.- Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможнос ть катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.
Только с помощью научных знаний и экологического воспитания можно изменить сложившиеся у людей на протяжении многих веков представления о неисчерпаемости богатств природы. [2]
2.3 Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология - экология искусства - экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов.
"Как прекрасна во вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет, и всего около 2-3 миллионов лет назад на ней появился человек. А сегодня она посылает уже сигналы "SOS" - сигналы бедствия. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля. Неразумное природопользование может привести человечество к самоуничтожению. Глобальная экологическая катастрофа - это такое состояние географической среды, когда жизнь на Земле станет невозможной. Если оглянуться вокруг, посмотреть внимательно, то можно увидеть и понять, что это - фантазия, не вымысел. Мы очень часто не прислушиваемся к сигналам бедствия, которые нам подает природа. Но сегодня все большее количество людей начинает осознавать, что наш Дом, наша планета и все человечество - в опасности. И не решать проблемы защиты окружающего нас природного мира - означает лишить все человечество будущего.
Одним из главных направлений в работе по защите окружающей среды должно стать экологическое образование и воспитание. Основой такого образования и воспитания становятся такие учебные дисциплины, как природоведение, зоология, биология, география, химия, физика и др. Но нельзя недооценивать и предметы гуманитарно-эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, причем средства и возможности последних велики и разнообразны, а путь их к уму и сердцу учащихся более близок и благодатен.
Я, осознавая и принимая близко к сердцу остроту и актуальность экологических проблем и проанализировав возможности программы "Музыка" и других предметов гуманитарно-эстетического цикла, пришел к выводу, что на уроках музыки в системе решения задач и цели формирования музыкальной культуры и музыкальной грамотности необходимо и возможно отвести подобающее место для экологического воспитания и образования. Занимаясь формированием музыкальной культуры учащихся, считаю, что экологическое воспитание и образование - это "почва", на которой можно вырастить средствами искусства "плоды" нравственного очищения личности в нашем современном обществе.
Свою педагогическую деятельность хочу выразить, обозначить следующей концепцией: "Экология-экология искусства -экология души". Художественно-педагогическую идею этой концепции я выражаю следующим содержанием: "Природа -- великий учитель, помогающий настоящим педагогам воспитывать детей исследователями, поэтами, гуманистами". Эта идея близка цели и задачам уроков музыки в общеобразовательной школе, где воспитание искусством я в своей работе считаю доминирующим.
Процесс формирования музыкальной культуры, воспитание духовного потенциала человека, раскрытие его личности сродни явлениям и законам природы, где выращивание и развитие семени зависит от многих природных факторов: условий среды обитания, питательных веществ, наследственности и т.п.Все это сопоставимо с личностным "вызреванием" человека, где так же присутствуют факторы: условия среды обитания -- общество и природа; питательные вещества -- материальные и духовные потребности, интересы; наследственность -биологические задатки и т.д. Изложенные мной мысли имеют "почву" в истории педагогики. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670), создавая основы теории обучения, выдвигает закон о природосообразности: "Человек-часть природы, он развивается, стало быть, как природа". Таким образом, формирование личности человека силой воздействия музыкального искусства необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.
Нравственное, эстетическое, патриотическое, гуманистическое воспитание учащихся на современном этапе должно опираться на благодатную "почву" высокого музыкального искусства, представленного лучшими образцами и шедеврами различных музыкальных направлений и стилей: классической,народной,духовной,эстрадной,джазовой,поп-рок-музыкой. Музыку, формирующую высокий художественный вкус слушателя, я имею смелость назвать "экологически чистой музыкой". Именно такая "экологически чистая почва" искусства даст "всходы" и "плоды" в образовании и воспитании человека, в формировании его внутреннего мира, экологии его души. "Плодом" такого подхода будет являться воспитание музыкально грамотного человека, любящего искусство, ценителя с высоким художественным вкусом, имеющего активную жизненную позицию, направленную на созидание по законам гармонии-разума и чувства, законам красоты, разумного использования Природы-источника этой красоты.
Осуществляя на уроках музыки экологическое воспитание, необходимо решать следующие задачи:
1.Эстетические: пробуждая прекрасное - пробуждаем доброе в душе человека, от красоты и правды искусства -- к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни, где источник красоты -- Природа, а ее красота часто невосполнима.
2.Гуманно-нравственные: воспитание любви к Природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, осознание человеком проблемы "ограниченность ресурсов и безграничность потребностей".
3.Патриотические: "С чего начинается Родина?" - эти строки из песни М.Блантера заставляют задуматься и понять, что то место, где родился человек -- это не только его дом, семья, но и родные края, матушка-земля, луга, поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года, словом все то, что свято и дорого, а главное, требует заботы и любви, бережного обращения или даже защиты. Обобщением сказанного могут стать слова М.Пришвина "Охранять природу-это значит охранять Родину".
4.Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, ее воздушного, водного бассейна, ее недр, климата -это долг современного человека перед будущими поколениями.
Таким образом, знакомя учащихся с красотой, богатством мира музыки, отображающей красоту и богатство окружающей жизни, чувств и мыслей человека, решая сверхзадачу "музыка и жизнь" программы Кабалевского, можно и нужно проводить экологическое воспитание и образование подрастающих поколений, воспитывая их эстетически, нравственно, патриотически, интернационально, гуманистически грамотными людьми.
Реализацию концепции я связываю с действующей, несмотря на критику, программой "Музыка" для общеобразовательной школы. Непроходящей ценностью этой программы является тематическое построение, основанное на новых принципах, методах музыкальной педагогики, педагогики искусства, цель которой, говоря словами В.Сухомлинского - "...воспитание не музыканта, а человека".Воспитательная сущность программы плюс творческая деятельность учителя -- вот основные, на мой взгляд, критерии оценки ее, как актуальной и современной. Именно эта программа, разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского, позволяет сделать уроки музыки уроками искусства, т.е., говоря словами русского педагога П.Блонского "Не жизнь сужать до урока, а урок расширять до жизни".На каждом уроке, начиная с первого класса я, знакомя учащихся с музыкальными произведениями, обращаю их внимание на роль природы, на ее художественное отображение в искусстве. Музыкальные пейзажи, зарисовки, явления природы, вызванные ими чувства и мысли человека -- вот та атмосфера, которую я создаю на уроке, и которая помогает решать задачи воспитания, обучения и развития. Одушевленность Природы в искусстве более выразительно и динамично воплощает музыка, но для целостного восприятия необходимо сочетание ее с изобразительным искусством и с художественной литературой. Природа всегда была источником вдохновения для творчества художников, писателей, композиторов, особенно фольклора.
Жизнь народа издревле связана с природой: вода, земля, солнце, ветер и многое другое имели символическое значение. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня -- это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание ее красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Вот примеры таких русских песен: "Родина", "Эй, ухнем", "Ты взойди, солнце красное", "На зоре было на зореньке", "Ой, да ты, калинушка", "Степь да степь кругом", "Тонкая рябина", "Зеленая рощица" и многие другие. Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций, через совершенствование культуры русского языка -- это еще один путь эколгического воспитания.
Вернемся к термину "Экологически чистая музыка". Это - музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, дружбы и любви. Эти произведения должны представлять различные музыкальные стили и направления. Очень важно, чтобы найден был баланс их включения в уроки, соответствие теме, их педагогическая и художественная целесообразность, воспитательное значение.
В наше время музыкальный мир для многих представляет собой поток, в котором преобладает развлекательная музыка не лучшего качества. Нередко ее коммерческое значение бывает важнее художественного содержания и исполнительского мастерства. Именно такая, более простая и примитивная музыка может быть названа "грязной" музыкой. Она путем многократного механического воспроизведения "зацикливает" восприятие и сознание слушателя, снижает и объединяет его культуру, его художественный вкус, засоряет музыкальный кругозор. Пути и способы борьбы с такими явлениями сложны и долговременны, но необходимы и важны. И уж кто, как не музыкальные работники и учителя детских дошкольных учреждений, общеобразовательных и музыкальных школ, преподаватели училищ, концертные исполнители руководители оркестров, а также средства массовой информации должны заниматься пропагандой произведений высокого музыкального искусства различных жанров, создавая этим предпосылки для воспитания богатого внутреннего мира человека, экологии его души, формирования человеческого сознания и улучшения общественного строя.
Рост числа великодушных людей за счет сокращения количества бездушных, равнодушных, малодушных -- таковы должны быть результаты этой целенаправленной работы."[2,с.45]
2.4 Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников
В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе Ростовской гимназии. Исследование проводилось в форме опытной работы состоящей из трех этапов.
1.Констатирующий этап.
На данном этапе мы провели анкетирование учащихся, направленное на выявление степени осведомленности школьников об экологических проблемах современности.
Анкета состояла из 3 вопросов:
1) Что изучает наука "экология"?
2) Какие экологические проблемы существуют в современном мире?
3) Какие решения экологических проблем ты бы предложил(а)?
Цель анкетирования - выяснить, насколько учащиеся владеют информацией по экологическому состоянию планеты, понимают ли, насколько серьезно могут проблемы экологии отражаться на их существовании в этом мире, каков их уровень знаний о науке "экологии".
Результаты анкетирования мы выразили в сводной таблице (Приложение 1) и диаграммах. (Приложения 1,2)
На вопрос анкеты "Что изучает наука "экология"?" большая часть учащихся (10 из 19 человек) дали на вопрос правильные ответы, 5 человек дали неправильный ответ, 4 человека оставили вопрос без ответа. Мы можем сделать вывод, что большинство учащихся имеют представление о науке "экологии", о том, что она изучает.
На вопрос анкеты "Какие экологические проблемы существуют в современном мире?" 12 детей из 19 анкетируемых описали 2 и более экологических проблем, 2 учащихся оставили вопрос без ответа и 5 дали 1 ответ. Мы так же видим, что большая часть детей в классе знают, какие экологические проблемы существуют в современном мире, могут их назвать и даже описать.
На вопрос анкеты "Какие решения экологических проблем ты предложил(а)?"
6 учащихся из 19 анкетируемых предложили 2 и более решения самых явных экологических проблем современности, 1 решение предложили 5 учащихся, оставили вопрос без ответа 8 детей.
Анализ ответов учащихся показал, что 8 из 19 анкетируемых не представляют, как можно решить современные экологические проблемы, и чем каждый из них может помочь в разрешении этих непростых вопросов.
2.Формирующий этап.
Для того чтобы углубить знания учащихся в сфере экологии и состояния окружающей среды, о природе, биосфере, мы включили в уроки музыки вопросы, затрагивающие экологические проблемы окружающего мира. А так же провели тематический урок, посвященный связи музыки и природы, художественному отражению природы в искусстве в целом. Мы предполагали, что наполнение уроков подобным материалом, может способствовать формированию у детей любви к родной природе, заинтересованному отношению к проблеме загрязнения окружающей среды и желанию бороться за ее сохранение. Приведем некоторые фрагменты уроков данного этапа.
Фрагмент урока музыки в 5 классе "Природа в музыке"
- Творческим людям природа родного края являлась зачастую источником вдохновения. Она прекрасна в любое время года. Ребята, а какое ваше любимое время года? (ответы: осень, лето, весна, зима)
- У каждого из вас есть любимое время года, оно привлекает вас чем-то, красками, звуками, вы видите ее красоту в любое время года. Вот и один известный русский композитор Петр Ильич Чайковский так же любил созерцать красоту природы и отражал это в своей музыке. Он говорил: "Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства". Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать композитор? (ответы: природа красивее, когда настоящая, а не на картине или фотографии).
- Природа первична, поэтому она для нас важнее всего - ведь это волшебные краски, раздолье, леса, поля, их шум и запах. Какое время года у нас на улице? (ответ: осень)
- Верно, осень. Посмотрите сколько красок в ней, как красивы деревья. Осень наполняет живопись новыми красками, поэзию новыми рифмами, а музыку новыми звуками. Сейчас вы услышите музыку, которую написал П.И.Чайковский, внимательно послушайте и скажите: что вы почувствовали слушая эту музыку? Какое настроение у нее? (слушание и ответы).
- Какую картину природы рисует музыка?
- Как относится композитор к родной природе?
- Что его привлекает в окружающем мире?
- Каким человеком предстает перед нами П.И Чайковский?
- П.И.Чайковский назвал это произведение "Осенняя песнь". Песнь, потому что ярко слышна протяжная и певучая мелодия. Вот так чувствовал красоту природы великий композитор. И каждому из нас нужно пытаться хоть немного приблизиться к такому ощущению окружающего мира, почувствовать его и восхититься им.
Фрагмент урока "Экология и музыка"
- Ребята, сегодня у нашего урока необычная тема: "Экология и музыка". Скажите, что изучает наука экология? (ответы: наука о природе, о загрязнениях земли)
- Верно. Экология изучает состояние окружающей нас среды - природы, морей, океанов, материков и городов.
- Все едино в природе. Природа - наш дом. Проблемы сегодняшней цивилизации - нарушение климата, флоры, фауны, землетрясения, войны, химические и промышленные отходы, атомная энергетика, космос и многое другое - создаются людьми и ими же и должны решаться. Поэтому мы должны охранять и беречь окружающий мир.
- Эти же проблемы отражали и творческие люди в своем творчестве. Великие художники писали картины о природе, призывая к ее сохранению, поэты воспевали ее в стихах и поэмах, подчеркивая красоту. Не обошли экологические проблемы и музыку. Вот сейчас мы послушаем с вами музыку, которая отражает красоту одного природного явления, написал эту музыку Эдвард Григ. Послушайте и скажите, какое природное явление отражено в музыке? Что вы чувствуете, слушая ее? (утро, рассвет)
- Верно. Это "Утро". А как вы узнали, что это именно утро? (солнце чуть всходит, первые лучики пробиваются)
- Как развивается музыка? (мелодия постоянно повторяется у разных групп инструментов, каждый раз с более ярким динамическим развитием)
- В какой музыкальной форме изложено произведение? (вариации)
- Как выражает свое отношение к природе композитор? (с любовью, с восхищением)
- Как мы называем людей, которые любят родной край, родную природу? (патриот)
- Чему учит нас эта музыка? (любить природу, окружающий мир)
- Природа, красота природы ярко отражена в творчестве этого композитора, так как он любил свой край, любил природу окружающую его. Так же как и он, мы должны понимать и любить окружающий нас мир, природу. И у многих композиторов тема природы, родного края проходит красной нитью в творчестве.
- Моя планета - человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: "Больше не могу".
- Посмотрите на эти картины, что вы видите на них? Какие экологические проблемы вы видите? (демонстрация наглядных изображений экологических нарушений и проблем)
- А что нужно делать, чтобы этого не было? (ответы)
- Молодцы. Так и надо поступать. Только это должен делать каждый.
- Еще со старины далекой народ почитал силы природы, поклонялся им. Это нашло выражение в календарных праздниках, обрядах и русских песнях. В русских народных песнях очень часто воспевалась красота природы песни "Реченька", "Волга-матушка", "Полюшко-поле". А скажите, ребята, какое дерево- символ России? (береза)
- Верно, береза. Ее называли деревом четырех дел: мир освещать - тепло и свет березовых дров; крик утешать - рукоделия из бересты для детей; чистоту соблюдать - березовые веники в бане; больных исцелять - лечебные свойства березы. И одна из самых известных песен о березе, какая? ( Во поле береза стояла)
- Верно. Молодцы. Вот ее мы сейчас и попробуем исполнить (работа над песней)
- Но не только в давние времена люди видели красоту природы, воспевали ее, но и в современности продолжают писать песни, музыку. Экологических проблем много: с ними, выйдя на улицу встретится каждый из вас. Эти проблемы мы вызываем сами - войнами, катастрофами, выбросами химических веществ в природу. Мы не понимаем, что губим себя.
- Всю эту боль и переживание за погибающую планету, которую мы плохо оберегаем, передал известный американский певец Майкл Джексон в песне, которую он назвал "Песня Земли". Мы ее не только услышим, но и увидим. Посмотрите клип внимательно и скажите, какие чувства вызывает у вас увиденное и услышанное? Обратите внимание на титры, сопровождающие песню, это перевод.
Просмотр клипа М. Джексона "Песня Земли".
- Какие экологические проблемы отразил певец в этой песне?
- Как певец голосом выражает он свое отношение к тому, что происходит на земле?
- Что происходит в самом конце клипа и песни?
- Какие чувства вызывает у вас такое окончание песни?
- Переживали за состояние окружающей среды и природы и наши отечественные эстрадные певцы, такие как Юрий Антонов, песню которого мы сегодня и разучим (разучивание песни "Живет на свете красота").
- Прозвучавшая на сегодняшнем уроке музыка может называться экологически чистой музыкой, так как ее содержание - сама жизнь, с ее вечными идеалами красоты, добра, человеческого счастья.
3.Контролирующий этап.
На данном этапе мы провели исследование роли уроков музыки в решении проблемы взаимоотношения школьников с окружающим миром, насколько проведенные уроки по экологическому воспитанию повлияли на сознание учащихся. Исследование проводилось в форме анкетирования. Сводная таблица представлена в Приложении 3. Учащимся предлагалось ответить на три вопроса:
1) Чему учит нас песня Юрия Антонова "Живет на свете красота"?
2) Если бы вы написали песню в защиту природы, о чем бы она была?
3) Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?
Положительные ответы составили 92% от всех полученных в ходе анкетирования ответов. Это наглядно показывает нам, что учащиеся понимают, насколько музыка может воздействовать на отношение к природе, окружающему миру.
В ответах на первый вопрос дети писали: "Песня учит нас держать природу в чистоте и не рвать цветы", "Песня учит нас понимать красоту природы", "Песня учит нас не мусорить в окружающем мире".
В ответах на второй вопрос дети писали: "Написал бы песню о красоте природы", "Написала бы песню о русском лесе и цветах", "Написал бы песню о том, чтобы не загрязняли планету и не мусорили".
Ответы детей очень разнообразны, но все они говорят об одном - ребята чувствуют и понимают, как правильно поступать, имеют представление о том, насколько важна здоровая окружающая среда, красивая природа и помогает им в этом музыка, песня. Ответы учащихся в большей части изложены грамотно, с пониманием смысла вопроса, практически все ответы, требующие мнения ребенка, были полными.
Подавляющее большинство детей, участвующих в анкетировании, способны услышать, увидеть и осознать влияние музыки на формирование бережного отношения к природе родного края, они понимают и знают, что нужно для того, чтобы сохранять окружающий мир в чистоте и порядке, как этому может научить песня, рассказать музыка и какова ее роль в этой непростой задаче.
Заключение
Изучив опыт учителей музыки, литературу по данной теме, проведя исследование, мы сделали вывод о том, насколько важна роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников. Для успешного формирования экологической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали. Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Результаты, полученные в ходе опытной работе, привели нас к выводу о том, что гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи. Экологическая литература и книги о взаимосвязи природы и музыки, педагогические журналы помогли нам в понимании экологических проблем, встающих перед нами, в осознании связи музыки и природы, эстетического и экологического воспитания.
В ходе работы по данной теме был изучен опыт работы учителей музыки школ Ярославской области в экологическом воспитании детей средствами искусства, приобретен некоторый опыт формирования экологической культуры школьников в общении с музыкой и другими искусствами.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.Е.Экологическое воспитание средствами искусства/Г.Е.Абрамова. - Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников,1998. - 76 с.
2. Асафьев Б.О русской природе и русской музыке/ Б.Асафьев//Искусство в школе. - 2007. - №1
3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// Начальная школа. - 1999. - №1.
4. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой/В.Д.Бондаренко. - М.: Просвещение - 1997. - 296 с.
5. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальная музыка и ее использование в экологическом воспитании детей. // Начальная школа. - 1998. - №6.
6. Захарова А.А.Музыкальное восприятие образов природы - средство эстетического и экологического воспитания школьников/А.А.Захарова//Музыка в школе. - 2007. - №6
7. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983. - 250 с.
8. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №3
9. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №4
10. Кнященко Н.И., Лейзеров Н.Л.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя / Н.И. Кнященко - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.
11.Реймерс Н.Ф.А.В.Яблокова Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы/Н.Ф.Реймерс - М.,1982
12.Смолянинов И.Ф.Природа в системе эстетического воспитания/И.Ф.Смолянинов. - М.:Просвещение,1984. - 206 с.
13. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания./В.И.Старостин. - М.: Высшая школа, 1999. - 137 с.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.//В.А.Сухомлинский - Киев: Радянская школа,1972. - 204 с.
15. Осеннева М.С.Безбородова Л.А.Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С.Осеннева. - М.:Академия, 2001. - 368 с.
16. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. - Урал: ГАРК. - 1998. - 377 с.
17. Чемрезов И.П.Природа и музыка в воспитании школьников//И.П.Чемрезов. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.
18. Школяр Л.Школяр В.Музыкальное образование в школе/Л.Школяр. - М.:Академия,2001. - 232 с.
19. Яншин А. Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера. // Начальная школа. - 1998. - №6.
20. Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира/А.В.Яблонов. - М.: Знамя - 1979. - 268 с.
21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся школ.// Е.В.Яковлева. - М.:РАО - 1996. - 181 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Результаты анкетирования на 1-ом этапе опытной работы
Фамилия, имя учащегося | Что изучает наука "экология"? (правильн.ответ: природу, мир. | Какие экологические проблемы существуют в современном мире?" (++две и более проблем, +одна проблема,- без ответа) | Какие решения экологических проблем ты бы предложил (а)? (++два и более решения, +одно,- без ответа) | |
Будалянц Е. | + | ++ | ++ | |
Булыгин М. | + | ++ | + | |
Долинина А. | - | + | - | |
Семенова С. | + | + | ++ | |
Малькова Ю. | - | ++ | + | |
Дмитриев Д. | Нет ответа | - | - | |
Гольшевская В. | + | ++ | + | |
Молотов И. | Нет ответа | ++ | - | |
Ошкокова С. | + | + | - | |
Старчикова А. | + | ++ | + | |
Кузнецов В. | - | + | - | |
Баринова А. | + | ++ | ++ | |
Волкова П. | + | ++ | ++ | |
Мартеросян О. | Нет ответа | ++ | ++ | |
Ахвердиев Р. | + | ++ | - | |
Дмитриева Л. | Нет ответа | - | - | |
Оруджева Р. | - | ++ | - | |
Рыхтир А. | + | ++ | ++ | |
Крылова С. | - | + | + |
Приложение 2
"Как ты думаешь, что изучает наука "экология"?"
"Какие экологические проблемы существуют в современном мире?"
"Какие решения экологических проблем ты бы предложил (а)?"
Приложение 3
Результаты анкетирования на 3-м этапе опытной работы
Фамилия, имя учащегося | "Чему учит нас песня Ю.Антонова?" | Если бы ты написал песню в защиту природы, о чем она была бы ? | Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе? | |
Будалянц Е. | + | + | + | |
Булыгин М. | + | + | + | |
Долинина А. | + | + | + | |
Семенова С. | + | + | + | |
Малькова Ю. | + | + | + | |
Дмитриев Д. | + | + | + | |
ГольшевскаяВ. | + | + | + | |
Молотов И. | + | - | - | |
Ошкокова С. | + | + | + | |
Старчикова А. | + | + | + | |
Кузнецов В. | + | + | - | |
Баринова А. | + | + | + | |
Волкова П. | + | + | + | |
Мартеросян О. | - | + | + | |
Ахвердиев Р. | + | + | + | |
Дмитриева Л. | + | + | + | |
Оруджева Р. | + | + | + | |
Рыхтир А. | - | + | + | |
Крылова С. | + | + | - | |
Всего: | 17 | 18 | 16 |
Сумма всех положительных ответов - 51
Отрицательных ответов - 6
Сумма положительных ответов - 92% от всех полученных ответов