Рейтинговая система контроля и оценки знаний
p align="left">Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информацион-ная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы). Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.

Рейтинговая шкала учебной успешности использует единицы успешности - Ре. Предусмотрена система перевода оценочных баллов в единицы успешности. В зависимости от уровня успеваемости выделяют следующие уровни успеваемости наивысший, высший, высокий, средний, низкий, крайне низкий, чрезвычайно низкий.

Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.

Алгоритм выведения учебной успешности в рейтинговой системе контроля и оценке знаний

I) Алгоритм определения поурочной учебной успешности (уу) учащихся:

1. Определение уровня учебной успешности учащихся в рейтинговых единицах с учетом успеваемости (рейтинговый модуль 1);

2. Определение уровня учебной успешности учащихся в рейтинговых единицах без учета уровня успеваемости (рейтинговый модуль 2);

II) Алгоритм определения тематической учебной успешности учащихся:

1. Определение в рейтинговых единицах уровня успешности учащегося с учетом успеваемости по теме;

1. Вычисление учебной успешности без учета успеваемости.

Выводы по I-ой главе

Итак, проанализировав проблему мотивации учащихся, определив, сущность рейтинговой системы и, проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

· Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

· Обучение становится личностно-ориентированным;

· Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Глава II. Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык»

Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык» на наш взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности учащихся, включающим в себя успеваемость по предмету.

Успеваемость - качественная характеристика, отражающая степень соответствия знаний, умений и навыков учащихся учебной программе (стандартам).

2.1. Определение поурочной учебной успешности студентов

Первоначально необходимо определение уровня успешности учащегося на каждом отдельном уроке. Для этого необходимо заполнение поурочно-методической карты (Таблица № 1). В ней отражаются соответствующие явления учебно-воспитательного процесса, как положительные, так и отрицательные. Таблица № 1

Поурочная учебно-методическая карта оценки учебной успешности учащихся по дисциплине «Английский язык»

Тема, раздел ____________________________________________________

группа

дата

№ урока в теме

Тема урока

Ф.И.

посещаемость

Опоздания

Наличие дом. задания

Отчет по домашнему заданию

Изучение нового материала

закрепление

Учебная успешность

Проверочная работа

таблица

Диалог

Ответы на вопросы

дополнения

Информационные задания

Информационные задания

Интеракт формы

Лаборат, практич. работа

конспект

Задания - проблема

Задания в ртпо

Ответ на вопросы

задания

Успеваемость

Уу с учетом успеваемости

Уу без успеваемости

Поощрит и штраф баллы

Общая. успешность

сообщение

доклад

реферат

Творческий проект

сообщения

Доклад, реферат

Творч. работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

1

2

3

4

5

Следующим шагом в расчете поурочной учебной успешности является оценивание студента по критериям учебно-воспитательного процесса (Таблица №2) и подсчет общей учебной успеваемости в соответствии с этим (Таблица №3).

Таблица № 2

Рейтинговый модуль №1 оценки учебной успешности учащихся.

Пропуски (5 Ре)

Опоздания (5 Ре)

количество

количество

0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5

Вычет Ре за 1 пропуск по неуважительной причине - 1Ре

Вычет Ре за 1 опоздание по неуважительной причине - 1Ре

Исх.

Полученные Ре

Исх.

Полученные Ре

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

Дисциплина ( 10 Ре)

Замечания

Деструктивный конфликт Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. (Н.П. Каменев)

Количество замечаний

Количеств дестр. конфликтов

0

1

2

3

4

5

6

0

1

2

3

4

5

Вычет Ре за 1 замечание - 1Ре

Вычет Ре за 1дистр. конфликт - 2 Ре

Исх.

Полученные Ре

Исх.

Полученные Ре

6

5

4

3

2

1

0

4

2

0

-2

-4

-6

Информационная активность (10 Ре)

Активность при изучении нового материала

( 10 Ре)

Исх.

1 работа

наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвыч. низкий

Исх.

наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвыч. низкий

Дополнительные баллы

10

5 Ре

10

9

8-7

5-6

3-4

2-1

0

10

10

9

8-7

6-5

4-3

2-1

0

+5

Домашнее задание ( 10 Ре)

Отсутствие заданий или работ

0

1

2

3

4

5

Вычет Ре за 1 пропуск по неуважительной причине - 2Ре

Исх. Ре

Полученные Ре

10

8

6

4

2

0

Успеваемость (50 Ре)

Количество отметок

Полученные отметки

Уровни успешности

55

44

33

22

Наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвычайно низкий

Вычет Ре (-1)

0

--1

--2

--3

Исх.

Ре

Потерянные Ре

1

5

-1

-2

-3

5

-

4

3

2

-

-

2

10

-2

-4

-6

10

9

8

7-6

5

4

-

3

15

-3

-6

-9

15

14

13-12

11-10

9-8

7

6

4

20

-4

-8

-12

20

19-18

17-16

15-14

13-12

11-10

9-8

5

25

-5

-10

-15

25

24-23

22-20

19-18

16-15

14-13

12-10

6

30

-6

-12

-18

30

29-27

26-24

23-21

20-18

17-15

14-12

7

35

-7

-14

-21

35

34-32

31-28

27-24

23-21

20-18

17-14

8

40

-8

-16

-24

40

39-36

35-32

31-28

27-24

23-20

19-16

9

45

-9

-18

-27

45

41-44

40-36

35-31

30-26

25-22

21-18

10

50

-10

-20

-30

50

49-45

44-40

39-34

33-29

28-24

23-20

Таблица №3

Общая учебная успешность (100 Ре)

исходные

наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвычайно низкий

100

100

99- 90

89- 80

79- 65

64- 55

54 - 45

44- 40

Основная доля Ре единиц в данном модуле приходится на успеваемость в 50 Ре. В данном рейтинговом модуле предлагается система подсчета оценочных баллов в зависимости от количества полученных оценок, исходя из 10 оценок, как наиболее удобное число для расчетов. Оценочными баллами являются те баллы, полученные студентами по традиционной пятибалльной системе. Предполагается, что на одном уроке студент может получить несколько оценок:

за домашнее задание - обсуждение домашнего задания,

в ходе изучения нового материала - за участие в интерактивной беседе, проблемной ситуации и т. д.;

закреплении - обобщение, применении изученного материала в последующем диалоге и т. д..

2.2. Определение учебной успешности по пройденной теме

После того как завершено изучение юнита, также возникает необходимость определения учебной успешности по этой пройденной теме. Для этого предлагается следующий вариант анализа учебной успешности студентов.

Данный вариант довольно детальный, он позволяет вести мониторинг по каждому студенту по учебной успеваемости и по уровням общей учебной успешности по мере прохождения юнита и по его итогам. В тематическую учебно-методическую карту проставляется средний балл успеваемости по урокам соответственно номерам урока. Высчитывается средний бал успеваемости по теме по формуле:

Yср = (Хср1 + Хср2 + Хср3 …) / N , где

Yср - средний показатель успеваемости студента по теме,

Хср1, 2, 3… - средний бал успеваемости студента за урок

N - число уроков в теме.

Следующий шаг - вычисление среднего балла успеваемости по теме, если по ее итогам проводится зачет, контрольная работа и т.д.

Z = Yср + Бкр, где

Z - средний балл по теме с учетом тематической контрольной работы,

Yср - средний показатель успеваемости студента по теме.

Далее осуществляется определение уровня учебной успешности, начисление поощрительных и штрафных баллов, вычисление итогового балла и определение общего уровня успешности

.Таблица 4

Учебно-методическая карта оценки успешности студентов

по теме______________________________________ в _____ группе

Ф.И

Поурочная учебная успеваемость

Поурочный суммарный средний балл

Тематическая проверочная работа

Средний балл по теме

Уу с учетом успеваемости

Поощрительные баллы

Штрафные баллы

Общая учебная успешность

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Урок 6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

17

18

19

1

2

3

Для усиления мотивации в качестве поощрения предлагается следующее:

если студенты находятся на наивысшем и высшем уровне учебной успешности, то они освобождаются от тематической контрольной работы, получая при этом задание связанное либо с информационной активностью, либо проблемного характера;

студенты, значительно повысившие по мере изучения предмета свой рейтинговый уровень и при этом подтверждают его регулярно - получают задания, которые позволят ими еще более поднять свой рейтинговый уровень,

при наличии спорной отметки за четверть - отметка выводится в пользу учащегося.

Выводы по II-ой главе

Итак, была разработана технология рейтинговой оценки учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык». За основу были взяты следующие оценочные критерии учебно-воспитательного процесса: успеваемость, домашнее задание, информационная активность, участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала, пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дает возможность показать преподавателям и студентам действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.

Заключение

Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.

Для объективизации контроля качества знаний учащихся и мотивирования их к учебной деятельности, в образовательный процесс была введена система рейтингового контроля и оценки знаний.

Рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам:

осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;

четко понимать систему формирования итоговой оценки;

своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра.

вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Преподавателям рейтинговая система позволяет:

рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стиму-лировать работу студентов;

иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;

своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;

точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом те-кущей успеваемости;

обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.

Итак, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля вместе с технологией рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.

Список литературы

Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. - 2004. - №1. - С. 136

Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., 2006

Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. - 2001 - №4

Галевский   Г.В.. Современные вопросы теории и практики обучения в вузе.: Новокузнецк, 2004

Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. - 2003 - №6

Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. - 2005. - 16-30 ноября (№22). - С. 23-25

Грызлов   В. . Качество образования: диалектика позиций и уровней// Высшее образование в России. - 2005. - №5. - С. 25-28

Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. - 2003. №3. - С. 38 - 42

Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999

Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984.

Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- М., 1971.

О показателях качества образования.// Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 92 - 96

Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов// Специалист. - 1999 - №7

Основные пути повышения качества высшего образования// Университетское управление. - 2005. - №1(34). - С. 100 - 103

Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №5. - С. 14 - 20

Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №2. - С. 23 - 30

Рейтинговая система.// Высшее образование в России. - 2001. - №4. - С. 131 - 137

Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. - 2004, № 12

Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. - 2003. - №6. - С. 94 - 99

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 - 2006 учебного года.

http://www.ug.ru/03.11/t48.htm - Информационный сайт учительской газеты

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать