Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста
p align="left">Отметим, что упражнения ритмопластики разделены на группы в соответствии с направлением работы. Работа с установленными границами проистекает из потребности в личной идентичности. Многочисленные исследования Фишера Кливленда в конце 50-х по изучению образа жизни с точки зрения его границ показали высокую корреляцию между степенью определенности границ тела и личностными характеристиками человека - чем выше уровень определенности границ, тем стабильнее адаптация, тем выраженнее стремление к эмоциональным контактам [57;610]. По мнению И.Г. Малкиной-Пых если ребенок страдает от неспособности окружающих удовлетворять его потребность, это вызывает структурный дефицит границы «Я», как процесса ограничения «Я» решающей фазы развития образа-«Я», идентичности [57;609]. Поэтому помощь в установлении границ физического «Я» положительно влияет на чувство уверенности в себе, на способность к установлению эмоциональных контактов с окружающими, а положительно влияя на эти симптомокомплексы психических свойств личности способствует повышению самосознания - адекватности представлений о себе, развитию образа «Я» - залога удачной социальной адаптации ребенка.

Терапевтический переход от «Я» и «Я-в отношении с другими» происходит естественным образом, благодаря работе в группе. И.Г. Малкина-Пых отметила, что координация - необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции [57;611]. По мнению А.И.Бурениной занятия ритмопластикой развивают нравственно-коммуникативные качества личности [19;20]. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние (средство самопознания и понимания другого).

Упражнения по работе с избыточным контролем направлены на гармонизацию актуализации себя и актуализации в соответствии с некоторым образом, т.е. помогают максимально проявиться человеку, ребенку такими, какие они есть.

Определенная группа ритмопластических упражнений направлена на работу с агрессией. Агрессия, по определению Бэрона, Ричардсона - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения [57;615]. Отметим, что выработка адекватных форм формирования в плане уменьшения агрессии играют важную роль в его адаптации, взаимодействии с окружающими, а значит и в личностном развитии в целом. В соответствии с когнитивными теориями, как заметила И.Г. Малкина-Пых «Я-концепция» человека включает в себя шаблоны реализации агрессии [57;618].

Различается определенная группа упражнений ритмопластического направления для работы образом «Я», системой из представлений о себе и отношений к этим представлениям. Помимо компонентов образа «Я» существует развертка образа «Я» во времени и физическое «Я» или образ тела. По определению Шиадера «образ тела» - это субъективное переживание человеком своего тела, психический пространственный образ, складывающийся в межличностном отношении [57;622].

По мнению З.Фрейда Я - есть, прежде всего, телесное выражение «Я» [57;623]. В норме образ - это отражение реальности, дающее человеку возможность ориентироваться, делая действие более эффективным, т.к. поступки человека обусловлены его представлениями о себе.

Группа упражнений ритмодвигательной терапии направленная на работу с блоками призвана снимать эти мышечные напряжения, защитные механизмы, мешающие свободному спонтанному течению энергии в теле человека для полного ощущения ими удовольствия от жизни, здоровья и безопасности. Именно снятие мышечного панциря является основной целью всех техник телесной терапии, основным средством воздействия на человека, развития его сознания, самосознания, позволяющим улучшить непосредственное физическое самоощущение человека и в покое и в движении, т.к. ритмопластика снимает динамические зажимы.

К.Э. Рудестам отметил, что «панцирь» является структурой характера в его физической форме и для сторонников телесной терапии эффективнее представляется ослабить «панцирь», чем пытаться изменить невротические черты характера - например с помощью психоаналитически ориентированной терапии [78;130]. При этом, по словам создателя такого направления телесной терапии, как биосинтез Д. Боаделлы важно после снятия панциря характера дать человеку новые источники внутренней поддержки, т.к. только в контакте с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить человек получает энергию для реальных изменений - до личностного роста и целостного развития [57;447].

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. заметили, что все развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней [93;61]. Малкина-Пых И.Г. резюмировала, что поскольку тело - основа для всех жизненных функций, любое улучшение контакта приводит к значительному улучшению образа тела и образа-Я, межличностных отношений, качества мышления и чувствования, радости и удовольствия от жизни [57;592].

В целом также отметим, что занятия ритмопластикой, формируя у дошкольников осознанное владение своим телом, соответственно развивает произвольную регуляцию поведения, волевую, эмоциональную, когнитивную его стороны. По мнению А.И.Бурениной тренируются следующие психические процессы: восприятие, внимание, воля, память, мышление, развивается эмоциональная сфера, умение выражать эмоции в мимике, пантомимике, тренируется подвижность нервных процессов [19;34]. Это многоаспектное целостное воздействие на ребенка старшего дошкольного возраста и обуславливает влияние ритмопластики на становление «Я» не только посредством предназначенной для этого специально группы упражнений, но и всей ритмопластической гимнастики в целом.

Корректирующее влияние также наблюдается и в плане совершенствования характеристик образа «Я», объединенных Беляускайте Р.Ф. в такие симптомокомплексы психических свойств, как чувства незащищенности, тревожности, недоверия к себе, неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей общения, депрессивности [9;64]. Неблагополучие этих показателей в целом и тормозит становление образа «Я» старшего дошкольника, совершенствование уровня его самосознания.

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение в работе со старшими дошкольниками ритмопластической гимнастики положительно влияет на всю структуру личности в момент сензитивного периода ее развития.

Достигаемое в результате применяемого вида телесной терапии психологического раскрепощения личности ребенка положительно влияет на осознанное установление границ физического Я на эффективное координируемое установление межличностных отношений, на максимально полную самоактуализацию, проявление своих индивидуальных личностных качеств, стремлений, желаний, возможностей на выработку адекватных способов отреагирования на уменьшение агрессии, задерживающей развитие личности, на формирование эффективного образа «Я», а главное, на снятие неэффективного мышечного напряжения, проявляющегося в движении - снятие динамических блоков.

При том, что одним из самых привлекательных видов деятельности для дошкольников являются движения под музыку, тренирующие подвижность нервных процессов и позволяющие приемлемо реализовать ребенку свою энергию - максимально эффективно и для физического и для психического совершенствования, что в целом закономерно положительно влияет на формирование самосознания, образа «Я».

Выводы к 1 главе

Сензитивным периодом становления личности ребенка является старший дошкольный возраст, когда формируется оптимальная система базовых оснований личности. Уровень сформированности личности сказывается на уровне самосознания - уровня представлений ребенка и адекватности образа «Я». Становление самосознания, образа «Я» является важным условием для эффективной продуктивной в плане дальнейшего психологического роста ребенка адаптации к окружающим условиям, для установления эффективных коммуникаций и полноценного проявления себя, своих возможностей в соответствии с адекватно сформированным образом «Я». Личность проявляется в симптомокомплексах психических свойств благоприятное развитие которых зависит от характера деятельностно опосредованных взаимоотношений, адаптации к социальной среде.

К концу дошкольного возраста осознанием своих желаний, планированием действий, осознанием себя во времени и в формировании целостной структурой личности, неразрывно связана с осознанием человеком своего образа «Я». В свете вышесказанного, нам предоставляется важной задачей работа с детьми старшего дошкольного возраста способствование совершенствованию уровня самосознания, образа «Я», благоприятному разрешению симптомокомплексов психических свойств, влияющих также на формирование образа «Я».

В настоящее время в практике современной психотерапии является актуальным исследование возможностей различных направлений телесной терапии, отличающееся от остальных методов психотерапии. Отличие это заключается в том, что воздействие психотерапевтов направляется в первую очередь не на вербальный контакт с клиентом, испытывающим психологическую проблему, а не на соматические изменения в его теле, которые она вызывает на возникающий «панцирь характера», мышечную броню, препятствующему свободному течению энергии в человеке.

При этом телесные терапевты различают помимо статических зажимов - групп возбужденных мышц, не расслабляющихся в обычных состояниях и динамические зажимы - напряжение мышц, проявляющееся в движении, снятие которых автоматически и статические зажимы. Именно для работы с динамическими зажимами предназначена ритмодвигательная терапия - синтез собственно телесно-ориентированной гимнастики.

Это новое направление связано с возникновением ритмопластической гимнастики на фундаменте всех ранее существовавших европейских гимнастических систем и впитавшей в себя элементы восточных психофизических гимнастик и пластически, ритмически организованные движения африканских племен. Основные понятия ритмопластики, возникшие под влиянием ритмического танца по системе Ж. Далькроза и пластического танца А. Дункан - ритм и вызываемый им кинестетический транс - состояние сознания с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика позволяет научиться максимально осознанному владению телом, вызывающему в свою очередь, психологическое раскрепощение, с эффективной самоактуализацией, ощущениями удовольствия и радости от жизни.

В ритмопластике важны полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Оценивая терапевтические возможности ритмопластики мы видим в ней потенциал для содействия развитию и совершенствованию уровня самосознания, четкого осознанного формирования образа «Я», положительной для дальнейшего личностного роста динамики симптомокомплексов психических свойств. Многие двигательные упражнения ритмопластики направлены и нанепосредственно на формирование системы представлений человека в себя и отношения к этим представлениям, т.е и образа «Я», так и на разнообразные аспекты, также влияющие на его становление.

Ритмопластика способствует осознанному установлению границ физического «Я», на эффективное координируемое становление межличностных отношений, на максимально полную самоактуализацию, проявление своих индивидуальных личностных качеств, стремлений, желаний, возможностей, на выработку адекватных способов отреагирования - на уменьшение агрессии, и главное - на снятие неэффективного мышечного напряжения - панциря-брони, содействие целостности, гармоничности личности, зависящей во многом от физического самочувствия, являющегося не только симптомом, но и способом разрешения проблем, тормозящих личностное развитие человека.

Таким образом, мы пришли к выводу о возможности положительного воздействия занятий ритмопластики на становление самосознания, образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста - в сензитивный период формирования системы представлений о себе.

Глава 2. Организация и описание опытно-экспериментальной работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ

2.1. Организация и описание исследования

Наше исследование проводилось на базе детского сада № 52, детского сада № 32 и детского сада № 57. В нашем исследовании проводилась работа с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерно накопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальным опытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Нами был организован констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников (60 человек), формирующий эксперимент в ходе которого была проведена работа по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ (30 человек) и контролирующий эксперимент по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей. Личность появляется с момента, когда субъект становится носителем отношений социального характера. При этом сензитивным периодом для формирования оптимальной модели личности является старший дошкольный возраст. Основным механизмом становления базовых оснований личности, по мнению Н.И.Непомнящей, является самосознание [40;112]. Начальной формой сознания ребенком самого себя, является осознание им своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний.

Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В., Беляускайте Р.Ф., характеризуют образ-Я, его представление о себе через степень выраженности у него симптомокомплексов таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка [5;48].

Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами были использованы диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А., оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании [91;120]. С помощью диагностической методики изучения сформированности образа-Я и «самооценки» Абрамовой Г.С. производилась оценка наличия и характера представлений ребенка о себе, его ценностных суждений и пристрастий и уровень сформированности самооценки [1;44].

Также для диагностики представлений ребенка о себе через представление о своем физическом «Я» нами была использована рисуночная проба «Дом, дерево, человек».Методика проведения которой и психометрическая квалификация производилась по схеме, предложенной Беляускайте Р.Ф.[9;61]. По данной методике на основании рисуночной пробы «Дом, дерево, человек» нами была произведена оценка степени выраженности таких симптомокомплексов, как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения и депрессивность.

В нашем констатирующем эксперименте участвовало 60детей - 30 детей в экспериментальной группе и 30 детей в контрольной. Через внеситуативно-личностную индивидуальную беседу мы выявили:

желания и предпочтения ребенка, его прошлые и будущие действия. В этой методике изучения уровня самосознания число и характер вопросов строго не фиксировались, они зависели от активности ребенка, от его отношения к беседе.

Результаты проведения индивидуальных бесед регистрирования в таблице «Осознания желаний и предпочтений старших дошкольников» по частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа, ситуативный ответ, индивидуальный предмет, виды деятельности или любимой игры и общение с совместной деятельностью (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе). А также регистрировались данные и в таблице «Осознание прошлых и будущих действий старшими дошкольниками» По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа, стереотипное повторение одного ответа, перечисление режимных моментов, сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе.

Изучение сформированности образа «Я» и самооценки нами также производилось с помощью внеситуативно-личностной беседы, для выяснения отношения ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношения к себе.

Далее по проведению беседы каждому ребенку предъявлялась шкала от -10 до +10 со стандартным набором антонимов (хороший-плохой, умный-глупый, смелый-трусливый, сильный -слабый, добрый-злой, послушный-непослушный, вежливый-невежливый, трудолюбивый-ленивый) и следующая инструкция: На этой шкале все люди - от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху виз), от самых злых до самых добрых (движение руки сверху вниз по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, а в самом низу - самые злые, посередине - средние. Где ты среди этих людей? Отметь место фишкой».

После того, как ребенок сделал выбор, ему задавался вопрос «ты какой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы ты бы хотел стать»,

По результатам, полученным во второй серии было произведено сравнение на основании идеальных и реальных самооценок наличия детей с максимальной высокой самооценкой и с дифференцированной.

Проекция образа «Я» детей, их представление о своем физическом «Я» оценивалось нами на основании рисуночной пробы «Дом, дерево, человек», в ходе, которой каждому ребенку предлагались простой мягкий карандаш, ластик и лист бумаги, сложенный пополам, где на первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом», на второй и третьей в вертикальной позиции каждой страницы написано «дерево» и «человек», а на четвертой - имя, фамилия, испытуемового, дата проведения исследования.

При этом каждый ребенок получил инструкцию: « Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше, дом, дерево и человека». За процессом рисования организовывалось наблюдение за настроением, поведением ребенка, его спонтанными высказываниями и проводилась после выполнения задания беседа для уточнения того, что и кого нарисовал ребенок. Для сравнения психологических особенностей, которые можно оценить с помощью данной методики результаты симптомокомплексов, выдержанные в баллах отражены в процентах по отношению к максимально возможному баллу в каждом из симптомокомплексов. При наличии признака (показателя рисунка) на одном из рисунков ставится 1 балл, на двух - 2, на трех - 3, то есть, при наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла, в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. При этом оценка выраженности симптомокомплексов проводилась не только на основании показателей рисунка, выделенных Беляускайте Р.Ф., но и на основании интерпретации теста, приведенной Роговым Е.И.[74;120] и Малкиной-Пых И.Г. [57;114].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать