Рейтинговая система контроля и оценки знаний

Рейтинговая система контроля и оценки знаний

2

Федеральное агентство по образованию РФ
Кузбасская государственная педагогическая академия

Кафедра педагогики

Рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повышения мотивации
учащихся
Курсовая работа

Выполнила:
студентка III курса ФИЯ группы 2а
Макова А.А.
Научный руководитель:
к.п.н, доцент Лаптева И.Д.

Новокузнецк, 2007

  • Содержание
  • Введение 3
  • Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний 6
    • 1.1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования 6
    • 1.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 9
      • a). Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы 14
    • Выводы по I-ой главе 17
  • Глава II. Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык» 18
    • 2.1. Определение поурочной учебной успешности студентов 18
    • 2.2. Определение учебной успешности по пройденной теме 23
    • Выводы по II-ой главе 26
  • Заключение 27
  • Список литературы 29
Введение

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.

Школьная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.

Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.

В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.

Объектом исследования: процесс мотивации.

Предмет исследования: условия использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации учащихся.

Цель исследования: определение условий использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.

Определить сущность рейтинговой системы;

Проанализировать учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний;

Разработать технологию рейтинговой оценки учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык».

Методы исследования. На различных этапах работы для решения поставленных задач использовался комплекс методов, среди которых:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

изучение и анализ действующих учебных планов и рабочих программ различных учебных заведений;

изучение и обобщение педагогического опыта;

статистико-математические методы обработки данных.

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний

1.1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем - самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.

Мотивация - довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, один из диагностических компонентов которой - мотивационная готовность к обучению, свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные - среднюю. Причем все учащиеся хотят в школу (“В школе интересно, узнаю много нового”), желают учиться (“Хочу быть умным, все знать”, “Научусь считать и красиво писать”), готовы к принятию нового статуса - ученика (“На уроке надо быть внимательным, не баловаться, слушать учителя”).

На протяжении многих лет уровень школьной мотивации учащихся начальной школы оценивается также в рамках мониторинга “Готовность учащихся начального звена к обучению в средней школе” по анкете Н.Г.Лускановой, что позволило выявить тенденцию значительного снижения учебной мотивации учащихся по мере их обучения.

Изучение педагогических и психологических разработок по мотивации, показало, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема (М.В.Матюхина, 1984). Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы.

В.С.Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний”, иначе приобретение знаний становится неким механическим, неосознанным процессом. На уроке же учитель зачастую нацеливает учеников на выполнение определенных учебных действий, операций (“Вы должны уметь решать такой-то тип уравнений, задач, это пригодится на контрольной, на экзамене” и т.п.). Часто школьники учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Учебная мотивация в рамках личностно-ориентированного, гуманистического, подхода должна идти не через принуждение, а через осознание.

Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой общешкольной системы активного воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

1.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. (Б.Г. Ананьев)

Рейтинг студентов - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене ( зачете);

совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель - Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректи-рует сроки, виды и этапы раз-личных форм контроля уров-ня работы учащегося, тем самым обеспечивает возмож-ность самоуправления обра-зовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой сис-темы контроля - значитель-ное увеличение временных затрат преподавателя на под-готовку к урокам и на допол-нительные занятия. Однако с приобретением опыта остро-та проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуаль-ного обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выби-рают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких орг-выводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдав-ший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особеннос-тей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приоб-ретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то пере-ходит к изучению следующей темы, если нет, ему предсто-ит выполнение индивидуаль-ных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или час-тично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и по-вторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Определение максимальной рейтинговой отметки

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету опре-деляется по формуле:

R mах= (N/2) 5, где N - ко-личество часов, выделяемых на изучение данного предме-та. 5 - максимальное количе-ство баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успевае-мости за период обучения складывается из максималь-ных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинго-вых оценок по составляю-щим его темам (разделам).

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.

Устанавливается «ве-сомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

Рассчитывается учебная успешность.

«Контрольные точки»

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

реферат (10);

составление библио-графии и аннотаций - 5 ис-точников информации по теме (3);

кодирование тек-ста учебника, статьи, жур-нала (3);

конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных от-ветов (3);

подготовка до-полнительного материала по теме (5).

Выполнение практичес-кой работы по теме (3).

Решение проблемных за-дач по теме (5).

Устный ответ - монолог (5).

Контрольная работа по содержанию темы (10).

Участие в конферен-ции: подготовка доклада, ре-цензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дис-куссии (10).

Дополнительные бал-лы начисляются за изготовление раздаточного материа-ла, выполнение индивиду-альных заданий учителя, оформление средств нагляд-ности и др. (5).

Штрафные баллы: откло-нение от графика и несвоевре-менная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного от-вета - минус 5 баллов

Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успешности является ме-ханизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной дея-тельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать