Роль "Руха реформ" в области преподавания иностранных языков

Роль "Руха реформ" в области преподавания иностранных языков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I Влияние «Руха реформ» 19 века на методику преподавания иностранных языков

1.1 Нововведения в преподавании иностранных языков

1.2 Подходы в обучении

Глава II Преподавание иностранного языка в 20 веке

2.1 Методики преподавания на современном этапе

2.2 Современные воспитательные системы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Цель: изучить роль «Руха реформ» в области преподавания иностранных языков.

Задачи:

- изучить деятельность и влияние «Руха реформ» в преподавании;

- определить роль «Руха реформ» в реорганизации современной системы образования;

- систематизировать и обобщить материал, сделать выводы о последствиях и перспективах изменений в образовании и преподавании.

Методы:

- критического анализа литературных источников;

- дискриптивного анализа изученых явлений.

В конце 19 века в России начался процесс реконструкции системы образования. На Украине этот процесс получил название «Рух реформ». Многие видные педагоги осознали острую необходимость полностью пересмотреть цели обучения и используемые в нем подходы. Они ориентировались на опыт западных методистов. Этот процесс начал стремительно развиваться, но в начале 20 века несколько приостановился из-за войн, экономической нестабильности- на первый план выходили более насущные потребности.

В СССР педагогике и методике уделялось большое внимание, но далеко не все аспекты были затронуты. Слишком большое внимание уделялось идеологии, развитие личности уходило на второй план. В Украине, как в составляющей СССР, происходило тоже самое.

Став независимым государством, Украина стала частью процесса глобализации, начала развиваться и совершенствоваться во всех областях. Конечно, была затронута и сфера образования. И можно сказать, что именно с 90 годов начась реформа в области методики преподавания и стали видны конкретные результаты.

Система образования постоянно время от времени подвергается большим и малым изменениям и нововведениям. Ставя целью сделать образование более вариативным и личностно-ориентированным, необходимы изменения в теории и методике изучения теории иностранных языков, изменения в технологиях обучения на всех уровнях. Переосмысливается роль учителя и учеников - двух из трех китов образования.

Поэтому сегодня учитель не является авторитарным лицом на уроке, а детей не секут розгами за неправильно заученные (а часто и абсолютно бесполезные выражения или глаголы).

Наша страна поддается влиянию процесса глобализации; развиваясь экономически, культурно, политически, она сотрудничает с другими странами. «Вырастая» из уровня сельско-хозяйственной территории, Украина превращается в полноправную европейскую страну. А следовательно, необходимы люди, воспитанные по новым стандартам, способных представить свою страну достойным образом и умеющих усваивать, «впитывать» что-то новое из окружающего мира.

Сегодня, в условиях огромных изменений в социальной, экономической жизни Украины, возникла проблема радикальной перестройки в сфере образования, цель которой - формирование человека, обеспечение прогресса человеческого общества. Изменилась система взглядов на воспитание как на педагогический процесс. Они отображают потребности развития общества, которое изменяется, и самого человека.

В условиях независимости Украины особенно актуальными становятся проблемы формирования творческой личности, воспитание молодого человека, как гражданина на основе овладения гуманными ценностями, нормами демократической культуры.

Сегодня образование основывается на трех главных факторах:

-наступности,

-наглядности,

-целесообразности.

Специфика такого предмета как Иностранный Язык заключается в том, что в процессе обучения главной целью является не накопление теоретических знаний, а овладените навыками свободного общения на иностранном языке.

Методика выделяет специальные принципы для обучения Иностранному Языку; это и принцип коммуникативности и дифференциации, и осознанности, и т.д.

Стали появляться такие понятия как профильность обучения, личностно-ориентированные уроки, инновационные технологии, игровые методы обучения, межпредметные связи, индивидуальный подход, независимое тестирование. Не осталась без изменения всем привычная пятибальная система оценивания.

Воспитание и формирование наиважнейших умений и навыков происходит как раз в школе! Именно поэтому уроки теперь базируются на трех основных целях: обучающей, развивающей и воспитательной. Именно поэтому учителя теперь не просто дают информацию по предмету, а пытаются приобщить детей к диалогу культур, расширяют кругозор, рассказывают про культуру и историю не только страны, язык которой изучается, а и других стран, подсказывают как овладеть опытом творческой, исследовательской деятельности, обучают культуре общения, воспитывают трудолюбие, толерантность, любознательность. Все эти цели направлены на то, чтобы воспитывать и обучать ребенка так, чтобы став взрослым, он не испытывал затруднений ни в общении с миром, ни в поиске необходимой ему информации, чтобы он ставил цели и знал, как их достигать [29, с.26].

История как и время никогда не стоит на месте. Предпосылки и мысли, появившиеся вчера, уже сегодня превратятся в какие-либо действия или явления. Сейчас все учителя и мы - будущие учителя - сталкиваемся с постоянным преобразованием в системе и мы же можем сделать свой вклад в обучение, развитие, воспитание детей - будущего нашей страны.

Давайте рассмотрим подробнее те новые понятия «методы» и «приемы», которые появились относительно недавно, но стали неотъемлемой частью процесса обучения и роль которых нельзя переоценить.

Глава I Влияние «Руха реформ» 19 века на методику преподавания иностранных языков

1.1 Нововведения в преподавании иностранных языков

На пути к новой парадигме образования, кардинальные изменения, которые происходят в последнеее время, толкают на коренные изменения, являющиеся частью процесса обновления системы образования в зарубежных странах. Они направлены на переход к гуманно-инновационному образованию нового вида, его конкурентноспособности в Европейском и мировом пространстве. Эти процессы обуславливают новые задачи для национального образования.

Подбор и анализ правильных, соответствующих методов и приемов обучения - системы обучения - это очень кропотливый и трудоемкий процесс.

Сейчас наиболее эффективной считают классно-урочную систему, разработанную Я.А.Коменским. Эта система заменила собой форму индивидуального обучения, которая возникла первой, далее был индивидуально-групповой способ обучения. В 20-х годах ХХ столетия возникла коллективная форма (обучение проходило без уроков и планов в форме организованного диалога учеников, которые уже выучили определенный материал, и теми, кто еще не был с ним ознакомлен.). Время от времени появляются более или менее эффективные системы образования, каждая из которых интересна по-своему.

Например, с в 1798 году была разработана Белл-Ланкастерская система, которая широко использовалась в Англии и Индии, где было большое количество учащихся. Старшие ученики учили младших. Недостатком было низкое качество обучения.

Батовская система состояла в объединении групповой и индивидуальной видов роаботы. Использовалась в Американских школах в конце 19 века. Кроме обыччных уроков учитель и его помощники проводили индивидуальные занятия с наиболее слабыми и сильными учениками.

Маннгеймская система возникла в конце 19 века в Европе. Изиккернгер (ее основатель) предлагал набирать 4 разных класса в соответсвии со способностями детей: для наиболее одаренных, детей со средними способностями, слабых и умственно отсталых. Отбор проводился на основе психометрических тестов, характеристик учителей и экзаменов.

Но как показала практика, заниженные требования «привязывали» ученика к «своему» классу. А планировалось, что, повышая успеваемость, ученик перейдет в высший класс.

Лабораторная система возникла в 1905 году в США. Целью было приспособление к способностям и возможностям каждого ученика.Дети работали индивидуально по полученному от учителя заданию на год. Модификация этой системы получила название бригадно-лабораторного метода.

Рассмотрим наиболее важные концептуальные изменения, которые будут происходить в сфере образования:

1.Коренного обновления потребует смысл обучения. Необходимо сконцентрироваться на человеке, не уменьшая возможности познания природы и мира. Изучить его психо-физиологические особенности, жизнедеятельность, принципы самоанализа.

2.Изменяются цели направленности процесса обучения. Современная, а тем более будущая динамика измененеий информационных технологий, означает, что научить человека в школе или даже в наилучшем униветрситете на всю жизнь - невозможно. Знания и технологии обновляются быстрее, чем осуществляется процессс обучения. Отсюда большое внимсание к общему развитию личности и ее коммуникативности, которые способствуют у ученика выработке понимания необходимост и умения учиться в течение жизни.

3.В информационном обществе знания становятся непосредственной продуктивной силой. Ученик в воспитательно-обучающем процессе должен приобрести важные компетенции путем употребления знаний. Для этого необходим переход от обычных ЗУНов к компетенциям, которые дают возможность находить решения профессиональных и жизненных ситуаций. Только человек, который овладел технологией принятия решений, имеет свободу выбора и способен адаптироваться в условиях постоянных измененеий. Т.е. мы говорим сегодня про практическое направление обучения.

4.Замена авторитарной педагогики на педагогику толерантности, утверждение личностно-ориентированной системы, в которой был бы реализован принцип концентрации на нуждах ребенка в процессе обучения и воспитания. Только демократизация обучающего процесса может создать условия для полноценного развития личности, формирования у нее творческого критического мышления.

5.Образование должно создавать личность, которая органически адаптирована к жизни в мире разнообразных связей. Поэтому необходимо в образовании, а постепенно и в обществе в целом, сделать своеобразный «языковой» прорыв. Это значит, что все граждане должны овладеть государственным языком как мощным национальным объединяющим элементом, а с другой стороны, каждый выпускник учебного заведения должен свободно владеть хотя бы одним, а лучше несколькими иностранными языками.

6.Образование должно приобрести инновационный характер. Отсюда - необходимость формировать личность, способную для восприятия и осуществления перемен [23, с.42-53].

1.2 Подходы в обучении

Бихевиоризм - подход к обучению, основанный на психологии бихевиоризма.Его основоположником считается Б. Скиннер. Он разработал систему принципов поведения человека в строго определенных условиях. По его мнению на процесс обучения прежде всего влияет окружающий человека мир, а не генетический фактор.

Когнитивный - опирается на принцип сознательности в обучении и на теорию социоконструктивизма - учащийся является активным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности преподавателя.

К когнитивным стилям относятся и такие качества как наличие желания рисковать, способность к самоанализу и самооценке, эмпатия, толерантность.

Когнитивные стили, характерные для учащегося, определяют его учебный стиль и влияют на выбор учебных стратегий.

Его авторами считаются Дж.Брунер и У.Риверс.

Гуманистический подход - опирается на мысли, чувства и эмоции учащихся в процессе учения, воспитания, развития. Этот подход нашел свое отражение в методике преподавания иностранных языков и реализуется в методе «тихого» обучения, методе «общины» и ряде других.

Коммуникативный подход - появился в 70-х годах в Великобритании в связи с новой целью обучения - овладением языком как средством общения.

Согласно этому подходу обучение языку должно учитывать особенности реальной коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения (знание грамматики и лексики не достаточно для эффективного пользования языком в целях коммуникации).

Личностно-ориентированный подход - основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Основным достижением методистов в этой области является исследование и разработка различных учебных стратегий, которыми пользуются учащиеся в процессе обучения.

Учебные стратегии - это действия и операции, используемые учащимися с целью оптимизации процессов получения и хранения информации, а также процессов пользования накопленной информацией.

Данный подход обычно противопоставляется подходу, ориентированному на учителя (когда учитель доминирует в процессе обучения).

Глобальный подход, гештальт-стиль - основывается на положении гештальт-психологии, т.е. поведения человека состоит из определенных целостных единиц (Geschtalt- образ).

Соответственно каждую поведенческую ситуацию необходимо исследовать целиком, не разбивая на составляющие. Также должно строиться и обучение языку, которое не дробится на отдельные виды деятельности, а состоит из нераздельных блоков, которые отрабатываются учащимися «сверху - вниз», от общего восприятия материала к последующему выделению и осознанию его частей. Предпочтение при этом отдается групповой и парной работе, общению.

Дедуктивный подход - опирается на дедукцию, т.е. умозаключение от общего к частному. Предусматривает объяснение, правила, его тренировку на практике.

Индуктивный подход - напротив, предполагает путь от частного к общему. В зарубежной методике этот термин используется как синоним «натурального» подхода. А дедуктивный соотносится с терминами «формальный», «когнитивный». При этом индуктивность трактуется как современное направление в обучении, а дедуктивность - как традиционное, устаревшее.

Структурный подход - основан на положениях структурной лингвистики и бихевиористического направления. Предполагает овледение целым рядом грамматических структур-образцов, которые располагаются в определенной последовательности в зависимости от трудности их усвоения.

Лексический подход - базируется на приоритетном положении лексики в обучении, т.к. она отражает содержательную сторону языка. Подход означает овладение лексикой во всем ее многообразии, основное внимание при этом обращается на формирование речевых навыков словоупотребления.

Грамматике, правда, при этом не уделяется должного внимания, что приводит к большому количеству ошибок и нарушает процесс коммуникации.

Эклектический подход - имеет в основе положения, характерные для различных методов. Этот подход правильнее назвать комбинированным. Его использование оправдано в том случае, если все элемпенты выстраиваются в единую логическую систему, что повышает эффективность обучения иностранному языку.

Интегрированный подход - основан на взаимосвязанном формировании умений во всех четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Согласно этому методу разные виды речевой деятельности могут выступать как цель и средство обучения.

Аудитивный подход - предполагает, что обучение должно иммитировать процесс овладения детьми родным языком. Аудирование как рецептивный вид речевой деятельности является ведущим в процессе обучения, формирование умений понимать устную речь должно опережать формирование продуктивных устно-речевых умений. Обучение должно строиться на переносе умений в аудировании на другие виды речевой деятельности.

Подход, ориентированный на процесс формирования ЗУН - получил широкое применение при обучении письму. Продукт письменноьй речи появляется в процессе планирования, написания тезисов, набросков, переформулирования фраз. Этот подход к обучению реализуется в учебных прогроаммах аналитического типа.

Подход, ориентированный на результат обучающей и учебной деятельности - предполагается, что определенный период обучения заканчивается для учащегося созданием какого-либо речевого продукт а - отдельного высказывания, диалога, письма и т.д., что и является целью обучения, на достижение которой направлена деятельность учителя[30].

Глава II Преподавание иностранного языка в 20 веке

2.1 Методики преподавания на современном этапе

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка.

Одним из наиболее действенных и результатирвных методов обучения является проектная методика. Проект - это работа, которую ученики самостоятельно планируют и самостоятельно выполняют. Работа над проектом базируется на разных методах сбора информации для выполнения проекта, использовании разных источников информации и разных способов презентации выполненной работы. Подготовке к выполнению проекта основной частью является сам ученик, а учитель выступает в роли консультанта, организатора условий для успешной творческой работы учеников. Проектная работа - это вид работы в группах, чертой которой является подготовка окончательного результата, итога работы на иностранном языке.

Это может быть план-схема, альбом, презентация, текcты, ребусы, сочинения-описания, литературные переводы. Ученики работают на уроках и во внеклассное время.

Организация работы над проектом благоприятствует развитию у учеников инициативы, самостоятельности, воображения, сотрудничества и доброжелательного отношения друг с другом, чувство ответственности и самое главное - развитию коммуникативных умений и навыков по иностранному языку. Однако использование проектных способов в процессе обучения осложнено организационной стороной и управлением деятельности учеников, с одной стороны, и содержаним проекта с языковой точки зрения, с другой стороны.

Существуют разные виды классификации проектов. Так, Е.Ф.Полад предлагает 5 основных критериев, по которым разделяются типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу(исследовательский, творческий, ролевой, драматический игровой, информационный, перактически-ориентированный

2. По определению предметно-содержательной области (моно проекты, межпредметные)

3. По характеру контакта (внутренние, региональные, международные)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать