Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников
p align="left">Совершенно по-другому раскрывается природа в музыке Чайковского. Во "Временах года" Чайковского редко можно встретить пьесы, в которых присутствуют те или иные звукоизобразительные элементы (пение жаворонка, звон колокольчика), но даже они играют в пьесах второстепенную роль; в большинстве же пьес изобразительность отсутствует. Одной из таких пьес является "Осенняя песнь". Связь с природой здесь заключается только в настроении, которое навеивает образ природы. У Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Главное место в музыке занимают эмоции, мысли, воспоминания, которые пробудила природа.

Образы природы занимают немалое место и в лирических пьесах Грига. В них, Григ стремился передать неуловимые настроения природы. Программа в лирических пьесах - это, прежде всего, картина-настроение.

Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора Дебюсси. Он писал: "Нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением - это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами - я имею в виду книгу природы."

Творчество Дебюсси развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новой стилистики, новых направлений в искусстве. В живописи это было рождение и развитие импрессионизма, в поэзии - символизма. Оба направления имели непосредственное влияние на воззрения Дебюсси. Именно в его творчестве заложены основы музыкального импрессионизма. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит огромное колличество инструментальных пьес, программные заголовки которых отсылают к конкретному образу природы: "Сады под дождем", "Лунный свет", сюита "Море" и многие другие.

Итак, большое количество произведений программной музыки, посвященной природе, подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыки, и как предмет для подражания в отношении ее конкретных звучаний. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своим языком [6,с.28].

Рассматривая взаимосвязь природы и музыки Б.Асафьев писал в своей статье "О русской природе и русской музыке": " Давно - в детстве, я впервые услышал романс Глинки "Жаворонок". Конечно, я не мог бы объяснить себе, в чем заключалась для меня волнующая красота так понравившегося мне плавного напева. Но ощущение, что он льется в воздухе и с воздуха доносится, осталось на всю жизнь. И часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и глинкинской мелодии внутри себя. И казалось порой, в поле же, весной, что стоит только поднять голову и глазами коснуться синевы неба, как в сознании начнет вырисовываться тот же родной напев из плавно чередующихся, волнами движущихся групп звуков. "Жавороночьи" песни я ценил тогда выше соловьиных. Так и в музыке: знаменитый "Соловей мой, соловей" Алябьева, то есть звукоподражанием хронологически опередивший "Жаворонка" Глинки, казался мне бездушным, чем-то вроде искусственного соловья в знаменитой сказке Андерсена. В "Жаворонке" Глинки словно трепетало птичье сердце, и пела душа природы. Оттого-то, пел ли, озвучивая лазурь, жаворонок или слышалась глинкинская о нем песня, - грудь расширялась, и дыхание росло и росло.

Тот же лирический образ - пение жаворонка - в русской инструментальной музыке развил Чайковский. В цикле для фортепиано "Времена года" он посвятил марту "Песню жаворонка", эту элегию русской весны и весеннести, с ее нежнейшим колоритом и выразительностью светлой грусти северных вешних дней. "Песня жаворонка" в фортепианном "Детском альбоме" Чайковского, где мелодия возникает так же из намека на интонацию птичьей песни, звучит звонче и светлее: вспоминается замечательная картина Алексея Саврасова "Грачи прилетели", от которой правильно принято начинать историю развития современного русского пейзажа.

В настоящее время многие региональные экологические проблемы угрожающими темпами перерастают в глобальные и становятся всеобщими проблемами населения Земли. Бурный рост потребления, вызванный, в частности, нарастающим увеличением народонаселения планеты, естественно, вызывает постоянный рост производственных мощностей и степени негативного влияния на Природу. Истощение природных ресурсов и продуктивного слоя почвы, загрязнение мирового океана, пресных вод, что ведет к уменьшению запасов питьевой воды, утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата и многие другие экологические проблемы касаются каждого государства на Земле. В совокупности эти проблемы создают постоянно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Экологическое состояние окружающей среды в России и нашей Ярославской области вносит существенный вклад в сохранение и развитие мировых экологических проблем. Загрязнения вод, атмосферного воздуха и земель вредными для растительного и животного мира и для человека веществами во многих регионах России достигли предельных уровней и свидетельствуют об экологическом кризисе, а это требует коренного изменения всей политики природопользования. Все это непосредственно связано с процессом экологического образования и воспитания населения - их полное отсутствие или недостаточность породили потребительское отношение к природе: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданных отношений с Природой - это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, такова и его деятельность, такова и окружающая его среда. А деятельность человека, его образ жизни и поступки зависят от его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, как воспринимает и понимает мир, в чем видит смысл жизни.

Глава II. Экологическое воспитание школьников средствами музыки

Духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание - прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество должны начинаться с первых лет жизни и пройти через все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. В корне этого образования должен быть процесс воспитания в человеке непроходящих ценностей - Красоты, Добра, Истины. И первое место должно принадлежать именно Красоте, которая с детства напитав сердце и сознание человека, будет определять его мышление, сознание и поступки. Эти непроходящие человеческие ценности формируются, прежде всего, с помощью гуманитарных знаний, с помощью бессмертных произведений искусства.

2.1 Урок музыки и экологическое воспитание школьников

В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой -- некоторые авторы, отмечая "огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактивности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности",подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству, как средству воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Печальным подтверждением тому являются данные социологического исследования -- вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления отмечают педагоги-практики на страницах педагогических журналов: выгодные сегодня прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Ребенок воспринимает все это из видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым художественным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Особое место в теории музыкально-эстетического воспитания занимает музыкальная эстетика, которая является, как и педагогика, методической основой музыкального воспитания.

Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики. Первым можно считать положение о содержательности музыки, постулаты которые исповедовал Б.Л.Яворский. Он считал, что специфическая система образов для времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка программная и содержательна. Очень важно отношение ученого к музыке как информационно-языковой системе. "Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой он являлся."

Музыкальное образование направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающий школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

Учебный предмет "Музыка" в начальной школе имеет следующие задачи:

- увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. Развить эмоциональную сферу учащегося.

- Развить музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами.

- Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации),движения под музыку и ее пластическое интонирование.

- Развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкальным самообразованием.

С задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков: 1) содержание искусства -- оценочное осознание жизненных явлений. Искусство, как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла. 2) язык искусства -- художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства.3) творческая потенция - развитое ассоциативное мышление, как основа творческой способности. [8,9]

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке. В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца - с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню поэтичной, образной, нежной, веселой и грустной, величественной и шутливой [4,с.32]. Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский "Как мой садик свеж и зелен", "Кукушка", "Мой Лизочек …" "Подснежник" из цикла "Времена года", "Осень" из этого же цикла, "На тройке").Младшие школьники смогут почувствовать, как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере "Хованщина" - "Рассвет на Москве - реке" создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу - это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина "Князь Игорь" музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто "разряженные" звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего. [21,с.55]

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: "Грезы зимней дороги", "Угрюмый край, туманный край". В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти. Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов - Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды - это олицетворенные образы природы. В операх "Русалка" А. Даргомыжского, "Садко" Н. Римского - Корсакова, балете "Конек - Горбунок" Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец "Океан и жемчужина" в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская, о ее экологии, о ее необходимой защите. Необходимо на уроках музыки использовать наглядность, где изображена природа, а так же использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о чистоте родного края. Пение песен на тему природы благотворно влияет на их отношение к живому миру. Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в музыке образы природы звучат по - особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.[5,с.129]

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем как в работе отдельных учителей музыки, так и в ряде программ по музыке. Например, в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель", фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме "Музыка и ты", имеют одно общее свойство - трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: "Пастораль" (из "Сюиты в старинном стиле" для скрипки и фортепиано) и "Наигрыш" - А.Г.Шнитке, "Пастораль" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель" - Г.В.Свиридов. Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины. [16,с.142]

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: "Жаворонок" М.Глинки, "Поет зима, аукает" Г.Свиридова, "Рассвет на Москве-реке" М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: "Прелюдия соль мажор" С.Рахманинова и картина И.Левитана "Весна.Большая вода". Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.

В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы - правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А.Римский-Корсаков. Композитор назвал свою оперу "Весенней сказкой" и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года - весна - неизбежно уходит, уступая место лету. Слушая музыку, ощущаешь очарование русской природы, красоту русской песенности, пронизывающей всю оперу. Сто лет слушают миллионы людей - и детей и взрослых - эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни чистые, добрые человеческие чувства.

В образах природы школьники видят отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание. Ребенок развивается умственно, учась на собственном опыте, на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.

2.2 Опыт работы учителей музыки Ярославской области

Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Баранов и Г.В.Абрамова. Данное методическое пособие содержит материалы из опыта работы учителей и воспитателей Ярославской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать