Роль картографической наглядности в обучении истории
p align="left">При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от...»; «выше по течению реки находится...»; «Великий Новгород расположен в 6километрах от озера Ильмень, в том месте, где из него вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Из уроков географии ученики должны знать, что реки надо показывать только по течению от истока до устья; города -- точкой; границы государств -- непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков [8, С. 79].

Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами, местоположение объекта и показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики находят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте.

Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной; учитель объект показывает на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам.

Более сложно сказать о местоположении показанного на карте объекта (Греция находится на юге Балканского полуострова). Затем, не глядя на карту, устно определить местоположение страны, города (Аттика расположена на юго-востоке Средней Греции; Афины -- в области Аттики, на юго-востоке Балканского полуострова, в Южной Европе).

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов. Так, анализ карт «Древнерусское государство в IX -- начале XII в.» и «Феодальная раздробленность Руси в XII -- начале XIII в.» подводит учеников к выводу о распаде единого государства на самостоятельные княже-ства. Если в середине XII в. было 15 крупных княжеств, в начале XIII в. -- 50, то в XIV в. насчитывалось уже 250 [11, С.53 ].

Сравнивая карты «Русские княжества в XII -- начале XIII в.» и «Образование Русского централизованного государства», учащиеся выясняют, почему в начале XIII в. местоположение Москвы не было выгодным и она не стала центром объединения русских земель. Их ответ может быть примерно таким: конец XII -начало XIII в. характеризуется феодальной раздробленностью, в результате чего объединение оказалось невозможным. Кроме того, в это время Москва находилась не в центре, а на окраине русских земель, основные пути сообщения шли в стороне от нее.

Роль карты как источника знаний возрастает и работе со старшеклассниками. Зная территорию восстания, ученики определяют состав восставших; сопоставляя карты разных периодов, устанавливают основные территориальные изменения; характеризуют экономическое положение Севера и Юга США перед граждан-ской войной; на основе карт выявляют экономическое положение России в середине XIX и начале XX в.

При изучении экономического развития России в XVII в. ученикам предлагается по карте объяснить предпосылки образования и сущность всероссийского рынка [11,С.63]. На основе карты ученики могут рассказать о специализации районов и городов в производстве товаров. Центральная Черноземная область, Среднее Поволжье, Башкирия -- производство на продажу хлеба; западные области страны -- выращивание льна и конопли; Сибирь добыча пушнины; Москва, Тула железоделательное, ремесленное производства; Поморье, Сольвычегодск, Соль-Камская добыча соли.

В результате работы учителя, согласно программным требованиям, ученики должны приобрести следующие картографические знания, умения и навыки:

а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

б) уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Картосхемы помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Имеются, например, картосхемы; «Бородинская битва 1812г.», «Синопское сражение 1853г.», «Оборона Севастополя 1854 1855 гг.», «Начало формирования всероссийского рынка».

Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера, например: места основания мануфактур, набегов монголо-татар и сражений с ними, партизанских действий.

Планы на местности (или локальные платя) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной местности. Планы копируют на пленку и демонстрируют при помощи кодоскопа.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками [10, С. 52].

Полезные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер. Начиная знакомство с контурной картой, как и с исторической учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает. Обучение проходит в не-сколько приемов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем -- настенной, и, наконец, по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем.

На начальном этапе практического обучения заполнению контурной карты используются заготовки на доске двух картосхем, выполненных мелом, например картосхемы Древнего Египта. Одна из них преднамеренно заполнена неверно. Анализируя ее, учитель в ходе рассуждающего изложения на глазах учеников правильно заполняет вторую картосхему [10,С. 54].

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности па ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. Па основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, но границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют же такую карту цветными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стираются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.

Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сде-ланные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутствующие картографические пособия. С помощью шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики. На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями [10, С. 55].

Заполняя мелом на доске контур Аттики, учитель объясняет, что по своим природным условиям Аттика делилась на три части:

1) равнина в юго-западной Аттике, где почвы пригодны для земледелия, это наиболее густонаселенный район;

2) горный район, большой, но малонаселенный;

3) приморская полоса с многочисленны-ми заливами. Чтобы уберечься от пиратов, в 5километрах от моря на холме посреди равнины возвели укрепленное поселение -- Акрополь. Так начиналась история города Афины [14, С.114] .

Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают древний археологический памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.

Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться достижения уровня программных требований.

Глава III. Исследование условий усвоения картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов.

1. Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов.

Современные требования к подготовке учащихся общеобразовательной школы по истории предполагают улучшение качества усвоения исторического материала, а значит и совершенствования картографических знаний и умений как составной части исторического образования. Проблема создания условий, выбора методов обучения для качественного усвоения картографии становится одной из главных в педагогической и методической науках.

Экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных условий для формирования картографических ЗУН проводилась на базе МОУ СОШ с. Красносельского Прохладненского района КБР. В качестве испытуемых выступали учащиеся 6 «А» класса в составе 23 человек (экспериментальный класс) и 6 «Б» класса в составе 20 учащихся (контрольный класс).

Исследование было организовано в период преддипломной практики и проходило в три этапа:

I этап - констатирующий эксперимент. Данный этап включал в себя изучение уровня картографических знаний учащихся, для чего была разработана и проведена контрольная работа по ранее изученной теме «Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого государства в правление Ивана III».(Приложение 1)

II этап - формирующий. На данном этапе проводилась работа по формированию картографических знаний в 6 «А» и 6 «Б» классах в разных условиях.

III этап - контрольный. Данный этап предполагал анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, повторный контроль знаний учащихся по теме «Россия в годы правления Ивана IV Грозного», оформление выводов по исследованию.

Цель эксперимента: изучить условия, влияющие на качество усвоения картографических знаний учащихся 6-х классов.

Задачи:

1) изучить, какие средства используют учителя школы с целью улучшения картографических знаний учащихся;

2) определить место картографической работы в процессе обучения истории учащихся 6-х классов;

3) выявить наиболее эффективные виды картографической наглядности;

4) на формирующем этапе эксперимента организовать проведение различных видов и форм работы с картой и другой условно-графической наглядностью;

5) на контрольном этапе определить качественные изменения картографических ЗУН.

Методы исследования:

1. Анализ календарно-тематического и поурочного планирования учителей истории МОУ СОШ с Красносельского Прохладненского района КБР.

2. Беседа с учителями истории.

3. Наблюдения за работой учащихся в ходе организации и проведения уроков.

4. Проведение уроков контроля для определения уровня картографических знаний.

5. Анализ полученных результатов.

Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента.

1). Изучение и анализ рабочей документации учителей истории МОУ СОШ с. Красносельского Прохладненского района КБР.

Данное образовательное учреждение работает по федеральным образовательным программам. Нами были изучены календарно-тематические и поурочные планы учителей истории с целью выяснения, какие средства используются для активизации усвоения картографических знаний учащимися, какое место отводится картографическим заданиям в учебном процессе, на развитие каких познавательных процессов направлено использование условно-графической наглядности.

Изучение поурочных планов показало, что все учителя истории данной школы при формулировке целей урока предполагают работу по формированию познавательного интереса к предмету, углубление знаний по предмету, развития образного представления об историческом прошлом, используя при этом различные методы и приемы учебной работы.

Анализ планов позволил выявить следующие аспекты работы в процессе обучения истории:

- основной формой обучения истории является урок;

- в основном проводятся стандартные уроки истории;

- в поурочные планы включаются отдельные виды работы по исторической карте;

- в планах не отражена работа, направленная на контроль картографических ЗУН;

- в планах учителей присутствует отдельный раздел «Работа по карте», в котором определяются задачи в этом направлении, а также представлен список исторических карт для организации работы по отдельным темам;

2). Беседа с учителями-участниками эксперимента и анализ результатов.

Во время эксперимента была проведена индивидуальная беседа с каждым учителем истории с целью выяснения их отношения к вопросу формирования картографических знаний и умений учащихся. Учителя охотно вступали в беседу, давали развернутые ответы на вопросы.

Фамилия,

инициалы

учителя

Головко Н.Н.

Севастьянова Е.В.

1. Как вы относитесь к включению картографических заданий, в том числе в нестандартной форме, в каждый урок истории?

+

+

2. Используете ли вы в своей практике уроки, целью которых является углубленная работа по формированию картографических знаний, умений и навыков?

+

_

+

_

На вопрос № 1 учителя ответили, что «полезно включать картографические задания в каждый урок», что это «актуально в настоящее время», «благодаря систематической работе углубляются пространственные представления учащихся», «учащиеся, которые хорошо знают карту, отличаются более высоким уровнем исторических представлений».

На вопрос № 2 были даны следующие ответы: «не всегда включаю работу по карте в урок, так как это отнимает время от изложения материала»; «специальных уроков по формированию картографических ЗУН не провожу, так как они не предусмотрены календарно-тематическим планом», «хотелось бы чаще проводить уроки с использованием картографической наглядности, но в школе недостаточно карт, а картосхемы и вовсе отсутствуют».

3). Контрольная работа по изучению уровня картографических знаний, умений учащихся (Приложение 3).

Перед началом формирующего этапа были изучены данные о качестве картографических знаний учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов по итогам контрольной работы. Данные представлены в диаграммах:

Вывод по констатирующему этапу эксперимента:

- анализ документации показал, что в поурочном планировании, как правило, отражены стандартные методы и приемы работы по карте. Довольно редко планируются картографические игры, использование картосхем, проведение опроса в форме путешествия по карте;

- из беседы ясно, что учителя истории осознают важность картографии в учебном процессе, но в силу определенных объективных и субъективных причин проводят работу по формированию картографических знаний нерегулярно;

- результаты анализа качества знаний по итогам контрольной работы свидетельствуют о том, что уровень качества знаний в экспериментальном классе ниже (43,5 %), чем в контрольном (75%).

III.2. Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков.

На следующем этапе эксперимента перед нами стояла цель:

повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

- разработать и апробировать различные формы работы с картографической наглядностью в процессе изучения исторического материала;

- проверить влияние целенаправленной, систематической работы над картографией на уровень качества знаний учащихся.

Описание и анализ формирующего этапа эксперимента.

1) Проведение уроков в 6 «А» и 6 «Б» классах.

Во время формирующего этапа в экспериментальном, 6 «А» классе было проведено 8 уроков, на которых проводилась целенаправленная работа с картографическими материалами, то есть, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся проходило в течение полных 4 недель.

На каждом из уроков работа по карте проводилась на всех этапах урока: во время актуализации ранее изученного дети путешествовали по карте России, называя столицы русских княжеств, описывая природные условия тех или иных земель, население и его занятия. Лучшие отвечающие награждались медалью «Клуба путешественников». Интересными для учащихся были картографические игры, в ходе которых было необходимо сложить правильно карту, разделенную на отдельные фрагменты. Дети активно участвовали в игре, работая в парах или индивидуально.

На этапе изучения нового материала рассказ учителя всегда сопровождался показом по карте, а при изучении Ливонской войны - по картосхемам. Ребята с увлечением слушали объяснение материала, особенно интересно прошел урок, на котором ученикам было предложено представить себя на месте военачальников русской армии. По карте они планировали и отмечали флажками путь русской армии, а на картосхеме выполняли расстановку войск для решающей битвы, используя при этом метод аппликации.

На этапе закрепления изученного показ по карте новых объектов проводился несколькими учащимися, причем показ должен был сопровождаться устными комментариями.

Домашнее задание к каждому следующему уроку обязательно включало в себя какое-либо картографическое задание:

- представь, что ты участник похода на Казань, расскажи, что ты увидел во время похода;

- Иван Грозный поручил тебе проверить работу наместников. Какие земли ты посетишь прежде всего? Отметь их на контурной карте.

- отметь на контурной карте земли, присоединенные к России в годы правления Ивана Грозного.

В контрольном, 6 «Б», классе по вышеназванным темам проводились уроки, на которых картографическая наглядность использовалась эпизодически, лишь во время изложения нового материала, показ осуществлялся самим учителем. Домашние задания не включали картографических заданий, картографические игры не проводились. Наблюдение за познавательной деятельностью также велось в течение полных 4 недель.

III.3. Анализ результатов исследования.

После завершения формирующего этапа эксперимента нами проведен контрольный этап, целью которого является сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.

Данная цель определила решение следующих задач:

- проведение контроля знаний учащихся;

- обработка результатов и их графическое оформление.

После проведения 4-недельного эксперимента вновь была дана контрольная работа (Приложение 4) с целью выявления качества картографических знаний в экспериментальном (6 «А») и контрольном (6 «Б») классах. Результаты контрольной работы мы оформили в форме диаграммы.

Сравнительный анализ результатов показывает, что качество картографических знаний, умений и навыков в экспериментальном (6 «А») классе значительно возросло, в то время как в контрольном классе практически не изменилось.

Чтобы более четко увидеть разницу результатов эксперимента, представим их в сравнительной диаграмме.

Экспериментальный класс (6 «А»)

Контрольный класс (6 «Б»)

Таким образом, подводя итоги экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

- в экспериментальном классе после завершения формирующего эксперимента в лучшую сторону изменилось качество знаний, а области картографии, повысился уровень познавательного интереса; учащиеся 6«А» класса отмечали, что «карта помогает отвечать», «по карте можно многое увидеть или вспомнить, если что-то забыл»;

- данные, полученные при проведении контроля знаний учащихся, показывают, что целенаправленная, систематическая работа с использованием различных методов, форм, нестандартных (игровых) заданий картографического характера в процессе изучения истории способствуют повышению качества знаний учащихся. Результаты контрольной работы, проведенной в экспериментальном и контрольном классах показали значительное повышение качества знаний в экспериментальном классе (69 %). Качество знаний в контрольном классе изменилось незначительно (70 %);

- данные эксперимента показывают, что направленная картографическая работа с использованием различных видов условной наглядности даже непродолжительное время положительно влияет на познавательную активность учащихся;

- необходимо более активно внедрять в практику преподавания истории картографическую наглядность: карты, картосхемы, контурные карты; игровые ситуации, воображаемые путешествия, как наиболее способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся и их интеллектуальных способностей.

Заключение

Исследование показало, что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период, умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные па карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на каргах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния па карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Цели, структура и содержание школьной картографической подготовки, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образования. В период становления школьной истории цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися исторической номенклатуры. В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Во второй половине ХХ века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной истории, а в методике обучения истории была усилена роль карты как объекта изучения.

Резюмируя способы работы с картой на уроке, немецкий методист В.Фатке выделяет два важнейших способа -- аналитический и синтетический. Аналитический (он еще называет его дедуктивным) отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможность рассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.

Синтетический (или индуктивный) путь знакомства с картой, по его мнению, в какой-то степени воспроизводит процесс создания исторической карты. Школьники получают чистую контурную карту или пленку, затем на нее накладывается «географический фон», далее наносятся границы, далее ее превра-щают в тематическую карту, наносятся необходимые объекты, а затем уже надписи к ним. Таким путем дети расчленяют картографические слои и убеждаются в разноплановости картографической информации. Вот почему на уроке учителю истории необходимо использовать разные карты и разные приемы работы с ними.

Современная школьная картография не в полной мере удовлетворяет современным целям среднего исторического образования и еще меньше - перспективным идеям модернизации системы школьного образования. Требования школы ХХI века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она поможет студентам в изучении данного вопроса, привлекая использованный нами материал. Кроме того, работа может быть полезна педагогам - практикам, так как содержит конкретный материал по применению картографической наглядности на уроках истории.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982.

2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности - М., Знание, 1981.

3. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. -2003, №9.

4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.

5. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972.

6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Педагогика, 1998.

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2001.

8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. -- М.: Просвещение, 1997.

9. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. -- М.: Педагогика, 1971.

10. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. -- М.: Педагогика, 2000.

11. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5 - 8 кл.). - М.: Просвещение, 1992.

12. .Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках. // Преподавание истории в школе. - 1989, №6.

13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории.- М.:ВЛАДОС, 2000.

14. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения ис-тории в схемах, таблицах, описаниях. -- М.: Владос, 1999.

15. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. - 1989, №4.

16. Лейбенгруб П. С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4.

17. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании кар-тографических знаний учащихся. -- М.: Просвещение, 1982.

18. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1998.

19. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. // С. А. Ежова, А. В. Дружкова и др. - М: Просвещение, 1986.

20. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979.

21. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподава-нии истории и обществоведения. -- М.: Просвещение, 1998.

22. Озерский И. З. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989.

23. Работа с картой на уроках истории /Сост. Г.И.Самсонова. -- Якутск, 1981.

24. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1.

25. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч. 2.

26. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать