Ручные операции на уроках технологии резьбы по дереву
p align="left">Наиболее обоснованной критике подверглась практическая часть системы О. Саломона, а именно - его "коллекция моделей". Многие известные специалисты России - К. Ю. Цируль, Н. В. Касаткин, Д. И. Загребин, И. Л. Шаталов - приняли активное участие в пересмотре практической части и предлагали собственные программы. Так, Д. И. Загребин утверждал, что "коллекция моделей" О. Саломона не соответствует быту и потребностям русского крестьянина, отличающимся от быта крестьян Щвеции. Поэтому часть предметов никак не может найти применения в реальной жизни. Д. И. Загребин разработал и предложил "коллекцию моделей", которая, по его мнению, была более пригодна для школ России. Собственные программы предложили также Н. П. Столпянский, С. М. Солошенко и другие.

Действительно, система О. Саломона имела серьезные недостатки. К ним следует отнести ориентацию исключительно на столярные работы, преобладание в "коллекции" мелких однотипных работ, преувеличение роли ножа как главного инструмента. Вместе с тем полное отрицание развивающего и воспитательного значения шведской системы нельзя считать обоснованным. К тому же критики часто отождествляли обучение ремеслам и ручному труду. Тем не менее критические выступления в адрес нового предмета способствовали ускорению создания российской системы обучения.

Особенности российской системы обучения ручному труду. Создание этой системы потребовало значительных усилий со стороны российских мануалистов К. Ю. Цируля (1857 - 1924), Н. В. Касаткина (1866 - 1928), Н. П. Столпянского (1834- 1909), В. И. Фармаковского (1842 - 1922), К. К. Сент-Илера (1834 - 1901).

Благодаря стараниям К. Ю. Цируля признанным центром распространения нового предмета в школах России стал Санкт-Петербургский учительский институт. К. Ю. Цируль столкнулся с серьезными затруднениями при использовании "моделей" О. Саломона и постепенно пришел к выводу о том, что они дают далеко не лучшие результаты. Необходимы показ учителем приемов работы, объяснения, сообщение ученикам элементарных теоретических и технологических сведений. В итоге от системы О. Саломона в ходе апробации остался лишь один принцип - "исполнение задач на законченных, практически полезных предметах, расположенных по степени трудности".

К. Ю. Цируль разделял точку зрения многих прогрессивных педагогов о возможности эффективного интеллектуального развития лишь в единстве с физическим. Он являлся сторонником широкого применения чертежей и постепенного отказа от "моделей", которые впоследствии рекомендовал использовать лишь в качестве наглядных пособий. Он был убежден в том, что именно в процессе совместной деятельности педагога и ученика, где педагог выступает как старший товарищ, наиболее полно реализуется самое главное назначение дисциплины ручного труда - воспитательное. При этом К. Ю. Цируль особо подчеркивал, что в этом отношении важна не собственно задача, а "метод и процесс ее исполнения" [1, с. 51]. Отметим, что этот педагог, по данным С. М. Шабалова, обучал ручному труду царских детей - Михаила и Алексея .

Вторым по значению центром распространения ручного труда в России стал Московский учительский институт, где преподавал Н. В. Касаткин. Составленная им программа работ по бумаге и картону была удостоена в 1912 г. Большой золотой медали на международной выставке, посвященной устройству и оборудованию школ. Преимуществами занятий с бумагой и картоном Н. В. Касаткин считал дешевизну инструментов и материалов, возможность обучения в обычном, не оборудованном специально для уроков труда, помещении, легкость организации и возможность работы с 40 - 45 учащимися. С педагогической стороны, по его мнению, работы по бумаге и картону ничуть не хуже столярных, так как развивают те же качества - внимательность и аккуратность, сообразительность и сноровку, воспитывают волю и настойчивость.

Особое внимание Н. В. Касаткин уделял в процессе обучения применению приемов черчения и установлению межпредметных связей. Черчение он называл международным языком, который легко понимает каждый образованный человек. Без чертежей смысл педагогического ручного труда утрачивается, поскольку работа учащихся должна быть осмысленной и строго последовательной. Н. В. Касаткин рассматривал ручной труд как важнейшее средство общей подготовки к будущей технической и профессиональной деятельности, начальную ступень технического образования. В этой связи педагог высказывался за сообщение учащимся доступных по возрасту технологических сведений.

Проблемы методики обучения ручному труду разрабатывались главным образом преподавателем Харьковского учительского института Н. П. Столпянским. Он был убежден в том, что именно методика обучения предмету в общеобразовательной школе играет главную роль в достижении поставленных целей. Проводя аналогию уроков труда с уроками грамоты и арифметики, Н. П. Столпянский утверждал, что они должны давать столь же скорый и очевидный результат. А для этого нужно сначала изучить теорию процесса труда, а потом упражняться в выполнении конкретных приемов и операций. Поскольку наибольшее распространение получила обработка древесины, то должна изучаться теория ее ручной и механической обработки. Например, следует четко представлять, какую силу и в каком направлении необходимо приложить к инструменту и как он должен воздействовать на обрабатываемый материал. Здесь целесообразно использование элементарных сведений из курса физики. Вместе с тем Н. П. Столпянский преувеличивал роль отработки техники отдельных операций и приемов, соглашаясь тем самым с приверженцами французской системы обучения.

Немалое влияние на процесс популяризации и распространения ручного труда и формирование российской системы оказал директор Санкт-Петербургского учительского института К. К. Сент-Илер. Признавая пригодность шведской системы в качестве образца на начальном этапе, он высказывался за ее усовершенствование, за введение работ по металлу, за обеспечение тесной связи этой дисциплины с черчением и рисованием, за введение элементов украшения предметов из "коллекции моделей" с целью эстетического развития детей. Одним из первых он оценил роль ручного труда в выборе будущей профессии, указав на то, что новый предмет в немалой степени будет способствовать осмысленному выбору ремесла в дальнейшем.

К началу XX в. в результате совершенствования системы О. Саломона, в частности, введения обработки не только дерева, но и других материалов, в России сложилась собственная, так называемая российская система обучения ручному труду как самостоятельному предмету общеобразовательной школы. Она представляла собой синтез различных элементов европейских систем обучения и разработок отечественных педагогов. Ее отличительными особенностями стали:

повышенное внимание к процессу труда, стремление к максимальному использованию возможностей педагогического влияния на ученика в процессе выполнения им задания;

изготовление учащимися предметов не по готовым моделям, а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам;

корректировка учебных программ с учетом региональных особенностей и возможностей конкретного учебного заведения;

введение в процесс обучения работ по бумаге и картону, начальных работ по металлу;

сообщение учащимся первоначальных сведений о свойствах материалов и их обработке;

использование фронтального обучения и специальных теоретических уроков.

1.2 Методика обучения технологии

Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально- экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры,

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи,

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Базовое содержание предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов:

1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.

2. Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии - использование ЭВМ в управлении технологическими процессами).

3. Информационные технологии - использование ПЭВМ для решения практических задач.

4. Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

5. Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.

6. Строительные ремонтно-отделочные работы.

7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования.

8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.

9. Производство и окружающая среда.

10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценки, в том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении практических задач выделяются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах; а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации.

При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов.

С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация. Следующих разделов - на имеющейся в школах материальной базе:

в начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки...), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и. т. д.), информационные технологии, (обучающие, игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ - проектов. Для реализации, модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники - механические, конструкторы;

в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов;

в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса, художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов.

1.3 Методика обучения школьников ручным операциям

Повседневная, будничная педагогика включает в себя заботу о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о расцвете технических способностей и эстетических дарований.

И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На уроках технологии при ручных операциях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты, гармонии.

Создание изделий своими руками - это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства учащихся, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу - состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.

Обучение ручным операциям является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития.

Специфика обучения позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, тем лучше и многостороннее развита координация движения, тем проще ребенку овладеть новыми видами деятельности.

На уроках учащиеся знакомятся с такими операциями как, резание, скручивание, складывание, сгибание, плетение, вышивание, выпиливание и т.д. Разнообразие операций помогает поддерживать высокий интерес. Уроки направлены на развитие творческих способностей и фантазии учащихся, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела - изготавливать свои авторские работы.

Программа «Умелые руки» модифицирована на основе программ Лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, Москва ТОУ ЦР СДОД, 2003 г. и программы «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003 г.

Цель данной программы: приобщение детей к миру искусств, как эффективного средства творческого развития личности ребенка. Для реализации цели необходимо решение ряда конкретных задач:

· Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для творчества, о технологиях их обработки;

· Развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями;

· Знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

· Выработка жизненно важных качеств личности:

· Трудолюбие,

· Усидчивость,

· Аккуратность,

· Умение доводить начатое дело до конца.

· Развитие изобретательности, воображения, образного мышления;

· Возможность проявлять и развивать в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностные качества;

· Достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать