Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
p align="left">На сегодняшний день все причины легкой дисфункции мозга можно объединить в следующие группы - это:

1) пренатальные - заболевание краснухой во время беременности, прием некоторых медикаментов, например, талодомида;

2) перинатальные - родовая травма,

3) постнатальные - отравления, энцефалиты, менингиты, отравление угарным газом, болезни сердца;

4) генетические;

5) биохимические нарушения в организме;

6) нарушение созревания центральной нервной системы [29].

Важны также социальные факторы, от которых зависит как отношение окружающих к больным синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, так и выявляемость этого заболевания [18].

Отделить биологические факторы риска синдрома нарушения внимания с гиперактивностью от семейных и социальных зачастую невозможно. Если в семье часты конфликты, то это отнюдь не дает основание исключить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, объясняя особенности ребенка "семейной обстановкой". Наоборот, частые семейные ссоры должны еще больше насторожить в отношении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью: как уже говорилось, в силу наследственной предрасположенности у родителей больных тоже нередко можно выявить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, а также алкоголизм и асоциальную психопатию; все это и может быть причиной конфликтов. С другой стороны, хотя тяжелая семейная обстановка сама по себе не вызывает синдром нарушения внимания с гиперактивностью, она, безусловно, резко сказывается на психике ребенка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз невозможно до тех пор, пока такая обстановка сохраняется.

Выделяют причины патологических характеров - это:

1) Наследственная предрасположенность в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы.

2) Неблагоприятные факторы психологического и социального характера: неправильное воспитание, жестокость родителей, ошибки педагогов, сильные эмоциональные потрясения.

3) Воздействие на организм ребенка различных вредностей в период внутриутробного и раннего развития: тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговая инфекция, длительные истощающие соматические заболевания и т.д. [24].

Таким образом, гиперактивность - это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Она возникает по причинам генетических, пренатальных и социальных факторов. Чисто психогенное истолкование данного нарушения уступает другому: причина носит физиологический характер и кроется в функциональном нарушении обменных процессов мозга.

1.2 Содержание понятия "самоконтроль поведения"

Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний [37].

Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция" [19]. Например, самоконтроль имеет место, если раньше курили, а теперь нет, или если слишком много ели в прошлом, а теперь установили для себя более умеренную и разумную диету. При самоконтроле желаемая реакция (некурение, умеренное питание) часто сопровождается непосредственно неприятными, но, в конечном итоге, желаемыми последствиями, а альтернативные реакции (курение, чрезмерное питание) дают приятные, но в конечном итоге аверсивные (от англ. aversion -- отвращение) результаты.

Я. И. Цуриковский одним из первых приступил к изучению проблемы самоконтроля поведения. Он вводит в рассмотрение 4 фазы контрольного процесса: 1)исходную - толчковую, 2) начальную - созидательную, 3)центральную - отменяющую, 4) завершающую - преобразующую. "Толкателем" личности к контрольном действию является необходимость консультации психической деятельности практики в отношении ее адекватности. Начально-созидательная фаза контрольного акта заключается в сопоставлении отражаемого и преобразуемого с практикой. Затем следует центрально-отменяющая фаза, на которой совершается объективная констатация, т.е. утверждение в контролируемых сопоставлениях либо несоответствия отражаемого и преобразуемого на практике, либо отсутствия неадекватности между ними. Я. И. Цуриковский признает, что контрольный акт не всегда должен заканчиваться коррекцией и может ограничиваться только констатацией. Но все же "контрольные процессы следует рассматривать как отрицающие психические процессы, поскольку посредством именно этих процессов личность под воздействием практики (в широком ее смысле) отменяет в психической деятельности неадекватные (т. е. не оправдывающиеся практикой) акты" [33]. И в другом месте: "...контрольность как завершающее последействие психической деятельности человека постоянно подвергает отрицанию, отмене и исправлению все психические процессы, в том числе мыслительные, несоответствующие объективной реальности". Из приведенного можно заключить, что Я. И. Цуриковский все-таки настаивает на придании самоконтролю императивной функции.

Касаясь теоретических вопросов самовоспитания, А. Я. Арет говорит о самоконтроле как о способности человека следить за собой, проверять себя, отдавать себе отчет в своем поведении и деятельности, квалифицируя их на основе принятых критериев [17]. В контексте проблемы самовоспитания на вопросах самоконтроля останавливается и Л. И. Рувинский. Он ограничивает функцию самоконтроля установлением отклонения реализованной программы от заданной и внесением соответствующих корректив в план деятельности. Иными словами, корректирование плана деятельности происходит в результате установления отклонения реализованного плана от заданного, т. е. самоконтроль способствует реализации и уточнению уже существующего плана, но, вместе с тем, он не подменяет собой собственно процесс планирования, который протекает в соответствии с целями и мотивами личности. По мнению автора, самоконтроль является лишь функцией саморегуляции и нет оснований отождествлять их между собой. Его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей [32].

С социальным уровнем связано изучение человека, включенного в систему общественных отношений как участника различных социальных групп и коллективов. С этим же уровнем связано проявление одного из самых сложных видов самоконтроля - социального. Процесс общения людей друг с другом, их поведение в обществе немыслимы без актуализации механизма социального самоконтроля, с помощью которого человек осознанно контролирует свои отношения, свое поведение в соответствии с усвоенной им системой социальных эталонов [31]. Роль этих эталонов выполняют социальные нормы (нравственные этические, правовые), или образцы поведения, указывающие на определенную направленность общественного поведения подростков и способствующие организованности и стабильности общества [32]. Как отмечает Т. Шибутани, в человеческом обществе каждый участник постоянно контролирует свое поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции других людей. Сформированность социального самоконтроля проявляется в умении человека как бы посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих его людей, с тем чтобы проверить с их точки зрения все, что он намеревается совершить.

Уточнив наши представления о сущности самоконтроля и его возможных видах функционирования, перейдем к обоснованию тезиса о представленности самоконтроля во всех формах психических явлений и попытаемся при этом рассмотреть особенности его реализации в них, насколько это возможно сделать, имея в виду результаты соответствующих исследований.

Повышение эффективности самоконтроля Т. А. Фалькович видит в следующем: максимально четком формулировании целей, способов и последовательности выполнения заданий; выполнении учениками специальных упражнений, направленных на выработку навыков контрольно-измерительных действий и приемов регуляции своих действий на основе результатов самоконтроля; специальной разработке методических приемов, определяющих успешный переход обучающихся от простых упражнений к сложным комплексным заданиям [5].

Л. В. Долинская выделяет три уровня развития самоконтроля поведения у подростков: высокий, средний и низкий, различающиеся глубиной осознания подростками необходимости самоконтроля поведения и степенью овладения способами его реализации [13]. Наиболее значимыми факторами, от которых зависят самоконтроль за собственным поведением у подростков, являются мотивы, направленные на достижение успехов в учебе; обеспечение эмоционального благополучия; коллективистские мотивы и мотивы, связанные с удовлетворением стремления к взрослости и самостоятельности. Автор обращает внимание на то, что уровень самоконтроля поведения повышается в условиях взаимоконтроля, то есть когда подростки получают от учителя разрешение на частичный контроль за учебной деятельностью и поведением других учеников.

С социально-когнитивной точки зрения, самоконтроль не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или только внешних сил. Он проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека с окружением. Существует пять основных ступеней, которые могут быть особенно полезны в формировании самоконтроля[33].

В него включены определение формы поведения, на которое надо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы для увеличения или уменьшения частоты желаемого поведения, выполнение и оценку программы, а также завершения программы.

1. Определение формы поведения. Начальная ступень самоконтроля -- определение точной формы поведения, которое требуется изменить. К сожалению, этот решающий шаг бывает много сложнее, чем можно подумать. Многие из нас стремятся представить наши проблемы в терминах неопределенных негативных личностных особенностей и требуется немало усилий, чтобы ясно описать специфическое открытое поведение, которое заставляет нас думать, что у нас эти особенности есть. Для того, чтобы подойти к проблеме, нужно перевести неопределенные высказывания о личностных особенностях в точные описания специфических реакций, которые иллюстрируют эти особенности. Это и составляет специфическое поведение, над которыми человек может работать по составленной программе самоконтроля.

2. Сбор основных данных. Второй шаг самоконтроля -- сбор основной информации о факторах, воздействующих на поведения, которое нужно изменить. Фактически мы должны стать чем-то вроде ученого, не только отмечающего собственные реакции, но также регистрирующего частоту их появления с целью обратном связи и оценки. Итак, подросток, который пытается меньше курить, может подсчитывать число сигарет, выкуренных в день или в течение определенного отрезка времени. Также подосток, пытающийся похудеть, систематически заполняет таблицу с результатами ежедневного взвешивания в течение нескольких месяцев. Как видно из этих примеров, сбор точных данных о поведении, которое требуется изменить совсем не похож на глобальное самопонимание, акцептируемое в других терапевтических методиках. Это относится и к установке З. Фрейда о проникновении в бессознательные процессы, и к постулируемой в йоге и дзен необходимости концентрации внимания на внутреннем опыте. Логическое обоснование, лежащее в основе этого шага самоконтроля, заключается в том, что человек должен сначала четко определить повторяемость специфического поведения (в том числе ключевые раздражители, выявляющие его последствия), прежде чем он сможет успешно изменить его.

3. Разработка программы самоконтроля. Следующим шагом по изменению своего поведения является разработка программы, которая изменит повторяемость специфического поведения. Изменение частоты повторяемости этого поведения можно достичь несколькими путями. В основном это самоподкрепление, самонаказание и планирование окружения.

а) Самоподкрепление. Если подростки хотят изменить свое поведение, они должны постоянно поощрять себя за то, что поступают желаемым образом. Хотя основная стратегия довольно проста, есть некоторые соображения по разработке программы самоподкрепления. Во-первых, так как поведение контролируется его последствиями, оно обязывает человека организовать эти последствия заранее, чтобы воздействовать на поведение желаемым образом. Во-вторых, если в программе самоконтроля самоподкрепление является предпочтительной стратегией, необходимо выбрать подкрепляющий стимул, который реально доступен человеку. Например, в программе, разработанной для того, чтобы улучшить процесс обучения, подросток мог бы слушать любимые аудиозаписи вечером, если днем он занимался четыре часа. В результате, возможно, его отметки также улучшатся -- что станет более открытым позитивным поощрением! Подобно этому, в программе, нацеленной на увеличение физической нагрузки, человек мог бы тратить 20 долларов на одежду (саморегулируемый подкрепляющий стимул), если он ходил по 10 километров в течение недели (контролируемое поведение).

б) Самонаказание. Для того, чтобы уменьшить повторяемость нежелательного поведения, можно также выбрать стратегию самонаказания. Однако существенный недостаток наказания состоит в том, что многие считают трудным постоянно наказывать себя, если им не удается добиться желаемого поведения. Чтобы справиться с этим рекомендуем помнить два руководящих указания. Во-первых, если проблемой являются навыки обучения, курение, чрезмерное питание, пьянство, застенчивость или еще что-то, лучше использовать наказание вместе с позитивным самоподкреплением. Сочетание аверсивных и приятных саморегулируемых последствий поможет выполнению программы изменения поведения. Во-вторых, лучше использовать относительно мягкое наказание -- это повысит вероятность того, что оно действительно будет саморегулируемым.

в) Планирование окружения. Для того чтобы нежелательные реакции встречались реже, надо изменить окружение так, чтобы либо изменились стимулы, предшествующие реакции, либо последствия этих реакций. Чтобы избежать искушения, человек может уклониться от искушающих ситуаций, во-первых, или, во-вторых, наказать себя за то, что поддался им [33].

Знакомая всем ситуация, когда тучные подростки пытаются ограничить питание, служит прекрасным примером. С точки зрения социально-когнитивной теории, чрезмерное питание является не чем иным, как вредной привычкой -- это прием пищи без физиологической потребности в ответ на ключевой раздражитель окружения, который поддерживается немедленными приятными последствиями. При помощи тщательного самоконтроля, однако, можно определить ключевые стимулы чрезмерного питания (например, поглощение пива и жевание соленых крекеров во время просмотра телепередач или повышенный аппетит при эмоциональном расстройстве). Если эти ключевые раздражители точно установлены, становится возможным отделить от них реакцию приема пищи. Так, подросток может пить воду или ничего не есть и не пить, когда смотрит телевизор, или развивать альтернативные реакции на эмоциональное напряжение (например, мышечная релаксация или медитация).

4. Выполнение и оценка программы самоконтроля. После того как разработана программа самомодификации, следующий логический шаг -- выполнить ее и приспособиться к тому, что кажется необходимым. Для успеха этой программы необходима постоянная бдительность во время промежуточного периода, чтобы не возвратиться вновь к старым нежелательным формам поведения. Хорошим средством контроля является договор с самим собой -- письменное соглашение с обещанием придерживаться желаемого поведения и использовать соответствующие поощрения и наказания. Условия такого договора должны быть ясными, последовательными, позитивными и честными. Также необходимо периодически пересматривать условия договора, чтобы удостовериться в их разумности: многие сначала устанавливают нереалистично высокие цели, что часто приводит к излишним затруднениям и пренебрежению программой самоконтроля. Чтобы сделать программу максимально успешной, в ней должен участвовать, по крайней мере, еще один человек (супруга, друг). Оказывается, это заставляет людей более серьезно относиться к программе. Также и последствия должны быть детально определены в договоре в терминах поощрений и наказаний. И наконец, поощрения и наказания должны быть немедленными, систематическими и иметь место фактически -- не оставаться просто устными обещаниями или высказываемыми намерениями.

Отмечают несколько наиболее общих ошибок в выполнении программы самоконтроля. Это ситуации, когда человек а) пытается выполнить слишком много, слишком быстро, установив нереальные цели; б) позволяет длительную отсрочку поощрения соответствующего поведения и в) устанавливает слабые поощрения. Соответственно, эти программы оказываются недостаточно успешными [33].

5. Завершение программы самоконтроля. Последний шаг в процессе разработки программы самоконтроля -- уточнение условий, при которых она считается завершенной. Другими словами, человек должен точно и обстоятельно определить конечные цели -- регулярное выполнение физических упражнений, достижение установленного веса или прекращение курения в предусмотренный промежуток времени. Вообще говоря, полезно завершать программу самоконтроля, постепенно снижая частоту поощрений за желаемое поведение [1].

Успешно выполненная программа может просто исчезнуть сама по себе или с минимальными сознательными усилиями со стороны человека. Иногда человек может сам решить, когда и как закончить ее.

Таким образом, содержание понятия "самоконтроль поведения", в конечном итоге, ставит цель формирование новых улучшенных форм поведения, которые сохраняются навсегда -- например, таких навыков как успешно работать, не курить, регулярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадаптивные реакции.

1.3 Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центре внимания группы, но их собственное внимание никак не сфокусировано на своем Я. Движения их дезориентированы и не имеют четкой направленности. Пространство при этом не структурируется [29].

Исследования заставили нас обратиться к содержанию деятельности социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков, а именно попыткам улучшить способность подростков более осмысленно обращаться с пространством и временем. Чтобы приблизиться к решению нашей задачи, в работе социального педагога необходимо выделить ряд задач:

ь развить у детей чувство ритма;

ь воспитать уверенность в себе;

ь развить контактность и общительность;

ь выработать способность концентрировать внимание;

ь развить невербальную выразительность.

В организации помощи гиперактивным подросткам и их родителям необходимо участие педагогов-воспитателей, учителей. И здесь неоценима роль социального педагога в психоло-медико-социальном сопровождении. Выполнение рекомендаций специалиста позволяет нормализовать взаимоотношения классного руководителя с "трудным" ребенком и его родителями, помогает подростку достичь более высоких результатов на занятиях, в учебе. Подчеркивается, что с такими подростками надо работать индивидуально, особое внимание, уделяя их отвлекаемости, слабой самоорганизации [5]. Подросток, страдающий СДВГ, обычно проходит обучение вместе со сверстниками, но учителю следует уделить внимание его потребностям, например, дать больше времени на выполнение задания, посадить ребенка в той части комнаты, где он будет меньше отвлекаться. Все эти моменты раскрывает социальный педагог.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать