Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе
p align="left">Теория. Создание комической ситуации. Художественные приемы в юмори_стических рассказах.

Поэтический образ Родины

А. А. Блок. «На лугу», «Ворона». С. А. Есенин. «Пороша», «Ночь», «Заметает пурга...», «Черемуха». М. М. Пришвин. «Времена года». Н. А. Заболоцкий. «Отте_пель». Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...». Н. М. Рубцов. «Звезда по_лей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Природа в лирике поэтов XX века. Теория. Лирическая проза.

Героическое прошлое России

А. И. Фатьянов. «Соловьи». А. Т. Твардовский. «Я убит под Ржевом», А. А. Ахматова. «Мужество». Г. Гамзатов. «Журавли». Песни, созданные на стихи по_этов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература Виктор Петрович Астафьев. «Игра». «Васюткина озеро»

Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткина озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Теория. Автобиографический рассказ.

Федор Александрович Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Ве_ликой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия. Теория. Название произведения.

Василий Иванович Белов. «Скворцы». Быт русской деревни в произведени_ях писателя. Труд крестьянина. Его дом и семейные заботы. «Скворцы» -- рассказ о жизни дружной крестьянской семьи, ее заботах и бедах. Болезнь Павлуни и муже_ство семьи в преодолении общего горя.

Теория. Сюжет и герои литературного произведения.

Кир Булычев. «Заповедник сказок». Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. Алиса -- главная защитница сказочных героев.

Теория. Герои фольклорных произведений в сюжете современной сказки. Туве Янсон. «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг. Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

Путешествия и приключения

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергич_ного купца Даниэля Дефо. Герой его книги -- Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолю_бие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Теория. «Робинзонада».

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнх_гаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».

Теория. Гротеск. Литота.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Марк Твен мастер занима_тельного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои. Про_винциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Теория. Прототип.

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои ее произведений: Карл_сон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквиста: «Калле Блюмквиста играет», «Калле Блюмквиста рискует» и «Калле Блюмквиста и Расмус.

События и приключения повести «Калле Блюмквиста играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравст_венных ценностей в повести.

Теория. Трилогия. Детективный сюжет.

Сюжет и композиция художественного произведения

Итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведе_ниях. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения.

Новая жизнь старых героев

Николай Степанович Гумилев. «Маркиз де Карабас». «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX века.

Болеслав Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад XX века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о ста_ром герое признали классическим произведением польской литературы.

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений.

Итоги. Чтение летом

Марина Ивановна Цветаева, «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей и организации летнего чтения.

Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса.

Заключение

Разработка концепции регионального компонента содержания общего образования является задачей коллектива специалистов в различных областях педагогической науки.

Концепция, разработанная на основе система - деятельного подхода, теории развития личности, позволит перевести богатый опыт реализации регионального компонента содержания общего образования на качественно новый уровень, что в свою очередь обеспечит решение насущных проблем региона, Омской области.

Таким образом, региональный компонент содержания общего образования будет соответствовать целям и задачам модернизации российского образования, совершенствованию содержанию общего образования.

При рассмотрении цели образования и структурные элементы содержания общего образования на основе изучения опыта реализации регионального компонента по литературе во внеклассной работе, мы можем утверждать, что действительно если в процессе обучения школьников педагог реализует региональный компонент по литературе, то это обеспечивает высокий уровень знаний по предмету развивает творческие способности учащихся, воспитывает любовь к родному краю. Изученный опыт позволяет сделать вывод, что изучение литературы родного края - это одно из новых направлений преподавания литературы в школе в городе Омске, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного просвещения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развивать творческие способности учащихся. По мнению учителей практикантов самая главное - это желание ребят заниматься литературным краеведением. Свой выбор они объяснили желанием расширить свой общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края. Краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя при этом основной, и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга.

С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению, в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные знания о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей.

Глава 2: Практическая часть

2.1 Констатирующий эксперимент

В 5 классе Гауфской средней школы был проведен тест - опросник.

Входящий тест:

1. Знаете ли вы пословицы и поговорки Омской области?

Каких вы знаете Омских писателей?

Читали ли вы сказки Омской области?

Сколько лет городу Омску?

Назовите Сибирских поэтов:

А) А. Пушкин, М. Лермонтов

Б) В. Сокольский, Т. Белозеров

В) А. Бестужев, И. Крылов.

6. Знаете ли вы Омские песни?

Итоги тестирования:

Количество испытуемых 18 человек 5 - го класса.

При проверке выяснился такой результат:

Номер вопроса

Количество учеников и ответы.

1

12 человек - ответили, 6 человек - не ответили

2

16 человек - ответили, 2 человека - не ответили

3

9 человек читали, 9 человек не читали

4

15 человек знают, 3 человека не знают

5

11 человек правильно, 7 человек неправильно

6

4 человека знают, 14 не знают

2.2 Выводы

Данный эксперимент проводился в 5 классе Гауфской средней школы. Программа этой школы включает в себя программу по литературе для учащихся общеобразовательных школ 5 - 11 классов авторского коллектива (А. Г. Кутузов, М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин). Изучение литературного краеведения в школе повысит у детей интерес к творчеству писателей и поэтов родного края. Когда мы проводили анкету и беседовали с учителями, выяснили, что дети с интересом отвечают на вопросы, узнают новое.

2.3 Формирующий эксперимент. Проведение внеклассных занятий

Для подтверждения гипотезы нашей выпускной квалификационной работы были проведены внеклассные занятия по литературе. Эти уроки проводились в 5 классе Гауфской средней школы Омской области.

Цель данных занятий: формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением. В ходе изучений произведений родного края; развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края.

Внеклассное занятие №1

Тема: Жизнь и творчество Т. Белозерова.

Цели: познакомиться с Т. Белозеровым, понять его мысли и чувства, учиться выразительно, читать стихотворения.

Оборудование: доска, мел выставка, фото, книги, большой портрет.

Ход урока: Эпиграф: «Любовь моя, поэзия». Заранее раздаются слова детям.

1 - ый ученик: Наш рассказ о Тимофее Максимовиче Белозерове мы хотим начать словами его друга - писателя Акима. «Я уверен, писал он, - прочитав радостную, певучую книгу Т. Белозерова, вы вместе со мной будете гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом».

2 - ой ученик: Т. М. Белозеров родился 23 декабря 1925 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. Потеряв родителей в годы войны, он переехал в Омскую область. Здесь получил семилетнее образование, затем работал столяром на станции Калачинск, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.

3 - ий ученик: Закончив в 1952 году Омское речное училище Белозеров много лет работал мастером на заводе, учился заочно в литературном институте им. Горького. За годы учебы в институте в различных издательствах вышли большими тиражами книжки «Весна», «Лесной скрипач», «Гудки на реке», «Выбирай на вкус», «Подснежники», «Огородный подрастай», «Лесные качели», «Мои друзья», едва коснувшись прилавков, разошлись подчистую.

4 - ый ученик: Т. Белозеров мастер на все руки. Чистый сибиряк. Человек, пришедший в поэзию через многие профессии. А это всегда важно. Талант талантом, но раскрыть себя талант может только через знание и познание жизни. Точнее, надо пройти эту жизнь, а потом уже говорить о ней что - то другим…

Учитель: В книгах Белозерова с ребятами беседует взрослый человек, сам по-детски влюбленный в окружающий мир и стремящийся заразить своей любовью читателя. Он наделил тот мир добротой и гуманностью, лаской и дружелюбием. Малышу туда входить не страшно: всегда найдутся добрые друзья, которые помогут, как помогают тоненькому ростку гороха окружающие растения в стихотворении «Горох».

Ученик читает наизусть стихотворение «Горох».

5 - ый ученик: Т. Белозеров знает родную Сибирскую землю, ее природу, ее людей. Знает и любит любовью искренней и трепетной. Эта любовь и трепетность передается читателю совершенно естественно, без малейшего нажима. Вот стихотворение «Ранетки». В нем все просто, зримо и почти осязаемо. Сразу представляешь себе зимнее сибирское дерево, все в птицах. Читает наизусть стихотворение «Ранетки».

6 - ой ученик: Отличительная черта дарования Т. Белозерова - наблюдательность. Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчивое, увлекательное. Он раскрывает перед нами красоту мира и питает этим любовь к нему.

Учитель: Неистощимая фантазия, гибкая изобретательность позволяют поэту показать знакомый мир в новом свете, в обыденном увидеть необычайное, в прозаическом почувствовать поэзию.

Дети читают наизусть: «Подснежники», «Паучок», «Дыня».

7 - ой ученик: Т. Белозерова можно назвать поэтом - рисовальщиком, так как многие его стихи посвящены природе: и зверям, и птицам, то есть всему тому, что мы сейчас замысловато называем « окружающей средой». Но это только на первый взгляд. На самом деле стихи Белозерова куда более глубоки и значительны, чем поначалу может показаться.

Дети наизусть читают стихи: «Карасик», «Время», «Окончен день».

Учитель: Раскрыть для ребенка тайны и загадки природы, ее красоту, сделать это просто и тонко - дело очень и очень трудное. Т. Белозеров умеет это сделать. Он учит своих юных друзей видеть мир поэтически. В своих стихах и сказках он щедро расстилает перед детьми огромный, праздничный и вечно цветущий ковер поэзии. Критика хорошо приняла книги Т. Белозерова. Иван Яган писал в одной из своих рецензий: «Представляю ту огромную территорию, на которой разойдутся книжки нашего земляка, вижу тысячи малышей, слушающих и читающих эти стихи. И радуюсь: много полезного и интересного узнают дети». И это так: сейчас дети нашего города и области знают уже более четырех десятков книг Т. М. Белозерова. А Ефрем Беленький, оценивая творчество Белозерова, сказал, что серьезный и полезный труд поэта - педагога, в меру своего дарования, помогающего духовно «встать на ноги» большой массе маленьких читателей.

Вывод: Данное внеклассное занятие прошло успешно. Детям материал показался очень занимательным, узнали много нового о том, что в нашем городе жил такой поэт как Т. М. Белозеров.

Внеклассное занятие№2

Тема: Стихи Сибирских поэтов.

Цели: научить выразительно, читать, пробудить сопереживание, воспитывать любовь.

Оборудование: тексты, музыкальные композиции.

План: 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение и анализ стихотворений. 3. Закрепление. 4. Подведение итогов.

Деятельность учителя:

1) Кратко рассказать биографию поэтов, вообще о сибирских поэтах.

Сведения об авторах:

Бобров Юрий Васильевич. Инженер. Автор коллективного сборника стихов «Тропинка через рожь». Живет в Омске.

Кордзахия Евгения Владимировна (1947). Родилась в Омске. Окончила медицинское училище. Медсестра. Автор двух поэтических книг и многочисленных журнальных публикаций. Член Союза российских писателей. Живет в Омске.

Удалов Роберт Михайлович (1930). Родился в деревне Тихониха Сорокинского района Тюменской области. Окончил филологический факультет Омского педагогического института. Работал преподавателем в Омских школах, заведовал кабинетом в институте усовершенствования учителей. Отличник народного просвещения. Автор четырех книг для детей. Член Союза российских писателей. Живет в Омске.

Безденежных Марина Александровна (1962). Родилась в Омске. Окончила филологический факультет ОмГУ. Кандидат филологических наук, доцент ИПКРО. Автор пяти поэтических книг. Член Союза писателей России. Живет в Омске.

Раздать детям стихотворение И. Веттера «Иртыш». Читают выразительно. Затем звучит музыка Алябьева на стихотворение. Читают дети.

Певец молодой, судьбой гонимый, При береге быстрых вод сидел. И, грустью скорбною томимый, Разлуку с родиной он пел: « Шуми, Иртыш, струитесь, воды, Несите грусть мою с собой, А я, лишенный здесь свободы, Дышу для родины другой…

- Какие мысли и чувства вы испытываете при чтении стихотворения?

- Какова главная мысль? Почему лирический герой грустит? Можно ли его чувства перенести на поэта?

- Какие изобразительные средства использует автор при описании реки? - С чем прощается герой?

- Как вы думаете, какова может быть причина разлуки?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что нового вы сегодня узнали?

Вывод: данное внеклассное занятие прошло успешно. Трудности были в отсутствии текстов, поэтому мы писали тексты для всего класса. Детям материал очень понравился, дети умеют сопереживать героям. Узнали новое о своей родине, природе; у них развился интерес к творчеству писателей и поэтов родного края.

Внеклассное занятие №3

Сказка

Тема: Дворник - крыса

Жила-была девочка. Звали ее Ксюша, хотя сама она называла себя не иначе как Ксения. Была она уже не маленькая, однако в школу ей было еще рано. Ксюша жила с родителями в одном большом старом доме с двумя подъездами и множеством квартир с другими жильцами - взрослыми и детьми. Дом этот окружали разросшиеся пирамидальные тополя и аккуратно подстриженные кусты. Летом они шумели всеми своими листьями, а зимой плотно укутывались в снежные одеяла и стояли тихо, словно дети, которым на сильном морозе не разрешают разговаривать, чтобы не простудились. В общем, дом как дом, как все дома рядом и далеко. Но была одна странная вещь, которую замечали далеко не все, хотя Ксюша, конечно, давно обратила на нее внимание. Дело в том, что в этом доме был дворник. Ну, конечно, дворники есть у каждого дома, но этот был совершенно особенный. Его видели очень редко, да и то лишь по несколько минут, пока он выходил из своего подвала. В таких подвалах дворники обычно хранят свои метлы, лопаты и резиновый шланг, чтобы поливать деревья и траву, и много еще чего хранят,… но даже Ксюша, которая пыталась заглянуть за плечо дворника, пока он, согнувшись, затворял за собой низкую скрипучую дверь, ничего так и не видела. Никто никогда не видел, чтобы дворник мел дорожки, или поливал цветы, или стриг кусты. Да только все у него было всегда в полном порядке. Спрашивала Ксюша и мам, что она об этом думает, а та лишь посмеялась над этим. Как - то раз стояла жара, и мама с папой ушли на работу. Ксюша осталась дома одна. В то утро у нее разболелось горло и, напоив горячим молоком с медом, родители оставили ее дома в постели. Дело в том, что накануне вечером мама купила мороженного. Ксюша увлеклась мороженным и съела две порции. А потом как - то само собой и третью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать