Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста
p align="left">Н.И.Непомнящая в своих исследованиях доказала, что направленное формирование «оптимальной системы базового уровня личности», которая и является конкретной формой воплощения сущности свойств и потребностей, легко осуществляется в старшем дошкольном возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка, соответствует особенностям детства [65;8].

Таким образом, можем прийти к выводу, что старший дошкольный возраст, сензитивный для формирования оптимальной модели личности - оптимальной системы базового уровня психики, является начальным моментом в проявлении ребенком своей потребности в персонализации, т.е. потребности быть личностью. Объединяя в себе все многообразие психических явлений, личность, как системное качество возникает в тот момент, когда субъект становится носителем отношений социального характера.

От характера деятельностно-опосредованных взаимоотношений с окружающими, от характера опыта этих взаимоотношений, от требований референтной группы, в которую он интегрирован, от социальной ситуации развития, а главное, от воспитания зависит система внутренних ее отношений, характеризующих в свою очередь дальнейшие социальные взаимоотношения, адаптацию к социальной среде.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. По замечанию Д.Б.Эльконина это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности [65;9].

К концу дошкольного возраста формируется осознание своих желаний, планирование действий, осознание себя во времени, возникает личное сознание.

Задача формирования гармоничной личности в придании всем притязаниям правильного направления и в приглушении сопутствующих негативных образований в симптомокомплексах психических свойств.

У дошкольника в содержании представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками.

1.2 Понятие ритмопластики в современной психологической литературе

По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, влияет на характер. Человек, который живет в соответствии со своим внутренним ритмом, счастлив и продуктивен [38;120]. Метод ритмодвигательной терапии, сравниваемый с занятиями в группах ритмической гимнастики, являются по исследованию И.Г. Малкиной-Пых синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии - собственно телесно-ориентированной и танцевальной (основательница М.Чейз), включая в себя подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике [57;580].

Все виды телесной терапии берут свое начало от В. Райха и используются и как оригинальные методы, и как методы, дополняющие вербально ориентированные групповые подходы. В. Райх, называя защитное поведение «броней характера», утверждал, что оно выражается в напряжении мышц - «мышечном панцире» - и стесненном дыхании [78;215]. Оценивая разнообразие современных психотерапевтических методик, К.Э. Рудестам отметил, что ранние работы В.Райха, входившего в окружение З.Фрейда, по анализу характера не потеряли своей актуальности и в наши дни, несмотря на то, что до недавнего времени его вклад в психотерапию не признавался [78;215].

В. Райх создал методики для уменьшения хронического напряжения каждой группе мышц, которая в ответ на физическое воздействие высвобождали камуфлированные ими чувства.

Основные понятия телесной терапии ввел ученик В. Райха - В. Лоуэн, основатель биоэнергетики [78;220]:

1. энергия, свободное течение которой - основа функционирования здоровой личности; поэтому оптимальное отношение к нему означает развитие спонтанного течения энергии (снятие мышечного панциря на ее пути);

2. мышечная броня (панцирь);

3. «почва под ногами» (заземление) - ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться.

Телесно-ориентированная терапия по В.Райху, биоэнергетическому анализу А.Лоуэна, концепция телесного осознавания М.Фельденкрайза, методу интеграции движений Ф.М. Александера, методу чувственного осознавания Ш.Селвер, соматическому обучению Т.Ханны , биосинтезу Д. Боаделлы, кинезиологии, структурной интеграции И.Рольф , первичной терапии А.Янова работает в основном со статическими зажимами, представляющими собой группы активных возбужденных мышц, которых в обычном состоянии сознания никогда не расслабляются [57;580]. Такие зажимы можно снять специальными видами массажа, или упражнениями позволяющими осознать эти зажатые группы мышц. По мнению И.Г.Малкиной-Пых иногда осознание зажатости достаточно для устранения напряжения [57;580].

Кроме статических зажимов есть также динамические зажимы, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации, либо снять при помощи массажа или пассивного расслабления. По определению И.Г. Малкиной-Пых динамические зажимы, проявляются в действии при необходимости реагировать движениями на какой-то физический или психический стимул [57;580]. Такие зажимы также неосознанны и проявляются в ограничении степеней свободы, используемых человеком в повседневности. Динамические зажимы, как правило, более глубоки и включают в себя статические, поэтому, когда динамические снижаются, статические зажимы уходят автоматически. Именно для работы с динамическими зажимами предназначен метод ритмодвигательной терапии, являющейся по исследованию И.Г.Малкиной-Пых синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии - собственно телесно-ориентированной и танцевальной (основательница М.Чейз), включая в себя подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике [57;580].

Ритмодвигательная терапия работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.

По мнению И.Г.Малкиной-Пых ритмодвигательная терапия сравнима с занятиями в группах ритмической гимнастики, т.к. преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движений, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я» [57;580]. Ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70-е годы прошлого столетия.

Большое влияние на развитие ритмической гимнастики оказала система Ф.Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека - мимикой - и его жестами. Работу Ф.Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения, послужив фундаментом для создания одного из направлений гимнастики - ритмопластического.

А.Дункан, заложив новые принципы пластической выразительности, оказала значительное влияние на формирование ритмопластического направления, из которого по словам И.Г.Малкиной-Пых, затем и оформилась современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и ритмическая гимнастика как массовая форма физической культуры, а современное ритмическое направление гимнастики - уникальный сплав ранее существующих европейских гимнастических школ [57,588].

При этом, помимо европейских гимнастических систем ритмопластическая гимнастика впитала в себя элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмические организованные движения африканских танцев. По словам И.Г.Малкиной-Пых для ритмической гимнастики необходимо 4 компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм [57;589].

Одной из попыток осуществить синтез различных искусств - музыки, танца, пластики и слова является создание Э.Ж.Далькрозом в 1910 году школы ритмической гимнастики. Именно он впервые ввел термин «ритмическая гимнастика», в основу которого положена связь музыки с движениями.

Таким образом, современный ритмопластический танец является, по определению А.И.Бурениной, создательницы современной программы ритмопластики для дошкольников, результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.К.Далькроза и пластического танца А.Дункан [19;10].

Если раньше в работе с детьми у Э.Ж.Далькроза применялся термин «ритмическая гимнастика», если у Д.Фонды это «аэробика», у С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной «музыкальное движение», то сейчас ритмическая пластика как система включающая всевозможные телодвижения (из области гимнастики хореографии, гимнастики, пантомимы, ритмики), доступные детям дошкольного возраста. По определению, используемому А.И.Бурениной ритмопластика - это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика [19;8].

В практике современных ДОУ программа ритмопластики применяется педагогами в качестве «донотного» периода музыкально-двигательного воспитания детей, необходимого для первоначального развития способностей ребенка. Но А.И.Буренина отмечает, что в целом это программа музыкально-ритмического психотренинга, развивающего внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации движений под музыку через осознанное и свободное владение телом (главную цель всех методик телесной терапии)[19;8].

Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и при этом - движения под музыку для ребенка - один из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию[19;9]. Ж.Демени, опираясь на принципы свободной пластики научно обосновал в области физиологии применение динамических упражнений, танцевальных шагов, упражнений на расслабление растяжение мышц, упражнений с предметами (буквами, пальцами и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, красивой осанки [57;583].

Ритмопластическая гимнастика использует такие виды танцевальной аэробики, как джаз-гимнастику (джаз-аэробику), диско-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику, фанк-аэробику и некоторые новые направления - тай-бо, А-бокс, бокс-аэробику, карате-аэробику.

Джаз-танец, легший в основу джаз-гимнастики М.Бекман, имеет по словам Лисициной Т. негритянское происхождение в нем соединены элементы африканских плясок с движениями европейского танца [54;36].

Основные черты джаз-гимнастики по Р.Смолину [57;587]: использование показа и минимальная затрата времени на объяснение, использование модифицированных средств искусства, сочетание движений с музыкой, коллективный методический подход и несоревновательная направленность. По К.Шаберту, У.Дищер-Минтерманну, К.Нарску, Р.Смолину эти упражнения должны быть построены на пластике современных, джазовых движений с их пространственной и ритмической независимостью движений отдельных частей тела [57;587].

В основе диско-гимнастики лежат элементы, характерные для танцев в стиле диско, рок-н-ролла, твиста, простая техника исполнения которых основана на чередовании мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки.

В брейк-аэробике используется ритмичные стилевые направления брейк-данса - сплава танца с пантомимой, гимнастических и акробатических движений, элементов борьбы, бокса. В рок-аэробике используется элементы танца - рок-н-ролла, возникшего из 3 направлений джаза: шаффл-блюза, кантри-вестерна и ритм-блюза. В фанк-аэробике также используются движения фанка - направления джазового танца, особенность которого - пружинящие движения стопы.

Техника ритмодвигательной терапии позволяет по мнениюИ.Г.Малкиной-Пых [57,591]:

1. понять личность через тело;

2. улучшить все функции личности, мобилизуя энергию в мышечных напряжениях;

3. повысить качество и объем переживания удовольствия через влияние на ритмическую активность и отдельные движения.

Поскольку тело - основа всех жизненных функций, любое улучшение контакта в системе «тело-сознание» приводит к значительному улучшению образа тела и образа «Я», межличностных отношений, качество мышления и чувствования, удовольствия от жизни. Ритмопластическое направление опирается на понимание того, что, то, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот.

Ритмопластика направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. По мнению А.И.Бурениной в ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными [19;5]. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

И.Г.Малкина-Пых приводит доводы того, что современные научные эксперименты доказали зависимость ритма существования человека и его психофизического состояния [57;595]. Ритм важен не только в теле, но и для психики: переход от радости к печали и обратно, возникновение мыслей - вся работа мозга регистрируется возникающими ритмами, а состояние растерянности и безысходности объясняется отсутствием ритма.

По замечанию Осипова физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ее помощью и мускулатура обладает способностью усвоения ритма [57;598].

И.Г.Малкина-Пых утверждает, что, заставляя человека двигаться определенным образом, мы даем почувствовать, как меняется его внутренняя субъективная уверенность [57;604]. По словам Гельница функция ритма в облегчении ритмической координации, стимуляции спонтанного движения, в энергизации скелетно-мышечной системы и уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии [57;606].

Если первое основное понятие ритмодвигательной терапии - ритм, то второе, вызываемое им, - измененное состояние сознания, характеризующееся фиксацией внимания внутри себя - кинестетический транс. По замечанию И.Г.Малкиной-Пых кинестетический транс терапевтичен и сам по себе, без вербальных вмешательств [57;602].

И.Г.Малкина-Пых приводит следующий перечень направлений, по которым проводятся занятия в группах ритмопластической терапии:

- работа с опорами или заземление (устойчивость);

- работа с границами (установление границ с окружающим миром - какую важность это имеет для человека);

- работа с межличностными отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми);

- как контролировать себя и других людей;

- способность справляться с агрессией, неадекватным поведением;

- работа с образом «Я»;

- общая работа с блоками - «зажимами», необходимостью сдерживать себя из-за установленных правил в обществе;

- структурная интеграция, преодоление беспорядочности действий и суждений [57;606].

В целом же А.И.Буренина отметила, что в результате ритмопластического психотренинга, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но музыка движения заставляет задуматься о смысле своей деятельности [19;24].

Таким образом, мы пришли к выводу, что телесная терапия предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам, включая в контекст и физические параметры. Она является сильным методом высвобождения эмоций, т.к. направляет свое воздействие на снятие хронических блокировок (мышечного панциря), спонтанного течения энергии, отражающегося в телесной позе, движении и физическом строении.

При этом различают собственно телесно-ориентированную терапию, работающую со статическими зажимами, двигательную терапию - синтез телесно-ориентированной терапии, танцевальной терапии и ритмической гимнастики. Возникновение этого направления связано с историей развития европейских гимнастических школ, влиянием элементов восточных психофизических гимнастик и пластических ритмически организованных движений африканских племен. Исторически возникнув под влиянием ритмической гимнастики Э.Ж.Далькроза и свободного от танцевальных традиций пластического танца А.Дункан, это направление, помимо прочих синонимичных понятий получило название ритмической пластики.

В отличие от остальных видов телесной терапии ритмопластика направлена на снятие динамических зажимов, неосознанно появляющийся в действиях, разрешение которых, в свою очередь, автоматически устраняет статические зажимы.

Ритмическое движение дарит человеку здоровье - полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение способствует уменьшение локального мышечного напряжения - зажимов, оно тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку - учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

Основные понятия ритмопластического направления - ритм и вызванный им кинестетический транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение.

1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ

А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики [19;32]. Это открывает возможность для применения ритмопластики для детей старшего дошкольного возраста.

Нормально развивающийся ребенок терпеливо и целенаправленно в дошкольном возрасте стремится овладеть движениями и действиями, наслаждаясь чувством освоения движений и действий. При этом это чувство также является наградой за усердие. Овладение мускульной координацией, сопряженной с впечатлениями от других органов чувств дает интегрированное рефлексивное переживание от происходящих в теле позитивных изменений.

При этом Холмогорова А.Б., Гаранян H.Г. заметили, что все развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней [93;61]. В.М.Бехтерев отметил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения [94;12].

Г.П. Шипулин же отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью [94;12] . Ритмические задания по утверждению М.И.Чистяковой помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще [94;12].По исследованиям (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В.Чаянова) организация движений с помощью музыкального ритма, развивает у детей внимание. Память, а главное - внутреннюю собранность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать