Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

Министерство образования Омской области

БОУ СПО «Омский педагогический колледж №1»

Выпускная квалификационная работа

Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе

Выполнила:

Студентка 509 группы

Специальность 050301

Русский язык и литература

Егорова Анастасия Александровна.

Научный руководитель:

Верес Любовь Мироновна

Преподаватель русского языка и литературы.

Омск - 2009 г.

Содержание

Введение

Глава 1: Теоретическая часть

1.1. Из истории вопроса

1.2. Цели образования и структурные элементы содержания общего образования

1.3. Опыт реализации регионального компонента содержания общего образования

1.4. Взаимосвязь процессов функционирования и развития в Омской области с элементами общего образования

1.5. Основные принципы внеклассной работы

1.6. Программа по литературе

Заключение

Глава 2: Практическая часть

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2 Выводы

2.3. Формирующий эксперимент. Проведение внеклассных занятий

Внеклассное занятие №1

Внеклассное занятие №2

Внеклассное занятие №3

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Вывод

Заключение

Список литературы

Введение

В процессе модернизации российского образования большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования. В соответствии с принципом вариативности, нормативно - правовыми документами предусмотрена возможность включения в содержание общего образования регионального компонента.

Учитывая, что в процессе модернизации российское образование должно обеспечить процессы развития страны, а значит способствовать решению задач перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, региональный компонент содержания общего образования должен быть гармонично связан с решением этих задач.

Соответственно, основанный на рекомендации Межрегионального Координационного Совета Сибири, решении Омского комитета по образованию администрации области богатый опыт реализации регионального компонента содержания образования, необходимо осмыслить и концептуально оформить в соответствии с задачами модернизации российского образования.

Необходимость разработки концепции регионального компонента содержания общего образования отмечается на совещаниях работников образования Омской области.

В концепции, исходя из новых целей образования, необходимо установить взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания общего образования, определить состав, структуру регионального компонента, в соответствии с ведущими целями образовательных областей рассмотреть функциональное значение региональной составляющей их содержания и адекватные форм организации образовательного процесса в рамках образовательных областей.

Концептуальное оформления опыта реализации регионального компонента - содержание общего образования предполагает выбор приемлемых методологических и теоретических оснований концептуальной работы. Выбранные основания предопределяют следствия проблемного характера. Решение проблем позволяет прогнозировать возможность достижения поставленных целей модернизации российского образования с учетом региональной специфики.

Знание культуры края важно для каждого образованного человека, что и обуславливает актуальность темы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что реализация регионального компонента способствует приобретению учащимися новых знаний. Анализ школьной практики показывает, что при изучении регионального компонента учащихся совершенствуют свои способности.

Объект исследования - процесс организации внеклассной работы по литературе в 5 классе.

Предмет - реализация регионального компонента во внеклассной работе по литературе в 5 классе.

Цель - рассмотреть реализацию регионального компонента во внеклассной работе по литературе.

Задачи:

1. Рассмотреть цели образования и структурные элементы содержания общего образования.

Рассмотреть опыт реализации регионального компонента содержания общего образования.

Выявление практического использования регионального компонента образования в школе.

Разработать и провести внеклассные мероприятия по реализации регионального компонента.

Рассмотреть взаимосвязь процессов функционирования и развития в Омской области с элементами содержания общего образования.

Гипотеза: если в процессе обучения школьников педагог реализует региональный компонент по литературе во внеклассной работе, то это обеспечивает высокий уровень знаний по предмету, развивает творческие способности учащихся, воспитывает любовь к родному краю.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ работ учащихся, эксперимент, беседы с учителем.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Из истории вопроса

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени. Писатели - классики и писатели - современники живут в контексте вечности и конкретного времени. Менее понят и осмыслен фактор пространственной характеристики литературы. А между тем культура еще у своих истоков четко зафиксировала свою связь с географией: литература Киевской Руси и Новгорода, Русского Севера и Дона. Литература Сибири в этом отношении не является исключением. Ее своеобразная история и этническая география, особенности климата и специфика сибирского характера - все это способствовало рождению оригинальной литературы. Литература Сибири имеет почти 400 - летнюю биографию. К сожалению, литература Сибири, определившаяся в последние годы как серьезная научная проблема, делает первые и еще общие шаги в школе.

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают и возгореться искрами любви к Отечеству. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Умение сопоставлять изучаемое со знак омой местностью - способность, чрезвычайно полезную и в практической жизни.

Идеи К. Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера и использования их в обучении поддерживал Л. Н. Толстой. Великого писателя занимала и главная проблема краеведения - соотношения изучаемого в школе и окружающей действительности. В статье «Об общественной деятельности на поприще народного образования» Л. Толстой утверждал, что школа забывала то, что если бы жизнь не подготавливала к ней учеников, не давала бы ее ученикам такого материала, который будет перерабатывать школа, сама школа была бы бессильна и бесплодна. Жизнь бессознательным путем дает понятия. Школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему.

Во второй половине 19 века велось не только теоретическое исследование проблем краеведения, но были сделаны и практические шаги по внедрению краеведческого подхода в обучение. Так, в Василеостровской женской гимназии А. Карповой была составлена программа отчизноведения. В некоторых учебных заведениях Иркутской, Вологодской губерний ввели сочинения краеведческого характера. Сбором фольклора занимались учащиеся в Вятке, Петрозаводске, Самарской, Томской губернии, Омске и других. Таким образом, уже к 20 веку русскими педагогами методистами были разработаны вопросы школьного краеведения. Временем начала бурного развития краеведения считаются 20 - е годы 20 века. В эти годы еще более усилилось увлечение краеведческими экскурсиями, которые рассматривались как средство организации активного отношения школьников к окружающей действительности, формирования у них жизненного опыта. По мнению Я. А Ротковича, литературные экскурсии давали материал для интересных сопоставлений художественного образа и реальной жизни, создавали у учащихся нужную эмоциональную настроенность.

К использованию литературного краеведения в учебном процессе обратились 80 - 90 - е годы. В настоящее время образование не может пониматься как процесс, ограничивающийся узкими рамками школы. События в общественной жизни, огромные сдвиги в культуре современности должны помочь подростку, пассивно воспринимающему материал, активно и сознательно отнестись к объекту, научить видеть облака на небе и грязь под ногами, радостный смех праздника и озабоченность трудового дня. В программах школ 1 и 2 ступени краеведение определяют как основу преподавания.

В 20 - е годы, называемые «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материал, как в учебной, так и во внеклассной работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели, смена идеалов привела к смене педагогических парадигм.

Современные философы считают, что, в наше время «образованный человек - это не столько “человек знающий”, сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире». Для того чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение, больше внимания уделяет гуманитарным дисциплинам, особенно литературе. Потому уместно введение литературно - краеведческих спецкурсов и факультативов с опорой на региональные знания. (Гвоздев Б. С. с. 123)

В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования школьников: созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений; по - новому ставятся в программах цели литературного образования. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций учащихся.

Изучение литературы родного края - это одно из новых направлений преподавания литературы в школах в г. Омске. Главная цель такого преподавания - изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности учащихся.

Одна из важнейших проблем времени - приобретение учениками «благородства не ради внешнего впечатления, но истинного с весомой пользой для жизни настоящей и будущей». Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей - дорог. И у литературы, которую мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием Сибири.

С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению, в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные знания - о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей.

Формы включения литературного краеведения в учебный процесс определяются литературным развитием школьников и литературно-краеведческим материалом. При этом общекраеведческие сведения используются в основном на уроках литературы, региональные - на факультативных занятиях регионального курса, во внеклассной и внешкольной работе. Литературное краеведение - это та же сфера, где творчество учителя и учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному краеведению не только как к узкому региональному началу, но и имеющему важность для культуры всей страны позволяет считать его основным краеведческим компонентом в литературном образовании, может изучаться в любой школе.

Искусство постижения народной эстетики посредством изучения собственно словесных и музыкальных фольклорных жанров - основная задача обучения в 5 классе. Важно, что в процессе изучения литературы учащиеся получают наряду с другим общекраеведческие литературные знания о связях писателей-классиков с тем или иным краем, о влиянии определенных мест на творчество писателя, о литературных местах России.

Самое главное - это желание ребят заниматься литературным краеведением. Свой выбор они объяснили желанием расширить свой общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края. Краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя, притом основной и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга.

1.2 Цели образования и структурные элементы содержания общего образования.

В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, детализируется в структуру более конкретных целей:

. ускорение темпов развития общества ставит перед образованием цель подготовить выпускников к жизни в динамичном обществе;

. расширение возможностей политического и социального выбора требует повышения уровня готовности выпускников к такому выбору;

.переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия предполагает коммуникабельность и толерантность;

.решение глобальных проблем в результате сотрудничества в рамках международного сообщества будет обеспечено, если у выпускников формируется современное мышление;

.динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

Глубокие структурные изменения в сфере занятости предопределяют необходимость формирования у выпускников потребности в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, готовности к профессиональной мобильности.

Содержание образования, являясь одним из факторов экономического прогресса, в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 14, п. 1) должно быть ориентировано на:

- обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства, то есть обеспечивать достижение целей образования.

Содержание образования, в соответствии с рабочим определением стратегии модернизации российского образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:

. опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов - знаний;

. опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умения действовать по образцу;

. опыта творческой деятельности - в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

. опыта осуществления эмоционально - ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Объем и состав структурных элементов содержания образования определяется образовательной программой. Образовательная программа раскрывается через нормативный текст, определяющий: цели программы, учебный план, отражающий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе (образовательном учреждении). Набор учебных программ, соответствующий данному учебному плану, совокупность программ внеурочной деятельности, взаимосвязанных с учебными программами; описание организационно-педагогических условий и педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы; систему методик педагогической диагностики, обеспечивающей обоснование для коррекции (изменения) образовательной программ. Описание ожидаемых результатов реализации образовательной программы и дальнейших направлений индивидуального образовательного маршрута (Богданов, с. 117).

Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов, закрепленных Законом РФ об образовании:

а) базового федерального;

б) регионально-национального;

в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

Прослеживая взаимосвязь целей общего образования, структурных элементов содержания общего образования и компонентов в структуре содержания становится очевидным, что основным элементом, обеспечивающим достижение целей, является федеральный компонент содержания общего образования.

Какова же роль регионального и школьного компонентов содержания образования в достижении целей образования, и кокой должна быть взаимосвязь между компонентами?

Учитывая большой опыт реализации регионального компонента содержания общего образования в Омской области, проведем его анализ с целью поиска ответа на поставленный вопрос. (Борисов Н. С. с.55).

1.3 Опыт реализации регионального компонента содержания общего образования.

На основе рекомендации Межрегионального Координационного Совета Сибири, Омский комитет по образованию администрации области принял в декабре 1995 года решение о введение в качестве регионального комитета БУП по Омской области учебных предметов, экология, экономика, культурно-историческое наследие народов Сибири составляющие регионального компонента выбраны на основе учета следующих условий:

. специфики социально-экономического и культурного развития Сибири;

. национально-этнического состава населения Омской области;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать