитель - ученик. Пособие для учителя, - К., Образование, 1993р.

3. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. За общ. Ред. О.М. Пехоти - К. А.С.К., 2001р. с. 256

4. Пометун О., Пироженко Л. Интерактивные технологии учебы: теория, практика, опыт. - К. А.С.К., 2004р. с. 192.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Г. Просвещение, 1996

6. Матвиєнко П.І. Ориентир на образовательные технологии. Педагогические технологии: Опыт. Практика. Справочник. - Полтава, ПО - ИПОППО, 1999р.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПБ, 2001. с. 533

8. Анна Столяренко, Ольга Демьяненко „Проектные технологии на уроках литературы”. - Школьный мир №45

9. Л.Иохова. „Особенности проведение урока литературы на этапе пропедевтики учебы”. „Зарубежная литература”, Школьный мир - 2005р.

10. Исаева О. Зарубежная литература. 7 класс - К. Ленвит., 2002р.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать