Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

2

Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………….……………………………………………...…… 3

1. ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ ………………………………………………........ 5

1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности …………………………………………………………………..… 5

1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование ……………………...….... 8

1.3. Профессиональная «Я-концепция» педагога …………………….…... 26

1.4. Рефлексивность и самопознание в структуре личности ……………... 28

1.5. Педагогическая рефлексия и её виды ……………………………..…... 33

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...… 40

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ………………………………………………...…... 41

3.1. Изучение потребности учителей-логопедов в изучении учащихся..... 41

3.2. Контент-анализ педагогической рефлексии …………………….....…. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…. 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………..…...... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..…........ 56

Введение

Актуальность. Проблема педагогической деятельности и её продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии. Учитель-логопед является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а так же взаимодействует со своими коллегами и руководством. Однако не каждому учителю-логопеду достаёт сформированности личностных качеств в доведении индивидуальной работы с трудным ребёнком до логического завершения. Здесь важным выступает сформированность рефлексивной готовности учителя-логопеда. Исследуемая в курсовой работе тема способствует пониманию самосознания учителя-логопеда; помогает понять степень сформированности рефлексии у учителей-логопедов; помогает увидеть сформированность функции анализирования, оценивания, понимания себя и индивидуального своеобразия своих учеников. Исследование профессионального мировоззрения учителя-логопеда важно для осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в их социальной и духовной жизни. Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя логопеда.

Цель исследования - изучить степень сформированности рефлексивности как профессионально значимого личностного качества учителя-логопеда.

Объект исследования - педагогическая рефлексия.

Предмет исследования - рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителей-логопедов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические исследования по теме работы.

2. Выявить сформированность рефлексивности у учителей-логопедов.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Опросные методы - анкетирование.

Контент - анализ.

Гипотеза исследования. Рефлексивность является профессионально значимым личностным качеством учителя-логопеда. Источниками самосознания и рефлексии учителей-логопедов является субъекты коррекционно-образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители, руководство). В педагогической рефлексии отражены взаимоотношения логопеда с учащимися и их педагогическая позиция.

Научно-теоритические основы работы: составили научные исследования таких учёных как Л.М. Митина, Р. Бернс, У. Джемс, И.С. Кон, К.Р. Роджерс, И.И. Чеснокова и др.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (33) и приложения.

ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ

1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности

Профессия Учителя одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог -- это связующее звено между поколениями, носитель общественно-историчес-кого опыта. Общественно-культурная целостность народа, ци-вилизации в целом, преемственность поколений во многом обус-ловлены ролью Школы -- Учителя. В меняющемся мире про-фессий, общее количество которых насчитывает несколько де-сятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизмен-ной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и ка-чественный состав меняются.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической де-ятельности, педагог в то же время представляет собой общест-венный субъект -- носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди-няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще-культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Че-ловек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определя-ется следующими качествами человека: устойчиво хорошим са-мочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого челове-ка, быстро понимать намерения, помыслы, настроение

других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хоро-шо

помнить и держать в уме знание о личных качествах мно-гих и разных людей и т.д. (11) Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осу-ществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широ-кий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; реше-ние нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Для анализа профессиональной пригодности человека, рабо-тающего по схеме «Человек--Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Про-тивопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погружен-ность в себя, необщительность, выраженные физические недо-статки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие призна-ков бескорыстного интереса к человеку -- интереса «просто так». Это как бы обобщенный портрет субъекта профес-сии типа «Человек--Человек». Входящая в этот тип педагоги-ческая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные -- профессиональная компе-тентность и дидактическая культура.

Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учи-теля в обстановке обучения занимает первое место, те или дру-гие свойства его будут повышать или понижать воспита-тельное влияние обучения» (10) . П.Ф. Каптеревым были отмечены «специальные учительские свойства», к которым он отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в сте-пени научной подготовки по данной специальности, по родст-венным предметам, в широком образовании; потом -- в зна-комстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с ко-торой учителю приходится иметь дело; второе свойство -- субъ-ективного характера и заключается в преподавательском ис-кусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Второе включает педагогический такт, педагогиче-скую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель дол-жен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Все современные исследователи отмечают, что лю-бовь к детям следует считать важнейшей личностной и профес-сиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к это-му склонность человека работать и общаться с детьми (5) . Но также большое значение для учителя имеет желание самосовершенство-вания, саморазвития, так как точно еще отметил К.Д. Ушинский: «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. В общем виде она может быть представлена следующим образом:

Свойства учителя:

- Специальные: объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (личный учительский талант)

- Личностные: нравственно-волевые качества.

1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование

Я-концепция -- динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

Образ Я - представление индивида о самом себе.

Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е г. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме (23). Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид). Однако первые теоретические разработки в области Я - концепции бесспорно, принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я - сознающее и Я - как объект (9).

Я - концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный -- «образ Я» (характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).

Я-концепция -- целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.

Её отличает сложное, уровневое строение, по-разному понимаемое разными авторами. Например, Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде

иерархической структуры (2). Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

· реальное Я (представление о том, каким я хотел бы быть);

· зеркальное Я (представление о том, каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов -- физическое Я, социальное Я, умственное Я и эмоциональное Я.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.

Большинство авторов прибегают к термину "самооценка". Так, Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965). Для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д.

Понимание самооценки заключается: во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции

Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям (9). Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.

Еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества.

Следует подчеркнуть, что самооценка всегда носит субъективный характер.

Мотивационные и установочные структуры являются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому можно с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Роджерс (1951) утверждает, что Я-концепция складывается из

представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность (23). Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать