Роль картографической наглядности в обучении истории

Роль картографической наглядности в обучении истории

1

Дипломная работа на тему

«Роль картографической наглядности в обучении истории»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………............. 3

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использования картографической наглядности на уроках истории.

I.1. Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки..…………………………………………….........5

I.2. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории……………………………………….9

Глава II. Условия эффективного использования картографического материала на уроках истории.

II.1. Методика организации работы по исторической карте ………….……..16

II.2. Картографические знания как условие успешного усвоения исторического материала………………..............................................................19

Глава III. Исследование условий формирования картографических знаний, умений и навыков у учащихся 6-х классов.

III.1. Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов……………………………………………………………30

III.2. Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков………………………………………………………………..35

III.3. Анализ результатов исследования………………………………………..37

Заключение……………………………………………………………….……...40

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся. Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанный в 60 - 70-е годы ХХ века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М. В. Студеникиным, Н.В. Малаховым и др.

Глобальные изменения, произошедшие с тех пор в системе общего среднего образования, его личностно - ориентированная и практическая направленность, предопределили необходимость переориентации системы картографических знаний и умений с изучения теоретических основ картографии на обучение «пользователя» исторической информации, т. е. на преимущественное освоение практически значимых умений.

Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.

Таким образом, в современном общем среднем историческом образовании существуют определенные противоречия - между современными целями общего среднего исторического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся, а также между современным уровнем развития картографической науки и консерватизмом школьных программ и средств обучения истории.

Выделенные противоречия затрагивают цели, структуру и содержание картографической подготовки школьников.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в определении целей, структуры и содержания картографической подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Цель исследования: выявить условия формирования картографических знаний, умений и навыков, а также эффективного применения картографической наглядности на уроках истории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки;

- доказать, что метод наглядного обучения является наиболее эффективным в преподавании истории в 6-х классах;

- изучить методические приемы организация работы учащихся с картографической наглядностью на уроке истории с целью выявления наиболее эффективных;

- исследовать условия формирования картографических знаний, умений и навыков в ходе эксперимента.

Объектом исследования является методика преподавания истории.

Предмет исследования: условия формирования картографических знаний, умений и навыков.

Гипотезой работы автор выдвигает идею качественного изменения усвоения исторического материала в связи с использованием различных видов картографической наглядности.

В ходе работы над данной темой нами были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, анализ теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использования картографической наглядности на уроках истории.

I.1. Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки.

Требования к уровню картографической грамотности школьников неоднократно изменялись. Эти изменения были обусловлены, в основном, изменением социального заказа общества к картографической подготовке учащихся.

Анализ эволюции системы картографических знаний и умений в школьной истории позволяет сделать вывод о том, что в период становления школьной истории цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися исторической номенклатуры. В методике обучения истории того времени, карты рассматривались в основном, как средства наглядности.

В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Совершенствование школьной картографической подготовки в этот период в основном касалось определения места системы картографических знаний и умений в среднем историческом образовании, а также разработки методических условий формирования картографических знаний и умений [5, C.18].

Совершенствование картографической подготовки во второй половине ХХ века, заключалось в основном в изменении содержания системы картографических знаний и умений. Это выразилось в насыщении школьных курсов истории теоретическим картографическим материалом, вызванное не столько потребностью общества в этих знаниях, сколько общей тенденцией «онаучивания» школьной истории. Сложившаяся проблемная ситуация была формально разрешена в последние десятилетия ХХ века, когда излишне сложный картографический материал был исключен из школьной программы по истории. Такое решение проблемы, оказалось недальновидным, так как механическое устранение плохо усваиваемого учащимися материала не могло иметь позитивных последствий. Отсутствие в школьной истории научно - обоснованной концепции картографической подготовки, основанной на системном подходе и соответствующей запросам общества негативно отразилось на качестве общего среднего исторического образования в целом.

Современные требования к качеству картографической грамотности выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации отражены в нормативных документах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, а также в государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В современных условиях, когда человечество осознает, что альтернативы мирному сосуществованию и сотрудничеству не существует, коммуникативная функция школьной истории наполняется новым смыслом и, несомненно, должна быть в числе основных в обучении истории в школе.

«Среднее историческое образование должно вооружить учащихся совершенным владением языком истории - картой, умением извлекать из картографических источников максимум информации и постоянной потребностью обращения к карте как основному и универсальному источнику исторических знаний» [3, C.7].

В последнее время появились новые документы, отражающие перспективы совершенствования общего среднего исторического образования. Одним из таких документов является «Концепция содержания исторического образования в 12-летней школе». В ней сделан акцент на формирование практических знаний и умений прикладного характера. В числе прикладных задач исторического образования в Концепции обозначены:

- «умение самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать ее для постановки исторических вопросов и заданий и ответов на них;

умение в совершенстве пользоваться одним из «языков» международного общения - исторической картой для поиска, интерпретации и презентации исторической информации;

умение пользоваться современными информационными технологиями, обладать необходимой компьютерной грамотностью, приобрести начальные навыки моделирования и прогнозирования».

Углубление конструктивной составляющей школьной истории в Концепции содержания исторического образования в 12-летней школе, а также подходы к картографической подготовке, отраженные в государственном образовательном стандарте, свидетельствуют о переосмыслении роли картографии в школьном историческом образовании. Однако, эти перспективные идеи еще не в полной мере нашли свое отражение в школьных программах и учебниках по истории [3, С.17].

Изучив современное состояние картографической подготовки в общеобразовательных учреждениях, можно сделать следующие выводы:

Современные цели общего среднего исторического образования, документы, отражающие перспективные идеи его модернизации, предопределяют необходимость усиления практической направленности картографической подготовки учащихся.

Современные тенденции совершенствования системы картографических знаний и умений еще недостаточно отражены в действующих учебниках истории.

Таким образом, современный этап развития картографической науки, требования, предъявляемые современным обществом к картографической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации предопределили необходимость разработки усовершенствованной системы картографических знаний и умений в школьной истории. В качестве главных ориентиров при разработке содержания данной системы необходимо рассматривать основные положения работ выдающихся картографов, в первую очередь А.М. Берлянта, посвященных школьной картографии, а методика формирования картографических знаний и умений должна опираться на накопленный богатейший опыт методистов - картографов: В.П. Буданова, Н.М. Яковлева, Г.Ю. Грюнберга, М.В. Студеникина, и др., а также исследования, направленные на разработку приемов учебной работы с картами на уроках истории.

I.2. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

Так, с помощью различных приёмов конкретизации, методом картинного описания можно без всяких наглядных пособий создать у обучаемых, незнакомых с изображениями древнего Кремля, некоторое представление, образ Кремлёвских стен при Иване Калите, так как элементы этого представления («толстые дубовые брёвна», «высокие стены», «крепкие ворота», «высокие башни») ранее усвоены школьниками из жизненных наблюдений. Однако, если бы мы предложили этим обучаемым изобразить на бумаге Московский Кремль при Калите таким, каким они его представляют на основании описания, сделанного преподавателем, мы получили бы множество различных рисунков. И дело здесь в том, что путём непосредственного восприятия жизненных явлений обучаемые могли получить лишь элементы, необходимые для создания цельного исторического образа, а сам образ прошлого воссоздавался ими на основании слов учителя по-разному, в соответствии с различными способностями воображения [9, C.22 ].

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Предметная наглядность - это вид наглядности, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.

Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление [6, С. 14].

Таким образом, строго говоря, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.

За этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов - полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию [6, С.16].

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.

Большой интерес школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенны эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

Наконец, особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики [7, С.18].

Классификацию по внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:

· естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

· подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

· специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать