Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков
p align="left">В соответствии с целью нашего исследования мы сочли необходимым выяснить оценку родителей своих воспитательных возможностей. Ответы родителей, которые оценивали не только объективные условия семейного воспитания, но его качество, обнаружили достаточную самокритичность и позволили выявить подлинное состояние.

В анкетировании принимали участие 57 респондентов. Методика изучения суждений родителей включала в себя широкий круг вопросов о сегодняшней семье, о практическом воспитании в семье, ценностных ориентациях родителей, о национальных традициях, характере взаимоотношений, сложившихся у родителей с учителями. Была получена важная информация по заданным вопросам, позволившая выявить те проблемы, с которыми встречаются родители в воспитании подростков «группы риска». Интересно отметить тот факт, что на конкретные вопросы практически все отвечающие ответили достаточно подробно, тогда как на общие вопросы родители отвечали либо односложно, либо игнорировали их.

На вопрос: «Что больше всего Вам нравится в вашем ребенке?» получен обширный перечень личностных положительных и отрицательных качеств, которые можно сгруппировать, взяв за основу: отношение к себе, к людям, к труду.

Констатируя наличие у подростка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации.

Что тревожит родителей, чем они обеспокоены больше всего?

1 место занимает проблема успеваемости - 30 %. Многих родителей волнует неуравновешенность, вспыльчивость подростков (19 %), замкнутость и скрытность (17 %). Также в число наиболее часто встречающихся отрицательных черт родители включают: агрессивность (15 %).

Типичные ошибки, которые допускаются родителями в воспитании подростков, осознаются ими, но для преодоления их им недостает опыта и знаний.

Общеизвестно, что проблема формирования подростка, его личности - это во многом проблема нахождения образцов для подражания. «С кого делать жизнь?» - Такой вопрос встает перед каждым подростком. И как он решается, очевидно, не безразлично для родителей, учителей. Мы провели игру - опросник. Подросткам было предложено анонимно написать «Письмо - обращение к родителям», которое никогда не дойдет до адресата.

Приводим некоторые отрывки из этих писем.

«Милая мама, ты никогда не понимаешь меня и я тебя - в некоторых вопросах. Я бы хотела чуточку больше твоего внимания...»

«… Мне уже 15 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам. Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

«… Вечером родители только и успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует. Мы часто, поэтому не понимаем родителей, а родители нас…»

«… Мои дорогие родители, хватить меня опекать. Я уже взрослый. Мне надоели ваши сюсюканья. Дайте мне свободу…»

Нарушения контакта родителей с подростком проявляются и в иных характерных формах. Довольно распространено непоследовательное поведение взрослых.

Так, подростки, склонные к бродяжничеству на вопрос «как обычно конфликты с родителями разрешаются?» не первое место ставят ответ: «родители быстро забывают свои требования». Нередко родители общение с подростками воспринимают как нагрузку, время от времени принимаются за «правильное» воспитание, требуют объяснений, кричат и т.п. Контакты таких родителей с трудными подростками носят случайный, эпизодический характер.

Характерно, что родители подростков, находящихся в «группе риска», отмечают пренебрежительное отношение к их мнению, противодействие к их контролю. По данным нашего исследования 52% подростков ответили, что дома их стремятся чему-то научить, 74% школьников - что в семье не следят за их свободным временем. Совместно с родителями проводят свободное время лишь 27% подростков, стараются быть дома как можно реже с родителями - 21%. А ведь именно досуговые занятия семьи располагают широкими возможностями для реализации внутрисемейного общения. По данным анкетирования, более 57% несовершеннолетних не ориентированы на проведение свободного времени с родителями. Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.

Опрос родителей учащихся 8-9 классов о средствах, применяемых ими в общении со своими детьми, показал следующее (таблица 1):

Таблица 1. Средства взаимодействия в системе «родитель-подросток»

№п/п

Средство

процент применения

1.

Моральное воздействие, разговор, беседа

82%

2.

Лишение удовольствий

20%

3.

Запрещение встречаться с друзьями

10%

4.

Физическое наказание

5%

5.

Лишение денежной дотации

2%

Как видим, запас средств, применяемых родителями невелик. В этой связи считаем важным, чтобы побуждать родителей к самообразованию. В школах должно стать традицией проводить конференции отцов и матерей по обмену опытом воспитания. Это заставило бы родителей обращаться к источникам педагогической литературы, осмыслять факты и явления, думать о своих воспитательных воздействиях.

Важно привлекать родителей к проведению воспитательных мероприятий, к работе кружков, клубов.

Как известно, у подростков «группы риска» нарушена сфера общения. Они не умеют красиво общаться, порой не знают, куда себя деть. Для перевоспитания важное значение имеет разумная организация общения со взрослыми и другими подростками помогает высвободить трудных учащихся из-под влияния уличных компаний.

2.2 Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков

В ходе индивидуальной работы с подростками, находящимися в группе риска, мы составляли план индивидуальной коррекции, где указывали:

1) что следует устранить;

2) каким образом устранить;

3) меры контроля оценки;

4) на какие позитивные начала можно опереться в работе.

Эта работа проводилась поэтапно и последовательно.

Программы по социальной реабилитации, безусловно, могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся. Программа для подростков с низким интеллектом делает основной акцент на повторение правильных поведенческих реакций и в меньшей степени акцентирует внимание на сложных социальных вопросах. В случаях, если уровень интеллектуального развития подростков достаточно высок, программа ориентирует их на активное участие в дискуссии.

По своей структуре программы делятся на несколько элементов. Наиболее часто встречающимися элементами программы социальной адаптации подростков являются:

1) моделирование (то, к чему мы прибегли в случаях разрешения предложенных ситуаций);

2) закрепление правильного поведения (через упражнения);

3) обратная связь;

4) позитивная коррекция;

5) подкрепление;

6) обобщение.

В психолого-педагогической литературе нами выявлены различные классификации, в основу которых положены типологии девиантных подростков. В ходе эксперимента нами были разработаны и внедрены три типологические программы для подростков, что существенно поможет учителям в практической деятельности.

Типологические программы с признаком целевой ориентации.

Программа №1

I тип - социально-пассивный.

Этот тип характеризуется подавленностью настроения, пессимизмом, заниженной самооценкой, отставанием в учебе, неуверенностью в собственные силы, «выпадением» из коллектива. Причиной является результаты его деятельности. Отставание может возникнуть из-за пропуска, из-за того, что подросток отвлекается на уроке. Эти обстоятельства могут дополняться другими причинами: болезнью, плохим настроением из-за конфликтов в семье и т.д. Для данного типа рекомендуются педагогические меры профилактики и доброжелательный эмоциональный фон. Для этого необходимо выяснить: какая атмосфера царит в семье; замечают ли родители изменения, происходящие в ребенке. Необходимо расположить подростка к себе, посоветоваться с психологом, попытаться вовлечь подростка в жизнедеятельность.

Программа №2

II тип - агрессивный.

Характеризуется унижением и ущемлением младших и слабых, неумением «тормозить» свое поведение, равнодушием к окружающим, эгоизмом, насильственными правонарушениями.

Причиной такого поведения является: жестокое обращение с подростком в семье, подавление его воли, эмоциональная уязвимость, избалованность.

В работе с данным типом следует выяснить причины жестокости в поступках трудного подростка. Всесторонне изучить самого подростка, выявить его увлечение, интересы, аргументировано убедить подростка в том, что жестокость влияет на психику человека, развивает садистские потребности.

Программа № 3

III тип - корыстной ориентации.

Характеризуется следующим: склонность к кражам, мошенничеству, вымогательству, грабежам, разбою. Причиной такого поведения является: вседозволенность, удовлетворение неуместных потребностей; или другая крайность, когда семья бедна, отсутствия возможностей для трудного подростка жить «как все».

Таким подростков необходимо: ограничить в их прихотях, денежных средствах, разъяснять о пагубности соблазна, необходимо использовать стремление такого подростка к трудовой деятельности.

Особо важным в ходе формирующегося эксперимента являлось наблюдение за социальной ситуацией развития подростков, изменения их статуса в классном коллективе с учетом внедрения нашей системы профилактики, выявления причин, приведших подростков к трудному поведению. Доказательством успешного функционирования нашей модели является изменившийся уровень самооценки учащихся, часть самооценки стала адекватной.

При изучении трудных подростков главное внимание в нашей работе было направлено на особенности их общения, положения в коллективе, направленности интересов и, что особенно важно, на особенности поведения. С этой целью нами разработана программа (примерная для изучения мотивов и установок поведения подростков, подверженных бродяжничеству). Предполагаемая программа содержит 8 разделов. При разработке программы использованы методические рекомендации.

Состояние здоровья и развитие учащихся.

II. Сведения, полученные от родителей о жизни трудных учащихся.

III. Психолого-педагогическая атмосфера.

IV. Данные непосредственного наблюдения. Особенности поведения; отношение к товарищам и взрослым; отношение к учебе; наличие конфликтов со сверстниками и их характер; участие в общественной деятельности; на воскресниках, на стройках, в трудовых бригадах.

V. Положение подростка в классном коллективе.

Какую роль стремится играть в коллективе. С кем из членов коллектива наиболее близок, причины близости. Каково общее положение подростка в классном коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый)

VI. Анализ индивидуальных бесед и сочинений: отношение учащихся к собственным достоинствам и недостаткам; доминирующие интересы в жизни подростка, удовлетворенность свои положением группе и взаимоотношениями с товарищами по группе.

VII. Особенности сферы свободного общения подростка. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течении недели. Содержание общения в уличных группах (разговоры, курение, выпивка, игра на гитаре, азартные игры и т.д.)

VIII. Анализ экспериментальных результатов.

На основе этих материалов составлялась пробная характеристика учащегося, отражающая не только его особенности в данный момент, но и изменения, происходящие в формировании его личности в течение ряда лет.

Для родителей предлагалась разработанная нами памятка.

Памятка родителям.

Практикуйте демократический стиль воспитания, - это поможет установлению контактов.

Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.

Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.

Признавайте свои ошибки перед детьми.

Воспринимайте его как равноправного члена семьи.

Незаметно изучайте своего ребенка.

Попытайтесь видеть себя глазами подростка.

Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.

Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.

Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.

Поддерживайте подростка в трудную минуту.

Считаем, что работа с родителями подростков по формированию и совершенствованию их психолого-педагогической культуры как в учебно-воспитательном учреждении, так и в центрах психолого-педагогической помощи семье может включать следующие направления работы: индивидуальную работу с родителями в форме «курирования случая» и групповую работу с родителями в форме родительских семинаров и руководства родительскими группами. Кратко остановимся на них.

Такая форма работы с родителями, как «курация случая», на практике представляет собой индивидуальное консультирование родителей, которое предполагает диагностику психического и личностного развития подростка, анализ семейной ситуации, условий воспитания ребенка, а также не основании полученного психологического заключения - информирование и разъяснение родителям об особенностях подростка. Это психокоррекционная работа по изменению родительского отношения; рекомендации по психологически и педагогически правильной, грамотной организации занятий с подростком; психокоррекционная работа по нормализации общения с ним, приспособления родителей к его особенностям. В целом, это такая индивидуальная работа с родителями, которая предполагая систематический контроль психолога, социального педагога за ходом дальнейшего развития ребенка, успешностью реализации данных родителем рекомендаций и психокоррекционной работе с ними, помощь в разрешении вновь возникающих педагогических ситуаций.

Таким образом, речь идет о формировании и совершенствовании родительской культуры в ходе индивидуальной работы с ними. Но на практике зарекомендовали себя и групповые формы с родителями. Одной из них является родительский семинар. Основная задача психокоррекции семейного воспитания и развития детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. Поэтому родительский семинар может состоять из нескольких приемов:

1. Лекционные приемы.

Социальный педагог сообщает родителям нужную им информацию, имеющую психолого-педагогическую направленность. Здесь необходим специальный подбор тем, применительно к вопросам, интересующим конкретную группу родителей. Среди наиболее актуальных тем можно выделить следующие: «Психологические особенности подростков», «Кризис развития», «Искусство хвалить и наказывать» и др. Самое главное, чтобы указанные темы излагались просто, образно, живо и убедительно. Крайне неуместно при этом оперировать научной терминологией, но вместе с тем ни в коем случае не следует прибегать к упрощениям и житейским понятиям.

2. Групповая дискуссия.

В родительском семинаре наиболее целесообразно использовать такие дискуссии, когда происходит обмен мнениями по темам лекций и дискуссии по теме анализа конкретных ситуаций и случаев, темы которых предлагают родители.

Это могут быть такие темы: «Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов», «Роль родительских ожиданий. Как наши страхи становятся страхами детей?», «Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям», «Нравственные основы родительства», «Как сложилась бы наша жизнь, если б не было детей», «Наши конфликты с детьми». Цель дискуссии заключается в том, чтобы совместно вырабатывать оптимальный подход к той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

3. Библиотерапия.

Этот прием родительского семинара состоит в обсуждении содержания специально подобранных для семинара книг. В основном при этом используются научно-популярные книги, посвященные проблемам семейной жизни и семейного воспитания, такие как: В.А.Сухомлинский «Мудрость родительской любви», А.С.Макаренко «Книга для родителей», В.А.Еренков «Родителям о детях - здоровых и больных», Р.Байярд, Д.Байярд «Ваш беспокойный подросток», М.М.Везруких, С.П.Ефимова «Знаете ли Вы своего ребенка?», В.Клайн «Как подготовить ребенка к жизни», Ле Шан «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума», И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова «Книга для трудных родителей» и многие другие.

Помимо родительских семинаров, в формировании психолого-педагогической культуры родителей большое место принадлежит «руководству родительскими группами». По мнению авторов, основной задачей психолого-педагогической коррекции в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия. Особое внимание уделяется коррекции эмоциональных основ воспитания, что повышает участников группы в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир друг друга и своего ребенка.

В родительских группах широко используются игровые приемы: разыгрывается ситуация взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. В родительских группах также используются приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия. Эти приемы в родительской группе применяются не только как способы развития и оптимизации эмоциональных и перцептивных аспектов общения, но и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей.

Подводя итог описанию взаимодействия семьи и образовательного учреждения с целью формирования психолого-педагогической культуры родителей, заметим, что, школа в настоящее время дает наиболее реальную возможность реализовать первичную помощь родителям, оказать поддержку в сложных вопросах развития и обучения подростков, помочь родителям осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о психическом, физическом и нравственном здоровье подростка, развивать его личность (в плане интеллектуальном, эмоциональном, чувствительном). Одним словом, при планомерно организованном процессе, при твердой установке на его реализацию, работа с родителями в учебном учреждении позволяет осуществить формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей наиболее эффективно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать