Развивающее чтение как средство развития самооценивания младших школьников на уроках чтения

Развивающее чтение как средство развития самооценивания младших школьников на уроках чтения

2

Введение

В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности [10 c. 266]. Решение данной актуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности.

В частности В.С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [15 с. 345].

Самооценка, являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [15 с. 286].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальных умений и мышления у учащихся на уроках.

По мнению В.С. Кукушина; именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторон современного образования - слабость обратных связей в обучении [9 c. 339]. Постоянно акцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умения самооценивания, которое образуют ядро личности.

Однако, как свидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин, А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин, приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельности учителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся.

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающее чтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса на уроках чтения» актуальна.

Противоречие между большой значимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности у учащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определило проблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младших школьников?

Объект исследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.

Предмет исследования: приемы развивающего чтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках литературы.

Контингент: учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский.

Цель данного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения.

3. Изучить практический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школе.

Общей методологической основой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина), идеи, сформулированные в частных методиках.

Методы: наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей, изучение литературы по теме исследования, составление библиографии.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений.

1. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения

1.1 Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста

Самооценка - элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успеху и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность [1 с. 235].

В психологии существует система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку - система «Я - концепция». «Я-концепция» - важный структурный компонент личности. Это образ собственного «я» включающий компоненты:

1. Когнитивный (образ своих качеств, способностей внешности, социальной значимости);

2. Эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость);

3. Оценочно - волевой (стремление повысить самооценку завоевать уважение, самоутвердится в своей профессии) [5 c. 171].

И.В. Дубровина в своих работах отмечет: «В понятии самооценка на первый план выходит оценочный компонент» [4 c. 290].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника.

Во-первых, являясь «критерием соответствия его поведения требования окружающих», она указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение и его отношение к самому себе как субъекту поведения.

Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человек[23].

Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. В.С. Мухина в своих работах писала: «Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношении человека к миру» [10 с. 299]. В структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Понятие самооценки тесно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.

Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим членам. От того, как окружающие относится к ребёнку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в деятельность коллектива. Л.Ю. Фомина считает: «Самооценка формируется, под влиянием результатов учебной деятельности» [17 c. 99]. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Оценка взрослых и родителей определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении с взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками, наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка. Различается оценка деятельности и оценка личности. Л.Ю. Фомина считает: «Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом, младшие школьники ещё слабо дифференцируют эти понятия, негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты - плохой» [17 с. 99].

Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания, по мнению А.В. Захаровой [17 с. 99]. Школьная жизнь требует от ребёнка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребёнка ко многому в его повседневной жизни.

В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрываются в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношении школьников к педагогической оценке, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Даже отрицательная оценка (заслуженная) оценка более полезна для самооценки чем «неопределенная оценка» [25]. Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношения к нему. В его жизни возникают новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счёта. Большое влияние на него оказывает учитель, который даёт знания. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место.

Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремление к успеху. Важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём. Он укрепляет и поднимает и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Л.Ю. Фомина отмечает: «Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика» [17 с. 100].

Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей, младший школьник оценивает себя - в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны - часто бывает и наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребёнка, чем о действительном положении дел. Новая роль ребёнка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.

У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах - праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление школьника проявить своё новое положение среди людей, осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений и других (учителей сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.

В школе ребёнок встречается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми - это путь к формированию у них общественной направленности личности. С возрастом ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки. М.И. Дьяченко считает: «Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи» [5 с. 364].

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как относится к достижениям других. На протяжении школьного обучения, уже в начальных классах, смысл отметки для ребёнка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, требованиями, которые сам школьник себе предъявляет. Отношение ребёнка к оценке его достижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.

В.С. Мухина отмечает: «Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребёнком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности» [10 с. 102]. Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: «на первом дети, оценивания себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности» [24].

Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития. Формирование у ребёнка определённого круга ценностей происходит не только в школе. Ребёнок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение. Часть оценок переносится ребёнком на самого себя - это оценки поведения и качеств личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Уровнем притязаний называют уровень образа «Я» проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой» [8 с. 234]. Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо.

Л.Ю. Фомина отмечает: «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная, устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя» [17 с. 100]. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.

Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка - позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [8 с. 364].

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. [17 с. 100]. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. На становлении самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок этого заслуживает. В.С. Мухина отмечает: «Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям» [10 с. 291].

Отношение ребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвёртому.

Неадекватная самооценка - (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально - волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию, как считает Г.А. Цукерман [17с100]. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенд6енцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать