Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
p align="left">- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)

В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).

Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в от-ветах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.

Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:

Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на пер-вом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказыва-ются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.

Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю лю-бовь".

На втором месте находится следующая причина -воспитательная не-уверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то пси-хологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесе-ние конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каж-дого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.

Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспи-тании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить ме-тодикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен.

Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:

1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, ро-дитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс от-вержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудач-ным ( 10 % от числа опрошенных ).

Кооперация.

Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным (40 % от числа опрошенных).

4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается

навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении вос-питания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их вни-мание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помо-гать и т.д.

Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая прило-жить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей, социальному педагогу не удается создать оптималь-ное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углублен-ное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимо-связывающие главные "нити" между учителем->ребенком->родителем.

Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего само-чувствие профессиальное и социальное учителей.

Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и про-тиворечивых условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним соци-ально-экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации.

- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.

- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности

- Система социальной поддержки педагогических работников на госу-дарственном или региональном уровне не отвечает требованиям к со-блюдению и защите учительских интересов.

Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе воспитания и обучения очень важно единство требо-ваний. Выравнивание требований школы и семьи можно с помощью лек-ций, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов общения ме-жду учителями и родителями.

Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении до-полнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по раз-личным педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос ро-дителей по сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянно-стью учителей в современной обстановке; загруженностью учебными часами, поэтому учителям и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля зрения социаль-ный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до учи-телей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.

В результате проделанной работы мы попытались пометить пример-ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду-альных особенностей в работе школы.

План работы социального педагога в начальном

звене на первое полугодие.

I. Учебно-методическая работа.

1. Изучение литературы по социальной педагогике.

2. Знакомство с периодической печатью.

3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.

II.Работа с семьей.

1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.

2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совмест-ных вечеров.

5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учи-телями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить консультации для родителей по определенному гра-фику.

III.Работа с детьми.

1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согла-сованно со школьным психологом.

3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с учителями.

4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.

2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на инди-видуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отри-цательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид ра-боты особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с перехо-дом в среднее звено общеобразовательной школы.

Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе те-лефон доверия и для детей и для родителей.

Глава № 3.

3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.

В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между родителями и детьми.

Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми (например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к нынешнему воспитательному влиянию.

В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми определенные семейным правом, можно кратко сформулировать:

Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти. Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности.

Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родите-лей, так и со стороны детей. Последовательно осуществляется принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.

3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее раз-витие.

4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей воз-лагаются на родителей, так и на соответствующие общественные и госу-дарственные организации.

Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятель-ность. Далее, закон принимает во внимание средства, которые исполь-зуются при нарушении родительских прав и обязанностей.

Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяже-лую семейную обстановку или потерявших родителей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает совершеннолетия.

Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют приемные дети и усыновители.

Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное им право по воспитанию детей.

За воспитание своих детей родители несут ответственность перед обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми уча-стниками воспитательного процесса, не возлагая на них своих родитель-ских обязанностей.

Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязан-ностями - это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как нарушение общественных отношений. Закон преду-сматривает различные виды, наказания за поведения родителей, игно-рирующих свои права и обязанности по воспитанию родных и приемных детей.

Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супру-гов является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.

В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отве-чали родители.

В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой, связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Закон дает возможность судебным органам опреде-лять время для встречи того родителя с ребенком. Если родитель лиша-ется родительских прав, то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать родителям своим трудом.

Воспитательные меры государственных органов.

Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера. Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его родителям.

2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы, общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.

3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолет-него ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по возрасту.

Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не выполняют родительские права. Однако никогда не пере-стает существовать обязанность родителей по содержанию ребенка.

Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отно-шению к усыновленному ребенку.

Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-право-вые отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кров-ных родителей, обеспечить ему новую семью.

Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что госу-дарственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно-летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся ро-дители.

Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому пере-дан ребенок.

Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, ко-торое занимает исключительное положение среди остальных форм се-мейной опеки. Между родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми.

Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В се-мье в первую очередь формируются такие качества человека, как чут-кость, доброта, умение любить и переживать радость и горе другого че-ловека. От семейного воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека.

3.2 Защита прав ребенка в школе.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка - документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее время права ребенка защищены Законом Российской Феде-рации об образовании (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную часть базисного, учебного плана, утвержден-ного Министерством образования Россий-ской Федерации.

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необ-ходимо составить четкое представление о том, а от чего же его следует защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образова-нии записано, что применение методов "физического и психического на-силия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".

Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие дей-ствия могут быть квалифицированны как "физическое и психическое на-силия", как оно проявляется в разных возрастных группах учащихся.

Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в тече-нии 5 лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека, анализировали творческие работы детей.

В результате было сделано 2 вывода:

1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе: "администрация - учитель - ученик".

2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.

Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не пре-доставляя ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для фор-мирования у него социальной апатии или цинизма.

Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в школе по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать