Реализация принципов дидактики в ходе преподавания дисциплины "Экономика" в колледже (ПТШ) на примере темы "Денежно-кредитная система"
p align="left">Приверженность части учителей вербализму в ущерб наглядности в обучении имеет место и в настоящее время, а не только в прошлом. Современные исследования показывают, что через органы зрения поступает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. В человеческом мозге 30% объема занимают нейроны, отвечающие за зрение, и только 3% отвечают за слух. Зрительная информация легче обрабатывается мозгом и запоминается, боле прочно хранится, поэтому принципу наглядности отводится в дидактике ведущее место. [3]

Наглядность, используемая в процессе изучения различных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности.

Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. встречающиеся в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). к этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (магнитофонные и видеозаписи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

В последнее время особое значение отводится изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например). Преимущества заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе). [1]

Чтобы восприятие наглядности учеником не оставалось на уровне чувственного восприятия, а переходило на уровень абстрактного мышления, необходимо сопровождать ее точными словесными выражениями (словесными сигналами), направлением наблюдений, обобщением их результатов. При этом следует связывать вводимые термины, определения, словесные выводы и формулировки с воспринимаемой наглядностью. [3]

Существуют различные способы сочетания слова и наглядности. Наиболее типичными из них являются следующие:

- при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением;

- при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации.

Очевидно, что первый способ более эффективен, нежели второй, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно второй. Это объясняется тем, что он более экономичен по времени, проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

1.3.3 Принцип доступности

Процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. Однако доступность не значит «легкость», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные способности, а значит, сделает доступным сложный материал. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т.п.

В начале 20 века обучение начиналось с 9-10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает, что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников12-13-летнего возраста, легко усваиваются 8-9-летними детьми.

Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалось, прежде всего, на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует у них развитию мышления.Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем нетрудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по 3 основным причинам:

1) учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т.п.);

2) материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его поверхностно;

3) материал недоступен для учащихся в виду физического перенапряжения. Имеется в виду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т.п.). [1]

1.3.4 Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип был применен Я.А.Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в логическом порядке, который позволит учащимся овладеть действенными знаниями и получить четкую картину окружающего мира. Достичь этого можно лишь специально организованным обучением без перерывов, нарушения последовательности и логики изложения. [3]

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми предметами и явлениями. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности.

1.3.5 Принцип прочности

Означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность - это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.

Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. [1]

Исследования показывают, что во многих случаях непроизвольное запоминание может быть боле прочным, чем произвольное. Чем важнее и интереснее для учащихся учебный материал, тем прочнее он запоминается и дольше сохраняется в памяти. Существует и такое понятие как порог восприятия учебного материала: ученики начинают запоминать материал только тогда, когда начинают осознавать важность и необходимость его усвоения.

1.3.6 Принцип научности

Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой, а используемые методы обучения должны быть по своему характеру приближены к методам соответствующей науки. Научность обучения обеспечивается соответствием учебных планов и учебных программ уровню развития науки и общества, а также педагогической науки.

Принцип научности следует также понимать в диалектическом смысле - как формирование в обучении такого типа мышления, который характерен для научной поисковой деятельности, т.е. формирования теоретического мышления. Такое обучение следует начинать еще в начальной школе и закладывать у детей основы теоретического мышления. [3]

Этот принцип в отличие от многих других долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Коменским.

В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейским толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования.

1.3.7 Принцип связи теории с практикой

Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся, прежде всего, понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности и чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний учащихся.

Связь обучения с практикой обеспечивается организацией трудового, политехнического и производственного обучения школьников, а также показом преобразований в экономике, политике, науке, культуре в нашей стране и во всем мире. [1]

1.4 Способы реализации принципов обучения

В педагогической интерпретации правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений - это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.

В еще более популярном толковании дидактические правила - это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно влиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей - это, по сути, сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось, и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как всегда находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, боле того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует - целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила, не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой - отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д Ушинского: «…самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». [6]

Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обуславливает творческий характер их применения. [4]

1.4.1 Реализация принципа сознательности и активности

Практическая реализация данного принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил:

ясное понимание целей и задач предстоящей работы - необходимое условие сознательного обучения;

обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;

обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения;

используйте силу взаимообучения учащихся;

на воспитание активности не жалейте времени и сил. Сегодня активный ученик - завтра активный член общества;

приучайте действовать самостоятельно, не допускайте подсказывания, ограничьте пересказывание и простое копирование;

то, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения;

учитесь задавать вопросы и выслушивать ответы - это важное условие стимулирования и поддержания активности. Каков вопрос - таков ответ. Как учитель слушает ученика - так ученик слушает учителя;

опирайтесь на интересы учащихся, изучайте их и формируйте на их основе мотивы учения;

по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

1.4.2 Реализация принципа наглядности

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил:

предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы;

дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать;

помните золотое правило дидактики: все, что только учащиеся могут видеть, представляйте для восприятия зрением; все, что могут слышать - слухом; доступное осязанию - путем осязания; запахи - обонянием; подлежащие вкусу - вкусом;

наглядность не цель, а средство обучения и развития и мышления.

в совершенстве владейте техническими средствами обучения и методикой их применения;

используйте наглядность для создания проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся;

с возрастом учащихся наглядность должна быть более символической;

демонстрируйте наглядные пособия лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала;

не увлекайтесь наглядностью, не перегружайте ею урок, ибо излишняя наглядность может рассеивать внимание учащихся и стать тормозом для развития абстрактного мышления.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.

1.4.3 Реализация принципа систематичности и последовательности

Этот принцип реализуется через планирование учебного процесса и путем организованного определенным образом обучения. Соблюдение принципа обеспечивает более прочное усвоение учебного материала и за меньшее время. Ему соответствуют следующие дидактические правила:

учебный материал представляйте разделенным на логически завершенные части, шаги, блоки и последовательно реализуйте их в учебном процессе;

учебный предмет - это уменьшенная копия соответствующей науки, поэтому показывайте учащимся ее структуру и систему понятий, законов, ее место в системе других наук. Используйте межпредметные связи;

выстраивайте систему уроков так, чтобы каждый урок был логическим продолжением предыдущего;

используйте опорные схемы и опорные конспекты, облегчающие процесс усвоения знаний;

проводите уроки обобщения, и систематизации знания после каждого раздела и важной темы;

не забывайте совет Я.А.Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

1.4.4 Реализация принципа прочности

Успешно реализовать принцип прочности позволяют следующие дидактические правила:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать